kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика галогенов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:

·         Охарактеризовать особенности положения галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

·         Охарактеризовать особенности строения атомов галогенов.

·         Охарактеризовать физические свойства галогенов.

·         Охарактеризовать химические свойства галогенов.

·         Обобщить знания учащихся об областях применения галогенов, их роли в работе организма человека.

Развивающие:

·         Продолжить формирование умений учащихся описывать положение элементов в Периодической системе, строение атомов, исходя из этого положения.

·         Продолжить формирование умений учащихся описывать химические свойства элементов исходя из их положения в Периодической системе и строения атомов этих элементов.

·         Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Воспитывающие: Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.

Оборудование:

·         Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,

·         Учебник «Химия – 8» под редакцией Н.Е.Кузнецовой, 2011 г.

·         компьютер,

·         проектор,

·         Электронная презентация урока Power Point «Галогены» (Презентация)

Реактивы:

·         иод кристаллический

·         круглодонная колба

·         спиртовка

·         спички

Подготовка к уроку:

Класс разбивается на группы, которые получают задание подготовить дополнительный материал по темам

·         Применение и действие на организм фтора.

·         Применение и действие на организм хлора.

·         Применение и действие на организм брома.

·         Применение и действие на организм иода.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока: смешанный

Ход урока

I. Организационный момент

·         приветствие

·         подготовка учащихся к работе

·         наличие учащихся

II. Вводная часть:

Сегодня мы с Вами поговорим об элементах, расположенных в одной группе периодической системы (седьмая группа, главная подгруппа) (Слайд № 3). Эти элементы объединены одним названием «Галогены», что в переводе с греческого означает рождающие соли (греч. hals — соль и genes — рождающий, рожденный). Галогены так названы потому, что при взаимодействии с металлами они непосредственно (сразу) образуют соли.

III. Основная часть урока.

1. Положение в Периодической системе.

Галогены находятся в VII группе главной подгруппе.

К галогенам относятся

·         ФТОР 2 период

·         ХЛОР 3 период

·         БРОМ 4 период

·         ИОД 5 период

·         АСТАТ 6 период (Слайд 4)

2. Строение атомов (Заполнение таблицы Слайд № 5)

Как вниз по группе изменяется относительная атомная масса?

Какой физический смысл имеет номер периода, в котором находится элемент?

Как вниз по группе изменяется число электронных слоев?

Как вниз по группе изменяется радиус атомов?

Какой физический смысл имеет номер группы, в которой находится элемент?

Сколько же электронов на внешнем слое у галогенов?

Как вниз по группе изменяются неметаллические свойства?

Как вниз по группе изменяются окислительно-восстановительные свойства?

Элемент

Ar

Число электронных слоев

Радиус атома

Число валентных электронов

Не металлические свойства

Окислительные свойства

F

19

2 слоя

увеличивается

7 электронов

уменьшаются

уменьшаются

Cl

35, 5

3 слоя

7 электронов

Br

80

4 слоя

7 электронов

I

127

5 слоев

7 электронов

At

[210]

6 слоев

7 электронов

Итак, мы выяснили, как изменяются свойства элементов вниз по группе и что общего в их строении.

Наличие 7 электронов на внешнем слое определяет общее в строении молекул галогенов.

3. Строение молекулы галогенов.

Строение молекулы галогенов рассмотрим на примере хлора. Построим двухатомную молекулу хлора. (На доске это задание выполняет ученик) Проверка осуществляется с помощью слайда презентации. (Слайд № 6)

Все галогены образуют двухатомные молекулы – F2, Cl2, Br2, I2.

Связь одинарная.

Тип связи – ковалентная неполярная связь.

Как вы думаете, какая кристаллическая решетка характерна для галогенов?

Какие физические свойства характерны для веществ с молекулярной кристаллической решеткой?

4. Физические свойства галогенов.

Рассмотрим фотографии галогенов (Слайды №7 – №11)

Фтор и хлор газы, бром летучая жидкость ( все пространство в ампуле заполнено парами брома). Иод твердое вещество, но он тоже обладает свойством летучести. Для него характерна возгонка – процесс перехода из твердого состояния в газообразное, минуя жидкость. Посмотрим возгонку иода на опыте. (Опыт демонстрирует учитель)

Заполним таблицу (Слайд №12)

Галоген

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

T

плавления

Т кипения

F2

газ

Бледно-желтый

Резкий, раздражающий запах

− 219,7°С

− 188,2°С

Cl2

газ

Желто-зеленый

Резкий, неприятный запах

− 100°С

− 34°С

Br2

жидкость

Красно-бурый

Резкий удушающий, пары токсичны

− 7,2°С

58,8°С

I2

тв. вещество

Темно-фиолетовый

Специфический резкий запах

113,5°С

184,3°С

Астат – радиоактивный элемент. (Слайд № 13)

Астат был вторым (после технеция) элементом, синтезированным искусственно.

Он является наиболее редким элементом среди всех, обнаруженных в природе.

В поверхностном слое земной коры толщиной 1,6 км содержится всего 70 мг астата.

Образует сине-чёрные кристаллы.

Очень радиоактивен, поэтому о нём сравнительно мало известно.

Период полураспада наиболее долгоживущего изотопа астата-210 равен 8,1 часа.

Химические свойства мало изучены.

5. Нахождение галогенов в природе.

Галогены в свободном виде в природе не встречаются.

Фтор распространен в виде минерала флюорита (плавиковый шпат) СаF2. (Слайд № 14)

Хлор встречается в виде минерала галит (каменная соль) NaCl (Слайд № 15) и сильвин KCl (Слайд № 16)

Бром и иод встречаются в виде соединений в природных водах. Много иода содержится в морских водорослях ламинарии. (Слайд № 17)

6. Химические свойства галогенов. (Слайд № 18)

На уроке рассмотрены следующие химические свойства:

·         А) Взаимодействие с металлами (Слайд № 19)

·         Б) Взаимодействие с водородом (Слайд № 20)

·         В) Взаимодействие с водой (Слайд № 21)

·         Г) Взаимодействие со сложными веществами. (Слайд № 22)

Ребята записывают уравнения реакций, разбирают их как окислительно-восстановительные реакции.

Учитель показывает видео опыты

·         «Взаимодействие железа с хлором»

·         «Взаимодействие алюминия с бромом»

·         «Получение иодида алюминия»

·         «Взаимодействия водорода с хлором»

7. Применение галогенов.

Выступление ребят, которые готовили дома сообщения о применении галогенов:

·         Фтор (Слайд № 23) 

·         Хлор (Слайд № 24)

·         Бром (Слайд № 25)

·         Иод (Слайд № 26)

8. Ребята рассказываю о роли, которую играют галогены в жизнедеятельности организма человека. (Слайды № 27 - № 30)

IV. Заключение:

Итак, о каких элементах мы говорили сегодня на уроке?

Что общего в строении этих элементов?

Каково строение молекул галогенов?

Какая у них кристаллическая решетка?

Какие физические свойства характерны для веществ с этой кристаллической решеткой?

Назовите основные химические свойства галогенов?

Какой галоген самый химически активный?

Как изменяется активность галогенов вниз по группе?

Какой галоген является единственным жидким неметаллом?

Какой галоген входит в состав зубной эмали и костей?

Недостаток какого галогены вызывает заболевания щитовидной железы?

Какой галоген входит в состав большинства зубных паст?

V. Домашнее задание:

Учебник «Химия-8» Кузнецова Н.Е. § 55, № 1 – 5. (Слайд № 31)

VI. Для проверки усвоения материала может быть использован тест.

(Приложение 1)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика галогенов »

Цели урока:

Образовательные:

  • Охарактеризовать особенности положения галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

  • Охарактеризовать особенности строения атомов галогенов.

  • Охарактеризовать физические свойства галогенов.

  • Охарактеризовать химические свойства галогенов.

  • Обобщить знания учащихся об областях применения галогенов, их роли в работе организма человека.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений учащихся описывать положение элементов в Периодической системе, строение атомов, исходя из этого положения.

  • Продолжить формирование умений учащихся описывать химические свойства элементов исходя из их положения в Периодической системе и строения атомов этих элементов.

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Воспитывающие: Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.

Оборудование:

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,

  • Учебник «Химия – 8» под редакцией Н.Е.Кузнецовой, 2011 г.

  • компьютер,

  • проектор,

  • Электронная презентация урока Power Point «Галогены» (Презентация)

Реактивы:

  • иод кристаллический

  • круглодонная колба

  • спиртовка

  • спички

Подготовка к уроку:

Класс разбивается на группы, которые получают задание подготовить дополнительный материал по темам

  • Применение и действие на организм фтора.

  • Применение и действие на организм хлора.

  • Применение и действие на организм брома.

  • Применение и действие на организм иода.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока: смешанный

Ход урока

I. Организационный момент

  • приветствие

  • подготовка учащихся к работе

  • наличие учащихся

II. Вводная часть:

Сегодня мы с Вами поговорим об элементах, расположенных в одной группе периодической системы (седьмая группа, главная подгруппа) (Слайд № 3). Эти элементы объединены одним названием «Галогены», что в переводе с греческого означает рождающие соли (греч. hals — соль и genes — рождающий, рожденный). Галогены так названы потому, что при взаимодействии с металлами они непосредственно (сразу) образуют соли.

III. Основная часть урока.

1. Положение в Периодической системе.

Галогены находятся в VII группе главной подгруппе.

К галогенам относятся

  • ФТОР 2 период

  • ХЛОР 3 период

  • БРОМ 4 период

  • ИОД 5 период

  • АСТАТ 6 период (Слайд 4)

2. Строение атомов (Заполнение таблицы Слайд № 5)

Как вниз по группе изменяется относительная атомная масса?

Какой физический смысл имеет номер периода, в котором находится элемент?

Как вниз по группе изменяется число электронных слоев?

Как вниз по группе изменяется радиус атомов?

Какой физический смысл имеет номер группы, в которой находится элемент?

Сколько же электронов на внешнем слое у галогенов?

Как вниз по группе изменяются неметаллические свойства?

Как вниз по группе изменяются окислительно-восстановительные свойства?

Элемент

Ar

Число электронных слоев

Радиус атома

Число валентных электронов

Не металлические свойства

Окислительные свойства

F

19

2 слоя

увеличивается

7 электронов

уменьшаются

уменьшаются

Cl

35, 5

3 слоя

7 электронов

Br

80

4 слоя

7 электронов

I

127

5 слоев

7 электронов

At

[210]

6 слоев

7 электронов

Итак, мы выяснили, как изменяются свойства элементов вниз по группе и что общего в их строении.

Наличие 7 электронов на внешнем слое определяет общее в строении молекул галогенов.

3. Строение молекулы галогенов.

Строение молекулы галогенов рассмотрим на примере хлора. Построим двухатомную молекулу хлора. (На доске это задание выполняет ученик) Проверка осуществляется с помощью слайда презентации. (Слайд № 6)

Все галогены образуют двухатомные молекулы – F2, Cl2, Br2, I2.

Связь одинарная.

Тип связи – ковалентная неполярная связь.

Как вы думаете, какая кристаллическая решетка характерна для галогенов?

Какие физические свойства характерны для веществ с молекулярной кристаллической решеткой?

4. Физические свойства галогенов.

Рассмотрим фотографии галогенов (Слайды №7 – №11)

Фтор и хлор газы, бром летучая жидкость ( все пространство в ампуле заполнено парами брома). Иод твердое вещество, но он тоже обладает свойством летучести. Для него характерна возгонка – процесс перехода из твердого состояния в газообразное, минуя жидкость. Посмотрим возгонку иода на опыте. (Опыт демонстрирует учитель)

Заполним таблицу (Слайд №12)

Галоген

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

T

плавления

Т кипения

F2

газ

Бледно-желтый

Резкий, раздражающий запах

− 219,7°С

− 188,2°С

Cl2

газ

Желто-зеленый

Резкий, неприятный запах

− 100°С

− 34°С

Br2

жидкость

Красно-бурый

Резкий удушающий, пары токсичны

− 7,2°С

58,8°С

I2

тв. вещество

Темно-фиолетовый

Специфический резкий запах

113,5°С

184,3°С

Астат – радиоактивный элемент. (Слайд № 13)

Астат был вторым (после технеция) элементом, синтезированным искусственно.

Он является наиболее редким элементом среди всех, обнаруженных в природе.

В поверхностном слое земной коры толщиной 1,6 км содержится всего 70 мг астата.

Образует сине-чёрные кристаллы.

Очень радиоактивен, поэтому о нём сравнительно мало известно.

Период полураспада наиболее долгоживущего изотопа астата-210 равен 8,1 часа.

Химические свойства мало изучены.

5. Нахождение галогенов в природе.

Галогены в свободном виде в природе не встречаются.

Фтор распространен в виде минерала флюорита (плавиковый шпат) СаF2. (Слайд № 14)

Хлор встречается в виде минерала галит (каменная соль) NaCl (Слайд № 15) и сильвин KCl (Слайд № 16)

Бром и иод встречаются в виде соединений в природных водах. Много иода содержится в морских водорослях ламинарии. (Слайд № 17)

6. Химические свойства галогенов. (Слайд № 18)

На уроке рассмотрены следующие химические свойства:

  • А) Взаимодействие с металлами (Слайд № 19)

  • Б) Взаимодействие с водородом (Слайд № 20)

  • В) Взаимодействие с водой (Слайд № 21)

  • Г) Взаимодействие со сложными веществами. (Слайд № 22)

Ребята записывают уравнения реакций, разбирают их как окислительно-восстановительные реакции.

Учитель показывает видео опыты

  • «Взаимодействие железа с хлором»

  • «Взаимодействие алюминия с бромом»

  • «Получение иодида алюминия»

  • «Взаимодействия водорода с хлором»

7. Применение галогенов.

Выступление ребят, которые готовили дома сообщения о применении галогенов:

  • Фтор (Слайд № 23) 

  • Хлор (Слайд № 24)

  • Бром (Слайд № 25)

  • Иод (Слайд № 26)

8. Ребята рассказываю о роли, которую играют галогены в жизнедеятельности организма человека. (Слайды № 27 - № 30)

IV. Заключение:

Итак, о каких элементах мы говорили сегодня на уроке?

Что общего в строении этих элементов?

Каково строение молекул галогенов?

Какая у них кристаллическая решетка?

Какие физические свойства характерны для веществ с этой кристаллической решеткой?

Назовите основные химические свойства галогенов?

Какой галоген самый химически активный?

Как изменяется активность галогенов вниз по группе?

Какой галоген является единственным жидким неметаллом?

Какой галоген входит в состав зубной эмали и костей?

Недостаток какого галогены вызывает заболевания щитовидной железы?

Какой галоген входит в состав большинства зубных паст?

V. Домашнее задание:

Учебник «Химия-8» Кузнецова Н.Е. § 55, № 1 – 5. (Слайд № 31)

VI. Для проверки усвоения материала может быть использован тест.

(Приложение 1)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Общая характеристика галогенов

Автор: Заева Вера Владимировна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Общая характеристика галогенов. Хлор. "
    ["seo_title"] => string(45) "obshchaia-kharaktieristika-ghaloghienov-khlor"
    ["file_id"] => string(6) "151382"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702345"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Общая характеристика неметаллов. Элементы VI А группы "
    ["seo_title"] => string(63) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-vi-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "104813"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402759358"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы "
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-v-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "104809"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402759189"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация по химии 9 классс "Общая характеристика галогенов""
    ["seo_title"] => string(68) "prezentatsiia_po_khimii_9_klasss_obshchaia_kharakteristika_galogenov"
    ["file_id"] => string(6) "640748"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1701046364"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Общая характеристика металлов. Щелочные металлы и их важнейшие соединения. "
    ["seo_title"] => string(94) "obshchaia-kharaktieristika-mietallov-shchielochnyie-mietally-i-ikh-vazhnieishiie-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "104804"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402758816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства