Пероксиды и надпероксиды щелочных металлов сильные окислители. Пероксид натрия и надпероксид калия применяют в замкнутых объектах (подводных лодках и космических кораблях) для поглощения углерода диоксида и регенерации кислорода.
2Na2O2 + 2CO2 2Na2CO3 + O2
4KO2 + 2CO2 2K2CO3 + 3O2
Окрашивание пламени – качественные реакции.
Li – красное Na – желтое K – фиолетовое
5. Получение: при электролизе расплава:
6. Соединение: свободном виде в природе ЩМ не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.
NaCl- хлорид натрия, поваренная соль.
Na2CO3 – карбонат натрия, кристаллическая сода, применяют в производстве стекла, мыла, бумаги.
NaHCO3 – гидрокарбонат натрия, пищевая сода (в быту), питьевая сода (в медицине).
NaOH – гидроксид натрия, Шуманит – средство для чистки кухонных поверхностей.
Na2SO4?10 H2O – сульфат натрия, глауберова соль, применяют для производства соды, стекла, в качестве слабительного средства.
KOH – гидроксид калия, едкое кали, применяется в качестве электролита в щелочных аккумуляторах.
K2CO3 – карбонат калия, поташ, применяется для изготовления жидкого мыла, хрустального стекла, соли калия являются хорошим удобрением для растений, в качестве добавки в строительный раствор для уменьшения температуры замерзания. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E501.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика металлов. Щелочные металлы и их важнейшие соединения. »
План учебного занятия № 10
Дата Предмет химия группа
Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.
І. Тема занятия: Общая характеристика металлов. Металлы главных и побочных подгрупп. Щелочные металлы и их важнейшие соединения.
Тип занятия: Урок усвоение новых знании
Цель: Усвоение учащимися знаний о строении атомов, физических и химических свойствах щелочных металлов, их соединений;
Задачи:
Образовательная: формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как представителях типичных металлов, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими). Знакомство со способами качественного распознавания щелочных металлов в соединениях, с их применением. Развивающая:развитие умений исследовательской деятельности, логического мышления и памяти обучающихся, умения находить и анализировать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие информационных и коммуникативных компетентностей, навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитывающая: воспитание толерантности, профессионального интереса к химическим специальностям, воспитание аккуратности, дисциплины, ответственного отношения к делу. ІІ. Ожидаемые результаты:
А) Учащиеся должны знать: Характеризовать строение атомов щелочных металлов на основании положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Рассматривать данные реакции как окислительно – восстановительные, называть продукты реакции, указывать тип реакций.
Ә) Учащиеся должны уметь: станавливать зависимость между строением атомов и восстановительными свойствами щелочных металлов.
б) учащиеся должны владеть: Составлять уравнения реакций между щелочными металлами и простыми (кислородом, галогенами, водородом, азотом, серой, фосфором) и сложными (водой) веществами.
ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: обяснительно-иллюстративные, исследовательские, мультимедийные курсы..
І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся. Озна комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.
ІІ. Актуализация опорных знании:
Домашнее задание: 3,6,7 упр 87 стр.
ІІІ. Объяснение
План:
І. Характеристика химических элементов- металлов.
1. положение в ПС
Если провести диагональ в ПС из парвого верхнего угла в левый нижний, то в этом треугольнике окажутся в основном металлы. То есть металлы будут расположены в 1,2,3 группах, в конце 4,5,6 групп главных подгрупп, в побочных подгруппах. А также в периодах: в малых- в начале, в больших- в четных рядах и начале нечетных.
Строение атомов:
Ме ) внешний слой от 1- 3
Исключение составляет Ме 4-7 группы главной подгруппы.
Радиус Ме радиус неМе
Закрепление: 2-3 90 стр
О-В-С Степень окисления:
В периоде- восттан-ые свойства уменьшаются, так как увеличивается заряд ядра, увеличивается число электронов на внешнем слое; в группе- в главной подгруппе вос-ые свойства увеличивается, так как увелич-ся радиус.
Соединение металлов
Нахождение в природе: Активные- только в виде соединении, неактивные- в свободном виде.
Химические свойства металлов:
ІІ. Щелочные металлы- при активном взаимодействии с водой- обрауют щелочи.
К щелочным металлам относятся натрий, калий, литий, рубидий, цезий, франций
Строение атома:
Серебристо- белого цвета, легкие, мягкие и легкоплавкие. .
Пероксиды и надпероксиды щелочных металлов сильные окислители. Пероксид натрия и надпероксид калия применяют в замкнутых объектах (подводных лодках и космических кораблях) для поглощения углерода диоксида и регенерации кислорода.
2Na2O2 + 2CO2 2Na2CO3 + O2
4KO2 + 2CO2 2K2CO3 + 3O2
Окрашивание пламени – качественные реакции.
Li – красное Na – желтое K – фиолетовое
5. Получение: при электролизе расплава:
6. Соединение: свободном виде в природе ЩМ не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.
NaCl- хлорид натрия, поваренная соль.
Na2CO3 – карбонат натрия, кристаллическая сода, применяют в производстве стекла, мыла, бумаги.
NaHCO3 – гидрокарбонат натрия, пищевая сода (в быту), питьевая сода (в медицине).
NaOH – гидроксид натрия, Шуманит – средство для чистки кухонных поверхностей.
Na2SO4∙10 H2O – сульфат натрия, глауберова соль, применяют для производства соды, стекла, в качестве слабительного средства.
KOH – гидроксид калия, едкое кали, применяется в качестве электролита в щелочных аккумуляторах.
K2CO3 – карбонат калия, поташ, применяется для изготовления жидкого мыла, хрустального стекла, соли калия являются хорошим удобрением для растений, в качестве добавки в строительный раствор для уменьшения температуры замерзания. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E501.
IV. Закрепление знаний:
Закрепление: № 5 упр 98 стр
№ 1 упр 98 стр
V. Домашнее задание: Домашнее задание 5-6 упр 100 стр