Урок открытия новых знаний и построения системы знаний
содержательная:
- оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле
функциональной гидроксильной группы;
- убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;
- совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;
- расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей
реакции дегидрирования и дегидратации.
деятельностная (формирование умений новых способов действий):
формировать у обучающи[ся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать
основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,
формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией,
формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности по ее решению,
формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,
формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к
преодолению препятствий.
Задачи:
обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,
обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными
источниками информации
Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Химические свойства спиртов" »
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока химии (2 часа)
Химические свойства одноатомных спиртов .
Урок открытия новых знаний и построения системы знаний
Класс 10 (профильный)
Никитина Н.Н ,
учитель химии высшей категории, Почетный работник РФ
Цели урока:
содержательная:
- оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле
функциональной гидроксильной группы;
- убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;
- совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;
- расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей
реакции дегидрирования и дегидратации.
деятельностная (формирование умений новых способов действий):
формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать
основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,
формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией,
формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности по ее решению,
формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,
формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к
преодолению препятствий.
Задачи:
обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,
обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными
источниками информации
Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.
Дидактическое сопровождение урока:
ЦОР – одноатомные спирты - строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных опытов. Таблица - спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
Действия учеников
УУД, Планируемые результаты
Мотивационный
Особенности строение молекулы спирта и предполагаемые свойства спиртов.
Краткий экскурс в историю .
Анализ новой информации о спиртах.
Теоретическое обоснование возможных свойств спиртов.
Информационные сообщения учащихся.
Обобщение уже сформированных знаний, новые знания.
Постановка цели
Формировать умения прогнозировать химические свойства нового класса веществ, работать с источниками информации ( учебник , опорный конспект, ЦОР – схема), аргументировать суждения по изучаемому вопросу .Подтвердить прогноз экспериментально. Сделать вывод .
Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного текста информацию, которая могла послужить отправной в изучении химических свойств одноатомных спиртов .
Поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей.
Оперирование знаниями и способами деятельности
в стандартных и нестандартных ситуациях
Демонстрация и обсуждение опытов, ответы на вопросы, выдвижение гипотез.
Опыт1. Растворение этанола в воде.
Вопрос: Этанол горит, в результате реакции образуется… Продолжите утверждение.
Опыт: Взаимодействие этанола с индикатором- универсальным зеленым.
. Вопрос – измениться окраска индикатора?
Лекция:
гипотеза – для одноатомных спиртов возможны реакции отщепления (элиминирования)
и нуклеофильного замещения.
введение новых терминов
- алкоголяты
- абсолютный спирт
- реакция этерификации
Спирты могут взаимодействовать с сильным
окислителями – раствором
КМnО4,
а так же нагретым СuО
введение новых терминов
- карбонильные соединения
- альтернативное топливо
- метаболизм
. Вопрос – возможны ли реакция одновременного дегидрирования дегидратации?
Введение новых терминов
- реакция Лебедева С.В.
- Правило Зайцева
Эвристическая беседа, выдвигают идеи и экспериментально воспроизводят:
наблюдают за демонстрацией опыта, делают вывод.
Проводят лабораторный опыт – поджигают в фарфоровой чашке этанол.
Учащиеся предлагают варианты механизм реакции этерификации.
Знакомятся с новым материалом.
Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с предварительно нагретой медной спиралью (СuО).
Учащиеся выдвигают свои суждения.
Использование наглядных моделей, предвосхищение результата, выдвижение гипотез и их обоснование.
Вывод: этанол хорошо растворяется в воде.
Вывод: Этанол горит – в результате образуется углекислый газ и вода.
( в состав молекулы входит углерод, водород и кислород).
Этанол горит с выделением теплоты, значит, его можно использовать как альтернативное топливо.
Предположение - изменения окраски индикатора , так как в этаноле есть гидроксильная группа, но…
Вывод: окраска индикатора не изменилась– у этанола слабые кислотные и основные свойства.
Вывод: Спирты проявляют кислотные свойства
Вывод : окраска не изменилась, кислотные свойства у спиртов слабее, чем у воды.
Вывод: в результате реакции этерификации образуются сложные эфиры.
Вывод: спирты окисляются до карбонильных соединений (первичные спирты до альдегидов и далее до карбоновых кислот). Изменение цвета спи ралли после опыта и появление характерного запаха.
Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.
Конкуренция двух процессов: элиминирования и нуклеофильного замещения.
Подведение итогов и формулирование выводов
Подведение итогов урока:
Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации.
Домашнее задание с открытым ответом. Обсудите на форуме: http://old.internet-school.ru/demo/530732?page=7 Этиловый и метиловый спирты прекрасно горят и используются в некоторых странах в качестве горючего, целесообразно ли это? А что может препятствовать широкому применению этанола и метанола в этом качестве?
Альтернативное домашнее задание:
составить цепочку химических превращений от предельных углеводородов до альдегидов;
подготовить тест для одноклассников: химические свойства спиртов;
опережающие задание – разработать опорный конспект по теме: Многоатомные спирты.
Анализируют и обобщают пройденный материал.
Обучающиеся работают с интернет ресурсами
Обучающиеся самостоятельно выбирают домашнее задание и выполняют его.
Общий вывод: Предельные одноатомные спирты химически активные вещества. Можно использовать как альтернативное топливо. Губительного влияют на организм человека.
Ответ на поставленный вопрос обсуждают на форуме и готовят для обсуждения в классе.
Подготовка альтернативных заданий по данной теме для одноклассников , (работа в группах ) –взаимопроверка
На следующий урок
Рефлексия
Обсуждение результатов урока, ответы на вопросы:
Что Вас сегодня удивило на уроке?
Что Вы открыли на уроке?
Чему Вы научились сегодня?
Чем Вам это может помочь?
В какой части урока Вы работал лучше всего?
Что помогло Вам включиться в работу?
Что Вам на уроке показалось трудным?
Обсуждают и анализируют свою работу на уроке
Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Используемая литература:
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.