kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика металлов. Щелочные металлы и их важнейшие соединения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Щелочные металлы- при активном взаимодействии с водой- обрауют щелочи.

К щелочным металлам относятся натрий, калий, литий, рубидий, цезий, франций

  1. Строение атома:
  2. Серебристо- белого цвета, легкие, мягкие и легкоплавкие. .
  3. Химические свойства: 
  1. ислородом (Rb, Cs - самовоспламеняются)

2Na+O2=Na2O2; 2K+2O2=K2O4 (пероксиды)
4Li+O2=2Li2O (оксид лития)



демонстрация

2.С галогенами

2Na+Cl2=2NaCl

 

3.С серой при нагревании

2Li+S=Li2S (сульфид)

 

4.Литий взаимодействует с азотом

6Li+N2=2Li3N ( нитрид)

 

5.С водородом при нагревании

2Na+H2=2NaH (гидрид)

 

6.С водой

2Na+2H2O=2NaOH+H2

демонстрация

Пероксиды и надпероксиды щелочных металлов сильные окислители. Пероксид натрия и надпероксид калия применяют в замкнутых объектах (подводных лодках и космических кораблях) для поглощения углерода диоксида и регенерации кислорода.

2Na2O2 + 2CO2 2Na2CO3 + O2

4KO2 + 2CO2 2K2CO3 + 3O2

Окрашивание пламени – качественные реакции.

Li – красное     Na – желтое      K – фиолетовое

5. Получение: при электролизе расплава:

6. Соединение: свободном виде в природе ЩМ не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.

NaCl- хлорид натрия, поваренная соль.

Na2CO3 – карбонат натрия, кристаллическая сода, применяют в производстве стекла, мыла, бумаги.

NaHCO3 – гидрокарбонат натрия, пищевая сода (в быту), питьевая сода (в медицине).

NaOH – гидроксид натрия, Шуманит – средство для чистки кухонных поверхностей.

Na2SO4?10 H2O – сульфат натрия, глауберова соль, применяют для производства соды, стекла, в качестве слабительного средства. 

KOH – гидроксид калия, едкое кали, применяется в качестве электролита в щелочных аккумуляторах.

K2CO3 – карбонат калия, поташ, применяется для изготовления жидкого мыла, хрустального стекла, соли калия являются хорошим удобрением для растений, в качестве добавки в строительный раствор для уменьшения температуры замерзания. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E501.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика металлов. Щелочные металлы и их важнейшие соединения. »

План учебного занятия № 10

Дата Предмет химия группа

Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.

І. Тема занятия: Общая характеристика металлов. Металлы главных и побочных подгрупп. Щелочные металлы и их важнейшие соединения.

Тип занятия: Урок усвоение новых знании

Цель: Усвоение учащимися знаний о строении атомов, физических и химических свойствах щелочных металлов, их соединений;

Задачи:

Образовательная: формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как представителях типичных металлов, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими). Знакомство со способами качественного распознавания щелочных металлов в соединениях, с их применением.
Развивающая: развитие умений исследовательской деятельности, логического мышления и памяти обучающихся, умения находить и анализировать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие информационных и коммуникативных компетентностей, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитывающая: воспитание толерантности, профессионального интереса к химическим специальностям, воспитание аккуратности, дисциплины, ответственного отношения к делу.
ІІ. Ожидаемые результаты:

А) Учащиеся должны знать: Характеризовать строение атомов щелочных металлов на основании положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

  • Рассматривать данные реакции как окислительно – восстановительные, называть продукты реакции, указывать тип реакций.

  • Ә) Учащиеся должны уметь: станавливать зависимость между строением атомов и восстановительными свойствами щелочных металлов.

  • б) учащиеся должны владеть: Составлять уравнения реакций между щелочными металлами и простыми (кислородом, галогенами, водородом, азотом, серой, фосфором) и сложными (водой) веществами.

ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: обяснительно-иллюстративные, исследовательские, мультимедийные курсы..

IV. Средства:  инструкции для групп, информационные листы, образцы щелочных металлов, вода, чашка Петри, фенолфталеин, соли лития, натрия, калия, фарфоровые чашки, спиртовка, нихромовая проволока, медиапроектор, экран, презентация

Ход урока

І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся. Озна комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.

ІІ. Актуализация опорных знании:

Домашнее задание: 3,6,7 упр 87 стр.

ІІІ. Объяснение

План:

І. Характеристика химических элементов- металлов.

1. положение в ПС

Если провести диагональ в ПС из парвого верхнего угла в левый нижний, то в этом треугольнике окажутся в основном металлы. То есть металлы будут расположены в 1,2,3 группах, в конце 4,5,6 групп главных подгрупп, в побочных подгруппах. А также в периодах: в малых- в начале, в больших- в четных рядах и начале нечетных.

  1. Строение атомов:

Ме ) внешний слой от 1- 3

Исключение составляет Ме 4-7 группы главной подгруппы.

Радиус Ме радиус неМе

Закрепление: 2-3 90 стр

  1. О-В-С Степень окисления:

В периоде- восттан-ые свойства уменьшаются, так как увеличивается заряд ядра, увеличивается число электронов на внешнем слое; в группе- в главной подгруппе вос-ые свойства увеличивается, так как увелич-ся радиус.

  1. Соединение металлов

  2. Нахождение в природе: Активные- только в виде соединении, неактивные- в свободном виде.

  3. Химические свойства металлов:

  4. ІІ. Щелочные металлы- при активном взаимодействии с водой- обрауют щелочи.

К щелочным металлам относятся натрий, калий, литий, рубидий, цезий, франций

  1. Строение атома:

  2. Серебристо- белого цвета, легкие, мягкие и легкоплавкие. .

  3. Химические свойства:

  1. ислородом (Rb, Cs - самовоспламеняются)

2Na+O2=Na2O2; 2K+2O2=K2O4 (пероксиды)
4Li+O2=2Li2O (оксид лития)



демонстрация

2.С галогенами

2Na+Cl2=2NaCl


3.С серой при нагревании

2Li+S=Li2S (сульфид)


4.Литий взаимодействует с азотом

6Li+N2=2Li3N ( нитрид)


5.С водородом при нагревании

2Na+H2=2NaH (гидрид)


6.С водой

2Na+2H2O=2NaOH+H2

демонстрация

Пероксиды и надпероксиды щелочных металлов сильные окислители. Пероксид натрия и надпероксид калия применяют в замкнутых объектах (подводных лодках и космических кораблях) для поглощения углерода диоксида и регенерации кислорода.

2Na2O2 + 2CO2 2Na2CO3 + O2

4KO2 + 2CO2K2CO3 + 3O2

Окрашивание пламени – качественные реакции.

Li – красное     Na – желтое      K – фиолетовое

5. Получение: при электролизе расплава:

6. Соединение: свободном виде в природе ЩМ не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.

NaCl- хлорид натрия, поваренная соль.

Na2CO3 – карбонат натрия, кристаллическая сода, применяют в производстве стекла, мыла, бумаги.

NaHCO3 – гидрокарбонат натрия, пищевая сода (в быту), питьевая сода (в медицине).

NaOH – гидроксид натрия, Шуманит – средство для чистки кухонных поверхностей.

Na2SO4∙10 H2O – сульфат натрия, глауберова соль, применяют для производства соды, стекла, в качестве слабительного средства. 

KOH – гидроксид калия, едкое кали, применяется в качестве электролита в щелочных аккумуляторах.

K2CO3 – карбонат калия, поташ, применяется для изготовления жидкого мыла, хрустального стекла, соли калия являются хорошим удобрением для растений, в качестве добавки в строительный раствор для уменьшения температуры замерзания. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E501.

IV. Закрепление знаний:

Закрепление: № 5 упр 98 стр

№ 1 упр 98 стр

V. Домашнее задание: Домашнее задание 5-6 упр 100 стр





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общая характеристика металлов. Щелочные металлы и их важнейшие соединения.

Автор: Кайырбекова Индира Амангазиевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally-natrii"
    ["file_id"] => string(6) "199224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548110"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок химии в 9 классе "Щелочные металлы""
    ["seo_title"] => string(47) "urok-khimii-v-9-klassie-shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "128880"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415601370"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Понятие о жесткости воды "
    ["seo_title"] => string(28) "poniatiie-o-zhiestkosti-vody"
    ["file_id"] => string(6) "164440"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422636180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства