Конспект урока химии
9 класс
Тема : «Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации»
Образовательные задачи:
- создать условия для усвоения знаний о свойствах основных классов неорганических соединений с точки зрения ЭТД;
- обобщить, систематизировать и развить знания учащихся об оксидах, основаниях, кислот и солях;
- сформировать умения характеризовать свойства оксидов, оснований, кислот и солей с точки зрения теории электролитической диссоциации;
Развивающие задачи:
- обучать методике переноса знаний об известном на неизвестное;
- продолжить формирование умений работать с текстом.
Воспитательные задачи:
- продолжать развивать коммуникативную компетенцию у обучающихся;
- создать взаимную заинтересованность в работе друг друга, сотрудничества.
Тип урока - урок открытия нового знания.
Технология –коллективные способы обучения(парная (пары сменного состава), личностно-ориентированная технология, здоровьесбережения.
Оборудование: дидактические карточки –задания для взаимообмена, экран учета работы учащихся, опорные знания, вопросы для фронтальной беседы.
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности
ЦЕЛЬ:
1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
2.Определить цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.(1-2минуты).
Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности и быстрое включение учащихся в деловой ритм. Создание единого информационного поля.
2.Актуализация знаний.
Цель:
1.Актуализировать знания учащихся о свойствах кислот, оснований, солей, оксидов.
2.Повторить основные положения теории электролитической диссоциации.
3.Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Беседа по вопросам:
1.Перечислите основные классы неорганических соединений.
2.Определение кислот
3.Химические свойства кислот.
4.Определение оснований.
5.Химические свойства оснований.
6.Определение солей.
7.Химические свойства солей.
8.Определение электролитов. Примеры.
9.Какие классы неорганических соединений относятся к электролитам?
10.Записать уравнения реакции диссоциации следующих веществ: сульфата натрия, хлорида алюминия, серной кислоты, нитрата железа(3), сульфата алюминия, карбоната калия.
3. Изучение нового содержания урока. Самостоятельная работа по карточкам ( взаимопередача тем). Самозапуск.
Цель: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.
Алгоритм работы по мурманской методике (ММ).
1. Получите карточку с цветовым сигналом.
2. Выучите самостоятельно (или со своим соседом) материал, данный в первой части карточки (правила, определения, понятия, формулировки законов).
3. Выполните самостоятельно задание второй части карточки.
4. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, карточки партнера, запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради.
5. Проработайте с ним первую часть вашей карточки.
6. Ваш партнер прорабатывает с вами материал первой части своей карточки.
7. Обменяйтесь карточками и выполняйте задание второй части новой для себя карточки самостоятельно.
8. Обсудите результаты с партнером.
9. Поблагодарите друг друга и найдите нового партнера по цвету карточки.
10. Работайте с новым партнером, начиная с шага 4.
Карточка1 (синяя)
1.Изучите химические свойства кислот в свете теории ЭДС.
2.С какими из перечисленных веществ взаимодействует раствор серной кислоты: хлорид натрия, карбонат натрия, цинк, оксид меди(2),оксид углерода(4), медь, хлорид бария. Запишите уравнения реакций .
Карточка 2 (зеленая)
1 Изучите химические свойства оснований в свете теории ЭДС.
2. С какими из перечисленных веществ взаимодействует раствор гидроксида натрия :соляная кислота, хлорид меди(2), оксид меди(2),оксид углерода(4), медь, карбонат кальция.. Запишите уравнения реакций .
Карточка 3 (желтая)
1. Изучите химические свойства солей в свете теории ЭДС.
2. Закончите уравнения возможных реакций:
Хлорид меди(2) +нитрат серебра
Хлорид кальция + азотная кислота
Хлорид бария+ сульфат натрия
Карбонат натрия +серная кислота
Сульфат меди (2) + цинк
Сульфат меди (2) + серебро
4.Первичная проверка знаний.
1.К кратким ионным уравнениям составить молекулярные, характеризующие химические свойства кислот, оснований, солей.
H+ +OH- =H2O 2H+ + CO32- =CO2 +H2O CuO + 2H+ = Cu2+ +H2O
2.Предлагается выполнить тест с последующей самопроверкой.
Тест.
1. Гидроксид калия реагирует с каждым из перечисленных веществ
1) CO2 и Fe 2) Fe и Al2O3 3) Al2O3 и FeCl3 4)FeCl3 и Mg(OH)2
2. Гидроксид натрия может реагировать с:
1) NaNO3 2) SO2 3) ВаО 4)Zn(ОН)2 5)СuSО4 6) Сu
3. Гидроксид кальция не взаимодействует с 1)HCl 2) CO2 3) ZnS 4) HNO3
4. Разбавленная серная кислота реагирует с каждым из двух веществ
1) Nа2SiO3 и НNO3 2) FеО и КNО3 3) Ag и Сu(ОН)2 4) Fе и А12О3
5. Не прореагирует раствор серной кислоты с
1) хлоридом бария 2) карбонатом кальция 3) нитратом калия 4) оксидом магния
6. Укажите пару веществ, которые полностью растворяются в соляной кислоте.
1) FеS, РbS 2) ВаSО4, МgSО4 3) СаСО3, СаSО3 4) Cu, Na2S
7. Химическая реакция возможна между
1) Сu и НСl 2) Fе и Nа3РО4 3) Аg и Мg(NО3) 2 4) Zn и FеСl2
8. Для карбоната калия не характерно взаимодействие в растворе с
1) хлоридом кальция 2) сульфатом бария
3) оксидом углерода (IV) 4) азотной кислотой
9. Раствор сульфата меди (II) реагирует с каждым двух веществ
1)НС1 и Н2SiO3 2) О2 и НNO3 3) Н2O и Сu(ОН)2 4) NаОН и ВаС12
5.Этап рефлексии деятельности .
Оценка собственного продвижения
Содержание
Умею
Не умею
Записать уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот в свете ТЭД.
Записать уравнения реакций, характеризующие химические свойства оснований в свете ТЭД
Записать уравнения реакций, характеризующие химические свойства солей в свете ТЭД.
6.Домашнее задание.