kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Химические свойства спиртов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Химические свойства одноатомных  спиртов .

Урок открытия новых знаний и построения системы знаний

  1. содержательная:

 - оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле  

   функциональной гидроксильной группы;

- убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;

- совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;

-  расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей  

    реакции дегидрирования и дегидратации.

  1. деятельностная (формирование умений новых способов действий):
  1. формировать у обучающи[ся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  2. формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать  
  3. основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить  

        логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

  1.  формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять    

          контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с  

          изменяющейся ситуацией,

  1. формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

         возможности по ее решению,

  1. формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  

         осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

  1. формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к                              

         преодолению препятствий.

Задачи:

  1. обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,
  2. обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными      

         источниками информации

Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности  спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные  свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции  отщепления (элиминирования):  дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Химические свойства спиртов" »


ПЛАН-КОНСПЕКТ


урока химии (2 часа)


Химические свойства одноатомных спиртов .


Урок открытия новых знаний и построения системы знаний


Класс 10 (профильный)

Никитина Н.Н ,

учитель химии высшей категории, Почетный работник РФ

Цели урока:

  • содержательная:

- оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле

функциональной гидроксильной группы;

- убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;

- совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;

- расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей

реакции дегидрирования и дегидратации.

  • деятельностная (формирование умений новых способов действий):

  • формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать

  • основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

  • формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией,

  • формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности по ее решению,

  • формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

  • формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к

преодолению препятствий.



Задачи:

  • обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,

  • обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными

источниками информации


Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.



Дидактическое сопровождение урока:


ЦОР – одноатомные спирты - строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных опытов. Таблица - спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.







Ход урока

Действия учеников

УУД, Планируемые результаты

Мотивационный

Особенности строение молекулы спирта и предполагаемые свойства спиртов.

Краткий экскурс в историю .

Анализ новой информации о спиртах.

Теоретическое обоснование возможных свойств спиртов.

Информационные сообщения учащихся.


Обобщение уже сформированных знаний, новые знания.

Постановка цели

Формировать умения прогнозировать химические свойства нового класса веществ, работать с источниками информации ( учебник , опорный конспект, ЦОР – схема), аргументировать суждения по изучаемому вопросу .Подтвердить прогноз экспериментально. Сделать вывод .




Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного текста информацию, которая могла послужить отправной в изучении химических свойств одноатомных спиртов .


Поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей.

Оперирование знаниями и способами деятельности

в стандартных и нестандартных ситуациях

Демонстрация и обсуждение опытов, ответы на вопросы, выдвижение гипотез.



  • Опыт1. Растворение этанола в воде.



  • Вопрос: Этанол горит, в результате реакции образуется… Продолжите утверждение.





  • Опыт: Взаимодействие этанола с индикатором- универсальным зеленым.

  • . Вопрос – измениться окраска индикатора?


Лекция:

  • гипотеза – для одноатомных спиртов возможны реакции отщепления (элиминирования)

и нуклеофильного замещения.


  • введение новых терминов

- алкоголяты

- абсолютный спирт

- реакция этерификации










  • Спирты могут взаимодействовать с сильным

окислителями – раствором

КМnО4,

а так же нагретым СuО

  • введение новых терминов

- карбонильные соединения

- альтернативное топливо

- метаболизм


  • . Вопрос – возможны ли реакция одновременного дегидрирования дегидратации?

  • Введение новых терминов

- реакция Лебедева С.В.

- Правило Зайцева

Эвристическая беседа, выдвигают идеи и экспериментально воспроизводят:







  • наблюдают за демонстрацией опыта, делают вывод.




  • Проводят лабораторный опыт – поджигают в фарфоровой чашке этанол.







  • отвечают на вопрос.





Выдвигают идеи, экспериментально проверяют . Демонстрационный эксперимент ( взаимодействие этанола с металлическим натрием).

Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с гидроксидом натрия (добавляя индикатор фенолфталеин)


Выдвигают идеи, экспериментально проверяют – демонстрационный эксперимент.


Учащиеся предлагают варианты механизм реакции этерификации.



Знакомятся с новым материалом.


Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с предварительно нагретой медной спиралью (СuО).





Учащиеся выдвигают свои суждения.


Использование наглядных моделей, предвосхищение результата, выдвижение гипотез и их обоснование.




Вывод: этанол хорошо растворяется в воде.


Вывод: Этанол горит – в результате образуется углекислый газ и вода.

( в состав молекулы входит углерод, водород и кислород).

Этанол горит с выделением теплоты, значит, его можно использовать как альтернативное топливо.



Предположение - изменения окраски индикатора , так как в этаноле есть гидроксильная группа, но…

Вывод: окраска индикатора не изменилась– у этанола слабые кислотные и основные свойства.




Вывод: Спирты проявляют кислотные свойства


Вывод : окраска не изменилась, кислотные свойства у спиртов слабее, чем у воды.



Вывод: в результате реакции этерификации образуются сложные эфиры.










Вывод: спирты окисляются до карбонильных соединений (первичные спирты до альдегидов и далее до карбоновых кислот). Изменение цвета спи ралли после опыта и появление характерного запаха.




Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.

Конкуренция двух процессов: элиминирования и нуклеофильного замещения.

Подведение итогов и формулирование выводов

Подведение итогов урока:

Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации.

Домашнее задание с открытым ответом.
Обсудите на форуме: http://old.internet-school.ru/demo/530732?page=7
Этиловый и метиловый спирты прекрасно горят и используются в некоторых странах в качестве горючего, целесообразно ли это? А что может препятствовать широкому применению этанола и метанола в этом качестве?

Альтернативное домашнее задание:

  • составить цепочку химических превращений от предельных углеводородов до альдегидов;

  • подготовить тест для одноклассников: химические свойства спиртов;

  • опережающие задание – разработать опорный конспект по теме: Многоатомные спирты.




Анализируют и обобщают пройденный материал.













Обучающиеся работают с интернет ресурсами















Обучающиеся самостоятельно выбирают домашнее задание и выполняют его.


Общий вывод: Предельные одноатомные спирты химически активные вещества. Можно использовать как альтернативное топливо. Губительного влияют на организм человека.











Ответ на поставленный вопрос обсуждают на форуме и готовят для обсуждения в классе.















Подготовка альтернативных заданий по данной теме для одноклассников , (работа в группах ) –взаимопроверка

На следующий урок







Рефлексия

Обсуждение результатов урока, ответы на вопросы:

Что Вас сегодня удивило на уроке?

Что Вы открыли на уроке?

Чему Вы научились сегодня?

Чем Вам это может помочь?

В какой части урока Вы работал лучше всего?

Что помогло Вам включиться в работу?

Что Вам на уроке показалось трудным?



Обсуждают и анализируют свою работу на уроке



Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Используемая литература:

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.

2.Интернет - Телешкола - химия. Спирты.

3.Коллекция Секреты химического мастерства СГТУ. Энгельский технологический институт.

4. Настольная книга учителя. Химия 10 класс \ О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа; 2009. - 480 с.

5. Химия 10 класс – профильный уровень\ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Олма; 2010.

6.. ЦОР. Интернет- ресурсы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по теме: "Химические свойства спиртов"

Автор: Никитина Надежда Николаевна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку химии в 10 классе по теме "Химические свойства спиртов" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-10-klassie-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "216791"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433154065"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Методическая разработка урока химии  с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов» "
    ["seo_title"] => string(160) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimii-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-10klassie-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "216786"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433152959"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Химические свойства спиртов. "
    ["seo_title"] => string(31) "khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "190760"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427214544"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по теме "Физические и химические свойства спиртов" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-tiemie-fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "152142"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420810287"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "УРОК ПО ХИМИИ в 10 классе ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_khimii_v_10_klasse_tema_khimicheskie_svoistva_i_primenenie_spirtov_fizio"
    ["file_id"] => string(6) "527616"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574110962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства