Данный урок отличается тем, что ваши знания и умения оценит не учитель, а компетентное жюри. Потому что вам нужно быть готовыми к тому, что в жизни ваши действия будут оценивать разные люди, не только учителя или родители. Каждому из вас соответствует определенный порядковый номер согласно журналу. На уроке вы получаете баллы за выполнение заданий. Эти баллы жюри фиксирует согласно порядковому номеру в оценочном листе. В конце урока баллы суммируются и преобразуются в отметку. В состав жюри входят: завуч, биолог, химик, призеры олимпиад. 3. Разминка. Сейчас я предлагаю вам вспомнить формулы веществ и прочитать их хором: H2SO4; Fe(OH)3; K2O; Zn(NO3)2, BaCl2; Na2SiO3. 4. Блиц-опрос (за правильный ответ - 1 балл): 1. Перечислите типы хим. реакций 2. Какая реакция называется реакцией разложения? 3. Какие вещества называют кислотами? 4. Какие вещества называют оксидами? 5. Как доказать наличие гидроксид ионов в растворе? 6. Фенолфталеин безразличен к воде, Так же ведет он себя в кислоте. А если к щелочи прилить? Ему ………… тут быть. 7. Какую окраску приобретает лакмус в растворе кислоты? 8. Какая реакция называется реакцией нейтрализации? 9. Назовите формулу карбоната лития. 5. Конкурс «Назови и изобрази меня» Учитель показывает карточки, где под номерами записаны формулы веществ или названия (правильная формула или название - 1 балл): №1 - Н2СО3; №2 - Ва(ОН)2; №3 - K2SiO3; № 4 - фосфат калия; №5 - оксид железа (III); № 6 - гидроксид алюминия Бланки ответов № 1 с последней парты передаем на первую. 6. Тест на определение типа реакций и генетическую связь между основными классами неорганических веществ. В бланке ответов № 2 вы внимательно читаете тестовые вопросы, которые составлены по материалам ЕГЭ, и из предложенных вариантов ответов выбираете, на ваш взгляд, правильный: I. Определите тип реакции Mg + 2HCl = MgCl2 + H2: 1) реакция разложения; 2) реакция замещения; 3) реакция обмена. II. Реакция обмена, в результате которой образуется осадок (нерастворимое вещество), - это реакция между: 1) NaOH и HCl 2) Ba(OH)2 и H2SO4 III. СаО реагирует с: 1) калием 2) гидроксидом натрия 3) водой. IV. Щелочь образуется при взаимодействии воды с: 1) углеродом; 2) оксидом серы (VI) 3) литием V. Для Са(ОН)2 не характерно взаимодействие с: 1) оксидом серы (IV); 2) соляной кислотой; 3) оксидом натрия. Если ученик выполняет тест раньше остальных, у него есть возможность взять дополнительное задание с целью увеличить сумму своих баллов. 7. Лаб. опыт / промежуточные итоги Экспериментальное задание. В течение минуты прочитайте, какие экспериментальные задания вы должны сейчас выполнить. Как вы поняли план своих действий? У вас на партах имеются подносы. Вы видите 2 пронумерованные пробирки, в них налиты - кислота и щелочь. ТБ (кислоты и щелочи опасны в обращении, способны разлагать кожу и ткани. Будьте внимательны и осторожны!) Этот этап позволяет проверить не только ваши знания, но и умения, навыки проведения химического эксперимента. Выполняем. 1. Определите, в какой пробирке находится кислота, в какой - щелочь. 2. Проведите реакцию нейтрализации. 8. Решение задачи. Определите массы продуктов реакции, если известно, что в реакцию с хлоридом кальция вступает 510 грамм нитрата серебра. 7. «Гонка за лидером» Вызываются 2 лидера, каждому задаются по 5 вопросов. Ученик, ответивший на большее число вопросов, объявляется единоличным лидером. Если лидеры не отвечают, вопрос передается остальным. I. 1. К какому классу веществ относится Н2S? 2. Назовите формулы образующихся в реакции веществ: Zn(NO3)2 + NaOH = … + … 3. На какие ионы диссоциирует в растворе Na3PO4 4. Назовите формулу нитрата алюминия. 5. Назовите формулу поваренной соли. II. 1. К какому классу веществ относится CaCO3? 2. Назовите формулу образующегося в реакции вещества: Na2O + H2O = … 3. На какие ионы диссоциирует в растворе Fe2(SO4)3? 4. Назовите формулу сульфида калия. 5. Назовите формулу медного купороса. Вручение книги лидеру. Записывают в тетради формулы: NaCl - приправа к пище, производство щелочи, мыла, соды. CuSO4· 5H2O - борьба с вредителями растений, производство хим.соединений. 8. Домашнее задание: § 31, зачет по классификации. 9. Рефлексия. На последнем бланке вы делаете самоанализ, отвечаете на 2 вопроса: 1. Я знаю материал по теме «Классы неорганических веществ»: а) отлично б) хорошо в) удовлетворительно г) совсем не знаю 2. Из предложенных ниже слов выберите два из них, которые наиболее точно передают ваше состояние на уроке: а) радость б) раздражение в) злость г) удовлетворение д) безразличие е) вдохновение ж) скука з) спокойствие и) уверенность к) неуверенность л) наслаждение 10 Подведение итогов и выставление отметок в дневники. Интересно знать, у кого совпала самооценка с отметкой, выставленной за урок. Какое состояние вы испытывали на уроке? |