kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии на тему "Основания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока химии в 8 классе на тему «Основания»

04.12 2014-2015 уч. год

Тема: Основания.

Цель: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.

Задача образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть состав, номенклатуру, классификацию, качественные реакции на щёлочи.

Задача развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-наглядные пособия: Периодическая система Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ЦОР демонстрационный опыт — определение растворов щелочей с помощью индикаторов, анимация — оказание первой помощи при попадании раствора щёлочи на кожу рук, интерактивные модули — составление формул оснований, выбрать растворимые основания.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

Учитель ведёт фронтальный опрос класса:

Что такое бинарные соединения?

Какие бинарные соединения вы знаете?

Дать определение оксидам.

Проверка домашнего задания (стр. 14 №1) Выписать из приведённого перечня формул в два столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дать их названия.

III. Мотивация знаний. Учитель вводит учащихся в тему урока, говоря о том, что им сегодня предстоит еще раз убедиться, что химия многолика и задает неожиданный вопрос: чем мыли волосы женщины в Древней Руси? И сам же отвечает: "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы.Учитель объясняет, что полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать.

IV. Изучение нового материала

Учитель (формулирует для учащихся цели урока, называет тему): В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами. Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс сложных веществ веществ, состоящих из трёх химических элементов — основания.

1). Что такое основания? Каков их состав?

Чтобы ответить на эти вопросы, запишем формулы оснований.

На доске написаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3

Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?

Ребята зрительно воспринимают формулы оснований и делают выводы.

Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.

Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода. В состав оснований входят так же атомы металлов.

Учащиеся записывают общую формулу оснований в тетрадь.

Общая формула оснований:

Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.

Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований. Основания − это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксид- ионами (записывают в тетрадь)

2). Составление формул оснований и их номенклатура.

Учитель разбирает номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная) Объясняет как составить формулу гидроксида магния.

Затем предлагает назвать основания, записанные на доске в начале урока.

3). Классификация оснований.

Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые - щёлочи и нерастворимые. Знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости.

Учащиеся работают с таблицей растворимости, записывают формулы оснований разных по растворимости.

4). Свойства щелочей.

Учитель знакомит ребят с общими свойствами щелочей на примере гидроксида натрия, гидроксида кальция.

Учитель объясняет, что оба гидроксида ( щёлочи) являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь. Едкие щёлочи (NaOH,KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков.

Гидроксид кальция — мало растворимое основание, тем не менее, это щёлочь. Прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой.

Ребята смотрят анимацию «Оказание первой помощи при попадании щёлочи на кожу»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce9c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_07.swf

5). Качественные реакции на щёлочи.

Учитель сообщает, что реакции с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными. Для щелочей это реакции с веществами — индикаторами.

Ребята рассматривают таблицу №4 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» на стр. 118. Демонстрируется опыт ЦОР « Действие щелочей на индикаторы». Делаются выводы. Качественная реакция на гидроксид кальция взаимодействие его с углекислым газом.

6). Оксиды соответствующие основаниям

Учитель объясняет, что каждому основанию соответствует свой оксид. При этом применяется правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.

Например: NaOH -> Na2O

Ca(OH)2-> CaO

V). Закрепление материала.

Учащиеся составляют формулы оснований и дают им названия. Используется интерактивный модуль.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce97-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_02.swf

Выбрать растворимые основания: ( используется интерактивный модуль)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd3-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_39_01.swf

VI). Подведение итога урока.

Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ — основаниями. Вы узнали каков состав оснований, как называть основания, как составить формулу оснований, классификацию оснований, какие оксиды соответствуют основаниям, как распознать растворы щелочей. Познакомились с общими свойствами щелочей.

VII). Задание на дом.

§ 20 №2,3.

VIII). Рефлексия Ребята, всё ли было вам понятно? Мне очень было приятно с вами работать.


 


 


 



 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии на тему "Основания" »



Учитель химии Кобзарь Лидия Тимофеевна


Конспект урока химии в 8 классе на тему «Основания.»

04.12 2014-2015 уч. год


Тема: Основания, их состав, представители.


Цель: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.


Задача образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть состав, номенклатуру, классификацию, качественные реакции на щёлочи.


Задача развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.


Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.


Тип урока: комбинированный.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.


Учебно-наглядные пособия: Периодическая система Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ЦОР демонстрационный опыт — определение растворов щелочей с помощью индикаторов, анимация — оказание первой помощи при попадании раствора щёлочи на кожу рук, интерактивные модули — составление формул оснований, выбрать растворимые основания.


Ход урока

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.


II. Актуализация знаний.

Учитель ведёт фронтальный опрос класса:

Что такое бинарные соединения?

Какие бинарные соединения вы знаете?

Дать определение оксидам.

Проверка домашнего задания (стр. 14 №1) Выписать из приведённого перечня формул в два столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дать их названия.


III. Мотивация знаний. Учитель вводит учащихся в тему урока, говоря о том, что им сегодня предстоит еще раз убедиться, что химия многолика и задает неожиданный вопрос: чем мыли волосы женщины в Древней Руси? И сам же отвечает: "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы.Учитель объясняет, что полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать.


IV. Изучение нового материала

Учитель (формулирует для учащихся цели урока, называет тему): В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами. Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс сложных веществ веществ, состоящих из трёх химических элементов — основания.

1). Что такое основания? Каков их состав?

Чтобы ответить на эти вопросы, запишем формулы оснований.

На доске написаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3

Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?

Ребята зрительно воспринимают формулы оснований и делают выводы.

Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.


Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода. В состав оснований входят так же атомы металлов.

Учащиеся записывают общую формулу оснований в тетрадь.

Общая формула оснований:

Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.

Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований. Основания − это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксид- ионами (записывают в тетрадь)

2). Составление формул оснований и их номенклатура.

Учитель разбирает номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная) Объясняет как составить формулу гидроксида магния.

Затем предлагает назвать основания, записанные на доске в начале урока.

3). Классификация оснований.

Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые - щёлочи и нерастворимые. Знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости.

Учащиеся работают с таблицей растворимости, записывают формулы оснований разных по растворимости.

4). Свойства щелочей.

Учитель знакомит ребят с общими свойствами щелочей на примере гидроксида натрия, гидроксида кальция.

Учитель объясняет, что оба гидроксида ( щёлочи) являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь. Едкие щёлочи (NaOH,KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков.

Гидроксид кальция — мало растворимое основание, тем не менее, это щёлочь. Прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой.



Ребята смотрят анимацию «Оказание первой помощи при попадании щёлочи на кожу»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce9c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_07.swf

5). Качественные реакции на щёлочи.

Учитель сообщает, что реакции с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными. Для щелочей это реакции с веществами — индикаторами.

Ребята рассматривают таблицу №4 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» на стр. 118. Демонстрируется опыт ЦОР « Действие щелочей на индикаторы». Делаются выводы. Качественная реакция на гидроксид кальция взаимодействие его с углекислым газом.


6). Оксиды соответствующие основаниям

Учитель объясняет, что каждому основанию соответствует свой оксид. При этом применяется правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.

Например: NaOH --- Na2O

Ca(OH)2---- CaO

V). Закрепление материала.

Учащиеся составляют формулы оснований и дают им названия. Используется интерактивный модуль.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce97-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_02.swf

Выбрать растворимые основания: ( используется интерактивный модуль)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd3-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_39_01.swf

VI). Подведение итога урока.

Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ — основаниями. Вы узнали каков состав оснований, как называть основания, как составить формулу оснований, классификацию оснований, какие оксиды соответствуют основаниям, как распознать растворы щелочей. Познакомились с общими свойствами щелочей.

VII). Задание на дом.

§ 20 №2,3.

VIII). Рефлексия Ребята, всё ли было вам понятно? Мне очень было приятно с вами работать.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по химии на тему "Основания"

Автор: Кобзарь Лидия Тимофеевна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  на тему "Классы неорганических веществ". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "147398"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419370412"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок по теме "Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории ЭДС" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-tiemie-obobshchieniie-svoistv-osnovnykh-klassov-nieorghanichieskikh-soiedinienii-v-svietie-tieorii-eds"
    ["file_id"] => string(6) "113362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410008057"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "конспект урока по химии тема "Основания. Определение, состав,  номенклатура и классификация" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-khimii-tiema-osnovaniia-opriedielieniie-sostav-nomienklatura-i-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "118460"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413138396"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по химии"Получение и свойства кислот" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-poluchieniie-i-svoistva-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "168567"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423245511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства