Конспект урока химии в 8 классе на тему «Основания»
04.12 2014-2015 уч. год
Тема: Основания.
Цель: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.
Задача образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть состав, номенклатуру, классификацию, качественные реакции на щёлочи.
Задача развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.
Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-наглядные пособия: Периодическая система Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ЦОР демонстрационный опыт — определение растворов щелочей с помощью индикаторов, анимация — оказание первой помощи при попадании раствора щёлочи на кожу рук, интерактивные модули — составление формул оснований, выбрать растворимые основания.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель ведёт фронтальный опрос класса:
Что такое бинарные соединения?
Какие бинарные соединения вы знаете?
Дать определение оксидам.
Проверка домашнего задания (стр. 14 №1) Выписать из приведённого перечня формул в два столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дать их названия.
III. Мотивация знаний. Учительвводит учащихся в тему урока, говоря о том, что им сегодня предстоит еще раз убедиться, что химия многолика и задает неожиданный вопрос: чем мыли волосы женщины в Древней Руси? И сам же отвечает: "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы.Учительобъясняет, что полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать.
IV. Изучение нового материала
Учитель (формулирует для учащихся цели урока, называет тему): В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами. Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс сложных веществ веществ, состоящих из трёх химических элементов — основания.
1). Что такое основания? Каков их состав?
Чтобы ответить на эти вопросы, запишем формулы оснований.
На доске написаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3
Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?
Ребята зрительно воспринимают формулы оснований и делают выводы.
Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.
Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода. В состав оснований входят так же атомы металлов.
Учащиеся записывают общую формулу оснований в тетрадь.
Общая формула оснований:
Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.
Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований. Основания − это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксид- ионами (записывают в тетрадь)
2). Составление формул оснований и их номенклатура.
Учитель разбирает номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная) Объясняет как составить формулу гидроксида магния.
Затем предлагает назвать основания, записанные на доске в начале урока.
3). Классификация оснований.
Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые - щёлочи и нерастворимые. Знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости.
Учащиеся работают с таблицей растворимости, записывают формулы оснований разных по растворимости.
4). Свойства щелочей.
Учитель знакомит ребят с общими свойствами щелочей на примере гидроксида натрия, гидроксида кальция.
Учитель объясняет, что оба гидроксида ( щёлочи) являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь. Едкие щёлочи (NaOH,KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков.
Гидроксид кальция — мало растворимое основание, тем не менее, это щёлочь. Прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой.
Ребята смотрят анимацию «Оказание первой помощи при попадании щёлочи на кожу»
Учитель сообщает, что реакции с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными. Для щелочей это реакции с веществами — индикаторами.
Ребята рассматривают таблицу №4 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» на стр. 118. Демонстрируется опыт ЦОР « Действие щелочей на индикаторы». Делаются выводы. Качественная реакция на гидроксид кальция взаимодействие его с углекислым газом.
6). Оксиды соответствующие основаниям
Учитель объясняет, что каждому основанию соответствует свой оксид. При этом применяется правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.
Например: NaOH -> Na2O
Ca(OH)2-> CaO
V). Закрепление материала.
Учащиеся составляют формулы оснований и дают им названия. Используется интерактивный модуль.
Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ — основаниями. Вы узнали каков состав оснований, как называть основания, как составить формулу оснований, классификацию оснований, какие оксиды соответствуют основаниям, как распознать растворы щелочей. Познакомились с общими свойствами щелочей.
VII). Задание на дом.
§ 20 №2,3.
VIII). Рефлексия Ребята, всё ли было вам понятно? Мне очень было приятно с вами работать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии на тему "Основания" »
Учитель химии Кобзарь Лидия Тимофеевна
Конспект урока химии в 8 классе на тему «Основания.»
04.12 2014-2015 уч. год
Тема: Основания, их состав, представители.
Цель: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.
Задача образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть состав, номенклатуру, классификацию, качественные реакции на щёлочи.
Задача развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.
Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-наглядные пособия: Периодическая система Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ЦОР демонстрационный опыт — определение растворов щелочей с помощью индикаторов, анимация — оказание первой помощи при попадании раствора щёлочи на кожу рук, интерактивные модули — составление формул оснований, выбрать растворимые основания.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель ведёт фронтальный опрос класса:
Что такое бинарные соединения?
Какие бинарные соединения вы знаете?
Дать определение оксидам.
Проверка домашнего задания (стр. 14 №1) Выписать из приведённого перечня формул в два столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дать их названия.
III. Мотивация знаний. Учительвводит учащихся в тему урока, говоря о том, что им сегодня предстоит еще раз убедиться, что химия многолика и задает неожиданный вопрос: чем мыли волосы женщины в Древней Руси? И сам же отвечает: "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы.Учительобъясняет, что полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать.
IV. Изучение нового материала
Учитель (формулирует для учащихся цели урока, называет тему): В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами. Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс сложных веществ веществ, состоящих из трёх химических элементов — основания.
1). Что такое основания? Каков их состав?
Чтобы ответить на эти вопросы, запишем формулы оснований.
На доске написаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3
Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?
Ребята зрительно воспринимают формулы оснований и делают выводы.
Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.
Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода. В состав оснований входят так же атомы металлов.
Учащиеся записывают общую формулу оснований в тетрадь.
Общая формула оснований:
Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.
Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований. Основания − это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксид- ионами (записывают в тетрадь)
2). Составление формул оснований и их номенклатура.
Учитель разбирает номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная) Объясняет как составить формулу гидроксида магния.
Затем предлагает назвать основания, записанные на доске в начале урока.
3). Классификация оснований.
Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые - щёлочи и нерастворимые. Знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости.
Учащиеся работают с таблицей растворимости, записывают формулы оснований разных по растворимости.
4). Свойства щелочей.
Учитель знакомит ребят с общими свойствами щелочей на примере гидроксида натрия, гидроксида кальция.
Учитель объясняет, что оба гидроксида ( щёлочи) являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь. Едкие щёлочи (NaOH,KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков.
Гидроксид кальция — мало растворимое основание, тем не менее, это щёлочь. Прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой.
Ребята смотрят анимацию «Оказание первой помощи при попадании щёлочи на кожу»
Учитель сообщает, что реакции с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными. Для щелочей это реакции с веществами — индикаторами.
Ребята рассматривают таблицу №4 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» на стр. 118. Демонстрируется опыт ЦОР « Действие щелочей на индикаторы». Делаются выводы. Качественная реакция на гидроксид кальция взаимодействие его с углекислым газом.
6). Оксиды соответствующие основаниям
Учитель объясняет, что каждому основанию соответствует свой оксид. При этом применяется правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.
Например: NaOH --- Na2O
Ca(OH)2---- CaO
V). Закрепление материала.
Учащиеся составляют формулы оснований и дают им названия. Используется интерактивный модуль.
Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ — основаниями. Вы узнали каков состав оснований, как называть основания, как составить формулу оснований, классификацию оснований, какие оксиды соответствуют основаниям, как распознать растворы щелочей. Познакомились с общими свойствами щелочей.
VII). Задание на дом.
§ 20 №2,3.
VIII). Рефлексия Ребята, всё ли было вам понятно? Мне очень было приятно с вами работать.