kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Углеводы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится после изучения темы "Углеводы". Ученикам заранее раздают вопросы семинара, а также темы для докладов. На уроке ребята повторяют строение, физические и химические свойства соединений данного класса, при этом учитель приводит исторические факты и занимательные истории для расширения кругозора учащихся. После каждой части семинара проводится оценивающее задание, что позволяет получить сразу несколько оценок. Есть практическая часть, в которой ученики узнают,где можно использовать знания данной темы в повседневной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Углеводы" »

План-конспект урока «Углеводы»

Цель урока: обобщение знаний об углеводах.

Задачи: углубить знания обучающихся об углеводах ( их классификацией; со строением, свойствами, нахождением в природе, применением и биологической ролью).

Оборудование: ТСО - компьютер, презентация, карточки с  тестами, глюкоза, сахароза, кусок белого хлеба, аммиачный раствор Ag2O, раствор йода спиртовой, пробирки, пипетка, растворы CuSO4 и NaOH.

План урока:

  1. Организационно- мотивационный этап.

  2. Изучение нового материала.

1.Немного из истории углеводов(работа с текстом)

2. Классификация углеводов. Общая формула соединений (групповая работа)

3.Функции углеводов в живой природе(групповая работа)

4.. Физические и химические свойства углеводов. (лабораторная работа)

Качественные реакции на глюкозу, сахарозу и крахмал .

5. Строение молекулы и свойства глюкозы (результат экспериментов)

III. Закрепление в игровой форме- презентация «Знатоки углеводов»

IY. Рефлексия (синквейн).

Y. Домашнее задание.

1)§ 22-24(Химия10,Габриелян)

2)§ 2(Биология10-11, Беляева)

3)§ 9(Биология10-11,Пасечник)

Ход урока.

Индуктор урока: 150 г хлеба на тарелке

Это- блокадный хлеб? 125 граммов на человека.

В нем пищевой целлюлозы 10 процентов,

жмыха - 10 процентов,

обойной пыли - 2 процентов,

выбоек из мешков - 2 процентов,

хвои - 1 процентов,

муки ржаной обойной - 75 процентов.

Формы для выпечки смазывали соляровым маслом.

Не будь хлеба - не было бы и Победы. А что же является основным углеводом в составе хлеба? (крахмал.)

А каким органическим веществам относится крахмал? (углевод)

Тема урока «Углеводы».

Цель и задачи урока определяются вместе с учащимися.

Эпиграф к уроку:

Госпожа глюкоза,

важная персона!

По структуре альдегид,

одновременно и спирт!

Изомер ее фруктоза,

хоть сама кетоноспирт!



1.Немного из истории углеводов.(слайды 5-6)

Историческая справка(работа с текстом).

Углеводы используются с глубокой древности - самым первым углеводом

(точнее смесью углеводов), с которой познакомился человек, был …( мёд).

Родиной сахарного тростника является северо-западная… (Индия-Бенгалия).

Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра …( Македонского) в 327 г. до н.э. Крахмал был известен ещё древним …(грекам).

Целлюлоза,как составная часть…(древесины), используется с глубокой древности.

Термин слова “сладкий” и окончание — оза- для сахаристых веществ было предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838 г.

Исторически сладость была главным признаком, по которому то или иное вещество относили к …( углеводам).

Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. немецким химиком А. Маркграфом

В 1811 г. русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала

Впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский
химик Я. Берцелиус в 1837 г. С6Н12О6

Синтез углеводов из формальдегида в присутствии Са(ОН)2 был произведён
А.М. Бутлеровым в 1861 г

2.На какие группы классифицируют углеводы? (беседа по таблице)(слайд 7-8)

2 Моносахариды по числу атомов углерода делятся на:

  • Треозы

  • тетрозы

  • пентозы

  • гексозы

3.Функция углеводов ( групповая работа). В организме углеводы выполняют ряд важных функций.(слайды 9-12 )

1. Энергетическая функция(1-ая гр.)

При распаде и окислении углеводов выделяется энергия, которую организм использует для своих нужд. В среднем при окислении 1 г углеводов выделяется 4,1 килокалории (17,6 кДж) и 0,4 г воды. Для многих клеток человека (например, клеток мозга и мышц) глюкоза, приносимая кровью, служит главным источником энергии. Крахмал и очень похожее на него вещество животных клеток – гликоген – являются полимерами глюкозы, они служат для запасания ее внутри клетки.

2. Структурная функция, то есть участвуют в построении разных клеточных структур. (2-ая гр.)

Полисахарид целлюлоза образует клеточные стенки растительных клеток, отличающиеся твердостью и жесткостью, она – один из главных компонентов древесины. Другими компонентами являются гемицеллюлоза, также принадлежащая к полисахаридам, и лигнин (он имеет не углеводную природу). Хитин тоже выполняет структурные функции. Хитин выполняет опорную и защитную функции. Клеточные стенки большинства бактерий состоят из пептидогликана муреина – в состав этого соединения входят остатки как моносахаридов, так и аминокислот.

3.Углеводы выполняют защитную роль у растений (клеточные стенки, состоящие из клеточных стенок мертвых клеток защитные образования — шипы, колючки и др.) Углеводы выполняют пластическую функцию — хранятся в виде запаса питательных веществ, а также входят в состав сложных молекул (например, пентозы (рибоза и дезоксирибоза) участвуют в построении АТФ, ДНК и РНК. (3-ая гр.)

Взаимопревращения веществ(работа у доски).

1)Избыток белка------углеводы 2)Избыток жиров--------------углеводы

Физкультминутка.

4.А сейчас отправимся в химическую лабораторию.(слайды (16-24)

Лабораторная работа №1. "Физические свойства глюкозы":

1. Рассмотрите внешний вид глюкозы;

2. Прилейте в пробирку с глюкозой воды и проверьте растворимость вещества и среду реакции;3. Вывод.

Лабораторная работа №2.

а) В пробирку налить 1мл раствора гидроксида натрия и прилить 0,5мл раствора сульфата меди (II);

Что наблюдаете? Прилейте к полученному веществу 2мл раствора глюкозы.

б) Полученный раствор нагрейте на спиртовке. Осторожно!

На столе учителя: Ag2O, раствор глюкозы, спиртовка.

Вывод: глюкоза - альдегидоспирт.

Составьте структурную формулу глюкозы, если известен ее пятиуксусный эфир:

Не будет ли глюкоза иметь структурные изомеры?

Если глюкоза - альдегидоспирт, то почему ее не относят к этим группам веществ?

- Нет ли особых свойств у глюкозы?(слайд 27) Особые свойства глюкозы - брожение - расщепление под действием микроорганизмов:

(беседа на антиалкогольную тему )

Чем определяются особые свойства глюкозы?

(сообщение учащегося) - для глюкозы характерен особый вид изомерии - подвижная таутомерия: с.202

Обобщение: глюкоза т- представитель моносахаридов - гексоза. Альдегидоспирт (бифункциональна). Имеет особые свойства - брожение. Все свойства определяет строение молекулы: - циклические и развернутая (линейная) альдегидная формы в растворе. Имеет большое биологическое значение.

Лабораторная работа №3 «Свойства крахмала».

а)взять кусок белого хлеба и нанести пипеткой слабо разбавленный раствор йода спиртового. Что наблюдаете?

б) Сделайте вывод.

II1. Закрепление (презентация «Знатоки углеводов») (27 слайдов)

IY . Рефлексия (синквейн).

V. Задание на дом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме "Углеводы"

Автор: Вагина Валентина Ивановна

Дата: 16.08.2014

Номер свидетельства: 112051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Обобщающий урок по окружающему миру по теме "Здоровье человека" "
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchaiushchii-urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "142911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418391031"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Презентация к уроку "Углеводы" "
    ["seo_title"] => string(34) "priezientatsiia-k-uroku-ughlievody"
    ["file_id"] => string(6) "115573"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412013585"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме:"Общие сведения о питании и приготовлении пищи" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obshchiie-sviedieniia-o-pitanii-i-prighotovlienii-pishchi"
    ["file_id"] => string(6) "232155"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442761755"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Вещества - как строительный материал клетки" "
    ["seo_title"] => string(49) "vieshchiestva-kak-stroitiel-nyi-matierial-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "178614"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424861085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства