kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Основания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и

представителями оснований;  «таблицей растворимости».

Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.

Ввести понятие «качественная реакция».

           Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях.

Познакомить ребят с применением оснований в быту.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.

Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,

оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.

Ход урока.                                                                    

1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ, составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований, применение оснований)

2. Состав, названия и классификация оснований.

Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.

Учитель: Все представленные вещества основания. Запишем формулы в тетрадь.

На доске  NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.

Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом месте металл.)

2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).

Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид-ионом.

В тетрадь ОН – гидроксид-ион.

Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона)

Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для металлов – нам подскажет ПСХЭ.

Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О-2 Н+1, следовательно суммарный заряд = -1.

Na – ион простой , а ОН - сложный

 

Учитель: А сколько гидроксид-ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).

Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение  и скобки, которые вводятся впервые.

Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске).

Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований, прочитать их и назвать.

3. Физические свойства.

Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные, растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.

Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость, можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и нерастворимые.

В тетрадь: Основания → растворимые (щелочи)

                                             нерастворимые  

Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.

4. Понятие о качественных реакциях.

Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикторы.

Демонстрация:  изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).

Фенолфталеин – б/ц → малиновый

Метилоранж    - оранжевый → желтый

Лакмус – фиолетовый – синий.

Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.

5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!

Вывод: Таким образом,  в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!

Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).

Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).

6. Соответствие «оксид – гидроксид».

Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.

Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.

Фронтальная работа с классом: составление формул.

Na+1O → Na+1OH                       Li+1OH            Li+12O

Ba +2O → Ba+2(OH)2                   Ca+2(OH)2       Ca+2O

Al+32O3 → Al+3(OH)3                   Fe+3(OH)3       Fe+32O3

Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH, Cu(OH)2, Cr(OH)3

                              Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.

7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …        
Я научился …
Мне необходимо …

8. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.

9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Основания" »

Класс: 8

Тема: Основания

Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и

представителями оснований; «таблицей растворимости».

Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.

Ввести понятие «качественная реакция».

Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях.

Познакомить ребят с применением оснований в быту.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.

Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,

оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.

Ход урока.

1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ, составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований, применение оснований)

2. Состав, названия и классификация оснований.

Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.

Учитель: Все представленные вещества основания. Запишем формулы в тетрадь.

На доске NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.

Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом месте металл.)

2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).

Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид-ионом.

В тетрадь ОН – гидроксид-ион.

Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона)

Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для металлов – нам подскажет ПСХЭ.

Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О-2 Н+1, следовательно суммарный заряд = -1.

Na – ион простой , а ОН - сложный


Учитель: А сколько гидроксид-ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).

Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение и скобки, которые вводятся впервые.

Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске).


Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований, прочитать их и назвать.

3. Физические свойства.

Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные, растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.

Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость, можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и нерастворимые.

В тетрадь: Основания → растворимые (щелочи)

нерастворимые

Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.




4. Понятие о качественных реакциях.

Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикторы.

Демонстрация: изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).

Фенолфталеин – б/ц → малиновый

Метилоранж - оранжевый → желтый

Лакмус – фиолетовый – синий.

Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.

5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!

Вывод: Таким образом, в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!

Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).


Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).

6. Соответствие «оксид – гидроксид».

Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.

Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.

Фронтальная работа с классом: составление формул.

Na+1O → Na+1OH Li+1OH Li+12O

Ba +2O → Ba+2(OH)2 Ca+2(OH)2 Ca+2O

Al+32O3 → Al+3(OH)3 Fe+3(OH)3 Fe+32O3

Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH, Cu(OH)2, Cr(OH)3

Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.

7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …


8. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.

9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Основания"

Автор: Хасанова Зиля Мударисовна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока "Многогранники и фигуры вращения" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-mnoghoghranniki-i-fighury-vrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111891"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408023058"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока на тему "Сумма углов треугольника""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokanatiemusummaughlovtrieugholnika"
    ["file_id"] => string(6) "289747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454856484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по математике на тему: "Умножение и деление числа 4" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-umnozhieniie-i-dielieniie-chisla-4"
    ["file_id"] => string(6) "211834"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431690250"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока математики "Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_matematiki_povtorenie_proidennogo_chto_uznali_chemu_nauchilis"
    ["file_id"] => string(6) "505490"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554048871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства