Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании
_________________Лебедева Л.Г. протокол № 1
Руководитель МО_____________________Кабанова Н.Н..
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. – 7е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С. Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебником: «Химия. 9 класс» О. С. Габриелян. — М.: Дрофа. 2010г. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю и соответствует 68‑часовой годовой программе.
Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников этой школы, что явилось главным принципом ее структурирования.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей: материальное единство вещества природы, их генетическая связь; развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс, включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. Нормативная продолжительность его изучения определены в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 учебных часа в неделю в 9 классах соответственно.
В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы, объекты учебных экскурсий).
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.
Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка или алюминия и реакции их получения.
Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева. Определение оксидов, оснований, кислот и солей с позиции теории электролитической диссоциации. Химические реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Положение металлов в периодической системе Химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характеристика химических элементов-металлов в периодической системе элементов. Строение атомов.
Химические свойства металлов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения щелочных металлов.
Алюминий, его физические и химические свойства. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Железо, его физические и химические свойства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа.
Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов».
Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений металлов».
Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».
Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получение и применение.
Хим. элементы группы главной подгруппы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Кислород, его свойства. Получение и применение.
Сера, её физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (IV и VI). Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот и его свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.
Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.
Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и её соли.
Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.
Количество вещества. Молярный объем.
Практическая работа № 4, № 5 «Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппа кислорода» и «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 6 «Способы собирания газов, качественные реакции на газы».
Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода. Предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.
Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие.
Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации.
Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства.
Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.
Биологически важные органические вещества: углеводы. Физические и химические свойства. Глюкоза, её свойства и значение.
Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные классы органических веществ.
Физический смысл порядкового номера элемента периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные) и соли: состав, классификация и общие химические свойства свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.
водород (взаимодействие с кислородом, оксидом меди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;
кислород (взаимодействие с водородом, серой, фосфором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотропия;
углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восстановление меди углем и водородом из оксида меди (II).
Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды железа (II), меди (II), фосфаты; химические реакции замещения и ионного обмена.
Реакции окисления-восстановления: металл + неметалл, металл + кислота, металл + соль, водород + оксид металла.
Предельные углеводороды: метан (горение, взаимодействие с хлором — I стадия реакции), этан (горение).
Непредельные углеводороды: этилен (горение, взаимодействие с водородом, бромом, полимеризация этилена); ацетилен (горение).
Спирты: метанол, этанол (горение).
Карбоновые кислоты: уксусная кислота (химические свойства как электролита, реакция этерификации).
Биологически важные вещества: углеводы, жиры, белки.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Тематическое планирование уроков химии 9 класс 68 часов (2 часа в неделю) |
№ урока п/п, | Номер и тема урока | Изучаемые вопросы Дополнительные элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Эксперимент Демонстрационный Л – лабораторный Вид контроля П - проверочная работа Т - тест | Задания на дом по учебнику |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов) |
1. | 1.Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей свете ТЭД | Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак. Зависимость химических свойств оксидов и гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов | Знать: химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена. Уметь: записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде; составлять электронный баланс для ОВР; определять окислитель и восстановитель; составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций | Д. Получение и свойства основного и кислотного оксида, основания и кислоты (CaO и SO2, Ca(OH)2 и H2SO4) | Записи в тетради стр.8, упр. 5 |
2. | 2.Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева | Строение атома, характер простого вещества, сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ | Знать, важнейшие химические понятия:химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы. Характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей их атомов | | § 1, упр. 1 - 10 |
3. | 3.Понятие о переходных элементах. Амфотерные оксиды и гидроксиды | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента | Знать понятие «амфотерность», уметь характеризовать свойства амфотерных соединений | Л. №1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. П. «Хар-ка элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева | § 2, упр. 1 – 4 |
4. | 4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | Периодический закон и система. Предсказания Менделеева для германия, скандия, галлия | Уметь: объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп | | § 3, упр. 1– 11 |
5. | 5. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Введение». Решение задач на практический выход | Выполнение заданий и упражнений по теме «Введение», решение задач | | | § 1- § 3, в тетради |
6. | 6. Контрольная работа № 1.по теме: «Введение» | | | | |
Тема 1. Металлы (15 часов) |
7. | 1. Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов. Физические свойства металлов | Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе; строение атомов металлов; металлические кристаллические решетки; металлическая химическая связь; физические свойства металлов простых веществ | Знать: положение элементов металлов в П.С. Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твёрдость, плотность. Уметь: характеризовать металлы на основе его положения в П.С. и особенности строения их атомов. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с металлами; экологически грамотного поведения в окружающей среде | Л № 2. Знакомство с образцами металлов ( по коллекциям) | § 4 прочитать § 5 выучить, упр. 1 – 3, по § 6, заполнить таблицу |
8. | 2.Сплавы, их свойства и значение | Сплавы и их классификация. Черная металлургия: чугуны и сталь. Цветные сплавы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий. Характеристика сплавов их свойства, значение. | Знать: классификацию сплавов на чёрные (чугун и сталь) и цветные. Уметь: описывать свойства и области применения различных сплавов | Л.№ 3. Знакомство с образцами сплавов (по коллекциям) | § 7, заполнить таблицу |
9. | 3.Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения | Восстановительные свойства металлов. Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами. Правила применения электрохимического ряда напряжения металлов | Знать: общие химические свойства металлов; взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями. Уметь: записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств | Д. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. | § 8, упр. 3 – 5 |
10. | 4. Химические свойства металлов | Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с водой, с растворами кислот и солей | Уметь: записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств | Л. № 4. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (растворение железа и цинка в соляной кислоте; раствор медного купороса и железо) | § 8 |
11. | 5. Общие понятия о коррозии металлов | Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии | Знать причины и виды коррозии металлов. Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту | П. Химические свойства металлов | § 10, упр. 6 - 8 |
12. | 6. Металлы в природе. Общие способы их получения | Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия и её виды: пиро-, гидро- , электрометаллургии. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов | Знать основные способы получения металлов в промышленности. Уметь: характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов | Л. № 5. Знакомство с образцами природных соединений: натрия, кальция, алюминия, железа | § 9, упр. 1-6 |
13. | 7. Щелочные металлы. Общая характеристика элементов главной подгруппы, I группы | Строение атомов элементов I группы главной подгруппы в сравнении. Общие физические свойства. Химические свойства. Природные соединения | Уметь :характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атомов; составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия | Д. Взаимодействие натрия лития с водой (вода, фенолфталеин, натрий, литий) | § 11, упр. 1 – 3. |
14. | 8. Соединения щелочных металлов | Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли. Природные соединения щелочных металлов | Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знать применение соединений | | § 11, упр. 4. |
15. | 9. Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы | Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические, химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магнии, кальции) | Умет: характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атомов; составлять уравнения химических реакций (ОВР) | Д. Горение магния. Взаимодействие кальция с водой. Распознавание катионов кальция и бария | § 12 |
16. | 10. Соединения щелочноземельных металлов | Важнейшие соединения ЩЗМ, их применение. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов | Знать важнейшие соединения ЩЗМ. Уметь: на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений; характеризовать свойства оксидов и гидроксидов ЩЗМ | Тест «Щелочноземельные металлы» | 12 |
17. | 11.Алюминий, его физические и химические свойства | Строение атома, физические и химические свойства. Алюмотермия. Применение алюминия | Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома; составлять уравнения химических реакций (ОВР). Знать химические свойства | Д. Знакомство с образцами алюминия, и его природными соединениями | § 13, упр. 1 |
18. | 12. Соединения алюминия | Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида; важнейшие соли алюминия; применение алюминия и его соединений | Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия. Знать природные соединения алюминия; применение алюминия и его соединений | Л. № 6. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей | § 13, упр.2, 3. |
19. | 13. Железо, его физические и хими-ческие свойства. Генетические ряды железа (II) и (III) | Строение атома железа. Степень окисления железа. Физические и химические свойства железа. Соединения катионов железа Fe2+ и Fe3+. Железо в природе, минералы железа | Уметь: составлять схему строения атома; записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа; осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+, с помощью качественных реакций. Знать: химические свойства соединений железа(II) и (III) | Д. Знакомство с образцами руд и сплавов железа. Л. № 7. Качественные реакции на ионы железа +3, +2 | § 14, упр. 1 – 4 |
20. | 14. Решение задач на расчет выхода продукта реакции от теоретически возможного Обобщение знаний по теме «Металлы» | Обобщение знаний, решение задачи и упражнений. Подготовка к контрольной работе | Знать: строение атомов металлических элементов; химические и физические свойства; применение металлов и их важнейших соединений. Уметь: производить вычисления массы и объёмов продуктов реакции с определённой долей выхода,составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений | | |
21. | 15. Контрольная работа № 2. по теме «Металлы» | Тематический контроль знаний | Знать: строение атомов металлических элементов. Химические и физические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений | | Повторять § 5 - 14 |
| Тема 2. Практикум «Свойства металлов и их соединений» (3 часа) |
22. | 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. Инструктаж по технике безопасности. |
23. | 2. Получение и свойства соединений металлов. Инструктаж по технике безопасности. |
24. | 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Инструктаж по технике безопасности. |
| Тема 3. Неметаллы (23 часа) |
25. | 1. Общая характеристика неметаллов. Кислород. Озон | Положение элементов-неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности строения их атомов. Свойства простых веществ неметаллов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия, состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл» | Знать: положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева; строение атомов неметаллов, их физические свойства. Уметь: характеризовать свойства неметаллов, давать характеристику элементам – неметаллам на основе их положения в ПСХЭ; строение атомов неметаллов; сравнивать неметаллы с металлами | Д. Модели кристаллических решеток на примере модификации углерода (алмаза и графита) и молекулярных на примере озона и кислорода | § 15, упр. 3-6, §16 самостоятельное изучение |
26. | 2. Водород | Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Строение атома и молекулы. Физические и химические (окислительные и восстановительные) свойства. Получение и применение | Уметь: характеризовать химический элемент водород по его положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций (ОВР) химических свойств водорода | Д. Получение и распознавание водорода Горение водорода | § 17, упр. 2, 4 |
27. | 3. Общая характеристика галогенов | Строение атомов. Степень окисления. Галогены – простые вещества. Физические и химические свойства. Взаимодействие с металлами, растворами солей галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств у галогенов от фтора к йоду | Знать: строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства. Уметь: составлять схемы строения атомов. На основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР | Д. Образцы галогенов. Взаимодействие алюминия с йодом. Вытеснение хлором брома из раствора соли | § 18, упр. 1 – 8, § 20, упр. 1, 2 |
28. | 4.Важнейшие соединения галогенов | Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты. Природные соединения галогенов. Получение и применение галогенов и их соединений | Знать: способы получения галогенов. Уметь: вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции. Иметь навыки осуществления цепочек превращений, составления уравнений реакций | Д. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, фторидами). Свойства HCl. Л. № 8. Качественная реакция на хлорид – ион. Тест «Галогены» или Сам. работа: по сборнику | §19, упр. 1 – 7 |
29. | 5. Кислород | Строение атома кислорода. Аллотропия кислорода. Характеристика химических свойств кислорода. Получение и применение кислорода | Знать: способы получения кислорода, значение кислорода в атмосфере и в жизнедеятельность человека. Уметь: записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами | Д. Получение кислорода Горение лучинки в кислороде | § 21, упр. 1 - 3 |
30. | 6. Сера, ее химические и физические свойства | Строение атомов серы и степени окисления серы. Аллотропия. Физические и химические свойства. Сера в природе. Применение серы | Знать: аллотропию серы. Уметь: характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома. Уметь записывать уравнения реакций серы с металлами, кислородом и другими неметаллам | Д. Взаимодействие серы с металлами (натрий, сера, фарфоровая ступка, пестик) | § 22, упр.2, 3, 6 |
31. | 7. Соединения серы, оксиды серы (IV) и (VI) | Получение и свойства оксидов серы (IV и VI), как кислотных оксидов | Знать: способы получения оксидов серы (IV) и (VI), свойства и применение | Д. Получение SO2 горением серы | §§ 23, оксиды серы (IV,VI); упр.1,2,5,6. |
32. | 8. Серная кислота и ее соли | Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете представлений об электролитической диссоциации и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Соли серной кислоты. Их применение в народном хозяйстве. | Знать: свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВР; качественную реакцию на сульфат – ион. Уметь: записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР | Д. Разбавление H2SO4 (конц) Свойства H2SO4 (раз). Знакомство с образцами сульфатов. Л. № 9. Качественная реакция на сульфат – ион Тест «Соединения серы» | § 23 до конца, упр. 3, 4,8 |
33. | 9.Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода» | Решение упражнений по теме «Подгруппа кислорода». Повторение ключевых понятий темы | Уметь: вычислять массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции | | |
34. | 10. Азот | Строение атомов и молекул азота. Химические и физические свойства азота | Уметь: писать уравнения реакций в свете представлений об ОВР. Знать: круговорот азота в природе (корни бобовых растений с клубеньками) | Д. Корни бобовых растений с клубеньками | § 24, упр. 1 – 5 |
35. | 11. Аммиак | Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание. Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму | Знать строение молекулы аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония. Свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом. Получение, собирание и распознавание аммиака. Уметь: описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде | § 25, упр. 1 – 7 |
36. | 12. Соли аммония | Соли аммония, состав, получение, физические и химические свойства. Разложение солей аммония. Представители, применение в народном хозяйстве | Знать: строение, свойства и применение солей аммония. Уметь: распознавать ион аммония | Д. Получение солей аммония. Л. № 10. Качественная реакция на распознавание катиона аммония -NH4+ (растворы солей аммония и гидроксида натрия) | § 26, упр. 2,4,5 |
37. | 13. Азотная кислота | Состав и химические свойства азотной кислоты, как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: её взаимодействие с медью. Получение азотной кислоты и её применение | Знать: свойства азотной кислоты как окислителя. Уметь: писать реакции взаимодействия концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами | Д. Химические свойства HNO3. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью | § 27, упр. 2,4,6 |
38. | 14. Соли азотной и азотистой кислот | Нитраты и нитрит, их свойства (разложение при нагревании) и представители. Применение в народном хозяйстве. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции | Уметь: писать реакции взаимодействия концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами | Д. Знакомство с образцами нитратов и нитритов. Знакомство с коллекцией азотных удобрений. Сам. раб. «По свойствам конц. и разб. HNO3 | § 27 до конца, упр. 5,7 |
39. | 15. Фосфор и его соединения | Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применения красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора. Фосфор в природе. Оксиды фосфора (V), фосфорная кислота. Её соли. Фосфорные удобрения | Знать: строение атома, аллотропные видоизменения, свойства и применение, применение фосфора. Уметь: писать уравнения реакций образования фосфидов, фосфина, оксида фосфора(V), свойства фосфорной кислоты | Д. Знакомство с образцами природных соединений фосфора. Получение оксида фосфора (V) горением, его растворение в воде. Качественная реакция на фосфат ион PO43- Знакомства с образцами фосфорных удобрений | § 28 (до кислородных соединений фосфора), упр. 1 – 3 |
40 | 16. Обобщение знаний по теме « Подгруппа азота» | Решение упражнений по теме «Подгруппа азота». Повторение ключевых понятий темы | Уметь: вычислять массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции | | § 28 до конца, упр. 4 – 7 |
41. | 17. Углерод | Строение атома углерода. Аллотропия, свойства модификаций – алмаза и графита. Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и её практическое значение. Химические свойства углерода | Знать: и уметь характеризовать свойства углерода. Уметь: составлять схемы строения атома | Д. Адсорбционные свойства активированного угля: поглощение им растворённых веществ (раствор чернил, сока свёклы). Восстановление меди из её оксида углём. Образцы природных соединений углерода | § 29, упр. 1 – 5, § 30 до угольной кислоты |
42. | 18. Оксиды углерода (II, IV), их свойства и применение | Строение молекул. Физические и химические свойства оксидов углерода, сравнение их свойств. Получение и применение | Знать: качественную реакцию на углекислый газ; физиологическое действие на организм угарного газа. Уметь: писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода, оказывать первую помощь при отравлении | Л № 11. Получение углекислого газа и его распознавание | § 29, упр. 7-9 |
43. | 19. Угольная кислота и ее соли | Угольная кислота и её соли. Карбонаты и гидрокарбонаты. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонатов | Знать: качественную реакцию на карбонат-ион. Уметь: писать уравнения реакций, отражающие свойства угольной кислоты и её солей | Л. №12. Качественная реакция на карбонат – ион CO32-. Д. Ознакомление с образцами карбонатов | § 30 до конца, упр. 6 – 8 |
44. | 20. Кремний, его физические и химические свойства | Строение атома, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний, сравнение его свойств с углеродом. Применение кремния | Знать: свойства, значение кремния в живой и неживой природе. Уметь: составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций, иллюстрирующие свойства кремния | Л. №13. Ознакомление с природными силикатами | § 31 до применения кремния, упр. 1 - 4 |
45. | 21. Кислородные соединения кремния. Силикатная промышленность | Соединения кремния. Оксид кремния, его строение и свойства. Кремниевая кислота и её соли. Растворимое стекло. Природные соединения кремния, силикаты и алюмосиликаты. Нахождение в природе, физические и химические свойства. Кремниевая кислота, силикаты. Производство и применение стекла, фарфора, цемента | Знать: свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе. Уметь: составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций, иллюстрирующие свойства кремния и силикатов | Л. № 14. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности | § 31, в тетради |
46. | 22. Обобщение темы « Неметаллы» | Решение задач и выполнение упражнений по теме «Цепочки переходов» | Уметь: писать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Уметь производить вычисления массы и объёмов продуктов реакции с определённой долей выхода | | § |
47. | 23. Контрольная работа № 3. по теме «Неметаллы» | Контроль знаний, умений и навыков | Знать: строение и свойства изученных веществ. Уметь: выполнять упражнения и решать задачи | | |
| Тема 4. Практикум «Свойства неметаллов и их соединений» (3 часа) |
48. | 1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Инструктаж по технике безопасности. |
49. | 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Инструктаж по технике безопасности. |
50. | 3. Получение, собирание и распознавание газов. Инструктаж по технике безопасности |
Тема 5. Органические вещества (10 часов) |
51. | 1. Предмет органической химии | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Понятие об изомерии и гомологическом ряде | Знать: особенности органических соединений, валентность и степени окисления элементов в соединениях. Уметь: определять изомеры и гомологи | Д. Модели молекул органических соединений | § 32 Упр. 1,2,6 |
52. | 2. Предельные углеводороды – метан и этан | Строение алканов. Углеводороды: метан, этан, особенности физических и химических свойств | Знать: понятия «предельные углеводороды», «гомологический ряд предельных углеводородов», «изомерия». Уметь: записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия изучаемым веществам | Л. № 15. Изготовление модели молекул углеводородов | § 33 Упр. 1,4 |
53. | 3.Непредельные углеводороды: этилен | Непредельные углеводороды: этилен. Строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Полимеризация. Полиэтилен, его значение | Уметь: называть изученные вещества, характеризовать химические свойства органических соединений | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата-калия Тест «Углеводороды» | § 34, упр. 1 - 3 |
54. | 4. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин | Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин | Уметь: описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта | Д. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. №1 6. Свойства глицерина | § 35 Упр. 1,4,5(б) |
55. | 5. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Сложные эфиры | Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение | Знать: реакцию этерификации и формулы сложных эфиров. Уметь: характеризовать типичные свойства уксусной кислоты | Д. Получение уксусно-этилового эфира. Химические свойства уксусной кислоты | § 36 упр. 1,2 |
56. | 6. Жиры | Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах | Иметь представление о биологически важных органических веществах: жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот | Д. Омыление жира | § 37 упр. 1-4 |
57. | 7. Понятие об аминокислотах и белках | Понятия об аминокислотах. Белки, их строение, биологическая роль | Иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме | Д. Горение белков Цветные реакции белков | § 38 упр. 1-3 |
58. | 8. Понятие об углеводородах | Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал, целлюлоза, их биологическая роль | Иметь первоначальные представления о строении углеводородов. Глюкоза, её свойства и значение | Л № 17.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и с нагреванием. Л. №18. Взаимодействие крахмала с йодом | § 39 упр. 1-3 |
59. | 9. Полимеры | Полимеры природные и синтетические. Пластмассы и волокна | Иметь первоначальные сведения о полимерах на примере полиэтилена | | § 40 упр. 1,3 |
60. | 10. Обобщение знаний по органической химии. Контрольная работа № 3. по теме «Органические соединения» (20 мин.) | Отработка теоретического материала в рамках данной темы | Знать: формулы метана и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов. Уметь: писать уравнения реакций органических веществ, решать простейшие цепочки превращений, вычислять массы, объёмы, количества вещества по формулам органических соединений и уравнениям реакций | | |
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов) |
61-62. | 1 – 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома | Периодический закон, строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах | Знать: смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь: давать характеристику элемента на основании его положения в ПС | | Записи в тетради |
63-64. | 3 – 4. Строение вещества (типы химической связей и кристаллических решеток) | Ионная хим. связь, ковалентная хим. связь и её классификация: полярная, неполярная, ковалентная связи. Металлическая химическая связь. Единая природа химических связей. Кристаллические решётки веществ с различными типами химической связи | Знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них; характеристики веществ молекулярного и немолекулярного строения. Уметь: характеризовать свойства веществ по типу химической связи и по типу кристаллической решётки | | Записи в тетради |
65-66. | 5 – 6. Типы химических реакций | Типы химических реакций по различным признакам (тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, числу и типу веществ, ОВР и т.д.) | Знать: какие процессы называют химическими реакциями, и в чём их суть. Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации | | Записи в тетради |
67. | 7. Классы химических соединений в свете ТЭД | Простые и сложные вещества, металлы и неметаллы. Оксиды, гидроксиды, соли. Их состав, классификация, свойства в свете ТЭД | Знать: состав и классификацию основных классов химических соединений. Уметь: характеризовать их свойства в свете ТЭД | | Записи в тетради |
68. | 8. Контрольная работа № 4.по теме: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» | Обобщение и систематизация знаний | Материал за курс химии 8-9 класса | | Записи в тетради |