Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и
представителями оснований; «таблицей растворимости».
Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.
Ввести понятие «качественная реакция».
Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях.
Познакомить ребят с применением оснований в быту.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.
Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,
оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.
Ход урока.
1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ, составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований, применение оснований)
2. Состав, названия и классификация оснований.
Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.
Учитель: Все представленные вещества – основания. Запишем формулы в тетрадь.
На доске NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.
Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом месте металл.)
2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).
Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид-ионом.
В тетрадь ОН – гидроксид-ион.
Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона)
Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для металлов – нам подскажет ПСХЭ.
Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О-2 Н+1, следовательно суммарный заряд = -1.
Na – ион простой , а ОН - сложный
Учитель: А сколько гидроксид-ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).
Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение и скобки, которые вводятся впервые.
Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске).
Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований, прочитать их и назвать.
3. Физические свойства.
Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные, растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.
Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость, можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и нерастворимые.
В тетрадь: Основания → растворимые (щелочи)
нерастворимые
Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.
4. Понятие о качественных реакциях.
Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикторы.
Демонстрация: изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).
Фенолфталеин – б/ц → малиновый
Метилоранж - оранжевый → желтый
Лакмус – фиолетовый – синий.
Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.
5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!
Вывод: Таким образом, в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!
Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).
Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).
6. Соответствие «оксид – гидроксид».
Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.
Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.
Фронтальная работа с классом: составление формул.
Na+1O → Na+1OH Li+1OH Li+12O
Ba +2O → Ba+2(OH)2 Ca+2(OH)2 Ca+2O
Al+32O3 → Al+3(OH)3 Fe+3(OH)3 Fe+32O3
Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH, Cu(OH)2, Cr(OH)3
Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.
7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …
8. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.
9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.