Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы
Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы
Общая характеристика неметаллов- элементы V А группы.
К ним относятся азот, фосфор, мышьяк, сурьма и висмут. Особенно большое значение из них имеют азот и фосфор. На последнем энергетическом уровне у них 5 электронов, высшая степень окисления+5, наименьшая -3. Общая оксидная формула R2O5 и водородные соединения с общей формулой RH3
характеристика
азот
фосфор
Положение в П.С.
2 малый период, элемент V А группы
элементV А группы, 3 малого периода.
Строение атома
N (7p+;7n0)7e- 1s22s22p3
P(15p+;16n0)15e- 1s22s22p63s23p3
Нахождение в природе
Встречается в виде соединении и в свободном виде. Входит в состав атмосферного воздуха
Активный, только в виде соединении встречается. В состав минералов.
получение
NH4NO3= N2+ 2H2O
NaNO2+NH4Cl= N2+NaCl+2H2O
2Ca3(PO4)2+10C+6SiO2=6CaSiO3+ P4+10CO
6P+5KClO3=5KCl+3P2O5
физические свойства
Газ без цвета и запаха, низкая температура плавления и кипения. Немного легче воздуха.
Белый фосфор: твердое кристаллическое вещество, бесцветный с желтоватым оттенком, чесночным запахом, сильный яд. Красный фосфор: порошкообразное вещество, темно-красного цвета.
Химические свойства
Реагирует:
с кислородом: N2+O2=2NO
с водородом: N2+3H2=2NH3
при повышенной температуре с металлами: 3Mg+N2=Mg3N2
С простыми веществами: кислородом, галогеном, серой, металлами. Задание дописать уравнения реакции
Соединение их характер
Аммиак- бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде.
Аммиак- активное вещество:
А) при нагревании 2NH3= N2 +3H2
Б) горит 4NH3+3O2=2N2+6H2O
В) окисляется кислородом воздуха 4NH3+5O2=4NO+6H2O
г) с водой NH3+HOH= NH4OH
д) с кислотами NH3+HCl=NH4Cl
Оксид фосфора- Р2О5- белый, рыхлый порошок, чрезвычайно гигроскопичен.
Как кислотный оксид реагирует с водой, с основными оксидами, щелочью.
Оксид азота (ІІ)- бесцветный газ плохо растворим в воде.
N2+О2=2NO
4NH3+ 5O2=4NO+6H2O
Оксид азота (IV)- коричневого цвета газ.
2NO2=NO4
2NO2+H2O=2HNO3+NO
2NO2+2NaOH=NaNO3+NaNO2+H2O
4NO2+O2+2H2O=4HNO3
Азотная кислота
Фосфорная кислота
HNO3- бесцветная дымящая жидкость с резким раздражающим запахом.
Н3РО4- твердое, бесцветное, кристаллическое вещество, хорошо растворим в воде.
Как и все кислоты они подвергаются диссоциации, реагируют с основаниями, основным оксидом, солями слабых кислот.
Разлагается : 4NO2+O2+2H2O=4HNO3
С активными металлами:
3Mg+8HNO3=3 Hg(NO3)2+2NO2+4H2O
С неактивными:
Hg+4HNO3= Hg(NO3)2+2NO2+2H2O
Качественная реакция
H3PO4+3AgNO3= Ag3PO4+3HNO3
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы »
План учебного занятия № 14
Дата Предмет химия группа
Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.
І. Тема занятия: Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы. Важнейщие соединения азота. Фосфор и его соединения
Тип занятия:урок усвоение новых знании
Цель: обобщить знания обучающихся о свойствах элементов VА группы, их роли в природе и жизни человека; подготовить обучающихся к проведению контрольной работы по данной теме.
Задачи:
I. Образовательные.
Выявление, корректировка и обобщение знаний обучающихся об азоте и фосфоре как об элементах и простых веществах, их нахождении в природе, физических и химических свойствах, способах получения и применения.
Закрепление и углубление знаний обучающихся о соединениях элементов VА группы, их составе и способах получения.
Закрепление и расширение знаний о связи химии с практической жизнью.
II. Воспитательные.
Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу.
Экологическое воспитание на основе знаний о круговоротах азота и фосфора в природе, их значении для жизни на Земле.
Формирование у обучающихся научного мировоззрения.
III. Развивающие.
Развитие познавательного интереса к химии.
Развитие логического мышления обучающихся на примерах сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы.
Развитие речи, памяти, внимания, воображения.
ІІ. Ожидаемые результаты:
А) Учащиеся должны знать: о свойствах элементов VА группы
Ә) Учащиеся должны уметь: писать уравнения реакции
б) учащиеся должны владеть:работы с химическими реактивами
ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.
IV. Средства:интерактивная доска
Ход урока
І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся. Озна комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.
ІІІ. Объяснение: Общая характеристика неметаллов- элементы V А группы.
К ним относятся азот, фосфор, мышьяк, сурьма и висмут. Особенно большое значение из них имеют азот и фосфор. На последнем энергетическом уровне у них 5 электронов, высшая степень окисления+5, наименьшая -3. Общая оксидная формула R2O5 и водородные соединения с общей формулой RH3
характеристика
азот
фосфор
Положение в П.С.
2 малый период, элемент V А группы
элементV А группы, 3 малого периода.
Строение атома
N (7p+;7n0)7e- 1s22s22p3
P(15p+;16n0)15e- 1s22s22p63s23p3
Нахождение в природе
Встречается в виде соединении и в свободном виде. Входит в состав атмосферного воздуха
Активный, только в виде соединении встречается. В состав минералов.
получение
NH4NO3= N2+ 2H2O
NaNO2+NH4Cl= N2+NaCl+2H2O
2Ca3(PO4)2+10C+6SiO2=6CaSiO3+ P4+10CO
6P+5KClO3=5KCl+3P2O5
физические свойства
Газ без цвета и запаха, низкая температура плавления и кипения. Немного легче воздуха.
Белый фосфор: твердое кристаллическое вещество, бесцветный с желтоватым оттенком, чесночным запахом, сильный яд. Красный фосфор: порошкообразное вещество, темно-красного цвета.
Химические свойства
Реагирует:
с кислородом: N2+O2=2NO
с водородом: N2+3H2=2NH3
при повышенной температуре с металлами: 3Mg+N2=Mg3N2
С простыми веществами: кислородом, галогеном, серой, металлами. Задание дописать уравнения реакции
Соединение их характер
Аммиак- бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде.
Аммиак- активное вещество:
А) при нагревании 2NH3= N2 +3H2
Б) горит 4NH3+3O2=2N2+6H2O
В) окисляется кислородом воздуха 4NH3+5O2=4NO+6H2O
г) с водой NH3+HOH= NH4OH
д) с кислотами NH3+HCl=NH4Cl
Оксид фосфора- Р2О5- белый, рыхлый порошок, чрезвычайно гигроскопичен.
Как кислотный оксид реагирует с водой, с основными оксидами, щелочью.
Оксид азота (ІІ)- бесцветный газ плохо растворим в воде.
N2+О2=2NO
4NH3+ 5O2=4NO+6H2O
Оксид азота (IV)- коричневого цвета газ.
2NO2=NO4
2NO2+H2O=2HNO3+NO
2NO2+2NaOH=NaNO3+NaNO2+H2O
4NO2+O2+2H2O=4HNO3
Азотная кислота
Фосфорная кислота
HNO3- бесцветная дымящая жидкость с резким раздражающим запахом.
Н3РО4- твердое, бесцветное, кристаллическое вещество, хорошо растворим в воде.
Как и все кислоты они подвергаются диссоциации, реагируют с основаниями, основным оксидом, солями слабых кислот.