ФИО учителя: Иванова Александра Гаврильевна, учитель биологии и химии МБОУ «Сюлинская СОШ им. С.С.Сюльского»
Класс: 9 класс
Тема урока: Тема: «Вещества как строительный материал клетки»
Тип урока: обобщающий урок (Лабораторная работа)
Учебник: Биология. Захаров В.Б., Сонин Н.И.
Программа: программа по биологии под ред. Сонин Н.И.
Цель урока: обобщение знаний по теме «Химический состав клетки»,
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Просмотр содержимого документа
«"Вещества - как строительный материал клетки" »
Тема: «Химический состав клетки»
Дата открытого урока: 19 февраля 2015 года.
ФИО учителя:Иванова Александра Гаврильевна, учитель биологии и химии МБОУ «Сюлинская СОШ им. С.С.Сюльского»
Класс: 10-11 класс
Тема урока: «Химический состав клетки»
Тип урока: обобщающий урок (Лабораторная работа)
Учебник: Биология. Захаров В.Б., Сонин Н.И.
Программа:программа по биологии под ред. Сонин Н.И.
Цель урока: обобщение знаний по теме «Химический состав клетки»,
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы: по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
-беседа
- инструктаж
-карточки
-работа с тестом
-дискуссия
по источнику получения знаний:
-словесный
-лабораторный (лабораторная работа)
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
-проблемный
-по логичности подхода:
-дедуктивный
-индуктивный
-аналитический
-синтетический
Методы обучения по степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:
-объяснительно-иллюстративный метод
-репродуктивный метод
-метод проблемного изложения
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Основные термины и понятия:Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Давайте познакомимся. Меня зовут Александра Гаврильевна учительница биологии и химии Сюлинской СОШ им. С.С.Сюльского.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии и химии. Какую? Вы позже назовете сами.
Сейчас я хочу показать вам опыт. Внимание! Цель этапа: подвести учащихся к пониманию темы урока.
В раствор кислоты добавить лакмус→ покраснение раствора.
Итак, что же Вы увидели?
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения… Молодцы, все знаете! Химия не только вокруг нас, но и …
Из чего состоят Все живые организмы … Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? Да Тема урока «Химический состав клетки». Откройте тетради и запишите тему урока
И так у вас будет необычный урок- урок игра. Так вы готовы?
За каждый правильный ответ я раздам фишки, к концу урока читаем и у какой команды будет много тот получит отличный результат.
- приветствие учащихся
Внимательно смотрят на опыт
(превращение)
(химия)
(внутри нас).
(клеток).
«Химический состав клетки»
Записывают тему урока на тетрадях
Да
1-5 мин
Операционно-испольнительский этап
ЗАДАНИЕ1. РАЗМИНКА Цель этапа: обеспечить понимание учащимися изучаемого материала.
Вы должны создать две команды и назначить командира. Дать Название своей команды и обосновать. Слово капитанам первой и второй команды.
1. Команда_________________________
2. Команда_______________________
сейчас будет разминка я задаю вопросы, а вы отвечаете
Разминка:
Клетка-это
Сколько химических элементов в клетке
Формула воды
Как размножается клетка
Какой металл входит состав хлорофилла, участвующий в фотосинтезе
Сколько процентов в клетках эмали зубов воды
МОЛОДЦЫ!!!
Выборы команд
названия
Ответы учащихся
1.(основная структурно-функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система)
2(80)
3(Н2О)
4(делением)
5(магний)
6 (10%)
1-2 мин
Самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ 2 НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Цель этапа: мотивировать учащихся на достижение поставленных целей и задач. Ребята, что вы видите на доске? Что это… (Да правильно это органоиды клетки)
Капитаны команд выберут, кто пойдет к доске и выберет по три органоида клетки.
Вам необходимо выбрать. Ответ (строение и функции) к данному органоиду. (Раздаточный материал №1) Каждый правильный ответ оценивается по фишке.
Вам необходимо защитить свой выбор в группе все правильно ли ?
Каждая команда заполняет таблицу вы должны к органоидам их функции.
написать в определенное время
Да
8
Работа в группе
Задание 3 цель этапа: обеспечить восприятие и осмысление изучаемого материала в группе. А сейчас ребята, перед вами стоят, что? (химические элементы). Выберите из этих элементов, которые входят в состав клетки по два элемента и будете определять химические строения атомов с помощью ПТ Д.И.Менделеева. раздаточный материал №2
Итак проверяем все верно
Молодцы
Каждая из команд один участник и выбирает по три элемента и заполняют таблицу с помощью ПСХЭ в определенное время
7
Работа в группе
ЗАДАНИЕ 4. Цель этапа: довести информацию о заданиях и их решениях до участников других групп, подготовить учащихся к выполнению задания «Ты мне – я тебе».
команды задают друг другу вопросы
Например: первая команда задает вопрос второй команде, если ответ неверный то балл переходит 1команде. За каждый правильный ответ- насчитывается 1 балл
Раздаточный материал №3
МОЛОДЦЫЫ!!!
Ответы команд
5
Лабораторная работа
ЗАДАНИЕ 5цель этапа: на следующее задание,на этих столах приглашаю одного из участников из команд. Они будут сделать лабораторную работу «Строение растительной клетки».
Читаем Технику безопасности и инструкции Лаб работы исамостоятельно делаем лабораторную работу
Раздаточный материал №4
Командиры из команд отдельно выполняют лаб работу инструкция
Вывод: Да. Мы рассмотрели на препаратах живых растений их клеточное строение. Увидели органоиды и включения, которые характерны только для растительных клеток. Это мембрана-клеточная стенка имеет толстую оболчку из целлюлозы она придает клетке форму.
Цитоплазма- участвует в основных процессах жизнедеятельности, это внутренняя полужидкая клетки, там расположено ядро и органгоиды
Ядро- главный органоид клетки, он хранит наследственную информацию.
8
Самостоятельная работа
Задание 6: во это время параллельно будем выполнять небольшую работу в форме теста. Эта работа включает в себя задания входящих в перечень ОГЭ так выполняем тест в группе
Раздаточный материал №5
Проверяем ответы МОЛОДЦЫ
А теперь посмотрим , что сделали наши командиры
Выполняют тест Карточка №5 ответы
Обмениваются карточками и проверяют тест
Командиры подходят к микроскопу и защищают свою проделанную работу
5
Заключение. Ребята, Вы прекрасно справились с заданиями.
Через несколько минут мы услышим результаты Молодцы!
Считают фишки
Выводы
.
Клетка - элементарная единица жизни, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития всех организмов. Вне клетки нет жизни (исключение - вирусы).
Большинство клеток устроено одинаково: покрыто наружной оболочкой - клеточной мембраной и наполнено жидкостью -цитоплазмой. Цитоплазма содержит многообразные структуры - органелы (ядро, митохондрии, лизосомы и т.д.), которые осуществляют разнообразные процессы.
1
рефлексия
Ребята, что нового на сегодняшнем уроке вы узнали?
Какую полезную информацию вы получили?
Какой этап был интересней?
Что было труднее всего?
Отвечают на вопросы
2
Выставление оценок
Высталение оценок по итогам набранных баллов
1
Домашнее задание
Написать краткое сообщение об одном органоиде из клетки
1
Карточка №1
Органоид
Функция органоида
1. Плазматическая мембрана
Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.
2.Ядро
контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.
А теперь обмениваемся карточками проверяем ответы,
1 вариант
ответы
2 вариант
ответы
1
4
1
3
2
4
2
3
3
1
3
4
4
4
4
3
5
3
5
2
№
Характеристика элементов
1
Элемент
2
Порядковый номер
3
Период
4
Группа
5
Металл, неметалл
6
Функции в клетке
7
Электронная конфигурация, размещение электронов по орбиталям
№
Характеристика элементов
1
Элемент
2
Порядковый номер
3
Период
4
Группа
5
Металл, неметалл
6
Функции в клетке
7
Электронная конфигурация, размещение электронов по орбиталям
Читаем Технику безопасности и инструкции Лабораторной работы и самостоятельно делаем работу
Техника безопасности!!!
Будьте осторожны при работе с использованием колющих и режущих инструментов.
Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови.
Помните, что стекло хрупкое, легко бьется будьте аккуратны при работе сней
В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой).
Внимательно читаем Интсрукцию по проведению лабораторной работы «Строение растительной клетки»)
Инструкция по проведению лабораторной работы «Строение растительной клетки»
1. Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой.
2. На предметное стекло капните 1–2 капли воды.
3. Снимите кожицу с приготовленных белых мясистых чешуй лука, перенесите маленький кусочек прозрачной кожицы в каплю воды на стекле и осторожно расправьте ее концом препаровальной иглы.
4. Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода.
5. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
6. Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите.
7. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму,
8. сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки. И по очереди показываем всем
Вывод: Да. Мы рассмотрели на препаратах живых растений их клеточное строение. Увидели органоиды и включения, которые характерны только для растительных клеток.
Цитоплазма- участвует в основных процессах жизнедеятельности, это внутренняя полужидкая клетки, там расположено ядро и органгоиды
Читаем Технику безопасности и инструкции Лабораторной работы и самостоятельно делаем работу
Техника безопасности!!!
Будьте осторожны при работе с использованием колющих и режущих инструментов.
Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови.
Помните, что стекло хрупкое, легко бьется будьте аккуратны при работе сней
В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой).
Внимательно читаем Интсрукцию по проведению лабораторной работы «Строение растительной клетки»)
Инструкция по проведению лабораторной работы «Строение растительной клетки»
1. Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой.
2. На стекло капните 1–2 капли воды.
3. Снимите кожицу с приготовленных белых мясистых чешуй лука, перенесите маленький кусочек прозрачной кожицы в каплю воды на стекле и осторожно расправьте ее концом препаровальной иглы.
4. Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода.
5. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
6. Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите.
7. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней ядро.
8 сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки. И по очереди показываем всем
Вывод: Да. Мы рассмотрели на препаратах живых растений их клеточное строение. Увидели органоиды и включения, которые характерны только для растительных клеток.
Ядро- главный органоид клетки, он хранит наследственную информацию.
Используемая литература:
Биология. 6 класс. Живой организм. Методическое пособие для учителя. – по учебнику Н.И.Сонина., Волгоград., 2010. – 30-32с.
Уроки биологии с применением информационных технологий 10 класс., методическое пособие., М- «Планета» 2012г.- 29 с.
Биология 9 класс. Общие закономерности. Н.И.Сонин. 102 с.