kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Основания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и

представителями оснований;  «таблицей растворимости».

Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.

Ввести понятие «качественная реакция».

           Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях.

Познакомить ребят с применением оснований в быту.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.

Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,

оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.

Ход урока.                                                                    

1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ, составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований, применение оснований)

2. Состав, названия и классификация оснований.

Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.

Учитель: Все представленные вещества основания. Запишем формулы в тетрадь.

На доске  NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.

Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом месте металл.)

2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).

Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид-ионом.

В тетрадь ОН – гидроксид-ион.

Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона)

Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для металлов – нам подскажет ПСХЭ.

Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О-2 Н+1, следовательно суммарный заряд = -1.

Na – ион простой , а ОН - сложный

 

Учитель: А сколько гидроксид-ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).

Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение  и скобки, которые вводятся впервые.

Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске).

Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований, прочитать их и назвать.

3. Физические свойства.

Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные, растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.

Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость, можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и нерастворимые.

В тетрадь: Основания → растворимые (щелочи)

                                             нерастворимые  

Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.

4. Понятие о качественных реакциях.

Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикторы.

Демонстрация:  изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).

Фенолфталеин – б/ц → малиновый

Метилоранж    - оранжевый → желтый

Лакмус – фиолетовый – синий.

Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.

5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!

Вывод: Таким образом,  в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!

Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).

Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).

6. Соответствие «оксид – гидроксид».

Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.

Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.

Фронтальная работа с классом: составление формул.

Na+1O → Na+1OH                       Li+1OH            Li+12O

Ba +2O → Ba+2(OH)2                   Ca+2(OH)2       Ca+2O

Al+32O3 → Al+3(OH)3                   Fe+3(OH)3       Fe+32O3

Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH, Cu(OH)2, Cr(OH)3

                              Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.

7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …        
Я научился …
Мне необходимо …

8. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.

9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Основания" »

Класс: 8

Тема: Основания

Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и

представителями оснований; «таблицей растворимости».

Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.

Ввести понятие «качественная реакция».

Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях.

Познакомить ребят с применением оснований в быту.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.

Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,

оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.

Ход урока.

1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ, составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований, применение оснований)

2. Состав, названия и классификация оснований.

Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.

Учитель: Все представленные вещества основания. Запишем формулы в тетрадь.

На доске NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.

Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом месте металл.)

2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).

Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид-ионом.

В тетрадь ОН – гидроксид-ион.

Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона)

Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для металлов – нам подскажет ПСХЭ.

Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О-2 Н+1, следовательно суммарный заряд = -1.

Na – ион простой , а ОН - сложный


Учитель: А сколько гидроксид-ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).

Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение и скобки, которые вводятся впервые.

Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске).


Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований, прочитать их и назвать.

3. Физические свойства.

Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные, растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.

Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость, можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и нерастворимые.

В тетрадь: Основания → растворимые (щелочи)

нерастворимые

Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.




4. Понятие о качественных реакциях.

Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикторы.

Демонстрация: изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).

Фенолфталеин – б/ц → малиновый

Метилоранж - оранжевый → желтый

Лакмус – фиолетовый – синий.

Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.

5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!

Вывод: Таким образом, в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!

Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).


Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).

6. Соответствие «оксид – гидроксид».

Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.

Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.

Фронтальная работа с классом: составление формул.

Na+1O → Na+1OH Li+1OH Li+12O

Ba +2O → Ba+2(OH)2 Ca+2(OH)2 Ca+2O

Al+32O3 → Al+3(OH)3 Fe+3(OH)3 Fe+32O3

Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH, Cu(OH)2, Cr(OH)3

Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.

7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …


8. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.

9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Основания"

Автор: Хасанова Зиля Мударисовна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока "Многогранники и фигуры вращения" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-mnoghoghranniki-i-fighury-vrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111891"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408023058"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока на тему "Сумма углов треугольника""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokanatiemusummaughlovtrieugholnika"
    ["file_id"] => string(6) "289747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454856484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по математике на тему: "Умножение и деление числа 4" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-umnozhieniie-i-dielieniie-chisla-4"
    ["file_id"] => string(6) "211834"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431690250"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока математики "Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_matematiki_povtorenie_proidennogo_chto_uznali_chemu_nauchilis"
    ["file_id"] => string(6) "505490"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554048871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства