- воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах).
План урока:
1. Организационный этап.
2. Опрос домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление знаний.
5. Подведение итогов урока.
6. Информация о домашнем задании
Ход урока:
Организационный этап
Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу. Сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и нарисовать свое настроение (слайд № 3)
Опрос домашнего задания
Инструктивная карточка, выданная каждой группе (слайд №4)
Задание № 1
Водород записывают в 2 резко противоположные группы химических элементов:
- в главной подгруппе 1 группы – подгруппе Щелочные металлы
- в главной подгруппе 7 группы- подгруппе галогены.
Почему?
Обсудите вопрос в своей группе, занесите ответы в инструктивную карту, в соответствии на каждый пункт-ответ. Кто готов поднимите руку.
Общее с щелочными металлами
Общее с галогенами
1. ___________________________
1. __________________________
2. ___________________________
2. __________________________
3. ___________________________
3. __________________________
4. ___________________________
4. ____________________________
5. ____________________________
6. ____________________________
Запишите схему в тетрадь после обсуждения.
Задание № 2
Рассчитайте массовую долю водорода в воде, (Ответ: ………………)
Задание № 3
По ходу доклада заполнить схему, указав область распространения и применения водорода.
Распространение водорода
Применение водорода
________________________
____________________________
________________________
____________________________
________________________
____________________________
________________________
____________________________
________________________
_________________________
Инструктивные карты каждой группы учитель собирает. Учащимся группы, работающей активнее всех, выставляются отметки, которые учитель комментирует.
Изучение нового материала (слайд №5)
Посмотрите на экран… Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственные средства. А что между ними общего? Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Итак, тема нашего урока кислоты.
Учитель показывает химические символы, а ученики сначала произносить химический символ, а затем – называют элемент, которому соответствует этот символ
химические символы N, H, P, S, C, Cl , О
Задание 1.2. Тренируем память
Ребята, а кто может припомнить все химические элементы, которые были показаны? (один учащийся может попытаться назвать их всех, а если он все элементы не называет, то другие могут дополнить его ответ).
Задание 2.1. Классы (слайд №7)
И мы сразу приступаем к следующему заданию (на доску вывешиваю две таблички со словами «ОКСИДЫ» и «ОСНОВАНИЯ»). У вас на столах лежат карточки с формулами различных веществ. Подумайте, к какой группе может относиться ваша формула. Как только вы для себя определите, то выходите к доске и при помощи магнитов прикрепите вашу формулу к группе, которую выбрали и садитесь на свое место. Если вы считаете что ваша формула не подходит ни к какой группе, то при помощи магнитов прикрепите вашу формулу отдельно от всех.
MgO Са(OH)2 HCl
CaO NaOH H2 SO4
K2 O KOH H2 CO3
Na2 O LiOH H3 PO4
HNO3
H2 S
Давайте посмотрим, как вы распределили свои формулы. Объясните, почему вы повесили свои формулы в ту или иную группу.
Начнем с группы синего цвета:
Обратите внимание, какой элемент присутствует во всех трех формулах? (учащиеся отвечают - кислород)
Сколько элементов присутствует в каждой формуле? (учащиеся отвечают - два)
Как называются сложные вещества, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород? (учащиеся отвечают - оксиды)
Обратите внимание на группу зеленного цвета:
Посмотрите, в каждой формуле имеется гидроксогруппа. А как называются сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и гидроксогруппы? (учащиеся отвечают - основания)
Ой, а это что у нас за группа красного цвета выделилась?
Скажите, это вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (учащиеся отвечают - нет). Тогда это не оксиды (убираю с доски название и карточки синего цвета).
Ребята, а есть ли в формулах гидроксогруппа? (учащиеся отвечают - нет) Тогда это не основания (убираю с доски название и карточки зеленого цвета).
Скажите ребята, а какой элемент присутствует во всех формулах? (учащиеся говорят, что везде есть водород).
Как вы думаете, что это может быть? (учащиеся предполагают, что, наверное, это кислоты)
Задание 2.2. Формула
Учитель вывешивает табличку с названием «КИСЛОТА» и выстраивает их в столбик. Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ.
Вы вычислили, что везде есть водород, а все, что стоит после водорода – называется кислотным остатком.
КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК + Н = КИСЛОТА
(схему зарисовываем в тетрадь)
А теперь попробуйте сформулировать определение, что же такое кислота (учащиеся выдвигают свои версии), затем записывают определение с доски (слайд №9)
Задание 2.3 определите названия (слайд № 10)
Теперь разберемся, как же можно называть кислоты? Для выполнения следующего задания вам необходим дар угадывания или, на крайний случай просто сообразительность. Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой с одной стороны записаны формулы, а с другой – названия некоторых кислот. Ваша задача, внимательно прочитав формулы, установить соответствие названия каждой формуле и карандашом их соединить. По-секрету скажу, что подсказка скрывается в кислотном остатке. Если у кого-то из вас возникнут вопросы, вы можете посоветоваться со своей группой. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.
угольная кислота H2 SO4
фосфорная кислота HCl
сероводородная кислота H2 CO3
серная кислота H2 S
азотная кислота H3 PO4
хлороводородная или соляная кислота HNO3
(формулы и названия записываем в тетрадь)
Итак, что мы узнали, выполняя это задание?
Задание 3.1. Основность
Ребята, кислоты можно разделить и по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трехосновные).
(готовая схема появляется на экране) (слайд №11)
Классификация кислот
Кислоты
(по числу атомов водорода)
одноосновные двухосновные трехосновные
(HCl, HNO3 ) (H2 S, H2 SO4, H2 CO3 ) (H3 PO4 )
Задание 3.2. Классификация кислот
Теперь попробуйте вы разделить кислоты, только на две группы. Работать будете в парах. На каждой парте лежат карточки с формулами кислот (они выдаются на каждый стол). При разделении обратите внимание на наличие кислорода в формулах кислот. На выполнение этой работы вам дается 2 минуты. Давайте посмотрим как вы разделили кислоты.
( готовая схема появляется на экране) (слайд №12)
Классификация кислот
Кислоты
(по наличию кислорода)
бескислородные кислородсодержащие
(HCl, H2 S) (HNO3 ,H2 SO4 , H2 CO3 , H3 PO4 )
В связи с тем, что мы с вами выполняем очень ответственное задание, мы не будем записывать эти схемы. Каждый из вас получит листочки с этими схемами, которые вы дома вклеите в тетрадь (раздаются конверты со схемами).
Итак, что мы узнали, выполняя это задание? (слайд №13-14)
Закрепление изученного материала
Задание 5. «Склеенное слово»
Первичное закрепление материала. Нам с вами осталось пройти последние испытание. Для этого нам понадобится ваша внимательность. Сыграем в игру «Склеенное слово» Игра «Склеенное слово»:
Задание. Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти, подчеркнуть и назвать их.
Итак, вы успешно справились со всеми заданиями, каждый ученик получает оценку за урок. Нарисуйте на листочках с вашем настроением в начале урока свое настроение в конце урока.
Домашнее задание § 33, № 1-7
Выучить названия кислот, записанные в тетради. Сейчас вы получите карточки с заданием, на которых записаны подробные инструкции.