« Обобщающий урок по классам неорганических веществ»
« Обобщающий урок по классам неорганических веществ»
Этот урок будет интересен преподавателям, работающим в образовательных организациях систем начального и среднего профессионального образования. Урок проводился в группе обучающихся, получающих профессию "Продавец, контролер - кассир". На уроке четко прослеживаются метапредметные связи с математикой - свойства пропорции,% отчисла; с санитарией и гигеной - мойка, дезинфекция оборудования, товароведение - вкусовые товары.
Этот урок будет интересен преподавателям, работающим в образовательных организациях систем начального и среднего профессионального образования. Урок проводился в группе обучающихся, получающих профессию "Продавец, контролер - кассир". На уроке четко прослеживаются метапредметные связи с математикой - свойства пропорции,% от числа; с санитарией и гигиеной - мойка, дезинфекция оборудования, товароведение - вкусовые товары.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Обобщающий урок по классам неорганических веществ» »
Тема урока: « Обобщающий урок по классам неорганических веществ»
(для обучающихся образовательных организаций системы НПО и СПО, получающих профессию « Продавец, контролер – кассир»)
Цели урока:
1. Образовательные:
1 . Обобщить знания учащихся по темам «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли»: их классификацию, состав, химич.свойства, применение, способы получения;
Углубить знания по изученным темам с целью подготовки учащихся к выпускным экзаменам.
Развивающие:
Развивать у учащихся мыслительную и ' познавательную деятельность;
2 Развивать умение делать обобщающие выводы;
Воспитательные:
3. Развивать умение применять полученные знания по химии в своей будущей профессии.
Воспитывать позитивное отношение к познавательной деятельности;
Воспитывать уверенность учащихся в своих силах;
Пробудить у учащихся интерес к получению знаний по химии и применению их в своей будущей профессии.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, проводится в форме общественного с смотра знаний
Метапредметные связи: Математика - Свойства пропорции, % от числа.
Санитария и гигиена - Мойка, дезинфекция оборудования Товароведение - Вкусовые товары
Оборудование: Химические реактивы (образцы йодированной и не йодированной поваренной соли, крахмальный клейстер, уксусная кислота, перекись водорода, растворы NaCl, Na2CO3, NaOH; растворы H2SO4, индикатор фенолфталеин, раствор AgNO3, химическая посуда, периодическая система элементов Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот; электрохимический ряд напряжения металлов; кроссворды; плакат - задания «Определение названий неорганических веществ», карточки - задания с экспериментальными задачами и теоретическими заданиями для самостоятельной работы, рисунок для теста «Улыбка», презентации обучающихся.
ХОД УРОКА:
1.Организационная часть
Проверка присутствия учащихся на уроке.
Организация внимания учащихся.
2.Основная часть
Сообщение темы и целей урока.
Фронтальный опрос учащихся, различные виды индивидуальной самостоятельной работы учащихся по данной теме.
3.Подведение итогов урока.
Преподаватель. Сегодня у нас с Вами обобщающий урок «Основные классы неорганических соединений», который проводится в форме общественного смотра знаний.
Основной целью данного урока является обобщение, систематизация знаний учащихся по темам «Оксиды», «Основания». «Кислоты», «Соли».
Учащиеся должны продемонстрировать знания о классификации, составе, химических свойствах, способах получения и применения веществ, принадлежащих к основным классам неорганических соединений.
Домашним заданием к этому уроку было задание составить кроссворды по теме урока и подготовить сообщения о различных неорганических веществах (солях, кислотах, основаниях), которые используются как промышленные и продовольственные товары или применяются торговыми предприятиями.
Некоторые из лучших кроссвордов будут сегодня разгадываться на уроке.
Самые интересные сообщения будут заслушаны.
I
Первым этапом нашего смотра знаний является фронтальный опрос учащихся.
Вопросы к фронтальному опросу:
Какие классы неорганических веществ вам известны?
Что общего в составе кислот и солей?
Все ли кислоты растворимы в воде? Существуют ли нерастворимые кислоты?
Чем объясняются общие свойства кислот: кислый вкус, взаимодействие с металлами, основными оксидами, с основаниями, изменение цвета индикаторов?
При взаимодействии каких неорганических веществ образуются соли?
Как изменяют цвет индикаторов кислоты, основания?
Чем отличаются по составу средние, кислые и основные соли?
Чем объясняются общие химические свойства оснований?
Можно ли утверждать, что оксиды металлов всегда являются основными?
Объясните, почему не может быть кислых солей гидрохлоридов, например не существует гидрохлорида натрия NaHCl?
Какие металлы входят в состав щелочей?
Какие неорганические вещества применят для дезинфекции торгового оборудования?
Во время фронтального опроса двум учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые они выполняют у доски.
Задание 1.
Учащимся предлагается определить соответствие формулы неорганического вещества с его названием.
На магнитной доске прикреплена таблица, в левой части, которой записаны формулы кислот, оснований, оксидов, солей. (Формулы пронумерованы).
В правой части таблицы - названий данных веществ, но они записаны в порядке, который не соответствует формулам.
Учащихся с помощью пронумерованных магнитных фишек, которые выставляются в правой части таблицы должен указать соответствие формулы и названия вещества. (Приложение 1).
Задание 2.
Разгадывание одного из кроссвордов по теме урока. (Приложение 2). Затем учащиеся группы обсуждают, оценивают выполненные задания у доски.
Далее - минута юмора. Учащиеся заслушивают небольшое сообщение преподавателя о необычных названиях веществ, которые предлагались учеными ранее.
Сообщение преподавателя:
С разработкой системы названий химических соединений связаны анекдотические истории.
В 1870 г. комиссия по химической номенклатуре Русского физико-химического общества обсуждала предложение одного химика называть соединения по тому же принципу, по какому в русском языке строятся имена, отчества и фамилии. Например: Калий Хлорович (КС1), Калий Хлорович Кислов (КСlОз), Хлор Водородович (НС1), Водород Кислородович (Н2О). После долгих прений комиссия постановила: отложить обсуждение до января, правда, не указав при этом, какого года.
С тех пор к этой теме больше не возвращались.
П.
Следующим этапом нашего урока - тестовое задание по вариантам, которое позволит оценить знания учащихся об основных классах неорганических соединений. (Вопросы и ответы тестовых заданий прилагаются – приложение 3).
Во время выполнения тестового задания двум, более сильным учащимся, предлагается выполнить индивидуальные задания (задание 3 и задание 4).
Задание 3. Задача
Для дезинфекции торгового оборудования часто применяется раствор каустической соды (NaOH). Сколько грамм NaOH и грамм Н2О) нужно взять для приготовления 10 литров 1,5%-го раствора каустической соды ( плотность раствора каустической соды при 20 С 1,025 г\мл).
Решение
Дано: m р-ра (NaOH) = V х р = 10000 мл х 1,025 г/мл = 10250г.
V р-ра (NaOH) = 1 л. m в-ва (NaOH) = (m p-pa(NaOH) х W (NaOH)) / 100% =
р р-ра (NaOH) = 1,025 г/мл. = (10250 х 1.5%) / 100% = 153.75 г и 154г
W(NaOH) = 1,5%. m (Н20) = m р-ра (NaOH) - m (NaOH) = 10250 - 154 =
Найти: 10096 г = 10.1 кг
m (NaOH) - ?
m (H20) -?
Ответ: для приготовления 10 л 1,5%-го р-ра каустической соды нужно взять 154 г NaOH
и 10.1 кг воды.
Задание 4.
В ряду предложенных веществ подчеркнуть формулы веществ, с которыми взаимодействует соляная кислота.
Написать 5 уравнений химических реакций между НС1 и этими веществами по выбору учащегося.
Ряд веществ: Р205, Аl(OH)з, NH3, NO, Fe2O3, Na2S04, Си, H20 , K2S, H3P04 , Mg, NaOH, C02, CuO, Hg, KHC03, S, C02.
III.
Далее заслушиваются самые интересные сообщения учащихся (домашнее задание к данному уроку) о неорганических веществах, применяемых торговыми предприятиями и являющимися промышленными и продовольственными товарами. (Приложение 4). Сообщения учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов презентаций по теме сообщения.
IV.
Следующий этап нашего урока - практические задания. Учащимся предлагается для решения 2 экспериментальные задачи. (Задачи записаны на карточках). Желающие учащиеся решают задачи у доски, объясняя затем (после выполнения задания всеми обучающимися) свое решение.
Задача 1
В 3-х пронумерованных пробирках находятся растворы Na2C03, NaCl, NaOH. Определить, в какой из пробирок находятся каждое из этих веществ?
Ответ:
l.Na2C03 + 2HCl 2 NaCl +CO2 + Н20
Отлить небольшое количество веществ в чистые пробирки и во все 3 пробирки добавить любую имеющуюся кислоту. Выделение пузырьков газа (С02) в одной из пробирок служит доказательством наличия в этой пробирке Na2C03.
2.Гидроксид натрия (NaOH) можно определить по изменению цвета индикатора фенолфталеина (в щелочах малиновый).
Убедиться в этом можно, подействовав на р-р NaCl р-ром нитрата серебра AgN03
NaCl + AgN03 AgCl + NaN03.
В результате выпадает белый осадок AgCl
Задача 2.
В магазине, в котором вы работаете, завезли поваренную соль, расфасованную в большие мешки. В накладных указано, что часть партии соли йодированная, а часть неиодированной не указано. Как отличить йодированную соль от неиодированной?
Ответ:
Отличить йодированную соль от неиодированной можно с помощью крахмального клейстера.
В р-р соли нужно добавить несколько капель уксусной кислоты, немного р-ра перекиси водорода, а затем несколько капель клейстера. Если соль йодирована, то Н2О2 вытеснит свободный йод, который окрасит крахмал в синий цвет.
2 KJ + Н202 + 2 СН3СООН J2 + 2 Н20 + 2 СНзСООК.
J2 + крахмал синий цвет.
V.
В конце урока обобщения знаний об основных классах неорганических соединений предлагается тестовое задание «Улыбка».
На большом листе бумаги рисунок мордашки забавного человечка. Вместо рта у него 15 точек, расположенных в три строчки.
Этим точкам соответствует 5 вопросов и 3 варианта ответа на каждый. Вопросы и варианты ответов записаны на доске). (Приложение 5)
Учащиеся выбирают правильный ответ, один из учеников красным фломастером обводит нужные точки, а затем соединяет их плавной линией. ,
Если ответы выбраны правильно, при плавном соединении соответствующих точек получается улыбка.
Заключительный этап урока - рефлексия, подведение итогов урока, обсуждение ответов учащихся и выставление оценок.
Приложение 1
Таблица
Соответствия формул и названий неорганических веществ.
Формулы неорганических
веществ
Их названия
1. Mg(H2P04)2
Дигидроксонитрат алюминия 7
2. А1203
Сульфат натрия-калия 6
3. СгСlз
Гидроксид натрия 10
4. H2S
Оксид фосфора 9
5. Cu(OH)2
Сернистая кислота 8
6. KNaS04
Оксид алюминия 2
7. Al(OH)2N03
Хлорид хрома 3
8. H2S03
Дигидрофосфат магния 1
9. P205
Гидроксид меди 5
lO.Na OH
Сероводородная кислота 4
Приложение 2
4
17
15
9
18
12
13
10
6
16
5
3
11
8
7
1
2
14
Вопросы:
Одно из состояний кислот, находящихся в обычных условиях.
Какая кислота существует только в водных растворах, т.к. является слабой и нестойкой?
Как называют кислоты, молекулы которых легко переходят в газообразное состояние, т.е. испаряются?
Как по-другому можно назвать соляную кислоту?
Какой цвет имеет водный раствор марганцевой кислоты?
Как называется кислота, имеющая формулу h2s?
Растворимое основание.
Как называются оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами и не образуют солей?
Как называются оксиды, которым соответствуют основания?
Класс химических соединений, состоящий из ионов металла и ионов кислотного остатка.
Соли, являющиеся продуктом неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.
Кто составил вытеснительиый ряд металлов?
Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород со степенью окисления -2.
Н20-...
Какой газ имеет формулу С02?
Бесцветный газ со резким своеобразным запахом
Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов.
Вещества молекулы, которых coctohi из атомов водорода и кислотных остатков.
Ответы к кроссворду:
Жидкое
Сернистая
Летучие
Хлороводородная
Малиновый
Сероводородная
Щелочь
Несолеобразующие
Основные
Соли
Кислые
Бекетов
Оксиды
Вода
Углекислый
Аммиак
Основания
Кислоты
Приложение 3
Вопросы и варианты ответов к самостоятельной тестовой работе
4. Укажите только формулы нелетучих кислот: a) H2S; б) H2S04; в) НС1; г) HN03; д) Н3Р04.
5. Укажите только формулы основных оксидов: a) N203; б) N2Os; в) СuО; г) Si02; д) FeO; е)СаО.
6. Осуществите следующие превращения: Si - Si02 - Na2Si03 - H2Si03 - Si02 - Si.
Правильные ответы:
I вариант: 1. в, г, д;
2. а, е;
а, б, е, ж;
а, в, г;
а, б, г;
II вариант: 1. а, б, е;
б, в;
в, г, д, з;
б, д;
в. д, е;
Приложение № 4
Кальцинированная сода (Na2C03)
Кальцинированная сода - это карбонат натрия - белый порошок, хорошо растворимый в воде. Она довольно часто встречается в природе. Причем источником соды являются озера в Кении. В илистом грунте озера Магади отложение соды достигают 150 м в глубину, а запасы ее оцениваются в 200 млн. тонн. Встречаются содовые озера в Египте, Китае, Калифорнии, у нас в Сибири. В древности соду добывали исключительно из содовых озер. Гак. раскопки, проведенные в Египте, показали, что стекла, сделанные в 3 тысячелетия до н.э., приготовляли на основе соды. Применялась также сода при стирке и отбеливании ткани. В 1787 - 1789 годах французский врач, инженер и химик Никола Леблан предложил способ получения кальцинированной соды из поваренной соли, угля и известняка.
За открытие метода получения соды Леблану во Франции был поставлен памятник.
Кальцинированная сода, помимо стекольной промышленности, используется для приготовления мыла и моющих средств. Она сама также является хорошим моющим и чистящим средством и продается в отделах ТЗытовой химии всех магазинов.
Питьевая сода.
Всем известна питьевая сода. Химическое название этого вещества - гидрокарбонат натрия №НСОз. Области применения питьевой соды очень широки.
Раствор питьевой соды - составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который и образует обильную пену.
Раствор питьевой соды часто используют для понижения кислотности желудочного сока при изжоге и для полоскания горла, при ангине. Вам, наверное, хорошо известно применение питьевой соды при выпечке изделий из геста. При нагревании такого теста в духовке питьевая сода выделяет углекислый газ, который и придает выпеченному изделию рыхлость.
Питьевую соду можно считать товаром первой необходимости, наряду с такими товарами, как соль, спички, хлеб.
Поваренная соль.
Поваренная соль или, как ее называют химики, - хлорид натрия - необходима для жизнедеятельности человека и животных.
Соль входит в тканевые жидкости и состав крови. В теле человека содержится около 300 г соли, запас который расходуется и нуждается в ежедневном пополнении. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека 10 -15 г, а в условиях жаркого климата потребность в соли возрастает до 25 - 30 г. Обойтись без поваренной соли трудно. Но соль необходима не только для улучшения вкуса пищи.
Люди, работающие в горячих цехах или в условиях сухого и жаркого климата, пьют подсоленную воду, так как соль способствует удержанию воды в тканях. Соль также служит материалом для образования в желудке соляной кислоты, благодаря чему пища переваривается, а вредные микробы погибают.
Соль требуется в пищевой промышленности для консервирования мяса, рыбы для квашения и соления овощей.
Поваренная соль - важнейшее сырье химической промышленности. Из нее получают соду, хлор, гидроксид натрия, металлический натрий. Но, конечно же, самой главной областью применения соли является применение ее в качестве одною из основных пищевых продуктов, значительно улучшающих вкус.
Во время сообщений обучающиеся демонстрируют свои презентации, подготовленные к уроку.
Приложение 5
Вопросы и варианты ответов ктестовому заданию «Улыбка»
1. Формула основного оксида: a) Na20; б) SO3; в) Р205.
2. В результате взаимодействия оксида серы (VI) с водой образуется: а) основание; б) кислота; в) соль.