kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение темы "Спирты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-семинар по теме"Предельные спирты" проводится в 10 классе после изучения темы. Заранее учащиеся готовят презентации по теме "Влияние алкоголя на здоровье человека", "Применение этанола и метанола, "   "Применение глицерина и этиленгликоля"

.Цель урока:  Обобщить и систематизировать пройденный материал по теме.

Задачи: 1) Образовательные:

закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных одноатомных и многоатомных спиртов;

2) познавательные:

совершенствоватьумения учащихся анализировать, сравнивать. устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами; проследить связь от простого вещества к сложному;

3)воспитательные:

особое внимание уделить проблеме вредного ( наркотического) воздействия этанола на организм человека, активизировать работу по профилактике алкоголизма с целью пропаганды здорового образа жизни.

Методическая цель: показать формы и методы самостоятельных работ на уроке обобщения, опираясь на химический эксперимент

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«обобщение темы "Спирты" »

Повторение и обобщение темы « Предельные спирты»


Девиз урока «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать

воедино разрозненные факты».

Д. Хевеши.

Тип: урок-семинар.

Цель: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме “Предельные спирты».

Образовательные задачи:

закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных одноатомных и многоатомных спиртов.

Познавательные задачи:

совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами; проследить связь от простого вещества к сложному.

Воспитательные задачи:

особое внимание уделить проблеме вредного (наркотического) воздействия этанола на организм человека. Активизировать работу по профилактике алкоголизма с целью пропаганды здорового образа жизни.

Методическая цель:

показать формы и методы самостоятельных работ на уроке обобщения, опираясь на химический эксперимент..

Оборудование: подставка для пробирок, пробирки, держатели, металлические ложки, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спиртовки, спички, газоотводные трубки, химический стакан.

Реактивы: сульфат меди(II), гидроксид натрия, этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), металлический натрий, мясо сырое, глицерин, этанол, дихромат калия.

На столах учеников блок-схема, учебники, тетради, таблицы, карточки-задания.

Опережающие задания (презентации):

1. Применение метанола и этанола.

2. Применение глицерина и этиленгликоля.

3. Влияние этилового спирта на организм человека.

Необходимо сдвинуть столы по два вместе и посадить ребят по 5человек за один стол.

План обсуждения (на доске):

  1. Виды спиртов.

  2. Строение.

  3. Физические свойства.

  4. Получение

  5. Химические свойства.

  6. Применение.

  7. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

ХОД УРОКА. 1. Урок начинается с небольшого вступления учителя о необходимости систематизации и обобщения изученного материала о спиртах. 2. Химический диктант

(выполняют все на отдельных листочках)

  1. Формула этилового спирта.

  2. К каким спиртам он относится? (По числу функциональных групп)

  3. Формула глицерина.

  4. К каким спиртам относится?

  5. Тип химической реакции в спиртах?

  6. Функциональная группа спиртов.

  7. Тип химической связи.

  8. Какой класс органических соединений получается в результате взаимодействия спирта со спиртом?

  9. Формула реактива для обнаружения многоатомного спирта (глицерина).

  10. Как называется вещество, полученное в результате реакции этанола с натрием?

3. Фронтальный опрос по плану обсуждения с использованием блоковой схемы).

Вопросы, подлежащие рассмотрению

Вопросы и задания

1

Состав, строение, классификация спиртов

1.Какие вещества называют спиртами?

2. Какова общая формула спиртов?

3.По каким признакам классифицируют спирты?

2.

Физические свойства спиртов

1.Какие физические свойства характерны для спиртов?

2.Почему спирты имеют более высокие температуры кипения, чем соответствующие алканы?

2. Изобразите образование водородных связей между молекулами пропанола – 1.

3.

Получение спиртов

1.Какие общие способы получения спиртов ?

2. Как получают этанол и метанол в промышленности?

3.Написать уравнения реакций получения этанола и метанола.

4.

Химические свойства спиртов

1.Чем определяются химические свойства спиртов?

2. Что называется функциональной группой?

3.Какие типы реакций характерны для спиртов?

3.1. При рассмотрении вопроса о сходстве спиртов учитель демонстрирует опыт “Образование алкоголятов натрия”.

Методика опыта: В сухую пробирку наливают 2 мл этилового спирта и вносят по маленькому кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой оттянут. Через 1-2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у отверстия газоотводной трубки. (Если реакция этанола с натрием замедлится, можно слегка подогреть пробирку).

Задания:

  • Напишите уравнение реакции спиртов (R-OH) с натрием.

  • Как расщепляется s -связь О-Н в этой реакции?

  • Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в реакции с металлическим натрием?

Добавляют в пробирку по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикаторов?

Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого открывают пробирку (снимают пробку) и осторожно нагревают ее. На дне пробирки образуется белый твердый этилат натрия (Кусочков натрия в пробирке не должно быть!).

3.2. Для рассмотрения черт различия спиртов проводят коллективную работу с реактивами (раздаточный материал в ящичках, по количеству групп).

При работе с кислотами и щелочами соблюдайте технику безопасности!

Групповая работа № 1.

Задание: Провести качественную реакцию на глицерин (получение глицерата меди (II)).

Реактивы: растворы CuSO4, NaOH, глицерин.

Ход опыта:

В пробирку наливают 3-4 капли раствора CuSO4 и 2-3 капли NaOH . К образовавшемуся осадку голубого цвета приливают несколько капель глицерина и смесь перемешивают. Осадок растворяется и появляется васильковое окрашивание раствора от образовавшегося комплексного соединения глицерата меди (II).

Ответить на вопросы:

  1. Написать реакцию получения Cu(OH)2.

  2. Написать качественную реакцию на глицерин.

  3. Написать реакцию получения нитроглицерина.

Групповая работа № 2.

Задание: Получить простой диэтиловый эфир.

Реактивы: C2H5OH, H2SO4 (конц).

Ход опыта:

Наливают в сухую пробирку 3 мл смеси этилового спирта и серной кислоты (1:1) и осторожно нагревают её до начинающегося кипения. После этого спиртовку убирают и к горячей смеси приливают по стенке пробирки из пипетки 5-10 капель этилового спирта. Образующийся диэтиловый эфир обнаруживают по запаху.

Ответить на вопросы:

  1. Написать уравнение реакции получения диэтилового эфира.

  2. Написать уравнение реакции этилового спирта с концентрированной H2SO4 при t больше 140 град.

  3. Влияние этанола на организм человека.

Групповая работа № 3.

Задание: Провести реакцию окисления этилового спирта хромовой смесью.

Реактивы: растворы H2SO4 , K2Cr2O7; C2H5OH.

Ход опыта:

В пробирке смешайте 2 мл 5%-ного раствора дихромата калия (K2Cr2O7), 1мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этилового спирта. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени спиртовки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах уксусного альдегида, образующегося в результате реакции.

Ответить на вопросы:

  1. Почему цвет раствора меняется с оранжевого до синевато-зелёного?

  2. Написать уравнение реакции окисления этилового спирта.

  3. Можно ли заменить серную кислоту в данной реакции на соляную?

По окончании работы проводится обсуждение.

выборочно проверить тетради на местах



3.3 Выступление учащегося “Влияние этилового спирта на организм человека”. (Презентация)


Демонстрация опыта учителем: “Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”.


Цель: убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно отрицательно воздействует на организм подростка.

Методика. В стакан наливают спирт, в него опускают кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид варёного.

Вывод:

Из ваших рассуждений мы поняли, что этиловый спирт- наркотик, метанол – ядовитое вещество. В тоже время вам известно, что этанол используется в медицине и может служить чистым топливом

3.4 Выступление учащегося «Применение спиртов» (Презентация)


4. Заключение

На основании генетической связи между углеводородами и спиртами можно проследить развитие от простого к сложному: от углеводородов к аминокислотам, а дальше к белкам, к живым организмам и к высшей форме существования живого – к человеку.


Задание. Написать уравнения реакций, согласно схеме (домашнее задание)

Галогенопроизводные

алканов



Спирты

Алкиныыыыы



Чтобы подвести итог уроку – предлагается каждому ученику оценить свою работу, а внутри группы – работу друг друга и выставить оценки карандашом.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
обобщение темы "Спирты"

Автор: Борисовская Лидия Андреевна

Дата: 22.08.2015

Номер свидетельства: 226357

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Тема: «Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях» 10 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "tiema-obobshchieniie-znanii-o-kislorodsodierzhashchikh-orghanichieskikh-soiedinieniiakh-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "101909"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402466238"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии. "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "173427"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423993761"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Применение спиртов. Пагубное воздействие спиртов на организм человека. "
    ["seo_title"] => string(79) "primienieniie-spirtov-paghubnoie-vozdieistviie-spirtov-na-orghanizm-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "189363"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426872813"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок по теме: "Химические свойства спиртов" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "107315"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403204883"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403344710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства