kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение и систематизация знаний по теме (8кл): «Соединения химических элементов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о физических свойствах веществ, химической номенклатуре, значении веществ в жизни человека и подготовиться к контрольной работе через выполнение серии тренировочных заданий.

        Задачи урока:

образовательные:

на основе повторения и обобщения провести корректировку знаний:

  •  основных классов неорганических соединений;
  •  составления формул оксидов, оснований, кислот и солей;
  • номенклатуру основных классов неорганических соединений;
  • закрепить умение составлять формулы веществ и соответствующих им гидроксидов, оксидов и простых веществ;
  • повторить области применения  веществ.

развивающие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация знаний по теме (8кл): «Соединения химических элементов»»

Обобщение и систематизация знаний по теме (8кл):

«Соединения химических элементов»


Цель урока: обобщить и систематизировать знания о физических свойствах веществ, химической номенклатуре, значении веществ в жизни человека и подготовиться к контрольной работе через выполнение серии тренировочных заданий.


Задачи урока:

образовательные:

на основе повторения и обобщения провести корректировку знаний:

  • основных классов неорганических соединений;

  • составления формул оксидов, оснований, кислот и солей;

  • номенклатуру основных классов неорганических соединений;

  • закрепить умение составлять формулы веществ и соответствующих им гидроксидов, оксидов и простых веществ;

  • повторить области применения веществ.

развивающие:

  • продолжить формирование общеучебных умений и навыков (планирование ответа, сравнение фактов, обобщение основных понятий, самоконтроль и самооценка, самоанализ деятельности);

  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способность развитию уверенности в своих знаниях, воспитывать чувства само- и взаимоуважения, развивать коммуникативные качества.

воспитательные: воспитание положительной мотивации учащихся, правильной самооценки,  чувства ответственности,  уверенности и требовательности к себе.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний


Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний по теме , целеполагание (2 мин.)

  3. Основной этап урока — выполнение серий тренировочных заданий. (25 мин.) Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения, формирующих обобщённо - понятийные знания.

1.Составление формул сложных веществ (5 мин.)

2 .Распределение веществ по классам (5 мин.)

3.Определение, классификация и применение основных классов неорганических соединений (10 мин.)

4.Взаимосвязь между классами неорганических соединений (5 мин.)

  1. Рефлексия (8 мин.)

1.Выполнение тестового задания

2.Проверка выполнения тестовой работы

  1. Оценка результатов урока (2 мин.)

  2. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

Актуализация знаний по теме

Учитель: Сегодняшний наш урок является завершающим по теме, и каждому из вас в конце урока будет понятно, как вы готовы к контрольной работе. Но сначала вспомним, что такое химический элемент.

(Это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.)

Учитель: Какие вы знаете формы существования химического элемента? (слайд № 3)

(Свободные атомы: атомы водорода; простые вещества: молекулы водорода; сложные вещества: вода – атомы водорода в молекуле воды. Сложные вещества называют химическими соединениями.)

Учитель: Записываем тему урока (слайд № 1). Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

Основные этапы урока - выполнение серии тренировочных заданий. Возьмите карточку № 1(по вариантам) с названиями веществ на основе степени окисления элементов, в тетради составьте формулы этих веществ. После выполнения задания проверьте работу соседа по парте и оцените её.

Сравните полученный результат с правильным ответом, если есть ошибки, исправьте (слайд  № 4). Если есть вопросы, я готова на них ответить.

(учащиеся самостоятельно выполняют 1 тренировочное задание)

Учитель: Какие вы знаете классы неорганических соединений? (слайд № 5)

(Оксиды, основания, кислоты, соли).

Учитель: Выполним второе задание. Распределите вещества по классам неорганических соединений и дайте им название из карточки № 2. Один ученик будет выполнять работу у доски. Кто затрудняется, работает вместе с ним. Но надо постараться выполнить задание самостоятельно.


Фронтальная работа

Учитель: Дайте определение оксидам, назовите их классификацию и определите группу оксидов, записанных на доске.

1-ый ученик: ( Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления -2.

Оксиды делят на кислотные (оксиды неметаллов) и основные (оксиды металлов). Кислотный оксид - P2O5 – оксид фосфора (V). Основные оксиды: MgO – оксид магния , CaO – оксид кальция.)

Учитель: Дайте определение основаниям, назовите их классификацию, определите группу оснований, записанных на доске, составьте формулы соответствующих им оксидов и простых веществ.

2-ой ученик: (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид – ионов. По отношению к воде основания делятся на две группы: растворимы и нерастворимые. Растворимые основания называются щелочами. Нерастворимые основания: Mg (OH)2 – гидроксид кальция, Cu(OH)2 ‑ гидроксид меди(II); растворимое основание LiOH ‑ гидроксид лития. Mg2 +(OH)-2 Mg+2O-2 Mg0

Cu2+(OH)-2 Cu+2O- 2 Cu0

Li +OH- Li+12O -2 Li0).

Учитель: Дайте определение кислот, назовите их классификацию. Дайте характеристику серной кислоты по плану (слайд № 4).

3-ий ученик: (Кислотами называются сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные. По количеству атомов кислорода кислоты делятся на одноосновные, двухосновные и трёхосновные. По отношению к воде на растворимые и нерастворимые.

H2 +SO4 2- серная кислота:

кислородсодержащая, двухосновная, растворимая в воде,

H2 +1S +6O4 -2 S +6O3 -2 S 0 (слайд № 5)

Учитель: Что такое соли? Какие бывают соли по отношению к воде, определите их в таблице на доске.

4-ы ученик: (Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. По растворимости в воде соли делятся на растворимые, нерастворимые и малорастворимые.

BaSO4 ‑ сульфат бария, нерастворимая соль;

FeSO3 ‑ сульфит железа (II), малорастворимая соль;

NaCl ‑ хлорид натрия, растворимая соль).


Работа в парах

Учитель: Вам предстоит продемонстрировать знания о сложных веществах, применяемых в быту и их тривиальных названиях. Найдите в карточке № 3 по формулам веществ их название в быту и определите области их применения. (Учащиеся работают самостоятельно, затем производят проверку ответов с последующим разбором характерных ошибок (слайд № 6).


Учитель: Итак, мы практически всё повторили, и я надеюсь, что вы готовы продемонстрировать свои знания, выполнив следующее тренировочное задание. Возьмите карточку № 4. Составьте формулу указанного в задании вещества и соответствующих ему гидроксидов, оксидов и простых веществ, указывая заряды ионов или степени окисления элементов. Постарайтесь самостоятельно выполнить задание. Кто затрудняется, работаем вместе с тем, кто выполняет задание на доске.

гидроксид оксид простое

вещество

нитрат бaрия



гидроксид оксид простое

вещество


Ba2+(OH)-2 Ba+2O-2 Ba0

гидроксид бария оксид бария барий

Ba+2(N+5O-23)2

нитрат бария


H+1N+5O3-2 N2+5O5-2 N20

азотная кислота оксид азота (V) азот


Кто справился с заданием, решает следующее (карбонат натрия).

Учитель: Что мы видим, составив такую цепочку?

(Между классами неорганических соединений существует взаимосвязь).



Рефлексия

Учитель: А сейчас у вас есть возможность оценить свои знания, выполнив тестовое задание, проверив его, вы сможете оценить полученные знания.

(Учащиеся выполняют тест, по слайдам № 9, 10 проверяют ответы и оценивают результат).



Оценка результатов урока

Тестовая работа дала вам возможность оценить свои знания и определить, на какой уровень контрольной работы вы можете претендовать на следующем уроке. Но у вас есть возможность дома повторить теоретический материал, выполнить практические задания, для того чтобы уровень повысить.


Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр. 85 – 87 (уровень по выбору учащегося).
























Методическое обоснование урока

Данный урок проводится в системе уроков по химии в 8 классе по теме «Соединение химических элементов». Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Учащиеся к данному уроку владеют теоретическим материалом, изученным в теме: «оксиды, основания, кислоты, соли, их классификация, физические свойства и применение». Кроме этого, владеют навыком составления формул по названию вещества, распределения веществ по классам неорганических соединений, умеют по формуле вещества составлять соответствующие им гидроксиды, оксиды и простые вещества.

В предыдущей теме они познакомились с понятием «химический элемент», которое является сквозным для изучения данной темы. В связи с этим в начале урока актуализируются данные знания, что помогает учащимся понять, о чём пойдёт речь на уроке.

На уроке восьмиклассники на основе повторения должны провести корректировку своих знаний: обобщить и систематизировать знания о физических свойствах веществ, химической номенклатуре, значении веществ в жизни человека и подготовиться к контрольной работе через выполнение серии тренировочных заданий.

Для этой цели были отобраны такие упражнения, с помощью которых учащиеся сумеют отработать конкретные практические навыки: составлять формулы веществ по их названию, определять класс веществ по их формуле, по формуле вещества составлять соответствующие им гидроксиды, оксиды и простые вещества.

При разработке урока учитывались общедидактические принципы обучения:

  • взаимосвязь различных учебных дисциплин (биология физика, медицина);

  • доступность (предусматривается, что ученики хорошо подготовлены);

  • прочность знаний (есть учебная база, на которую можно опираться учителю во время проведения урока).

Систему методов и приёмов, используемых на занятии, составят жанры педагогического монолога (вводное, инструктирующее, оценочное «слово учителя», моно-и диалоги (устный ответ у доски, работа в парах). Для проверки полученных знаний предусмотрено тестовое задание, в результате выполнения которого предполагается, что будет достигнута цель урока — подготовка учащихся к выполнению разноуровневой контрольной работы.


























Приложение № 1



Карточка №1


Вариант № 1


Напишите формулы следующих веществ:

  1. оксид азота (V);

  2. гидроксид железа (III);

  3. серная кислота;

  4. нитрат бария;

  5. оксид кальция;

  6. фосфат цинка;

  7. гидроксид калия;

  8. сернистая кислота.



Карточка №1


Вариант № 2


Напишите формулы следующих веществ:

  1. сернистая кислота

  2. оксид углерода (IV);

  3. гидроксид меди (II);

  4. сульфат натрия;

  5. фосфорная кислота;

  6. сульфид алюминия;

  7. гидроксид бария;

  8. оксид лития.






Карточка № 2

Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей. Дайте им названия. Ca(OH)2, FeSO3, H2CO3, MgO, H2SO4, NaCl, P2O5, LiOH, HCl, BaSO4, CaO, Cu(OH)2.







Карточка № 3


Найдите по формулам веществ их название в быту и определите области их применения, одно из веществ вам пока неизвестно, но попробуйте определить его методом исключения.


Формула

Название

Область применения

Н2О


1. Негашеная известь

А. Его раствор в воде – нашатырный спирт

Са(ОН)2

2. Углекислый газ

Б. Под действием углекислого газа мутнеет

NaCl


3. Вода


В. Желудочный сок

СО2

4. Поваренная соль


Г. Сухой лед

NH3

5. Хлороводород


Д. В строительстве

HCl


6. Гашеная известь, известковая вода

Е. Консервирование пищевых продуктов, необходимая добавка в пищу

СаО

7. Аммиак


Ж. При замерзании расширяется



Ответы:

Н2О

3, Ж

Са(ОН)2

6, Б

NaCl

4, Е

СО2

2, Г

NH3

7, А

HCl

5, В

СаО

1, Д















Карточка № 4


Составьте формулы указанных в задании веществ и соответствующих им гидроксидов, оксидов и простых веществ, указывая заряды ионов или степени окисления элементов.





гидроксид оксид простое

вещество


нитрат бaрия



гидроксид оксид простое

вещество






гидроксид оксид простое

вещество


карбонат натрия



гидроксид оксид простое

вещество













Приложение № 2


Тестовое задание

Вариант 1

Даны формулы веществ:

а) KCl е) ВаO

б) Ba(OH)2 ж)CaSO3

в) Na2SO3 з) H2SO4

г) SO3 и) AlCl3

д) MgSO4 к) HNO3


Ответьте на вопросы с 1 по 8, выбрав правильный ответ:

  1. Выберите щёлочь;

  2. Определите основание и оксид, соответствующие друг другу;

  3. Определите оксид и кислоту, соответствующие друг другу;

  4. Выберите формулы солей;

  5. Найдите хлориды;

  6. Определите вещества, содержащие атомы серы в степени окисления +4;

  7. Выберите сульфиты;

  8. Найдите соли, ионы кислотных остатков, которых имеют заряд 2-.




Тестовое задание


Вариант 2

Даны формулы веществ:

а) P2O5 е) BaSO4

б) NaNO3 ж) H3PO4

в) CuSO4 з) Ca(OH)2

г) CaO и) Mg(NO3) 2

д) KNO2 к) H2S


Ответьте на вопросы с 1 по 8, выбрав правильный ответ:

  1. Выберите двухосновную кислоту;

  2. Определите основание и оксид, соответствующие друг другу;

  3. Определите оксид и кислоту, соответствующие друг другу;

  4. Найдите формулы солей;

  5. Выберите нитраты;

  6. Определите вещества, содержащие атомы азота в степени окисления +5;

  7. Найдите сульфаты;

  8. Найдите соли, ионы кислотных остатков которых имеют заряд 1-.






13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщение и систематизация знаний по теме (8кл): «Соединения химических элементов»

Автор: Хатова Наталия Леонидовна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 307924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок по теме "Соединения химических элементов" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-tiemie-soiedinieniia-khimichieskikh-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "143786"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418580448"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока-конференции  по химии для 9 класса "Химические элементы на защите Родины" "
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotka-uroka-konfierientsii-po-khimii-dlia-9-klassa-khimichieskiie-eliemienty-na-zashchitie-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "192290"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427443761"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Технологическая карта урока "Основные классы неорганических соединений. Урок систематизации и обобщения знаний""
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaosnovnyieklassynieorghanichieskikhsoiedinieniiuroksistiematizatsiiiobobshchieniiaznanii"
    ["file_id"] => string(6) "280242"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453353331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа по химии 8класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-po-khimii-8klass"
    ["file_id"] => string(6) "184897"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426104877"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Путешествие в страну химических элементов"
    ["seo_title"] => string(47) "putieshiestviievstranukhimichieskikheliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "291166"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455089812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства