kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по химии "Кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомиться с кислотами, с кислотными остатками и названиями кислот, закрепить изученный материал заданиями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии "Кислоты"»

СШ№7 им Ю. Гагарина

Тема урока: «Состав и классификация кислот»

8 класс

Тип урока: комбинированный урок

Цель: ознакомиться с кислотами, с кислотными остатками и названиями кислот, закрепить изученный материал заданиями. (слайд №2)


Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о кислотах;

- формировать умение определять кислоты, их состав, названия некоторых неорганических кислот;

- классифицировать кислоты по наличию кислорода и по числу атомов водорода в кислоте;

- отличать кислоты от оксидов и оснований по формуле;

- практически определять кислоты с помощью индикатора.


Развивающие:

- развивать связанную речь в процессе деятельности;

- развивать зрительную память;

- развивать внимание и восприятие;

- развивать мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);

- развивать умение работать в парах;

- развивать самоконтроль.


Воспитательные:

- воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах).


План урока:


1. Организационный этап.


2. Опрос домашнего задания.


3. Изучение нового материала.


4. Первичное закрепление знаний.


5. Подведение итогов урока.


6. Информация о домашнем задании


Ход урока:


Организационный этап

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу. Сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и нарисовать свое настроение (слайд № 3)

Опрос домашнего задания

Инструктивная карточка, выданная каждой группе (слайд №4)

Задание № 1

Водород записывают в 2 резко противоположные группы химических элементов:

- в главной подгруппе 1 группы – подгруппе Щелочные металлы

- в главной подгруппе 7 группы- подгруппе галогены.

Почему?

Обсудите вопрос в своей группе, занесите ответы в инструктивную карту, в соответствии на каждый пункт-ответ. Кто готов поднимите руку.

Общее с щелочными металлами

Общее с галогенами

1. ___________________________

1. __________________________

2. ___________________________

2. __________________________

3. ___________________________

3. __________________________

4. ___________________________

4. ____________________________

 

5. ____________________________

 

6. ____________________________





Запишите схему в тетрадь после обсуждения.

Задание № 2

Рассчитайте массовую долю водорода в воде, (Ответ: ………………)

Задание № 3

По ходу доклада заполнить схему, указав область распространения и применения водорода.

Распространение водорода

Применение водорода

________________________

____________________________

________________________

____________________________

________________________

____________________________

________________________

____________________________

________________________

_________________________


Инструктивные карты каждой группы учитель собирает. Учащимся группы, работающей активнее всех, выставляются отметки, которые учитель комментирует.


Изучение нового материала (слайд №5)

Посмотрите на экран… Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственные средства. А что между ними общего? Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота.
Итак, тема нашего урока кислоты.


Задание 1.1. Разминка – химические символы (слайд №6)

Учитель показывает химические символы, а ученики сначала произносить химический символ, а затем – называют элемент, которому соответствует этот символ

химические символы N, H, P, S, C, Cl , О


Задание 1.2. Тренируем память

Ребята, а кто может припомнить все химические элементы, которые были показаны? (один учащийся может попытаться назвать их всех, а если он все элементы не называет, то другие могут дополнить его ответ).


Задание 2.1. Классы (слайд №7)

И мы сразу приступаем к следующему заданию (на доску вывешиваю две таблички со словами «ОКСИДЫ» и «ОСНОВАНИЯ»). У вас на столах лежат карточки с формулами различных веществ. Подумайте, к какой группе может относиться ваша формула. Как только вы для себя определите, то выходите к доске и при помощи магнитов прикрепите вашу формулу к группе, которую выбрали и садитесь на свое место. Если вы считаете что ваша формула не подходит ни к какой группе, то при помощи магнитов прикрепите вашу формулу отдельно от всех.

MgO Са(OH)2 HCl

CaO NaOH H2 SO4

K2 O KOH H2 CO3

Na2 O LiOH H3 PO4

HNO3

H2 S

Давайте посмотрим, как вы распределили свои формулы. Объясните, почему вы повесили свои формулы в ту или иную группу.


Начнем с группы синего цвета:

Обратите внимание, какой элемент присутствует во всех трех формулах? (учащиеся отвечают - кислород)

Сколько элементов присутствует в каждой формуле? (учащиеся отвечают - два)

Как называются сложные вещества, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород? (учащиеся отвечают - оксиды)


Обратите внимание на группу зеленного цвета:

Посмотрите, в каждой формуле имеется гидроксогруппа. А как называются сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и гидроксогруппы? (учащиеся отвечают - основания)


Ой, а это что у нас за группа красного цвета выделилась?

Скажите, это вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (учащиеся отвечают - нет). Тогда это не оксиды (убираю с доски название и карточки синего цвета).

Ребята, а есть ли в формулах гидроксогруппа? (учащиеся отвечают - нет) Тогда это не основания (убираю с доски название и карточки зеленого цвета).

Скажите ребята, а какой элемент присутствует во всех формулах? (учащиеся говорят, что везде есть водород).

Как вы думаете, что это может быть? (учащиеся предполагают, что, наверное, это кислоты)


Задание 2.2. Формула

Учитель вывешивает табличку с названием «КИСЛОТА» и выстраивает их в столбик. Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ.


Вы вычислили, что везде есть водород, а все, что стоит после водорода – называется кислотным остатком.


КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК + Н = КИСЛОТА

(схему зарисовываем в тетрадь)


А теперь попробуйте сформулировать определение, что же такое кислота (учащиеся выдвигают свои версии), затем записывают определение с доски (слайд №9)


Задание 2.3 определите названия (слайд № 10)

Теперь разберемся, как же можно называть кислоты? Для выполнения следующего задания вам необходим дар угадывания или, на крайний случай просто сообразительность. Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой с одной стороны записаны формулы, а с другой – названия некоторых кислот. Ваша задача, внимательно прочитав формулы, установить соответствие названия каждой формуле и карандашом их соединить. По-секрету скажу, что подсказка скрывается в кислотном остатке. Если у кого-то из вас возникнут вопросы, вы можете посоветоваться со своей группой. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.


угольная кислота H2 SO4

фосфорная кислота HCl

сероводородная кислота H2 CO3

серная кислота H2 S

азотная кислота H3 PO4

хлороводородная или соляная кислота HNO3


(формулы и названия записываем в тетрадь)


Итак, что мы узнали, выполняя это задание?




Задание 3.1. Основность

Ребята, кислоты можно разделить и по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трехосновные).

(готовая схема появляется на экране) (слайд №11)






Классификация кислот

Кислоты

(по числу атомов водорода)



одноосновные двухосновные трехосновные


(HCl, HNO3 ) (H2 S, H2 SO4, H2 CO3 ) (H3 PO4 )



Задание 3.2. Классификация кислот

Теперь попробуйте вы разделить кислоты, только на две группы. Работать будете в парах. На каждой парте лежат карточки с формулами кислот (они выдаются на каждый стол). При разделении обратите внимание на наличие кислорода в формулах кислот. На выполнение этой работы вам дается 2 минуты. Давайте посмотрим как вы разделили кислоты.


( готовая схема появляется на экране) (слайд №12)



Классификация кислот

Кислоты

(по наличию кислорода)



бескислородные кислородсодержащие


(HCl, H2 S) (HNO3 ,H2 SO4 , H2 CO3 , H3 PO4 )



В связи с тем, что мы с вами выполняем очень ответственное задание, мы не будем записывать эти схемы. Каждый из вас получит листочки с этими схемами, которые вы дома вклеите в тетрадь (раздаются конверты со схемами).


Итак, что мы узнали, выполняя это задание? (слайд №13-14)


Закрепление изученного материала

Задание 5. «Склеенное слово»

Первичное закрепление материала. Нам с вами осталось пройти последние испытание. Для этого нам понадобится ваша внимательность. Сыграем в игру «Склеенное слово» Игра «Склеенное слово»:

Задание. Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти, подчеркнуть и назвать их.

H2OSO3H3PO4Na2CO3MgAlPO4H2ОSP2O5CHNO3O2HClBaOSH2CO3Na2OH2SO4NH3Mg(OH)2Ba(OH)2OSNH2K3NH2SNaClN2O5BaH2Ca(OH)2Al2O3 (слайд № 15)


Подведение итогов

Итак, вы успешно справились со всеми заданиями, каждый ученик получает оценку за урок. Нарисуйте на листочках с вашем настроением в начале урока свое настроение в конце урока.


Домашнее задание § 33, № 1-7

Выучить названия кислот, записанные в тетради. Сейчас вы получите карточки с заданием, на которых записаны подробные инструкции.


Перепишите в тетрадь все формулы


Инструкция:

В приведенном списке: HCl, CaCO3, CuO, H2SO4, FeCl3, NaOH, Ca(OH)2, H3PO4, Na2O, H2S, Al(OH)3, CuSO4, Al2O3, H2CO3, CO2, KOH, Mg(NO3)2, HNO3


1. Обведите кружком формулы оксидов.

2. Подчеркните формулы оснований.

3. Вычеркните формулы кислот.

4. Оставшиеся формулы выпишите отдельно (слайд № 23)


Спасибо за урок! (слайд № 24)




Методическая литература:

  1. Учебник « Химия» Н. Нурахметов, К. Сарманова, К. Жексембина, Алматы «Мектеп» 2012

  2. сборник задач и упражнений «химия» А.Е. Темирбулатова, Алматы «Мектеп» 2012








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок по химии "Кислоты"

Автор: Лесная Елена Сергеевна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 417852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок химии. Кислоты и их свойства "
    ["seo_title"] => string(34) "urok-khimii-kisloty-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "206217"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430133993"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок химии по теме " Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-khimii-po-tiemie-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "214183"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432227760"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Открытый урок химии "Карбоновые кислоты""
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi_urok_khimii_karbonovyie_kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "361909"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479917000"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок по химии. Кислоты и их свойства "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-po-khimii-kisloty-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "206219"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430134394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства