Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства основных классов неорганических веществ"
Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства основных классов неорганических веществ"
Данный урок является логическим завершением темы "Свойства основных классов неорганических веществ" и подготовкой учащихся к контролю знаний. На уроке применяются следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Обучающиеся имеют возможность смены деятельности, как то, работа индивидуальная, лабораторная, в парах с взаимопроверкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства основных классов неорганических веществ"»
5
Химия 8 класс УМК О.С. Габриелян
Тема:Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства основных классов неорганических веществ».
Учитель:Тавровская Леся Михайловна, учитель химии и биологии МОУ СОШ №11 Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
Задачи урока:
личностные - развитие интерактивных познавательных способностей
учащихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности;
метапредметные - обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей; умение генерировать идеи и определять средства,
необходимые для их реализации; предоставление возможности каждому обучающемуся проявить и развить свои способности, смекалку, эрудицию.
предметные - давать определения основным понятиям темы: «кислота», «основание», «соль», «оксид» с точки зрения теории электролитической диссоциации; описывать и различать изученные классы и их химические свойства; проводить химические эксперименты; делать выводы на основе
проведенных экспериментов; знать приемы оказания первой доврачебной
помощи при ожогах кислотой или щелочью.
Тип урока:урок закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Реактивы для лабораторной работы: три пронумерованные пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия и поваренной соли, универсальный индикатор, штатив;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска; презентация к уроку (приложение 1); обобщающая таблица «Химические свойства основных классов неорганических веществ» на каждого ученика (приложение 2).
Структура повторительно-обобщающего урока:
организационный момент - вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем;
целеполагание - учащиеся предлагают цель и задачи урока, исходя из темы;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
подведение итогов;
задание на дом;
рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Посмотрите на тему урока, записанную на слайде. Запишите ее в тетрадь и подумайте. какую цель и какие задачи мы могли бы поставить перед собой на уроке.
Целеполагание. Учащиеся предлагают цели и задачи, учитель записывает
их на доске. (Возможные варианты ответов: обобщить знания о классах, повторить свойства кислот, оснований, оксидов и солей; повторить и закрепить умение составлять ионные уравнения реакций; умение работать с таблицей растворимости и т.д. )
Повторение и обобщение знаний.
Давайте вспомним, какие классы неорганических веществ вы знаете.
Для этого один из вас пойдет к доске и распределит лепестки ромашки по конвертам. На конвертах написаны названия классов веществ. А также необходимо назвать вещества. Все остальные тем временем дадут определения этим классам (слайд 2).
Так как свойства классов тесно связаны с их способностью
диссоциировать, следующее задание будет таким. Распределите вещества на две группы: электролиты и неэлектролиты. Составьте уравнения диссоциации электролитов. (слайд 3).
Давайте вспомним, как можно доказать наличие ионов H+ и OH- в
растворе. Верно, с помощью индикаторов.
Лабораторный опыт: обнаружение растворов кислот, солей и оснований с помощью индикаторов.
У вас на партах находятся три пронумерованные пробирки с растворами кислоты, соли и щелочи. Определите с помощью универсального индикатора, в какой пробирке находятся данные растворы. (слайд 4).
Какие правила оказания первой доврачебной помощи необходимо знать при ожоге кислотой или щелочью? (слайд 5).
Перед вами формулы веществ: FeS; KOH; FeO; K2SO4; Fe2O3; AgNO3.
(слайд 6).. Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях химических реакций:
Na3PO4 + … = NaNO3 + Ag3PO4.
… + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O;
SO3 + … = K2SO4+ H2O;
HCl + … = FeCl2 + H2S; расставьте коэффициенты.
Один из продуктов химической реакции – газ сероводород. А знаете ли вы, что этот газ содержится в водоемах нашего района? Об этом газе нам расскажет ….. (слайд 7).
Немного отдохнули, а теперь снова вернемся к нашей теме. «Закончи уравнения практически осуществимых реакций».
а) FeCl₂+Cu = г) K2CO3+NaOH=
б) CuCl₂+NaOH= д) K2CO3+HCl=
в) NaCl+AgNO₃= е) Pb(NO3)2+Fe=
Физминутка. Вы уже долго работаете за компьютером, давайте немного
разомнемся. (слайд 8).
Прочтите текст стихотворения.
Мы за компьютером сидим,
Уткнувшись в монитор.
Мы пленены буквально им,
Читая всякий взор.
А мышцы шеи и спины
дряхлеют и болят.
Они ведь так напряжены
Который час подряд!
Вот для ленивых и больных,
Желая им помочь,
Я записала этот стих,
Чтоб боль прогнать их прочь.
И если вам размяться лень
А боль скрутила вас –
Его читайте каждый день
Не менее трех раз!
Выполните гимнастику для глаз. Для этого, не двигая головой, следите за перемещением звездочки по экрану. Теперь крепко зажмурьте глаза и сосчитайте до 15. Затем откройте глаза и часто поморгайте, считая до 15. Итак, наши шеи и глаза отдохнули, теперь продолжим тренировку ума.
Запишите уравнения в молекулярной форме. (слайд 9.)
Ba²⁺+SO₄²¯=BaSO₄
2H⁺+SO₃²¯=H₂O+SO₂
Из предложенных веществ составьте генетический ряд металла.
Подведение итогов. Вы провели огромную работу по обобщению
знаний о классах неорганических соединений и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве веществ неживой природы. Учитель объявляет оценки за работу на уроке.
Домашнее задание.Повторите параграфы 38-41, а также поработайте с
таблицей (Приложение 2) (слайд 11). В таблице есть заполненные ячейки (это те свойства, которые мы успели рассмотреть сегодня на уроке), есть ячейки, где в схемах отсутствуют названия классов, и незаполненные ячейки. Для того, чтобы вы могли лучше подготовиться к контрольной работе, заполните все ячейки.
Рефлексия. Что ты взял для себя из урока? Что оказалось легче всего?
Что осталось малопонятным и сложным? Что ты смог бы сам объяснить одноклассникам?