kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика неметаллов- элементы V А группы.

К ним относятся азот, фосфор, мышьяк, сурьма и висмут. Особенно большое значение из них имеют азот и фосфор. На последнем энергетическом уровне у них 5 электронов, высшая степень окисления+5, наименьшая -3. Общая оксидная формула R2O5 и водородные соединения с общей формулой RH3

характеристика

азот

фосфор

Положение в П.С.

2 малый период, элемент V А группы

элементV А группы, 3 малого периода.

Строение атома

N (7p+;7n0)7e- 1s22s22p3

P(15p+;16n0)15e- 1s22s22p63s23p3

Нахождение в природе

Встречается в виде соединении и в свободном виде. Входит в состав атмосферного воздуха

Активный, только в виде соединении встречается. В состав минералов.

получение

NH4NO3= N2+ 2H2O

NaNO2+NH4Cl= N2+NaCl+2H2O

2Ca3(PO4)2+10C+6SiO2=6CaSiO3+ P4+10CO

6P+5KClO3=5KCl+3P2O5

физические свойства

Газ без цвета и запаха, низкая температура плавления и кипения. Немного легче воздуха.

Белый фосфор: твердое кристаллическое вещество, бесцветный с желтоватым оттенком, чесночным запахом, сильный яд.  Красный фосфор: порошкообразное вещество, темно-красного цвета.

Химические свойства

Реагирует:

  • с кислородом: N2+O2=2NO
  • с водородом: N2+3H2=2NH3
  • при повышенной температуре с металлами: 3Mg+N2=Mg3N2

С простыми веществами: кислородом, галогеном, серой, металлами. Задание дописать уравнения реакции

Соединение их характер

Аммиак- бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде.

Аммиак- активное вещество:

А) при нагревании 2NH3= N2 +3H2

Б) горит 4NH3+3O2=2N2+6H2O

В) окисляется кислородом воздуха 4NH3+5O2=4NO+6H2O

г) с водой NH3+HOH= NH4OH

д) с кислотами NH3+HCl=NH4Cl

Оксид фосфора- Р2О5- белый, рыхлый порошок, чрезвычайно гигроскопичен.

Как кислотный оксид реагирует с водой, с основными оксидами, щелочью.

Оксид азота (ІІ)- бесцветный газ плохо растворим в воде.

N2+О2=2NO

4NH3+ 5O2=4NO+6H2O

Оксид азота (IV)- коричневого цвета газ.

2NO2=NO4

2NO2+H2O=2HNO3+NO

2NO2+2NaOH=NaNO3+NaNO2+H2O

4NO2+O2+2H2O=4HNO3

 

Азотная кислота

Фосфорная кислота

HNO3- бесцветная дымящая жидкость с резким раздражающим запахом.

 

Н3РО4- твердое, бесцветное, кристаллическое вещество, хорошо растворим в воде.

Как и все кислоты они подвергаются диссоциации, реагируют с основаниями, основным оксидом, солями слабых кислот.

Разлагается : 4NO2+O2+2H2O=4HNO3

С активными металлами:

3Mg+8HNO3=3 Hg(NO3)2+2NO2+4H2O

С неактивными:

Hg+4HNO3= Hg(NO3)2+2NO2+2H2O

Качественная реакция

H3PO4+3AgNO3= Ag3PO4+3HNO3

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы »

План учебного занятия № 14

Дата Предмет химия группа

Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.

І. Тема занятия: Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы. Важнейщие соединения азота. Фосфор и его соединения

Тип занятия:урок усвоение новых знании

Цель: обобщить знания обучающихся о свойствах элементов VА группы, их роли в природе и жизни человека; подготовить обучающихся к проведению контрольной работы по данной теме.

Задачи:

I. Образовательные.

  1. Выявление, корректировка и обобщение знаний обучающихся об азоте и фосфоре как об элементах и простых веществах, их нахождении в природе, физических и химических свойствах, способах получения и применения.

  2. Закрепление и углубление знаний обучающихся о соединениях элементов VА группы, их составе и способах получения.

  3. Закрепление и расширение знаний о связи химии с практической жизнью.

II. Воспитательные.

  1. Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу.

  2. Экологическое воспитание на основе знаний о круговоротах азота и фосфора в природе, их значении для жизни на Земле.

  3. Формирование у обучающихся научного мировоззрения.

III. Развивающие.

  1. Развитие познавательного интереса к химии.

  2. Развитие логического мышления обучающихся на примерах сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы.

  3. Развитие речи, памяти, внимания, воображения.

ІІ. Ожидаемые результаты:

А) Учащиеся должны знать: о свойствах элементов VА группы

Ә) Учащиеся должны уметь: писать уравнения реакции

б) учащиеся должны владеть:работы с химическими реактивами

ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

IV. Средства:интерактивная доска

Ход урока

І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся. Озна комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.

ІІ. Повторение и обобщение знании 135 стр 10-б 140 стр 5

Б) Фронтальный опрос по лекции.

ІІІ. Объяснение: Общая характеристика неметаллов- элементы V А группы.

К ним относятся азот, фосфор, мышьяк, сурьма и висмут. Особенно большое значение из них имеют азот и фосфор. На последнем энергетическом уровне у них 5 электронов, высшая степень окисления+5, наименьшая -3. Общая оксидная формула R2O5 и водородные соединения с общей формулой RH3

характеристика

азот

фосфор

Положение в П.С.

2 малый период, элемент V А группы

элементV А группы, 3 малого периода.

Строение атома

N (7p+;7n0)7e- 1s22s22p3

P(15p+;16n0)15e- 1s22s22p63s23p3

Нахождение в природе

Встречается в виде соединении и в свободном виде. Входит в состав атмосферного воздуха

Активный, только в виде соединении встречается. В состав минералов.

получение

NH4NO3= N2+ 2H2O

NaNO2+NH4Cl= N2+NaCl+2H2O

2Ca3(PO4)2+10C+6SiO2=6CaSiO3+ P4+10CO

6P+5KClO3=5KCl+3P2O5

физические свойства

Газ без цвета и запаха, низкая температура плавления и кипения. Немного легче воздуха.

Белый фосфор: твердое кристаллическое вещество, бесцветный с желтоватым оттенком, чесночным запахом, сильный яд. Красный фосфор: порошкообразное вещество, темно-красного цвета.

Химические свойства

Реагирует:

  • с кислородом: N2+O2=2NO

  • с водородом: N2+3H2=2NH3

  • при повышенной температуре с металлами: 3Mg+N2=Mg3N2

С простыми веществами: кислородом, галогеном, серой, металлами. Задание дописать уравнения реакции

Соединение их характер

Аммиак- бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде.

Аммиак- активное вещество:

А) при нагревании 2NH3= N2 +3H2

Б) горит 4NH3+3O2=2N2+6H2O

В) окисляется кислородом воздуха 4NH3+5O2=4NO+6H2O

г) с водой NH3+HOH= NH4OH

д) с кислотами NH3+HCl=NH4Cl

Оксид фосфора- Р2О5- белый, рыхлый порошок, чрезвычайно гигроскопичен.

Как кислотный оксид реагирует с водой, с основными оксидами, щелочью.

Оксид азота (ІІ)- бесцветный газ плохо растворим в воде.

N22=2NO

4NH3+ 5O2=4NO+6H2O

Оксид азота (IV)- коричневого цвета газ.

2NO2=NO4

2NO2+H2O=2HNO3+NO

2NO2+2NaOH=NaNO3+NaNO2+H2O

4NO2+O2+2H2O=4HNO3


Азотная кислота

Фосфорная кислота

HNO3- бесцветная дымящая жидкость с резким раздражающим запахом.


Н3РО4- твердое, бесцветное, кристаллическое вещество, хорошо растворим в воде.

Как и все кислоты они подвергаются диссоциации, реагируют с основаниями, основным оксидом, солями слабых кислот.

Разлагается : 4NO2+O2+2H2O=4HNO3

С активными металлами:

3Mg+8HNO3=3 Hg(NO3)2+2NO2+4H2O

С неактивными:

Hg+4HNO3= Hg(NO3)2+2NO2+2H2O

Качественная реакция

H3PO4+3AgNO3= Ag3PO4+3HNO3

IV. Закрепление знаний:

Закрепления: 153 стр № 1 упр

Игра - Лабиринт

V. Домашнее задание: 153 стр №2, 158 стр №6 упр


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы

Автор: Кайырбекова Индира Амангазиевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Общая характеристика неметаллов. Элементы І\/А группы."
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-i-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "292742"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455343064"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Общая характеристика неметаллов. Элементы VI А группы "
    ["seo_title"] => string(63) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-vi-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "104813"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402759358"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Галогены. Общая характристика неметаллов. Элементы VII А группы. "
    ["seo_title"] => string(73) "galoghieny-obshchaia-kharaktristika-niemietallov-eliemienty-vii-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "104814"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402759497"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока химии в 9-ом классе по теме "Общая характеристика неметаллов" (УМК О. С. Габриеляна)"
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekturokakhimiiv9omklassiepotiemieobshchaiakharaktieristikaniemietallovumkosgabriieliana"
    ["file_id"] => string(6) "281537"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453547577"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема урока:  «Общая характеристика металлов.  Строение и свойства металлов»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaurokaobshchaiakharaktieristikamietallovstroieniieisvoistvamietallov"
    ["file_id"] => string(6) "339379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471241903"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства