- цветные кружочки синего, белого, оранжевого, красного цветов.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад.
2.Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.
- учитель задает классу вопросы с целью проверки и повторения понятий: «простые вещества», «сложные вещества», «степень окисления», «бинарные соединения», «номенклатура бинарных соединений: сульфиды, хлориды, карбиды», оксиды;
- к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, карбиды, хлориды, особо обращается внимание на оксиды.
(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).
На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ:NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.
3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.
Учитель говорит, что оставшиеся формулы веществ еще не знакомы учащимся и сегодня на уроке им предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока. Учитель ставит перед классом познавательную задачу:
- Какие же вещества относятся к основаниям?
4.Изучение нового материала.
4.1. Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН.
4.2. Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН.
4.3. Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х.
4.4. Фронтальная беседа с классом с целью определения связей, которыми образованы основания: гидроксильная группа –ОН образована ковалентной связью, между ней и металлом – ионная связь, следовательно, Ме и –ОН имеют заряды: Ме+, -ОН1-.
4.5.Учитель предлагает учащимся на основании вышеустановленных признаков класса оснований самостоятельно дать определение этому классу соединений.
П.о.:«Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов гидроксильных групп».
4.6.Учащиеся по памяти записываю в тетрадь выведенное ими определение оснований. 2-3 учащихся зачитывают классу записанное определение.
4.7.Составление учащимися формул оснований на доске и в тетради самостоятельно.
4.8.Знакомство с конкретными веществами класса оснований (лабораторная работа).
Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH, KOH, Ca(OH)2; Cu(OH)2; Fe(OH)3.
- учащиеся устанавливают физические свойства веществ: твердые вещества, различных цветов;
- проверяют растворимость оснований в воде. KOH, NaOH – хорошо растворимы
в воде, остальные основания в воде не растворимы.
4.9.Фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости.
Используется демонстрационная таблица растворимости веществ и таблица на последнем форзаце учебника. В ходе работы учащиеся учатся работать с таблицей и определяют, что KOH, NaOH – растворимы в воде, Са(ОН)2 – малорастворим, Cu(OH)2, Fe(OH)3 – нерастворимые основания.
4.10.Учитель дает понятие о щелочах.
- Щелочи – это растворимые в воде основания. К ним относятся: гидроксиды лития, калия, натрия, кальция.
4.11.Знакомство с правилами техники безопасности при работе с щелочами. (Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами).
4.12.Краткое сообщение учителя о практическом значении оснований, их применении. (Демонстрация твердого и жидкого мыла, как продуктов, в получении которых используют КОН и NaOH).
4.13.Демонстрация: «известковое молоко» и «известковая вода». Опыт: «Распознавание углекислого газа с помощью известковой воды». (Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду).
4.14.Понятие об индикаторах («указатель»). Демонстрация образцов индикаторов: фенолфталеина (фенолфталеиновой бумаги), лакмуса, метилового оранжевого. (Индикаторы – это вещества, меняющие свою окраску в различных средах).
4.15.Лабораторная работа «Испытание растворов оснований индикаторами».
- Учитель предлагает учащимся испытать приготовленные ими ранее растворы оснований индикаторами.
- Учащиеся делают вывод: индикаторы лакмус и метиловый оранжевый свою окраску не меняют. Фенолфталеин в растворах щелочей изменил свою окраску с бесцветной - на ярко малиновую. Индикатор фенолфталеин используется для определения щелочной среды (растворов щелочей).
4.16.Самостоятельная работа учащихся с таблицей «Индикаторы». (Учащиеся наклеивают разноцветные кружочки в таблицу), – смотри приложение.
5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.
С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу вопросы:
- Как изменяется окраска фенолфталеина в щелочной среде?
6.Итоги урока.
Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.
7.Домашнее задание.
- Учебник п. 20, записи в тетради.
- Учитель демонстрирует учащимся опыт. (В колбу с водой добавляем фенолфталеина и помещаем кусочек металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемы явления. Почему это происходит?
8.Заключение.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Приложение
ИНДИКАТОРЫ
Среда
Индикаторы
Нейтральная
Щелочная
Кислая
Фенолфталеин
Лакмус
Метиловый оранжевый
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа»
План-конспект открытого урока по химии в 8 классе
по теме «Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы».