kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. – 7е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С. Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебником: «Химия. 9 класс» О. С. Габриелян. — М.: Дрофа. 2010г. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю и соответствует 68?часовой годовой программе.

Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников этой школы, что явилось главным принципом ее структурирования.

Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей: материальное единство вещества природы, их генетическая связь; развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс, включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. Нормативная продолжительность его изучения определены в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 учебных часа в неделю в 9 классах соответственно.

В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы, объекты учебных экскурсий).

Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.

При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.

 

 

Цели и задачи курса:

 

  • формирование основ химического знания
  • важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
  • выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Сроки проведения

Кол-во часов

В том числе:

Уроки

Практ. раб.

Лабор. опыты

Контр. раб.

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

02.09-20.09

6

5

 

1

1

2

Тема № 1 «Металлы»

23.09-19.10

15

14

 

6

1

3

Тема № 2 Практикум № 1 «Свойства металлов и их соединений»

2210-29.11

3

 

3

 

 

4

Тема № 3 «Неметаллы»

02.12-28.02

23

22

 

7

1

5

Тема № 4 Практикум № 2 «Свойства неметаллов и их соединений»

02.03-11-03

3

 

3

 

 

6

Тема № 5 «Органические соединения»

14.03-22.04

10

9

 

4

1

7

Тема № 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

23.04.-20.05

8

7

 

 

1

 

Всего:

 

68

57

6

18

5

 

 

 

Содержание программы

 

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов).

Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка или алюминия и реакции их получения.

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева. Определение оксидов, оснований, кислот и солей с позиции теории электролитической диссоциации. Химические реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Тема № 1 «Металлы» (15 часов)

Положение металлов в периодической системе Химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характеристика химических элементов-металлов в периодической системе элементов. Строение атомов.

Химические свойства металлов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения щелочных металлов.

Алюминий, его физические и химические свойства. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Железо, его физические и химические свойства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа.

Тема № 2 Практикум № 1 «Свойства металлов и их соединений» (3 часа)

Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов».

Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений металлов».

Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

Тема № 3 «Неметаллы» (23 часа)

Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получение и применение.

Хим. элементы группы главной подгруппы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Кислород, его свойства. Получение и применение.

Сера, её физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (IV и VI). Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот и его свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.

Количество вещества. Молярный объем.

Тема № 4 Практикум № 2 «Свойства неметаллов и их соединений» (3часа)

Практическая работа № 4, № 5 «Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппа кислорода» и «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа № 6 «Способы собирания газов, качественные реакции на газы».

Тема № 5 «Органические соединения» (10 часов)

Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода. Предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.

Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие.

Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации.

Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства.

Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.

Биологически важные органические вещества: углеводы. Физические и химические свойства. Глюкоза, её свойства и значение.

Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные классы органических веществ.

 

 

Тема № 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» (8 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные) и соли: состав, классификация и общие химические свойства свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень »

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области


Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании

МО учителей биологии и химии 29.08.2013г

_________________Лебедева Л.Г. протокол № 1

Руководитель МО_____________________Кабанова Н.Н..

Приказ № 81 .02.2013г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

в 9 классе

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С.Габриеляна

базовый уровень

2013-2014 учебный год



Учитель: Хватова Наталия Леонидовна,

учитель биологии и химии,

учитель первой квалификационной категории



п. Судиславль, 2013г


Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. – 7е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С. Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебником: «Химия. 9 класс» О. С. Габриелян. — М.: Дрофа. 2010г. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю и соответствует 68‑часовой годовой программе.

Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников этой школы, что явилось главным принципом ее структурирования.

Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей: материальное единство вещества природы, их генетическая связь; развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс, включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. Нормативная продолжительность его изучения определены в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 учебных часа в неделю в 9 классах соответственно.

В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы, объекты учебных экскурсий).

Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.

При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.



Цели и задачи курса:


  • формирование основ химического знания

  • важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

  • выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.











Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема

Сроки проведения

Кол-во часов

В том числе:

Уроки

Практ. раб.

Лабор. опыты

Контр. раб.

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

02.09-20.09

6

5


1

1

2

Тема № 1 «Металлы»

23.09-19.10

15

14


6

1

3

Тема № 2 Практикум № 1 «Свойства металлов и их соединений»

2210-29.11

3


3



4

Тема № 3 «Неметаллы»

02.12-28.02

23

22


7

1

5

Тема № 4 Практикум № 2 «Свойства неметаллов и их соединений»

02.03-11-03

3


3



6

Тема № 5 «Органические соединения»

14.03-22.04

10

9


4

1

7

Тема № 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

23.04.-20.05

8

7



1

 

Всего:


68

57

6

18

5




Содержание программы


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов).

Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка или алюминия и реакции их получения.

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева. Определение оксидов, оснований, кислот и солей с позиции теории электролитической диссоциации. Химические реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Тема № 1 «Металлы» (15 часов)

Положение металлов в периодической системе Химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характеристика химических элементов-металлов в периодической системе элементов. Строение атомов.

Химические свойства металлов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения щелочных металлов.

Алюминий, его физические и химические свойства. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Железо, его физические и химические свойства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа.

Тема № 2 Практикум № 1 «Свойства металлов и их соединений» (3 часа)

Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов».

Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений металлов».

Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

Тема № 3 «Неметаллы» (23 часа)

Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получение и применение.

Хим. элементы группы главной подгруппы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Кислород, его свойства. Получение и применение.

Сера, её физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (IV и VI). Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот и его свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.

Количество вещества. Молярный объем.

Тема № 4 Практикум № 2 «Свойства неметаллов и их соединений» (3часа)

Практическая работа № 4, № 5 «Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппа кислорода» и «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа № 6 «Способы собирания газов, качественные реакции на газы».

Тема № 5 «Органические соединения» (10 часов)

Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода. Предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.

Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие.

Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации.

Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства.

Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.

Биологически важные органические вещества: углеводы. Физические и химические свойства. Глюкоза, её свойства и значение.

Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные классы органических веществ.



Тема № 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» (8 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные) и соли: состав, классификация и общие химические свойства свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.






Требования к уровню подготовки выпускников

Соблюдать правила:

  • техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей,

  • негашеной известью, водородом, метаном, бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями;

  • личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;

  • оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Проводить:

  • нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;

  • опыты по получению и собиранию кислорода, оксида углерода (IV), водорода;

  • распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;

  • изготовление моделей молекул веществ (Н20, С02, НС1, СН4, С2Н6, С2Н4, С2Н2, СН3ОН, С2Н5ОН, СН3СООН);

  • вычисления: а) массовой доли химического элемента по формуле вещества, б) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ, в) массовой доли растворенного вещества.

Называть:

  • химический элемент по его символу;

  • вещества по их химическим формулам;

  • свойства неорганических и органических веществ;

  • функциональные группы органических веществ;

  • признаки и условия осуществления химических реакций;

  • факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • типы химических реакций;

  • биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).

Определять:

  • простые и сложные вещества;

  • принадлежность веществ к определенному классу;

  • валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;

  • вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;

  • тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.


Составлять:

  • формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);

  • молекулярные, структурные формулы органических веществ;

  • схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1‑20;

  • уравнения химических реакций различных типов;

  • уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;

  • полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

Характеризовать:

  • качественный и количественный состав вещества;

  • химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;

  • свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;

  • химические свойства органических и неорганических веществ;

  • химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов (на примере производства серной кислоты) и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;

  • способы защиты окружающей среды от загрязнений;

  • строение и общие свойства металлов;

  • связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;

  • области практического применения полиэтилена, металлических сплавов (чугуна, стали, дюралюминия), силикатных материалов (стекла, цемента);

  • свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;

  • состав и применение веществ: пищевой соды, медного купороса, йода (спиртовой раствор), глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;

  • круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).

Объяснять:

  • физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

  • закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;

  • причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;

  • причины многообразия веществ;

  • сущность процессов окисления и восстановления;

  • условия горения и способы его прекращения;

  • сущность реакции ионного обмена;

  • зависимость свойств веществ от вида химической связи.



Перечень химических элементов,

веществ и их свойств, включенных в требования

к уровню подготовки выпускников

Химические элементы:

Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.

Простые вещества

Неметаллы:

водород (взаимодействие с кислородом, оксидом меди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;

кислород (взаимодействие с водородом, серой, фосфором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотропия;

сера (взаимодействие с кислородом, цинком, железом и магнием);

углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восстановление меди углем и водородом из оксида меди (II).

Металлы:

натрий, калий, кальций (взаимодействие с серой и водой);

магний и алюминий (взаимодействие с серой, соляной кислотой);

железо, цинк (взаимодействие с серой, соляной кислотой, растворами солей СuCl2, CuS04).

Сложные вещества

Оксиды неметаллов: S02, S03, Р205, С02, Si02 (отношение к воде, щелочам).

Оксиды металлов: Na20, MgO, CaO, А1203, Fe203, CuO (отношение к воде, кислотам).

Основания: NaOH, КОН, Са(ОН)2 (взаимодействие с кислотами, с оксидами неметаллов); Cu(OH)2, Fe(OH)3 (взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании).

Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2, А1(ОН)3 (взаимодействие с растворами кислот и щелочей, разложение при нагревании).

Кислоты: НС1, H2S04 (отношение к индикаторам, взаимодействие с некоторыми металлами, основными оксидами, основаниями, солями — СаС03, ВаС12, AgN03).

Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды железа (II), меди (II), фосфаты; химические реакции замещения и ионного обмена.

Реакции окисления-восстановления: металл + неметалл, металл + кислота, металл + соль, водород + оксид металла.

Органические вещества

Предельные углеводороды: метан (горение, взаимодействие с хлором — I стадия реакции), этан (горение).

Непредельные углеводороды: этилен (горение, взаимодействие с водородом, бромом, полимеризация этилена); ацетилен (горение).

Спирты: метанол, этанол (горение).

Карбоновые кислоты: уксусная кислота (химические свойства как электролита, реакция этерификации).

Биологически важные вещества: углеводы, жиры, белки.


Формы и методы контроля

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

В течение года должно быть выполнено:

  • контрольных работ – 5;

  • практических работ – 6.

  • лабораторных опытов – 18, из них неоценочные № 2, 3, 5, 13, 14 целью которых является рассмотрение образцов различных химических соединений

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

1. Оценка устного ответа

  • Отметка «5»:

  • - ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

  • - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

  • - ответ самостоятельный.

  • Ответ «4»:

  • - ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

  • - материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  • Отметка «З»:

  • - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

  • Отметка «2»:

  • - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.


2. Оценка экспериментальных умений

  • - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

  • - работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

  • - эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

  • - проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

  • Отметка «4»:

  • - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

  • Отметка «3»:

  • - работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

  • Отметка «2»:

  • - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

  • - работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


3. Оценка умений решать расчетные задачи

  • Отметка «5»:

  • - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

  • Отметка «4»:

  • - в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

  • Отметка «3»:

  • - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

  • Отметка «2»:

  • - имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

  • - отсутствие ответа на задание.


4. Оценка письменных контрольных работ

  • Отметка «5»:

  • - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

  • Отметка «4»:

  • - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

  • Отметка «3»:

  • - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

  • Отметка «2»:

  • - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

  • - работа не выполнена.

  • При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.


5. Оценка тестовых работ

  • Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

  • При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов:

  • • нет ошибок — оценка «5»;

  • • одна ошибка - оценка «4»;

  • • две ошибки — оценка «З»;

  • • три ошибки — оценка «2».


  • Для теста из 30 вопросов:

  • • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

  • • 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

  • • 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

  • • меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата

  • Реферат оценивается по следующим критериям:

  • • соблюдение требований к его оформлению;

  • • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

  • • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

  • • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.










Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

  3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007.

  5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.

  6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2004.

  7. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8.» - М.: Дрофа, 2005-2008.

  8. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2005-2008.

  9. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе. 8 кл. - М.: Дрофа, 2006.

  10. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2006-2008.

  11. Габриелян О. С.. Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс». М.: Дрофа, 2006-2008.

  12. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.

















Тематическое планирование уроков химии 9 класс 68 часов (2 часа в неделю)



урока п/п,

Номер и тема урока

Изучаемые вопросы


Дополнительные элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Эксперимент

Демонстрационный

Л – лабораторный

Вид контроля

П - проверочная работа

Т - тест

Задания на дом по учебнику

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

1.

1.Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей свете ТЭД

Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак.


Зависимость химических свойств оксидов и гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов

Знать: химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена.

Уметь: записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде; составлять электронный баланс для ОВР; определять окислитель и восстановитель; составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций

Д. Получение и свойства основного и кислотного оксида, основания и кислоты (CaO и SO2, Ca(OH)2 и H2SO4)

Записи в тетради стр.8, упр. 5

2.

2.Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева

Строение атома, характер простого вещества, сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ

Знать, важнейшие химические

понятия:химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы. Характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей их атомов


§ 1, упр. 1 - 10

3.

3.Понятие о переходных элементах. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента

Знать понятие «амфотерность», уметь характеризовать свойства амфотерных соединений

Л. №1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. П. «Хар-ка элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева

§ 2, упр. 1 – 4

4.

4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон и система. Предсказания Менделеева для германия, скандия, галлия

Уметь: объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп


§ 3, упр. 1– 11

5.

5. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Введение». Решение задач на практический выход

Выполнение заданий и упражнений по теме «Введение», решение задач



§ 1- § 3, в тетради

6.

6. Контрольная работа № 1.по теме: «Введение»





Тема 1. Металлы (15 часов)

7.

1. Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов. Физические свойства металлов

Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе; строение атомов металлов; металлические кристаллические решетки; металлическая химическая связь; физические свойства металлов простых веществ

Знать: положение элементов металлов в П.С. Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твёрдость, плотность.

Уметь: характеризовать металлы на основе его положения в П.С. и особенности строения их атомов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с металлами; экологически грамотного поведения в окружающей среде

Л № 2. Знакомство с образцами металлов ( по коллекциям)

§ 4 прочитать § 5 выучить,

упр. 1 – 3,

по § 6, заполнить таблицу

8.

2.Сплавы, их свойства и значение

Сплавы и их классификация. Черная металлургия: чугуны и сталь. Цветные сплавы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий. Характеристика сплавов их свойства, значение.

Знать: классификацию сплавов на чёрные (чугун и сталь) и цветные.

Уметь: описывать свойства и области применения различных сплавов

Л.№ 3. Знакомство с образцами сплавов (по коллекциям)

§ 7, заполнить таблицу

9.

3.Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения

Восстановительные свойства металлов. Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами. Правила применения электрохимического ряда напряжения металлов

Знать: общие химические свойства металлов; взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.

Уметь: записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств

Д. Взаимодействие натрия и магния с кислородом.

Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

§ 8, упр. 3 – 5

10.

4. Химические свойства металлов

Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с водой, с растворами кислот и солей

Уметь: записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств

Л. № 4. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (растворение железа и цинка в соляной кислоте; раствор медного купороса и железо)

§ 8

11.

5. Общие понятия о коррозии металлов

Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии

Знать причины и виды коррозии металлов. Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту

П. Химические свойства металлов

§ 10, упр. 6 - 8

12.

6. Металлы в природе. Общие способы их получения

Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия и её виды: пиро-, гидро- , электрометаллургии. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов

Знать основные способы получения металлов в промышленности.

Уметь: характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов

Л. № 5. Знакомство с образцами природных соединений: натрия, кальция, алюминия, железа

§ 9, упр. 1-6

13.

7. Щелочные металлы. Общая характе­ристика элементов главной подгруппы, I группы

Строение атомов элементов I группы главной подгруппы в сравнении. Общие физические свойства. Химические свойства. Природные соединения

Уметь :характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атомов;

составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия

Д. Взаимодействие натрия лития с водой (вода, фенолфталеин, натрий, литий)

§ 11, упр. 1 – 3.

14.

8. Соединения щелочных металлов

Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли. Природные соединения щелочных металлов

Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов.

Знать применение соединений


§ 11, упр. 4.

15.

9. Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы

Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические, химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магнии, кальции)

Умет: характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атомов;

составлять уравнения химических реакций (ОВР)

Д. Горение магния. Взаимодействие кальция с водой.

Распознавание катионов кальция и бария

§ 12

16.

10. Соединения щелочноземельных металлов

Важнейшие соединения ЩЗМ, их применение. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов

Знать важнейшие соединения ЩЗМ.

Уметь: на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений; характеризовать свойства оксидов и гидроксидов ЩЗМ




Тест «Щелочноземельные металлы»

12

17.

11.Алюминий, его физические и химические свойства

Строение атома, физические и химические свойства. Алюмотермия. Применение алюминия

Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома; составлять уравнения химических реакций (ОВР).

Знать химические свойства

Д. Знакомство с образцами алюминия, и его природными соединениями

§ 13, упр. 1

18.

12. Соединения алюминия

Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида; важнейшие соли алюминия; применение алюминия и его соединений

Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия.

Знать природные соединения алюминия; применение алюминия и его соединений

Л. № 6. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей

§ 13, упр.2, 3.

19.

13. Железо, его фи­зические и хими-ческие свойства. Генетические ряды железа (II) и (III)

Строение атома железа. Степень окисления железа. Физические и химические свойства железа. Соединения катионов железа Fe2+ и Fe3+. Железо в природе, минералы железа

Уметь: составлять схему строения атома; записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа; осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+, с помощью качественных реакций.

Знать: химические свойства соединений железа(II) и (III)

Д. Знакомство с образцами руд и сплавов железа.

Л. № 7. Качественные реакции на ионы железа +3, +2

§ 14, упр. 1 – 4

20.

14. Решение задач на расчет выхода продукта реакции от теоретически возможного Обобщение знаний по теме «Металлы»

Обобщение знаний, решение задачи и упражнений. Подготовка к контрольной работе

Знать: строение атомов металлических элементов; химические и физические свойства; применение металлов и их важнейших соединений.

Уметь: производить вычисления массы и объёмов продуктов реакции с определённой долей выхода,составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений



21.

15. Контрольная работа № 2. по теме «Металлы»

Тематический контроль знаний

Знать: строение атомов металлических элементов. Химические и физические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений

Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений


Повторять § 5 - 14



Тема 2. Практикум «Свойства металлов и их соединений» (3 часа)

22.

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. Инструктаж по технике безопасности.

23.

2. Получение и свойства соединений металлов. Инструктаж по технике безопасности.

24.

3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Инструктаж по технике безопасности.



Тема 3. Неметаллы (23 часа)

25.

1. Общая характеристика неметаллов. Кислород. Озон

Положение элементов-неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности строения их атомов. Свойства простых веществ неметаллов.

Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд ЭО.

Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия, состав воздуха.

Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл»

Знать: положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева; строение атомов неметаллов, их физические свойства.

Уметь: характеризовать свойства неметаллов, давать характеристику элементам – неметаллам на основе их положения в ПСХЭ; строение атомов неметаллов; сравнивать неметаллы с металлами

Д. Модели кристаллических решеток на примере модификации углерода (алмаза и графита) и молекулярных на примере озона и кислорода

§ 15, упр. 3-6, §16 самостоятельное изучение

26.

2. Водород

Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Строение атома и молекулы. Физические и химические (окислительные и восстановительные) свойства. Получение и применение

Уметь: характеризовать химический элемент водород по его положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций (ОВР) химических свойств водорода

Д. Получение и распознавание водорода

Горение водорода

§ 17, упр. 2, 4

27.

3. Общая характеристика галогенов

Строение атомов. Степень окисления. Галогены – простые вещества. Физические и химические свойства. Взаимодействие с металлами, растворами солей галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств у галогенов от фтора к йоду

Знать: строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства. Уметь: составлять схемы строения атомов. На основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

Д. Образцы галогенов. Взаимодействие алюминия с йодом. Вытеснение хлором брома из раствора соли

§ 18, упр. 1 – 8,

§ 20, упр. 1, 2

28.

4.Важнейшие соединения галогенов

Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты. Природные соединения галогенов. Получение и применение галогенов и их соединений

Знать: способы получения галогенов.

Уметь: вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции. Иметь навыки осуществления цепочек превращений, составления уравнений реакций

Д. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, фторидами). Свойства HCl.

Л. № 8. Качественная реакция на хлорид – ион.

Тест «Галогены» или Сам. работа: по сборнику

§19, упр. 1 – 7

29.

5. Кислород

Строение атома кислорода. Аллотропия кислорода. Характеристика химических свойств кислорода. Получение и применение кислорода

Знать: способы получения кислорода, значение кислорода в атмосфере и в жизнедеятельность человека.

Уметь: записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами

Д. Получение кислорода

Горение лучинки в кислороде

§ 21, упр. 1 - 3

30.

6. Сера, ее химические и физические свойства

Строение атомов серы и степени окисления серы. Аллотропия. Физические и химические свойства. Сера в природе. Применение серы

Знать: аллотропию серы.

Уметь: характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома. Уметь записывать уравнения реакций серы с металлами, кислородом и другими неметаллам

Д. Взаимодействие серы с металлами (натрий, сера, фарфоровая ступка, пестик)

§ 22, упр.2, 3, 6

31.

7. Соединения серы, оксиды серы (IV) и (VI)

Получение и свойства оксидов серы (IV и VI), как кислотных оксидов

Знать: способы получения оксидов серы (IV) и (VI), свойства и применение

Д. Получение SO2 горением серы

§§ 23, оксиды серы (IV,VI); упр.1,2,5,6.

32.

8. Серная кислота и ее соли

Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете представлений об электролитической диссоциации и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Соли серной кислоты. Их применение в народном хозяйстве.

Знать: свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВР; качественную реакцию на сульфат – ион.

Уметь: записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР

Д. Разбавление H2SO4 (конц)

Свойства H2SO4 (раз).

Знакомство с образцами сульфатов.

Л. № 9. Качественная реакция на сульфат – ион


Тест «Соединения серы»

§ 23 до конца, упр. 3, 4,8

33.

9.Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода»

Решение упражнений по теме «Подгруппа кислорода». Повторение ключевых понятий темы

Уметь: вычислять массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции



34.

10. Азот

Строение атомов и молекул азота. Химические и физические свойства азота

Уметь: писать уравнения реакций в свете представлений об ОВР.

Знать: круговорот азота в природе (корни бобовых растений с клубеньками)

Д. Корни бобовых растений с клубеньками

§ 24, упр. 1 – 5

35.

11. Аммиак

Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание. Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму

Знать строение молекулы аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония. Свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом. Получение, собирание и распознавание аммиака.

Уметь: описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм

Д. Получение, собирание и распознавание аммиака.

Растворение аммиака в воде

§ 25, упр. 1 – 7

36.

12. Соли аммония

Соли аммония, состав, получение, физические и химические свойства. Разложение солей аммония. Представители, применение в народном хозяйстве

Знать: строение, свойства и применение солей аммония.

Уметь: распознавать ион аммония

Д. Получение солей аммония.

Л. № 10. Качественная реакция на распознавание катиона аммония -NH4+ (растворы солей аммония и гидроксида натрия)

§ 26, упр. 2,4,5

37.

13. Азотная кислота

Состав и химические свойства азотной кислоты, как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: её взаимодействие с медью. Получение азотной кислоты и её применение

Знать: свойства азотной кислоты как окислителя.

Уметь: писать реакции взаимодействия концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами

Д. Химические свойства HNO3. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью

§ 27, упр. 2,4,6

38.

14. Соли азотной и азотистой кислот

Нитраты и нитрит, их свойства (разложение при нагревании) и представители. Применение в народном хозяйстве. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции

Уметь: писать реакции взаимодействия концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами

Д. Знакомство с образцами нитратов и нитритов.

Знакомство с коллекцией азотных удобрений.

Сам. раб. «По свойствам конц. и разб. HNO3

§ 27 до конца, упр. 5,7

39.

15. Фосфор и его соединения

Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применения красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора. Фосфор в природе. Оксиды фосфора (V), фосфорная кислота. Её соли. Фосфорные удобрения

Знать: строение атома, аллотропные видоизменения, свойства и применение, применение фосфора.

Уметь: писать уравнения реакций образования фосфидов, фосфина, оксида фосфора(V), свойства фосфорной кислоты

Д. Знакомство с образцами природных соединений фосфора. Получение оксида фосфора (V) горением, его растворение в воде. Качественная реакция на фосфат ион PO43- Знакомства с образцами фосфорных удобрений

§ 28 (до кислородных соединений фосфора), упр. 1 – 3

40

16. Обобщение знаний по теме « Подгруппа азота»

Решение упражнений по теме «Подгруппа азота». Повторение ключевых понятий темы

Уметь: вычислять массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции


§ 28 до конца, упр. 4 – 7

41.

17. Углерод

Строение атома углерода. Аллотропия, свойства модификаций – алмаза и графита. Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и её практическое значение. Химические свойства углерода

Знать: и уметь характеризовать свойства углерода.

Уметь: составлять схемы строения атома

Д. Адсорбционные свойства активированного угля: поглощение им растворённых веществ (раствор чернил, сока свёклы).

Восстановление меди из её оксида углём.

Образцы природных соединений углерода

§ 29, упр. 1 – 5,

§ 30 до угольной кислоты

42.

18. Оксиды углерода (II, IV), их свойства и применение

Строение молекул. Физические и химические свойства оксидов углерода, сравнение их свойств. Получение и применение

Знать: качественную реакцию на углекислый газ; физиологическое действие на организм угарного газа.

Уметь: писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода, оказывать первую помощь при отравлении

Л № 11. Получение углекислого газа и его распознавание

§ 29, упр. 7-9

43.

19. Угольная кислота и ее соли

Угольная кислота и её соли. Карбонаты и гидрокарбонаты. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонатов

Знать: качественную реакцию на карбонат-ион.

Уметь: писать уравнения реакций, отражающие свойства угольной кислоты и её солей

Л. №12. Качественная реакция на карбонат – ион CO32-.

Д. Ознакомление с образцами карбонатов

§ 30 до конца, упр. 6 – 8

44.

20. Кремний, его физические и химические свойства

Строение атома, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний, сравнение его свойств с углеродом. Применение кремния

Знать: свойства, значение кремния в живой и неживой природе.

Уметь: составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций, иллюстрирующие свойства кремния

Л. №13. Ознакомление с природными силикатами

§ 31 до применения кремния, упр. 1 - 4

45.

21. Кислородные соединения кремния. Силикатная промышленность

Соединения кремния. Оксид кремния, его строение и свойства. Кремниевая кислота и её соли. Растворимое стекло.

Природные соединения кремния, силикаты и алюмосиликаты. Нахождение в природе, физические и химические свойства.

Кремниевая кислота, силикаты.

Производство и применение стекла, фарфора, цемента

Знать: свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Уметь: составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций, иллюстрирующие свойства кремния и силикатов

Л. № 14. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности

§ 31, в тетради

46.

22. Обобщение темы

« Неметаллы»

Решение задач и выполнение упражнений по теме «Цепочки переходов»

Уметь: писать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Уметь производить вычисления массы и объёмов продуктов реакции с определённой долей выхода


§

47.

23. Контрольная работа № 3. по теме «Неметаллы»

Контроль знаний, умений и навыков

Знать: строение и свойства изученных веществ.

Уметь: выполнять упражнения и решать задачи





Тема 4. Практикум «Свойства неметаллов и их соединений» (3 часа)

48.

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Инструктаж по технике безопасности.

49.

2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Инструктаж по технике безопасности.

50.

3. Получение, собирание и распознавание газов. Инструктаж по технике безопасности


Тема 5. Органические вещества (10 часов)

51.

1. Предмет органической химии

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Понятие об изомерии и гомологическом ряде

Знать: особенности органических соединений, валентность и степени окисления элементов в соединениях.

Уметь: определять изомеры и гомологи

Д. Модели молекул органических соединений

§ 32

Упр. 1,2,6

52.

2. Предельные углеводороды – метан и этан

Строение алканов. Углеводороды: метан, этан, особенности физических и химических свойств

Знать: понятия «предельные углеводороды», «гомологический ряд предельных углеводородов», «изомерия».

Уметь: записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия изучаемым веществам

Л. № 15. Изготовление модели молекул углеводородов

§ 33

Упр. 1,4

53.

3.Непредельные углеводороды: этилен

Непредельные углеводороды: этилен. Строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Полимеризация. Полиэтилен, его значение

Уметь: называть изученные вещества, характеризовать химические свойства органических соединений

Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата-калия


Тест «Углеводороды»

§ 34, упр. 1 - 3

54.

4. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин

Уметь: описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта

Д. Образцы этанола и глицерина.

Качественная реакция на многоатомные спирты.

Л. №1 6. Свойства глицерина

§ 35

Упр. 1,4,5(б)

55.

5. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Сложные эфиры

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение

Знать: реакцию этерификации и формулы сложных эфиров.

Уметь: характеризовать типичные свойства уксусной кислоты

Д. Получение уксусно-этилового эфира. Химические свойства уксусной кислоты

§ 36

упр. 1,2

56.

6. Жиры

Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах

Иметь представление о биологически важных органических веществах: жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот

Д. Омыление жира

§ 37

упр. 1-4

57.

7. Понятие об аминокислотах и белках

Понятия об аминокислотах. Белки, их строение, биологическая роль

Иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме

Д. Горение белков

Цветные реакции белков

§ 38

упр. 1-3

58.

8. Понятие об углеводородах

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение.

Крахмал, целлюлоза, их биологическая роль

Иметь первоначальные представления о строении углеводородов. Глюкоза, её свойства и значение

Л № 17.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и с нагреванием.

Л. №18. Взаимодействие крахмала с йодом

§ 39

упр. 1-3

59.

9. Полимеры

Полимеры природные и синтетические. Пластмассы и волокна

Иметь первоначальные сведения о полимерах на примере полиэтилена


§ 40

упр. 1,3

60.

10. Обобщение знаний по органической химии. Контрольная работа № 3. по теме «Органические соединения» (20 мин.)

Отработка теоретического материала в рамках данной темы

Знать: формулы метана и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов.

Уметь: писать уравнения реакций органических веществ, решать простейшие цепочки превращений, вычислять массы, объёмы, количества вещества по формулам органических соединений и уравнениям реакций




Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)

61-62.

1 – 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

Периодический закон, строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах

Знать: смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины.

Уметь: давать характеристику элемента на основании его положения в ПС


Записи в тетради

63-64.

3 – 4. Строение вещества (типы химической связей и кристаллических решеток)

Ионная хим. связь, ковалентная хим. связь и её классификация: полярная, неполярная, ковалентная связи. Металлическая химическая связь. Единая природа химических связей. Кристаллические решётки веществ с различными типами химической связи

Знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них; характеристики веществ молекулярного и немолекулярного строения.

Уметь: характеризовать свойства веществ по типу химической связи и по типу кристаллической решётки


Записи в тетради

65-66.

5 – 6. Типы химических реакций

Типы химических реакций по различным признакам (тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, числу и типу веществ, ОВР и т.д.)

Знать: какие процессы называют химическими реакциями, и в чём их суть.

Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации


Записи в тетради

67.

7. Классы химических соединений в свете ТЭД

Простые и сложные вещества, металлы и неметаллы.

Оксиды, гидроксиды, соли. Их состав, классификация, свойства в свете ТЭД

Знать: состав и классификацию основных классов химических соединений.

Уметь: характеризовать их свойства в свете ТЭД


Записи в тетради

68.

8. Контрольная работа № 4.по теме: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

Обобщение и систематизация знаний

Материал за курс химии 8-9 класса


Записи в тетради




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Хватова Наталия Леонидовна

Дата: 15.08.2014

Номер свидетельства: 111951

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства