Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Методическая разработка занятия по теме
«Основные классы неорганических и органических соединений. Генетическая связь»
Специальность: 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Челябинск, 2017
РАССМОТРЕНО На заседании цикловой методической комиссии Протокол №_____ « ____ » __________________ 2017г. Председатель ЦМК _______________/Е.С. Невинная |
Методическая разработка занятия по химии предназначена для преподавателей, обучающих по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», студентов. Разработка составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по химии естественно-научного профиля.
Автор методической разработки:
Назарова С.М., преподаватель ГБПОУ «ЮУМК»
Тип занятия: Урок усвоения новых знаний и умений.
Вид занятия: Лекция с элементами выступлений обучающихся.
Цели занятия:
- Образовательные:
- систематизация и обобщение знаний, умений, навыков студентов по теме «Основные классы веществ»;
- развитие умений применять полученные знания;
- формирование экологической грамотности;
- расширение кругозора студентов в области химии, продуктов питания.
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса к химии, навыков самостоятельной,
творческой деятельности, коммуникативных навыков;
- формирование навыков публичных выступлений.
3. Воспитательные:
- формирование интереса к избранной профессии.
Методы обучения:исследовательский, частично-поисковый, информационный.
Оборудование:
- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- персональный компьютер, проектор, экран, внешние носители.
Программное обеспечение:
- Windows XP;
- пакет MS Office.
Печатные ресурсы:
- Г.П. Хомченко «Пособие по химии», Москва, «Новая волна», 2002;
- И.Г. Хомченко «Общая химия», Москва, Химия, 1987;
- Ю.М. Ерохин «Химия», Москва, Мастерство, 2002;
- Справочное издание «Химия. Справочник в таблицах», Москва, «Айрис-
пресс», 2014.
Интернет-ресурсы:
- www.chemport.ru
- www.xumuk.ru
- www.orgchem.ru
ХОД ЗАНЯТИЯ
Преподаватель: Сегодня мы повторим основные классы неорганических
соединений: Оксиды, Основания, Кислоты и Соли, познакомимся с известными
вам в быту органическими основаниями, кислотами и солями, выясним
похожесть (одинаковые химические свойства) этих соединений, найдем
причины их похожести и выявим связь между классами неорганических и
органических соединений.
Вопросы к аудитории:
- дайте определения классам: оксиды, основания, кислоты, соли;
- напишите на доске общие формулы данных классов;
- какие оксиды являются основными, какие – кислотными, объясните причину
названий оксидов, подтвердите ответы уравнениями соответствующих
реакций;
- что общего между классами оснований и солей, между классами кислот и
солей.
Преподаватель: За несколько дней до занятия я попросила некоторых
студентов сделать сообщения об органических соединениях – продуктах
питания, товарах бытовой химии, новых химических соединениях.
Пожалуйста, представьте свои сообщения нам.
Выступления студентов:
- органические ненасыщенные кислоты – различные растительные масла;
- насыщенные кислоты – сливочное масло, модифицированные жиры -
маргарин, спреды;
- фрукты и овощи – яблочная, лимонная, щавелевая кислоты;
- кисломолочные продукты и квашеная капуста – молочная кислота;
- мыла туалетные и шампуни – натриевые и калиевые соли жирных
органических кислот;
- альдегиды – промежуточные продукты окисления спиртов;
- многоатомные спирты – глицерин, этиленгликоль – влагоудерживающие
добавки в кексах, печенье, рулетах, другой кондитерской и хлебопекарной
промышленности.
Примерная тематика вопросов к аудитории:
- функциональные группы органических кислот, оснований, солей и оксидов,
которые и обуславливают характерные химические свойства этих классов;
- выявление сходства классов и связи.
Студенты отвечают на вопросы.
Подведение итогов. Выявление наиболее активных студентов.
Преподаватель: Что понравилось или не понравилось? Что удивило? Всех
благодарю за работу!
Домашнее задание: Подготовка к самостоятельной работе. Сочинить стихи-
четверостишия об основных классах веществ.
Литература
- Леенсон И.А. Занимательная химия, М., РОСМЭН, 1999.
- Штремплер Г.М. Химия на досуге, М.,Просвещение, 1993.
- Гусаков А.Х., Лазаренко. А.А Преподавателю химии о внеклассной работе, М., Просвещение, 1978.
- Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия, М., Академия, 2012.
- Тетрадь научная «Химия», М., Издательство АСТ, 2017.
- Малышкина В. Занимательная химия, Санкт –Петербург, Тритон, 2001.
Приложение 1
Задания:
SiO2 + H2O =
P2O5 + H2O =
N2O5 + H2O =
CaO + H2O =
Na2O + H2O =
Li2O + H2O =
Приложение 2
Органические соединения:
- функциональные группы спиртов – ОН – гидроксилгруппы и характерные реакции: а) с кислотами С2Н5ОН+НNO3=С2Н5О-NO2+H2O;
б) с галогеноводородами С2Н5ОН+HCL= С2Н5CL+ H2O;
- функциональные группы аминов – NH2 – аминогруппа проявляет основные свойства и характерную реакцию с кислотами R-NH2+ HCL= (R-NH3)+ CL-
- функциональные группы кислот - COOH и характерные реакции: а) с металлами 2RCOOH+Mg=(RCOO)2Mg+H2; б) с основными оксидами
2HCOOH+ MgO=(HCOO)2Mg+H2O; в) с основаниями
CH3COOH+NaOH=CH3COONa+H2O.