Обобщающий урок по химии на тему "Основные классы неорганических веществ", проводится с целью обобщения знаний о важнейших классах веществ: оксиды, кислоты, основания, соли. Работа проводится в группах, где каждая группа получает свой маршрутный лист с предложенными заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Основные классы неорганических веществ" »
Тема урока:
«Обобщение по теме: «Основные классы неорганических веществ»»
форма проведения урок-путешествие.
Задачи:
Закрепление и углубление знаний об основных классах неорганических веществ и взаимосвязи между ними
Развитие умений составлять химические формулы по валентности, уравнения химических реакций.
Совершенствование умений экспериментально подтверждать химические свойства веществ.
Развитие творческого потенциала учащихся при подготовке к уроку.
Оборудование:
На демонстрационном столе – лабораторный штатив, штатив с пробирками, колба, химический стакан, стеклянная палочка, пробка с газоотводной трубкой; Zn, р. HCl, p. NaOH, p. CuSO4, мел, CaO, H2O, KMnO4, NaCl, клей канцелярский, яйцо вареное, бумажные цветы,
на доске – маршруты АВСД карта маршрутов путешествия.
на столах учащихся – маршрутные листы.
Ход урока.
1) Учитель:
Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганический веществ». А для этого я приглашаю вас совершить путешествие в химическую страну. Но в пути придется преодолеть много препятствий. Ведь нас ждет и восхождение в горы, и опасный водопад, и большая река, и даже пещера колдуна. А чтобы удачно пройти все этапы пути, вам понадобится знания, полученные при изучении данной темы. Ведь дорогу к знаниям – ее легко понять – вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но реже, реже с каждым разом. И я, думаю, к концу вашей дороги вы более прочно закрепите ваши знания.
Путешествовать удобнее небольшими группами поэтому мы с вами разобьемся на 4 группы (А, В, С, Д) и каждая группа пойдет по своему маршруту. У всех на столах есть маршрутные листы, которых вы будите придерживаться в дороге.
И так, группа А пойдет по маршруту «Оксидов»
группа В пойдет по маршруту «Оснований»
группа С пойдет по маршруту «Кислот»
группа Д пойдет по маршруту «Солей»
За вами в дороге будут наблюдать жюри-спасатели, которые и поведут итоги вашего пути.
А теперь запишите в тетрадь тему урока и название своего маршрута.
2) I этап. И так, давайте соберем рюкзаки и проверим, насколько мы готовы отправиться в путь. Вы даже можете помочь и другим группам, если они что-то забыли взять с собой.
Группа «А», что вы знаете об оксидах?
Группа «В», что вы знаете об основаниях?
Группа «С», что вы знаете о кислотах?
Группа «Д», что вы знаете о солях?
(ответы устно – фронтально)
3) II этап. Теперь мы готовы отправится в путь. Сначала придется взбираться наверх по крутой тропинке. Чтобы взобраться, вам необходимо выписать формулы веществ данного класса, дать им название и охарактеризовать. Первые, закончившие свою работу, представители групп запишите формулы соответственно на доске.
4) III этап. Ну вот мы и на вершине, и перед нами красивый, но опасный водопад. Чтобы благополучно нам спуститься вниз, вы должны составить как можно больше формул солей. Недаром ведь водопад и называется водопадом веществ. На составление формул дается 1 минута.
(капитаны в порядке очереди – комментируют записи)
5) Да трудный был у нас переход, поэтому давайте сделаем небольшой привал «химия и жизнь».
(учащиеся рассказывают о свойствах и применении некоторых веществ (СаО, HCl, KMnO4, NaCl))
Ну вот вы еще раз убедились в возможности химических знаний
6) IV этап. А теперь нам пора отправляться дальше. Наконец мы попадаем на реку свойств. Здесь вам предстоит выписать номера клеток, соответствующих характерным свойствам веществ данного класса. И если вы правильно выпишите соответствующие номера, то получите в сумме число, равное относительной молекулярной массе указанного вещества. А потом написать соответствующие уравнения реакций в тетради.
Назовите эти номера
(помощник – записывает номера на доске)
Представители команд пишут уравнения у доски.
7) А еще здесь надо и постоять каждому участнику путешествия за себя. Показать, как вы умеете плавать в реке свойств. Нам придется переплывать на другой берег. Я только хочу напомнить, что в реакции вступают вещества, какого характера?
8) V этап. А вот пещера колдуна – таинственная и интересная. Но чтобы побывать в ней, надо дописать соответствующие уравнения и экспериментально их осуществить.
(представители команд занимаются уравнениями на доске)
Прежде чем мы будем смотреть реакции 2 человека попробуют к данным уравнениям составить условие задачи на доске.
А теперь давайте посмотрим эти реакции.
По вариантам (Индивидуальное задание)
И так, нам предлагают решить следующие задачи.
(учащиеся зачитывают условия и решают с другой стороны)
остальные – на листочке (два варианта)
Потом проверяют друг у друга, оценивают сверяя с доской
9) Ну вы хорошо потрудились, может уже и покажется нам колдун этой пещеры?
(музыка Сценка Колдун – с опытами)
10) VI этап. Да, засиделись мы здесь у колдуна, а домой-то ведь надо как-то возвращаться. Но здесь еще одна преграда, мы должны вспомнить генетическую связь и составить соответствующие генетические ряды.
Давайте ребята постараемся с каждой группы по одному представителю, чтобы они помогли другим справиться с данным заданием.
11) Ну теперь только бы немножечко отдохнуть. А то к концу дороги вы совсем что-то устали. Давайте сделаем еще один и последний привал. «Химики-лирики».
12) И так мы уже подходим к дому. Что же нам скажут наши спасатели жюри? Я поздравляю всех с успешным преодолением препятствий на пути, я, думаю, что вы закалились в пути и будите увереннее чувствовать себя завтра на контрольной работе.
Не забудьте сделать дома
Путевые заметки (см. домашнее задание – на маршрутном листе)
Маршрутный лист группы Д "Соли"
I. Собери рюкзак.
Охарактеризуйте класс солей:
а) дайте определение солям
б) какие соли различают
1) по составу
2) по растворимости
II. Восхождение.
Выпишите формулы веществ - солей, назовите их, к какой группе их относят:
Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида хрома (II):
Химические свойства
NaOH
Fe(OH)2
1. Вз-т с кислотами
4
6
2. Разлагаются при t
8
10
3. Вз-т с кислотными оксидами
12
14
4. Вз-т с растворенными солями
16
18
5. Вз-т с амфотерным гидроксидом
20
22
Запишите соответствующие уравнения химических реакций.
Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)
V. Пещера колдуна.
а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:
CuSO4 + ........ → ....... Cu(OH)2↓ + .......
б) Экспериментально осуществите эту реакцию.
в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)
VI. Путь домой.
Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения.
Домашнее задание.
Путевые заметки
Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов)
Маршрутный лист группы А "Оксиды"
I. Собери рюкзак.
Охарактеризуйте класс оксидов:
а) дайте определение оксидов
б) на какие группы делятся оксиды по характеру,
в) назовите оксиды, которые относятся к основным, кислотным, амфотерным.
II. Восхождение.
Выпишите формулы веществ - оксидов, дайте им название, охарактеризуйте их:
Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе сероводорода:
Химические свойства
SO3
Li2O
1. Вз-т со щелочами
1
13
2. Вз-т с кислотами
2
14
3. Вз-т с водой с образованием кислоты
3
15
4. Вз-т с водой с образованием основания
4
16
Запишите соответствующие уравнения химических реакций.
Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)
V. Пещера колдуна.
а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:
HCl + ........ → H2↑ +..........
б) Экспериментально осуществите эту реакцию.
в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)
VI. Путь домой.
Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных барием, осуществить эти превращения.
Домашнее задание.
Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов
Маршрутный лист группы С "Кислоты"
I. Собери рюкзак.
Охарактеризуйте класс Кислоты:
а) дайте определение кислотами
б) как классифицируются кислоты
1) по содержанию кислорода
2) по основности
3) по силе
II. Восхождение.
Выпишите формулы веществ - кислот, дайте им название, охарактеризуйте их:
Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):
Химические свойства
HCl
1. Вз-т с Me (Al)
2
2. Вз-т с Me (Cu)
4
3. Вз-т с CuO
6
4. Вз-т с SO2
8
5. Вз-т с Fe(OH)3
10
6. Вз-т с CaCO3
12
7. Вз-т с AgNO3
14
8. Вз-т с NaNO3
16
Запишите соответствующие уравнения химических реакций.
Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)
V. Пещера колдуна.
а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:
CaCO3 + ........ → ....... + CO2 + H2O
б) Экспериментально осуществите эту реакцию.
в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)
VI. Путь домой.
Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения.
Домашнее задание.
Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов)
Маршрутный лист группы Д "Соли"
I. Собери рюкзак.
Охарактеризуйте класс солей:
а) дайте определение солям
б) какие соли различают
1) по составу
2) по растворимости
II. Восхождение.
Выпишите формулы веществ - солей, назовите их, к какой группе их относят:
Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида хрома (II):
Химические свойства
NaOH
Fe(OH)2
1. Вз-т с кислотами
4
6
2. Разлагаются при t
8
10
3. Вз-т с кислотными оксидами
12
14
4. Вз-т с растворенными солями
16
18
5. Вз-т с амфотерным гидроксидом
20
22
Запишите соответствующие уравнения химических реакций.
Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)
V. Пещера колдуна.
а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:
CuSO4 + ........ → ....... Cu(OH)2↓ + .......
б) Экспериментально осуществите эту реакцию.
в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)
VI. Путь домой.
Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).
Домашнее задание.
Путевые заметки
Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).
Маршрутный лист группы А "Оксиды"
I. Собери рюкзак.
Охарактеризуйте класс оксидов:
а) дайте определение оксидов
б) на какие группы делятся оксиды по характеру,
в) назовите оксиды, которые относятся к основным, кислотным, амфотерным.
II. Восхождение.
Выпишите формулы веществ - оксидов, дайте им название, охарактеризуйте их:
Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе сероводорода:
Химические свойства
SO3
Li2O
1. Вз-т со щелочами
1
13
2. Вз-т с кислотами
2
14
3. Вз-т с водой с образованием кислоты
3
15
4. Вз-т с водой с образованием основания
4
16
Запишите соответствующие уравнения химических реакций.
Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)
V. Пещера колдуна.
а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:
HCl + ........ → H2↑ +..........
б) Экспериментально осуществите эту реакцию.
в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)
VI. Путь домой.
Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных барием, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).
Домашнее задание.
Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов.
Маршрутный лист группы С "Кислоты"
I. Собери рюкзак.
Охарактеризуйте класс Кислоты:
а) дайте определение кислотами
б) как классифицируются кислоты
1) по содержанию кислорода
2) по основности
3) по силе
II. Восхождение.
Выпишите формулы веществ - кислот, дайте им название, охарактеризуйте их:
Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):
Химические свойства
HCl
1. Вз-т с Me (Al)
2
2. Вз-т с Me (Cu)
4
3. Вз-т с CuO
6
4. Вз-т с SO2
8
5. Вз-т с Fe(OH)3
10
6. Вз-т с CaCO3
12
7. Вз-т с AgNO3
14
8. Вз-т с NaNO3
16
Запишите соответствующие уравнения химических реакций.
Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)
V. Пещера колдуна.
а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:
CaCO3 + ........ → ....... + CO2 + H2O
б) Экспериментально осуществите эту реакцию.
в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)
VI. Путь домой.
Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных медью, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).
Домашнее задание.
Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).