kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основные классы неорганических веществ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по химии на тему "Основные классы неорганических веществ", проводится с целью обобщения знаний о важнейших классах веществ: оксиды, кислоты, основания, соли. Работа проводится в группах, где каждая группа получает свой маршрутный лист с предложенными заданиями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основные классы неорганических веществ" »

Тема урока:

«Обобщение по теме: «Основные классы неорганических веществ»»

форма проведения урок-путешествие.

Задачи:

  1. Закрепление и углубление знаний об основных классах неорганических веществ и взаимосвязи между ними

  2. Развитие умений составлять химические формулы по валентности, уравнения химических реакций.

  3. Совершенствование умений экспериментально подтверждать химические свойства веществ.

  4. Развитие творческого потенциала учащихся при подготовке к уроку.


Оборудование:

На демонстрационном столе – лабораторный штатив, штатив с пробирками, колба, химический стакан, стеклянная палочка, пробка с газоотводной трубкой; Zn, р. HCl, p. NaOH, p. CuSO4, мел, CaO, H2O, KMnO4, NaCl, клей канцелярский, яйцо вареное, бумажные цветы,

на доске – маршруты АВСД карта маршрутов путешествия.

на столах учащихся – маршрутные листы.


Ход урока.

1) Учитель:

Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганический веществ». А для этого я приглашаю вас совершить путешествие в химическую страну. Но в пути придется преодолеть много препятствий. Ведь нас ждет и восхождение в горы, и опасный водопад, и большая река, и даже пещера колдуна. А чтобы удачно пройти все этапы пути, вам понадобится знания, полученные при изучении данной темы. Ведь дорогу к знаниям – ее легко понять – вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но реже, реже с каждым разом. И я, думаю, к концу вашей дороги вы более прочно закрепите ваши знания.

Путешествовать удобнее небольшими группами поэтому мы с вами разобьемся на 4 группы (А, В, С, Д) и каждая группа пойдет по своему маршруту. У всех на столах есть маршрутные листы, которых вы будите придерживаться в дороге.

И так, группа А пойдет по маршруту «Оксидов»

группа В пойдет по маршруту «Оснований»

группа С пойдет по маршруту «Кислот»

группа Д пойдет по маршруту «Солей»

За вами в дороге будут наблюдать жюри-спасатели, которые и поведут итоги вашего пути.

А теперь запишите в тетрадь тему урока и название своего маршрута.


2) I этап. И так, давайте соберем рюкзаки и проверим, насколько мы готовы отправиться в путь. Вы даже можете помочь и другим группам, если они что-то забыли взять с собой.

Группа «А», что вы знаете об оксидах?

Группа «В», что вы знаете об основаниях?

Группа «С», что вы знаете о кислотах?

Группа «Д», что вы знаете о солях?

(ответы устно – фронтально)


3) II этап. Теперь мы готовы отправится в путь. Сначала придется взбираться наверх по крутой тропинке. Чтобы взобраться, вам необходимо выписать формулы веществ данного класса, дать им название и охарактеризовать. Первые, закончившие свою работу, представители групп запишите формулы соответственно на доске.


4) III этап. Ну вот мы и на вершине, и перед нами красивый, но опасный водопад. Чтобы благополучно нам спуститься вниз, вы должны составить как можно больше формул солей. Недаром ведь водопад и называется водопадом веществ. На составление формул дается 1 минута.

(капитаны в порядке очереди – комментируют записи)


5) Да трудный был у нас переход, поэтому давайте сделаем небольшой привал «химия и жизнь».

(учащиеся рассказывают о свойствах и применении некоторых веществ (СаО, HCl, KMnO4, NaCl))

Ну вот вы еще раз убедились в возможности химических знаний


6) IV этап. А теперь нам пора отправляться дальше. Наконец мы попадаем на реку свойств. Здесь вам предстоит выписать номера клеток, соответствующих характерным свойствам веществ данного класса. И если вы правильно выпишите соответствующие номера, то получите в сумме число, равное относительной молекулярной массе указанного вещества. А потом написать соответствующие уравнения реакций в тетради.

Назовите эти номера

(помощник – записывает номера на доске)

Представители команд пишут уравнения у доски.


7) А еще здесь надо и постоять каждому участнику путешествия за себя. Показать, как вы умеете плавать в реке свойств. Нам придется переплывать на другой берег. Я только хочу напомнить, что в реакции вступают вещества, какого характера?


8) V этап. А вот пещера колдуна – таинственная и интересная. Но чтобы побывать в ней, надо дописать соответствующие уравнения и экспериментально их осуществить.

(представители команд занимаются уравнениями на доске)

Прежде чем мы будем смотреть реакции 2 человека попробуют к данным уравнениям составить условие задачи на доске.

А теперь давайте посмотрим эти реакции.


По вариантам (Индивидуальное задание)

И так, нам предлагают решить следующие задачи.

(учащиеся зачитывают условия и решают с другой стороны)

остальные – на листочке (два варианта)

Потом проверяют друг у друга, оценивают сверяя с доской


9) Ну вы хорошо потрудились, может уже и покажется нам колдун этой пещеры?

(музыка Сценка Колдун – с опытами)


10) VI этап. Да, засиделись мы здесь у колдуна, а домой-то ведь надо как-то возвращаться. Но здесь еще одна преграда, мы должны вспомнить генетическую связь и составить соответствующие генетические ряды.

Давайте ребята постараемся с каждой группы по одному представителю, чтобы они помогли другим справиться с данным заданием.


11) Ну теперь только бы немножечко отдохнуть. А то к концу дороги вы совсем что-то устали. Давайте сделаем еще один и последний привал. «Химики-лирики».


12) И так мы уже подходим к дому. Что же нам скажут наши спасатели жюри? Я поздравляю всех с успешным преодолением препятствий на пути, я, думаю, что вы закалились в пути и будите увереннее чувствовать себя завтра на контрольной работе.

Не забудьте сделать дома

Путевые заметки (см. домашнее задание – на маршрутном листе)


Маршрутный лист группы Д "Соли"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс солей:

а) дайте определение солям

б) какие соли различают

1) по составу

2) по растворимости


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - солей, назовите их, к какой группе их относят:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7.

III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Ba

Rb

H2SO3



HI




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам соли, сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):



Химические свойства

BaCO3

CuSO4

1. Вз-т с цинком

2

10

2. Вз-т с кислотой (HCl)

4

12

3. Вз-т со щелочью

6

14

4. Вз-т с солью

8

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

NaOH + ........ → ....... + H2O

(+ф/фт) р-р б/цв.

р-р малиновый

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)

г) Проверить решение задачи у соседа, сверяя запись через кодоскоп. Выставить оценку ему за решение задачи.


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных цинком, осуществить эти превращения.


Домашнее задание.

Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).



Маршрутный лист группы В "Основания"

  1. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс оснований:

а) дайте определение основаниям

б) на какие группы делятся основания

в) назовите активные металлы, которые и образуют щелочи


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - оснований, дайте им название. К какой группе их относят?

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

K

Mg

H2SO4



HCl




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида хрома (II):


Химические свойства

NaOH

Fe(OH)2

1. Вз-т с кислотами

4

6

2. Разлагаются при t

8

10

3. Вз-т с кислотными оксидами

12

14

4. Вз-т с растворенными солями

16

18

5. Вз-т с амфотерным гидроксидом

20

22


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

CuSO4 + ........ → ....... Cu(OH)2↓ + .......

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения.


Домашнее задание.

Путевые заметки

Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов)


Маршрутный лист группы А "Оксиды"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс оксидов:

а) дайте определение оксидов

б) на какие группы делятся оксиды по характеру,

в) назовите оксиды, которые относятся к основным, кислотным, амфотерным.


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - оксидов, дайте им название, охарактеризуйте их:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Zn

Na

HNO3



H3PO4




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе сероводорода:

Химические свойства

SO3

Li2O

1. Вз-т со щелочами

1

13

2. Вз-т с кислотами

2

14

3. Вз-т с водой с образованием кислоты

3

15

4. Вз-т с водой с образованием основания

4

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

HCl + ........ → H2↑ +..........

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных барием, осуществить эти превращения.


Домашнее задание.

Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов



Маршрутный лист группы С "Кислоты"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс Кислоты:

а) дайте определение кислотами

б) как классифицируются кислоты

1) по содержанию кислорода

2) по основности

3) по силе


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - кислот, дайте им название, охарактеризуйте их:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Li

Ca

H2CO3



HBr





IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):


Химические свойства

HCl

1. Вз-т с Me (Al)

2

2. Вз-т с Me (Cu)

4

3. Вз-т с CuO

6

4. Вз-т с SO2

8

5. Вз-т с Fe(OH)3

10

6. Вз-т с CaCO3

12

7. Вз-т с AgNO3

14

8. Вз-т с NaNO3

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

CaCO3 + ........ → ....... + CO2 + H2O

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения.


Домашнее задание.

Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов)













Маршрутный лист группы Д "Соли"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс солей:

а) дайте определение солям

б) какие соли различают

1) по составу

2) по растворимости


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - солей, назовите их, к какой группе их относят:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7.

III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Ba

Na

H2SO3



HI




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам соли, сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):



Химические свойства

BaCO3

CuSO4

1. Вз-т с цинком

2

10

2. Вз-т с кислотой (HCl)

4

12

3. Вз-т со щелочью

6

14

4. Вз-т с солью

8

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

NaOH + ........ → ....... + H2O

(+ф/фт) р-р б/цв.

р-р малиновый

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)

г) Проверить решение задачи у соседа, сверяя запись через кодоскоп. Выставить оценку ему за решение задачи.


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных цинком, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).


Домашнее задание.

Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).



Маршрутный лист группы В "Основания"

I.Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс оснований:

а) дайте определение основаниям

б) на какие группы делятся основания

в) назовите активные металлы, которые и образуют щелочи


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - оснований, дайте им название. К какой группе их относят?

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

K

Mg

H2SO4



HCl




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида хрома (II):


Химические свойства

NaOH

Fe(OH)2

1. Вз-т с кислотами

4

6

2. Разлагаются при t

8

10

3. Вз-т с кислотными оксидами

12

14

4. Вз-т с растворенными солями

16

18

5. Вз-т с амфотерным гидроксидом

20

22


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

CuSO4 + ........ → ....... Cu(OH)2↓ + .......

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных натрием, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).


Домашнее задание.

Путевые заметки

Уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).



Маршрутный лист группы А "Оксиды"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс оксидов:

а) дайте определение оксидов

б) на какие группы делятся оксиды по характеру,

в) назовите оксиды, которые относятся к основным, кислотным, амфотерным.


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - оксидов, дайте им название, охарактеризуйте их:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Zn

Na

HNO3



H3PO4




IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе сероводорода:


Химические свойства

SO3

Li2O

1. Вз-т со щелочами

1

13

2. Вз-т с кислотами

2

14

3. Вз-т с водой с образованием кислоты

3

15

4. Вз-т с водой с образованием основания

4

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

HCl + ........ → H2↑ +..........

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных барием, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).


Домашнее задание.

Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов.



Маршрутный лист группы С "Кислоты"

I. Собери рюкзак.

Охарактеризуйте класс Кислоты:

а) дайте определение кислотами

б) как классифицируются кислоты

1) по содержанию кислорода

2) по основности

3) по силе


II. Восхождение.

Выпишите формулы веществ - кислот, дайте им название, охарактеризуйте их:

NaOH, CO2, HNO3,Al2O3, CuSO4, Mg(OH)Cl, Fe(OH)2, H3PO4, Al(OH)3, HCl, Zn(NO3)2, K2O, NaHCO3, H2SO4, Ba(OH)2, Mn2O7


III. Водопад веществ.

Составьте формулы солей, назовите их:



Кислоты

Металлы

Li

Ca

H2CO3



HBr





IV. Река свойств.

Выпишите из таблицы номера клеток, отвечающих характерным свойствам каждой кислоты. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе оксида углерода (IV):


Химические свойства

HCl

1. Вз-т с Me (Al)

2

2. Вз-т с Me (Cu)

4

3. Вз-т с CuO

6

4. Вз-т с SO2

8

5. Вз-т с Fe(OH)3

10

6. Вз-т с CaCO3

12

7. Вз-т с AgNO3

14

8. Вз-т с NaNO3

16


Запишите соответствующие уравнения химических реакций.


Индивидуальное задание получить указанную соль из соответствующих оксидов и гидроксидов (задание № 1 - выполняется на листочке)


V. Пещера колдуна.

а) Составьте уравнения реакций, укажите ее тип:

CaCO3 + ........ → ....... + CO2 + H2O

б) Экспериментально осуществите эту реакцию.

в) Решите задачу по предложенному условию (решение задачи на листочке)


VI. Путь домой.

Составьте и запишите генетический ряд веществ, образованных медью, осуществить эти превращения (5 уравнений реакций).


Домашнее задание.

Путевые заметки уравнениями реакций докажите характер свойств гидроксидов, полученных в генетических рядах всех вариантов (маршрутов).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Основные классы неорганических веществ"

Автор: Чернышова Ольга Владимировна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Основные классы неорганических веществ "
    ["seo_title"] => string(49) "osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "141486"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418131709"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Проверочная работа "Основные классы неорганических веществ""
    ["seo_title"] => string(71) "provierochnaia_rabota_osnovnyie_klassy_nieorghanichieskikh_vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "389583"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486574118"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тестовая работа по теме: «Основные классы неорганических веществ» "
    ["seo_title"] => string(77) "tiestovaia-rabota-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "120185"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1413640343"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок по химии в 8 классе по теме "Основные классы неорганических веществ" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-po-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "141363"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418110873"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства основных классов неорганических веществ""
    ["seo_title"] => string(101) "obobshchieniieisistiematizatsiiaznaniipotiemiesvoistvaosnovnykhklassovnieorghanichieskikhvieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "271670"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451731272"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства