kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основные классы неорганических веществ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по химии на тему "Основные классы неорганических веществ", проводится с целью обобщения знаний о важнейших классах веществ: оксиды, кислоты, основания, соли. Работа проводится в группах, где каждая группа получает свой маршрутный лист с предложенными заданиями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основные классы неорганических веществ" »

Тема урока:

«Обобщение по теме: «Основные классы неорганических веществ»»

форма проведения урок-путешествие.

Задачи:

  1. Закрепление и углубление знаний об основных классах неорганических веществ и взаимосвязи между ними

  2. Развитие умений составлять химические формулы по валентности, уравнения химических реакций.

  3. Совершенствование умений экспериментально подтверждать химические свойства веществ.

  4. Развитие творческого потенциала учащихся при подготовке к уроку.


Оборудование:

На демонстрационном столе – лабораторный штатив, штатив с пробирками, колба, химический стакан, стеклянная палочка, пробка с газоотводной трубкой; Zn, р. HCl, p. NaOH, p. CuSO4, мел, CaO, H2O, KMnO4, NaCl, клей канцелярский, яйцо вареное, бумажные цветы,

на доске – маршруты АВСД карта маршрутов путешествия.

на столах учащихся – маршрутные листы.


Ход урока.

1) Учитель:

Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганический веществ». А для этого я приглашаю вас совершить путешествие в химическую страну. Но в пути придется преодолеть много препятствий. Ведь нас ждет и восхождение в горы, и опасный водопад, и большая река, и даже пещера колдуна. А чтобы удачно пройти все этапы пути, вам понадобится знания, полученные при изучении данной темы. Ведь дорогу к знаниям – ее легко понять – вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но реже, реже с каждым разом. И я, думаю, к концу вашей дороги вы более прочно закрепите ваши знания.

Путешествовать удобнее небольшими группами поэтому мы с вами разобьемся на 4 группы (А, В, С, Д) и каждая группа пойдет по своему маршруту. У всех на столах есть маршрутные листы, которых вы будите придерживаться в дороге.

И так, группа А пойдет по маршруту «Оксидов»

группа В пойдет по маршруту «Оснований»

группа С пойдет по маршруту «Кислот»

группа Д пойдет по маршруту «Солей»

За вами в дороге будут наблюдать жюри-спасатели, которые и поведут итоги вашего пути.

А теперь запишите в тетрадь тему урока и название своего маршрута.


2) I этап. И так, давайте соберем рюкзаки и проверим, насколько мы готовы отправиться в путь. Вы даже можете помочь и другим группам, если они что-то забыли взять с собой.

Группа «А», что вы знаете об оксидах?

Группа «В», что вы знаете об основаниях?

Группа «С», что вы знаете о кислотах?

Группа «Д», что вы знаете о солях?

(ответы устно – фронтально)


3) II этап. Теперь мы готовы отправится в путь. Сначала придется взбираться наверх по крутой тропинке. Чтобы взобраться, вам необходимо выписать формулы веществ данного класса, дать им название и охарактеризовать. Первые, закончившие свою работу, представители групп запишите формулы соответственно на доске.


4) III этап. Ну вот мы и на вершине, и перед нами красивый, но опасный водопад. Чтобы благополучно нам спуститься вниз, вы должны составить как можно больше формул солей. Недаром ведь водопад и называется водопадом веществ. На составление формул дается 1 минута.

(капитаны в порядке очереди – комментируют записи)


5) Да трудный был у нас переход, поэтому давайте сделаем небольшой привал «химия и жизнь».

(учащиеся рассказывают о свойствах и применении некоторых веществ (СаО, HCl, KMnO4, NaCl))

Ну вот вы еще раз убедились в возможности химических знаний


6) IV этап. А теперь нам пора отправляться дальше. Наконец мы попадаем на реку свойств. Здесь вам предстоит выписать номера клеток, соответствующих характерным свойствам веществ данного класса. И если вы правильно выпишите соответствующие номера, то получите в сумме число, равное относительной молекулярной массе указанного вещества. А потом написать соответствующие уравнения реакций в тетради.

Назовите эти номера

(помощник – записывает номера на доске)

Представители команд пишут уравнения у доски.


7) А еще здесь надо и постоять каждому участнику путешествия за себя. Показать, как вы умеете плавать в реке свойств. Нам придется переплывать на другой берег. Я только хочу напомнить, что в реакции вступают вещества, какого характера?


8) V этап. А вот пещера колдуна – таинственная и интересная. Но чтобы побывать в ней, надо дописать соответствующие уравнения и экспериментально их осуществить.

(представители команд занимаются уравнениями на доске)

Прежде чем мы будем смотреть реакции 2 человека попробуют к данным уравнениям составить условие задачи на доске.

А теперь давайте посмотрим эти реакции.


По вариантам (Индивидуальное задание)

И так, нам предлагают решить следующие задачи.

(учащиеся зачитывают условия и решают с другой стороны)

остальные – на листочке (два варианта)

Потом проверяют друг у друга, оценивают сверяя с доской


9) Ну вы хорошо потрудились, может уже и покажется нам колдун этой пещеры?

(музыка Сценка Колдун – с опытами)


10) VI этап. Да, засиделись мы здесь у колдуна, а домой-то ведь надо как-то возвращаться. Но здесь еще одна преграда, мы должны вспомнить генетическую связь и составить соответствующие генетические ряды.

Давайте ребята постараемся с каждой группы по одному представителю, чтобы они помогли другим справиться с данным заданием.


11) Ну теперь только бы немножечко отдохнуть. А то к концу дороги вы совсем что-то устали. Давайте сделаем еще один и последний привал. «Химики-лирики».


12) И так мы уже подходим к дому. Что же нам скажут наши спасатели жюри? Я поздравляю всех с успешным преодолением препятствий на пути, я, думаю, что вы закалились в пути и будите увереннее чувствовать себя завтра на контрольной работе.

Не забудьте сделать дома

Путевые заметки (см. домашнее задание – на маршрутном листе)


Маршрутный лист группы Д "Соли"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс солей:

а) дайте определение солям

б) какие соли различают

1) по составу

2) по растворимости


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - солей, назовите их, к какой группе их относят:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7.

III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Ba

Rb

H2SO3



HI




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам соли, сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):



Химические свойства

BaCO3

CuSO4

1. Вз-т с цинком

2

10

2. Вз-т с кислотой (HCl)

4

12

3. Вз-т со щелочью

6

14

4. Вз-т с солью

8

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

NaOH + ........ → ....... + H2O

(+ф/фт) р-р б/цв.

р-р малиновый

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)

г) Проверить решение задачи у соседа, сверяя запись через кодоскоп. Выставить оценку ему за решение задачи.


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных цинком, осуществить эти превращения.


Домашнее задание.

Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).



Маршрутный лист группы В "Основания"

  1. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс оснований:

а) дайте определение основаниям

б) на какие группы делятся основания

в) назовите активные металлы, которые и образуют щелочи


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - оснований, дайте им название. К какой группе их относят?

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

K

Mg

H2SO4



HCl




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида хрома (II):


Химические свойства

NaOH

Fe(OH)2

1. Вз-т с кислотами

4

6

2. Разлагаются при t

8

10

3. Вз-т с кислотными оксидами

12

14

4. Вз-т с растворенными солями

16

18

5. Вз-т с амфотерным гидроксидом

20

22


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

CuSO4 + ........ → ....... Cu(OH)2↓ + .......

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения.


Домашнее задание.

Путевые заметки

Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов)


Маршрутный лист группы А "Оксиды"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс оксидов:

а) дайте определение оксидов

б) на какие группы делятся оксиды по характеру,

в) назовите оксиды, которые относятся к основным, кислотным, амфотерным.


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - оксидов, дайте им название, охарактеризуйте их:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Zn

Na

HNO3



H3PO4




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе сероводорода:

Химические свойства

SO3

Li2O

1. Вз-т со щелочами

1

13

2. Вз-т с кислотами

2

14

3. Вз-т с водой с образованием кислоты

3

15

4. Вз-т с водой с образованием основания

4

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

HCl + ........ → H2↑ +..........

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных барием, осуществить эти превращения.


Домашнее задание.

Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов



Маршрутный лист группы С "Кислоты"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс Кислоты:

а) дайте определение кислотами

б) как классифицируются кислоты

1) по содержанию кислорода

2) по основности

3) по силе


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - кислот, дайте им название, охарактеризуйте их:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Li

Ca

H2CO3



HBr





IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):


Химические свойства

HCl

1. Вз-т с Me (Al)

2

2. Вз-т с Me (Cu)

4

3. Вз-т с CuO

6

4. Вз-т с SO2

8

5. Вз-т с Fe(OH)3

10

6. Вз-т с CaCO3

12

7. Вз-т с AgNO3

14

8. Вз-т с NaNO3

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

CaCO3 + ........ → ....... + CO2 + H2O

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения.


Домашнее задание.

Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов)













Маршрутный лист группы Д "Соли"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс солей:

а) дайте определение солям

б) какие соли различают

1) по составу

2) по растворимости


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - солей, назовите их, к какой группе их относят:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7.

III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Ba

Na

H2SO3



HI




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам соли, сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):



Химические свойства

BaCO3

CuSO4

1. Вз-т с цинком

2

10

2. Вз-т с кислотой (HCl)

4

12

3. Вз-т со щелочью

6

14

4. Вз-т с солью

8

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

NaOH + ........ → ....... + H2O

(+ф/фт) р-р б/цв.

р-р малиновый

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)

г) Проверить решение задачи у соседа, сверяя запись через кодоскоп. Выставить оценку ему за решение задачи.


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных цинком, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).


Домашнее задание.

Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).



Маршрутный лист группы В "Основания"

I.Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс оснований:

а) дайте определение основаниям

б) на какие группы делятся основания

в) назовите активные металлы, которые и образуют щелочи


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - оснований, дайте им название. К какой группе их относят?

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

K

Mg

H2SO4



HCl




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида хрома (II):


Химические свойства

NaOH

Fe(OH)2

1. Вз-т с кислотами

4

6

2. Разлагаются при t

8

10

3. Вз-т с кислотными оксидами

12

14

4. Вз-т с растворенными солями

16

18

5. Вз-т с амфотерным гидроксидом

20

22


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

CuSO4 + ........ → ....... Cu(OH)2↓ + .......

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).


Домашнее задание.

Путевые заметки

Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).



Маршрутный лист группы А "Оксиды"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс оксидов:

а) дайте определение оксидов

б) на какие группы делятся оксиды по характеру,

в) назовите оксиды, которые относятся к основным, кислотным, амфотерным.


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - оксидов, дайте им название, охарактеризуйте их:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Zn

Na

HNO3



H3PO4




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе сероводорода:


Химические свойства

SO3

Li2O

1. Вз-т со щелочами

1

13

2. Вз-т с кислотами

2

14

3. Вз-т с водой с образованием кислоты

3

15

4. Вз-т с водой с образованием основания

4

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

HCl + ........ → H2↑ +..........

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных барием, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).


Домашнее задание.

Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов.



Маршрутный лист группы С "Кислоты"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс Кислоты:

а) дайте определение кислотами

б) как классифицируются кислоты

1) по содержанию кислорода

2) по основности

3) по силе


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - кислот, дайте им название, охарактеризуйте их:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Li

Ca

H2CO3



HBr





IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):


Химические свойства

HCl

1. Вз-т с Me (Al)

2

2. Вз-т с Me (Cu)

4

3. Вз-т с CuO

6

4. Вз-т с SO2

8

5. Вз-т с Fe(OH)3

10

6. Вз-т с CaCO3

12

7. Вз-т с AgNO3

14

8. Вз-т с NaNO3

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

CaCO3 + ........ → ....... + CO2 + H2O

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных медью, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).


Домашнее задание.

Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Основные классы неорганических веществ"

Автор: Чернышова Ольга Владимировна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Основные классы неорганических веществ "
    ["seo_title"] => string(49) "osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "141486"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418131709"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Проверочная работа "Основные классы неорганических веществ""
    ["seo_title"] => string(71) "provierochnaia_rabota_osnovnyie_klassy_nieorghanichieskikh_vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "389583"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486574118"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тестовая работа по теме: «Основные классы неорганических веществ» "
    ["seo_title"] => string(77) "tiestovaia-rabota-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "120185"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1413640343"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок по химии в 8 классе по теме "Основные классы неорганических веществ" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-po-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "141363"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418110873"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства основных классов неорганических веществ""
    ["seo_title"] => string(101) "obobshchieniieisistiematizatsiiaznaniipotiemiesvoistvaosnovnykhklassovnieorghanichieskikhvieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "271670"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451731272"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства