Тема: «Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях» 10 класс
Тема: «Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях» 10 класс
Тема урока: «Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях».
Цель урока: повторить, закрепить и проверить теоретические знания и практические навыки учащихся по темам: «Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
Форма проведения: обучающая игра «Счастливый случай».
Оборудование урока:
1.Раздаточный материал (задания для конкурсов).
2.Образцы ответов.
3.Секундомер (часы).
4.Общий оценочный бланк.
5.Мешок или бочонок с шарами.
Ход урока:
1.Организационный момент – 1 мин.
2.Игра «Счастливый случай»:
1-ый гейм «Разминка» - 10 мин + 2 мин на взаимопроверку
2-ой гейм «Заморочка» - 4 мин + 1 мин на проверку
3-ий гейм «Тёмная лошадка» - 7 мин + 1 мин на проверку
4-ый гейм «Ты – мне, я - тебе» - 7 мин + 2 мин на проверку
5-ый гейм «Гонка за лидером» - 7 мин + 1 мин на подсчёт баллов.
3. Подведение итогов – 2 мин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях» 10 класс »
Тема: «Обобщение знаний о кислородсодержащих органических
соединениях»
Класс: 11
Форма проведения
урока:обучающая игра
«Счастливыйслучай»
Класс: 10.
Предмет:химия.
Тема урока:«Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях».
Цель урока: повторить, закрепить и проверить теоретические знания и практические навыки учащихся по темам: «Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
Форма проведения: обучающая игра «Счастливый случай».
Оборудование урока:
1.Раздаточный материал (задания для конкурсов).
2.Образцы ответов.
3.Секундомер (часы).
4.Общий оценочный бланк.
5.Мешок или бочонок с шарами.
Ход урока:
Организационный момент – 1 мин.
Игра «Счастливый случай»:
1-ый гейм «Разминка» - 10 мин + 2 мин на взаимопроверку
2-ой гейм «Заморочка» - 4 мин + 1 мин на проверку
3-ий гейм «Тёмная лошадка» - 7 мин + 1 мин на проверку
4-ый гейм «Ты – мне, я - тебе» - 7 мин + 2 мин на проверку
5-ый гейм «Гонка за лидером» - 7 мин + 1 мин на подсчёт баллов.
3. Подведение итогов – 2 мин.
Класс делится на две команды, каждая команда имеет своего капитана и название.
«Разминка». Командам задают 10 вопросов, на обсуждение которых даётся 10 минут. Отвечает представитель команды, а команда соперников контролирует правильность ответов по образцу. Выигрывает та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов.
( Задание для 1-ой команды)
Назвать вещества по молекулярной формуле, к какому классу кислородсодержащих веществ они относятся?
О
1. СН3 – СН2 - С _________________________
Н
2. СН2 - ОН
|
СН – ОН
| ______________________________________
СН2 – ОН
О
3. Н - С _________________________
ОН
О
4. СН3 - С _________________________
О – С3 Н7
О
5. СН3 - СН - С
| _____________________________________
Cl ОН
О
6. СН3 - СН - С
| _____________________________________
СН3 Н
7. СН3 – СН2 - СН – СН3
|
ОН _________________________
СН3 О
|
8. СН3 - С - С
| _____________________________________
СН3 ОН
О
9. СН3 - С _________________________
О – СН – СН3
|
СН3
10. Выберите формулы тех веществ, которые являются изомерами
бутановой кислоты?
О О
а) СН3 – С б) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 - С
О – С2 Н5 ОН
О О
в) СН3 - С г) С2 Н5 - С
О – С4 Н9 ОН
( Задание для 2-ой команды)
Назвать вещества по молекулярной формуле, к какому классу кислородсодержащих веществ они относятся?
О
1. Н - С ________________________
Н
2. ОН ________________________
О
3. СН3 – СН2 – СН2 - С ________________________
ОН
О
4. СН3 - С ________________________
О – С2 Н5
О
5. СН3 - СН - С ________________________
| ОН
Сl
СН3
| О
6. СН3 - СН - СН - С ________________________
| Н
СН3
7. СН3 - СН - ОН
| ________________________
С2 Н5
О
8. СН3 - С ________________________
ОН
О
9. СН3 - СН2 - С ________________________
О – СН3
10. Выберите формулы тех веществ, которые являются изомерами бутанола?
а) СН3 - СН - СН2 - ОН б) СН3 - СН2 - О - СН3
|
СН3
СН3
О |
в) СН3 - СН2 - СН - С г) СН3 - С - СН3
| H |
СН3 ОН
Ответы к разминке.
Ответы 1-ой команды:
1 - ПРОПАНАЛЬ, АЛЬДЕГИДЫ
2 - ГЛИЦЕРИН, СПИРТЫ
3 - МЕТАНОВАЯ ИЛИ МУРАВЬИНАЯ КИСЛОТА, КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ 4 - ПРОПИЛАЦЕТАТ ИЛИ ПРОПИЛОВЫЙ ЭФИР УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ,
9 - ИЗОПРОПИЛАЦЕТАТ ИЛИ ИЗОПРОПИЛОВЫЙ ЭФИР УКСУСНОЙ
КИСЛОТЫ, СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ
10 - а)
Ответы 2-ой команды:
1 - МЕТАНАЛЬ ИЛИ ФОРМАЛЬДЕГИД, АЛЬДЕГИДЫ
2 - ФЕНОЛ, СПИРТЫ
3 - БУТАНОВАЯ КИСЛОТА, КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
4 - ЭТИЛАЦЕТАТ ИЛИ ЭТИЛОВЫЙ ЭФИР УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ,
СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ
5 - 2-ХЛОРПРОПАНОВАЯ КИСЛОТА, КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
6 - 2,3-ДИМЕТИЛБУТАНАЛЬ, АЛЬДЕГИДЫ
7 - 1-ЭТИЛ-ЭТАНОЛ-1, СПИРТЫ
8 - ЭТАНОВАЯ КИСЛОТА ИЛИ УКСУСНАЯ КИСЛОТА,
КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
9 - МЕТИЛПРОПИОНАТ ИЛИ МЕТИЛОВЫЙ ЭФИР ПРОПАНОВОЙ
КИСЛОТЫ, СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ
10 - а), г)
«Заморочка». Участники команды достают из бочонка (мешка) шарики с номерами. Учитель читает на каждый номер загадку или вопрос. После обсуждения команды дают ответы.
1. КАКИМ РЕАКТИВОМ МОЖНО РАСПОЗНАТЬ МУРАВЬИНУЮ КИСЛОТУ СРЕДИ ДРУГИХ КИСЛОТ?
А) РАСТВОРОМ ХЛОРИДА ЖЕЛЕЗА (III)
Б) РАСТВОРОМ ЛАКМУСА
В) АММИАЧНЫМ РАСТВОРОМ ОКСИДА СЕРЕБРА?
Ответ: В
2. В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЫСШИЕ ОДНОАТОМНЫЕ СПИРТЫ ДЛЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ ПОЛУЧАЮТ КАТАЛИТИЧЕСКИМ ОКИСЛЕНИЕМ ПАРАФИНОВ.
УКАЖИТЕ, КАКАЯ ИЗ СХЕМ ОТРАЖАЕТ ЭТОТ ПРОЦЕСС:
А) 2 СН3 – СН2 – СН2 – СН3 + О2 = СН3 СООН + Н2 О
Б) СН3 -(СН2)11 – СН3 + О2 = СН3 -(СН2)11 – СН2 – ОН + Н2 О
3. ПОЧЕМУ ФЕНОЛ С6 Н5 – ОН ПРОЯВЛЯЕТ КИСЛОТНЫЕ СВОЙСТВА:
А) СКАЗЫВАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ БЕНЗОЛЬНОГО КОЛЬЦА НА ГИДРОКСОГРУППУ
Б) ВЛИЯНИЕ ГИДРОКСОГРУППЫ НА БЕНЗОЛЬНОЕ КОЛЬЦО
В) ФЕНОЛ МОЖЕТ ДИССОЦИИРОВАТЬ КАК ВСЕ КИСЛОТЫ?
Ответ:А
4. УКАЖИТЕ, КАКОЕ ИЗ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИИ ОТРАЖАЕТ ПОЛУЧЕНИЕ ЭТАНАЛЯ (УКСУСНЫЙ АЛЬДЕГИД) ПО МЕТОДУ М.Г.КУЧЕРОВА:
О
А) СН3 – СН2 -ОН СН3 - С + Н2
Н
О
Б) СН ≡ СН + Н2 О HgSO4 СН3 - С
Н
О
В) СН2 = СН2 + [O] СН3 - С ?
Н
Ответ: Б
«Тёмная лошадка». Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее ответит на задание или вопрос учителя.
(Задание для 1-ой команды)
ОСУЩЕСТВИТЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ПО СХЕМЕ:
O O
C2 H6 C2 H5 Cl C2 H5 OH CH3 – C CH3 – C
OH O – C2 H5
C2 H5 OH CO2
(Задание для 2-ой команды)
ОСУЩЕСТВИТЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ПО СХЕМЕ:
O O O
C2 H6 C2 H4 C2 H5 OH CH3 – C CH3 - C CH3 - C
H OH О - C2H5
(CH3 COO)2 Mg
«Ты – мне, я - тебе». Команды задают вопросы друг другу (домашнее задание).
(Задание 1-ой команды)
ЗАДАЧА. ПРИ СГОРАНИИ ОРГАНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ МАССОЙ 4,8 ГРАММ ПОЛУЧЕН ОКСИД УГЛЕРОДА (IV) МАССОЙ 6,6 ГРАММ, ВОДА МАССОЙ 5,4 ГРАММ. ПЛОТНОСТЬ ПАРОВ ВЕЩЕСТВА ПО ВОДОРОДУ РАВНА 16. ВЫВЕДИТЕ МОЛЕКУЛЯРНУЮ ФОРМУЛУ ВЕЩЕСТВА, СОСТАВЬТЕ СТРУКТУРНУЮ ФОРМУЛУ, НАЗОВИТЕ ВЕЩЕСТВО.
ОТВЕТ: СН4О, СН3 – ОН, МЕТАНОЛ
(Задание 2-ой команды)
ЗАДАЧА. ПЛОТНОСТЬ ПО ВОДОРОДУ ДАННОГО ВЕЩЕСТВА РАВНА 44. ЭТО ВЕЩЕСТВО – КАРБОНОВАЯ КИСЛОТА, ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЙ СОСТАВ: С - 54,55%, Н - 9,09%, О - 36,36%. ВЫВЕДИТЕ МОЛЕКУЛЯРНУЮ ФОРМУЛУ ВЕЩЕСТВА, СОСТАВЬТЕ СТРУКТУРНУЮ ФОРМУЛУ, НАЗОВИТЕ ВЕЩЕСТВО.
ОТВЕТ: С4Н8О2, С3 Н7 СООН, БУТАНОВАЯ КИСЛОТА
«Гонка за лидером». Отвечают на вопросы все участники. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
(Вопросы для 1-ой команды)
1. Производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами
3. Соли этой карбоновой кислоты называются ацетатами.
(УКСУСНАЯ К-ТА)
4.Как называется реакция образования сложных эфиров?
(Р-ЦИЯ ЭТЕРИФИКАЦИИ)
5.Одним из обязательных компонентов острых салатов корейской кухни является именно эта карбоновая кислота.
(УКСУСНАЯ К-ТА)
6.Эта карбоновая кислота, в отличие от других гомологов, подобно альдегидам даёт реакцию "серебрянного зеркала". (МУРАВЬИНАЯ К-ТА)
7.Как называются сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот? (ЖИРЫ)
8.С помощью какого одного реактива можно различить глюкозу и глицерин? (Cu(OH)2 )
9.Большая часть целлюлозы, которую получают при химической переработке древесины, используется для получения... (БУМАГИ)
10.Для достижения наибольшего выхода эфира при проведении реакции этерификации, в реакционную смесь постоянно добавляют... (H2 SO4)
11.Большинство этих веществ - жидкости, легче воды, летучие и обладающие приятным запахом. (СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ) 12.Качествнная реакция на крахмал? (ДЕЙСТВИЕМ ЙОДА -
СИНЕЕ ОКРАШИВАНИЕ)
(Вопросы для 2-ой команды)
1.Органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп -СООН, соединённых с углеводородным радикалом или водородным атомом.
(КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ)
2.Это ядовитое наркотическое вещество! Быстро всасывается кровью и возбуждающе действует на организм. (ЭТАНОЛ)
3.Соли этой карбоновой кислоты называются формиатами.
(МУРАВЬИНАЯ К-ТА)
4.Органические вещества, которые образуются в реакциях между высшими карбоновыми кислотами и спиртами, идущими с отщеплением Н2О, называются … (СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ)
5.Этот ароматический спирт иногда называют карболовой кислотой.
(ФЕНОЛ)
6.С увеличением относительной молекулярной массы растворимость спиртов в воде... (УМЕНЬШАЕТСЯ)
7.Эти вещества используют для получения мыла. (ЖИРЫ)
8.Эта карбоновая кислота содержится в крапиве, хвое ели, а также у муравьёв. (МУРАВЬИНАЯ К-ТА)
9.Качественная реакция на альдегиды? (Р-ЦИЯ СЕРЕБРЯННОГО
ЗЕРКАЛА)
10.Этот многоатомный спирт применяют для получения динамита.
(ГЛИЦЕРИН)
11.Этот спирт - очень ядовит! Уже небольшая его доза может вызвать слепоту или оказаться смертельной! (МЕТАНОЛ)
12.Некоторые из этих веществ являются хорошими растворителями, их можно использовать для удаления прилипшей жевательной резинки на одежде из любой ткани. (ЭФИРЫ)
Оценочный бланк (игра «Счастливый случай»)
КОМАНДА
1 гейм
2 гейм
3 гейм
4 гейм
5 гейм
ИТОГ
КРИТЕРИИ
ОЦЕНОК
“5”: 9-10
“4”: 7-8
“3”: 5-6
“5”: 4
“4”: 3
“3”: 1-2
“5”: 6
“4”: 5
“3”: 3-4
“5”: 5
“4”: 4
“3”: 3
“5”:10-12
“4”: 7-9
“3”: 4-6
“5”: 34-37
“4”: 26-29
“3”: 16-21
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
КОЛ-ВО
ПРАВ. ОТВ.
ОЦЕНКА
На обсуждение и выполнение заданий 1,2,3,4,5-го геймов отводится определённое время. Если ответы досрочные и правильные, то команды могут заработать дополнительный балл. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все результаты заносятся в оценочный бланк команд, подводятся итоги игры.