kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Неметаллы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены конспект и презентация по теме "Неметаллы".
Цель:
• Используя антитезу ( противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов а ПС и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности.
• Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а, следовательно рассмотреть и их физические свойства.
• Показать роль неметаллов. Изучить  состава  воздуха.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«неметаллы конспект»

Тема урока «Общая характеристика неметаллов», 9 класс

Федотова Е. Г. учитель химии МБОУ СОШ №4 г. Южно-Сахалинск

Цель:

  • Используя антитезу ( противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов а ПС и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности.

  • Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а, следовательно рассмотреть и их физические свойства.

  • Показать роль неметаллов. Изучить состава воздуха.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о физических свойствах неметаллов, о типах кристаллических решеток;

  2. Характеризовать связи между составом, строением и свойствами неметаллов.

  3. Развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы;

  4. Воспитывать химическую аккуратность по отношению к окружающей среде.



Форма урока: изучение нового материала с элементами лекции.

Методы обучения – объяснительно-иллюстративные, наглядные, практические, словесные, проблемного изложения.

Учебник О.С. Габриелян Химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006., раздаточный дидактический материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Общая характеристика неметаллов».


Ход урока.

I. Организационный момент.

Слайд 1

Запись д.з

II. Актуализация опорных знаний

Слайд 2

На экране ряд элементов, прикрепленных магнитами (хлор, железо, кислород, фосфор, сера ).

- Ребята, уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность.

Правильно. Это железо. А почему вы убрали?

Верно, это металл, а остальные элементы…

Мы с вами знаем, что все химические элементы делятся на металлы и неметаллы. С металлами мы знакомились на прошлых уроках, а сегодня мы познакомимся с неметаллами и дадим им общую характеристику.

Слайд 3

записываем тему в тетради.

Изучать мы начинаем неметаллы и их соединения.

В природе несомненно их велико значение.

Давайте рассмотрим схему, по которой мы будем давать им характеристику: что мы должны узнать сегодня о неметаллах?

Слайд 4

Строение атома →тип химической связи →тип кристаллической решетки →свойства вещества

III. Формирование новых ЗУНОВ

1. Само слово «Неметаллы» противоположно слову «Металлы». Давайте с вами вспомним определение металлов и на его основании дадим определение неметаллам

Слайд 5








Слайд 6

2. Каково же положение неметаллов в П. С. Хим элементов Д. И. Менделеева?

Слайд 7

3. Давайте с вами вспомним строение атомов металлов и на основании представленных моделей атомов дадим сравнительную характеристику атомам неметаллов. (модели атомов 2 периода на доске)

Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют сравнительную таблицу. (таблица1)

4. Почему бор имеет на внешнем энергетическом уровне 3 электрона и при этом относится к неметаллам? (у наго маленький радиус атома)

Слайд 8

5. Как изменяются неметаллические свойства в пределах периода и гл. подгрупп?

Слайд 9

6. Для атомов неметаллов качественной характеристикой неметалличности является Э. О. Дайте опредаление ЭО.

7. Для простых веществ, образуемых неметаллами какой тип химической связи характерен?

А какой для металлов?

(вносим данные в сравнительную таблицу)

Давайте рассмотрим, какой тип химической связи имеют простые вещества неметаллы.

Слайд 10

Рассматриваем схемы образования химической связи в хлоре связи в хлоре (определяем тип ковалентная неполярная)

8. Кристаллическое строение металлов простых веществ.

Какую кристаллическую решетку имею атомы металлов и неметаллов?

Слайд 11

Слайд 12



9. Хотя среди 109 известных хим. к элементам неметаллам относится 22 , неметаллы отличаются большим разнообразием. Среди них есть газы, твердые вещества, жидкости.

Лабораторная работа

Слайд 13

Слайд 14


Изучите коллекцию неметаллов и металлов по фотографиям и коллекциям дайте сравнительную характеристику физических свойств (агрегатное состояние и цвет, металлический блеск) данные занесите в таблицу.

Слайд 15



Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:

  • газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;

  • жидкость – Br2;

  • твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.

Слайд 16

Слайд 17

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода.

Сравнительная характеристика атомов металлов и неметаллов (таблица 1)

Параметры

сравнения

Металлы

Неметаллы

Строение атома

Число электронов на внешнем уровне

1-3

4-8

Атомные радиусы

Большие по сравнению с неметаллами

Меньшие по сравнению с металлами

Свойства

Восстановительные

Окислительные

Химическая связь

Химическая связь в простых веществах

Металлическая

Ковалентная неполярная

Кристаллическая решетка.

Металлическая

Атомная, молекулярная

Физические свойства

Агрегатное состояние.


Твердые

Жидкое (ртуть)

Газообразное (О2, Н2)

Жидкое (Br 2)

Твердое (C)

Электро – и теплопроводность.

Электро – и теплопроводны.

Теплопроводность (только графит)

Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)

Металлический блеск

Имеют металлический блеск

Не имеют металлический блеск ( искл. I2, графит -C

Цвет

Большинство металлов имеют серебристо-белый цвет

Белый (белый Р)

Черный (графит)

Красный (Br 2, красный фосфор)

Желтый (S)

Фиолетовый (I2)

Бесцветный(О2, Н2)

Зеленый (хлор)

(учитель демонстрирует данные неметаллы)






Среди всех известных химических элементов только 22 относится к неметаллам, что же служит причиной разнообразия простных веществ неметаллов?

Причиной разнообразия простых веществ неметаллов служит явление, которое называется аллотропией. Дайте определение аллотропии.

Слайд 18

Приведите примеры аллотропных модификаций.

Слайд 19

С чем связано явление аллотропии? (с различным типом кристаллических решеток- алмаз и графит, белый и красный фосфор; с различным числом атомов в молекулах простых веществ- кислород и озон)

Слайд 20

Разным строением кристаллических решеток объясняется и явление аллотропии. Например, элемент фосфор образует простое вещество с молекулярной кристаллической решеткой – белый фосфор, молекулы которого имеют состав Р4, и простое вещество с атомной кристаллической решеткой – красный фосфор Р.

Слайд 21



Вторая причина аллотропии связана с разным числом атомов в молекулах простых веществ. Примером являются кислород О2 и озон О3.

Слайд 22


дать характеристику кислорода и озона учебник стр 90

Слайды 23-25

В отличие от бесцветного кислорода, не имеющего запаха, озон – это светло синий газ с сильным запахом. В природе озон образуется при электрических разрядах или окислении органических смолистых веществ, а также при действии ультрафиолетовых лучей на кислород. В лаборатории его получают в специальных приборах – озонаторах при действии на кислород электрическим разрядом.

Озон – гораздо более сильный окислитель, чем кислород. Поэтому его применяют для: отбеливания тканей, дезодорирования жиров и масел, обеззараживания воздуха и воды.

Озон имеет очень большое значение для сохранения всего живого на нашей планете. Озоновый слой Земли, расположенный на высоте 20-25 км, задерживает губительные ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов. Поэтому понятно, как важно сохранить этот весьма чувствительный к действию различных химических веществ «озоновый щит» планеты от разрушения.



Значение озона (видеофильм)

8. Состав Воздуха

Слайды 26-30



просмотр видеофильм о загрезнении воздуха

IV.Развитие новы ЗУНов

        1. Где в ПСХЭ Д.И. Менделеева располагаются неметаллы?

        2. В чем особенность электронного строения неметаллов?

        3. Дать определение Э.О.

        4. Какие агрегатные состояния характерны для неметаллов?

        5. Какай тип связи, характерен для неметаллов - простых веществ?

        6. Какай тип кристаллической решетки, характерен для неметаллов?

        7. Дать определение аллотропии.

        8. Чем она объясняется?

        9. На какие виды делятся компоненты воздуха?

Выводы по схеме Слайды 31



Слайды 32



Тест

Тест по теме «Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух»

1 вариант

1) Знак элемента, образующего простое вещество – неметалл (множественный ответ)

а) Mg б) O в) S г) Cl

2) Среди представленных химических элементов неметаллические свойства наиболее


выражены у:


а) О б) Те в)S г)Se



3) Укажите, какие из представленных веществ имеют аллотропные модификации:


а) хлор

б) бром

в)углерод

г)кремний


4) У атомов-неметаллов число электронов на внешнем энергетическом уровне:


а) 1-4

б) 2-6

в)4-8

г)1-3



5) Для атомов – неметаллов характерны:


а)высокие значения электроотрицательности


б)низкие значения электроотрицательности



6) Алмаз и графит – это аллотропные модификации


а) кислорода

б) углерода

в)серы

г)фосфора



7) Единственный жидкий неметалл – это


а) азот

б) кислород

в)бром

г)йод



8) Для неметаллов характерны следующие типы кристаллических решеток:


а) металлическая

б) атомная

в)ионная

г)молекулярная




9) Воздух – это смесь газов:


а) азот, кислород, благородные газы

б) кислород , водород, инертные газы

в)кислород, азот, водород

г)кислород, азот, хлор





2 вариант

1) Среди представленных химических элементов неметаллические свойства наиболее


выражены у:


а) C б) N в)O г)F


2) Воздух – это смесь газов:


а) азот, кислород, благородные газы

б) кислород , водород, инертные газы

в)кислород, азот, водород

г)кислород, азот, хлор




3) Укажите, какие из представленных веществ имеют аллотропные модификации:


а) хлор

б) кислород

в)бром

г)кремний



4) Знак элемента, образующего простое вещество – неметалл (множественный ответ)

а) Mg б) P в) S г) N


5) У атомов-неметаллов число электронов на внешнем энергетическом уровне:


а) 1-4

б) 2-6

в)4-8

г)1-3


6) Для неметаллов характерны следующие типы кристаллических решеток:


а) металлическая

б) атомная

в)ионная

г)молекулярная


7) Алмаз и графит – это аллотропные модификации


а) кислорода

б) углерода

в)серы

г)фосфора



8) Единственный жидкий неметалл – это


а) азот

б) кислород

в)бром

г)йод



9) Для атомов – неметаллов характерны:


а)высокие значения электроотрицательности


б)низкие значения электроотрицательности




Взаимопроверка тестов выставление оценок

Слайды 33



Рефлексия

  1. Я узнал (а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было над чем подумать.

  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.

  5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).









Просмотр содержимого презентации
«неметаллы разряд»

Домашнее задание:  § 15  упр. 5

Домашнее задание: § 15 упр. 5

Уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность Cl Fe O S P Берите лишний элемент, который

Уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность

Cl

Fe

O

S

P

Берите лишний элемент, который

Общая характеристика неметаллов. 9 класс

Общая характеристика неметаллов.

9 класс

Свойства вещества Тип кристаллической решётки Тип химической связи Строение атома

Свойства вещества

Тип кристаллической решётки

Тип химической связи

Строение атома

Образовательный портал

Образовательный портал"Мой университет"-www.moi-universitet.ru Факультет "Реформа образования"-www.edu-reforma.ru

Положение неметаллов в ПСХЭ

группы

1

I

H

периоды

III

2

3

IV

4

B

V

5

C

VI

Si

VII

N

6

VIII

P

O

S

He

As

F

Cl

Se

Ne

Te

Ar

Br

I

Kr

Xe

At

Rn

Особенности атомного строения неметаллов На внешнем уровне 4-8 электронов Небольшой атомный радиус Проявляют окислительные свойства

Особенности атомного строения неметаллов

На внешнем уровне 4-8 электронов

Небольшой атомный радиус

Проявляют окислительные свойства

Как изменяются неметаллические свойства в периодах и в главных подгруппах? Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств O C N  F

Как изменяются неметаллические свойства в периодах и в главных подгруппах?

Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств

O

C

N

F

Электроотрицательность – это свойство атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары (мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства).  H Si P C S Br Cl N O F  у с и л е н и е ЭО

Электроотрицательность – это свойство атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары (мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства).

H Si P C S Br Cl N O F

у с и л е н и е ЭО

Химическая связь простых веществ неметаллов Ковалентная неполярная связь Пример:  Схема образования молекулы: F 2 - фтора Вариант 1 Структурная формула 0 0 F F F F F F F F + N 2 , H 2, O 2 ,Cl 2 -  ковалентная неполярная связь 10

Химическая связь простых веществ неметаллов

Ковалентная неполярная связь

Пример:

Схема образования молекулы: F 2 - фтора

Вариант 1

Структурная формула

0

0

F

F

F

F

F

F

F

F

+

N 2 , H 2, O 2 ,Cl 2 - ковалентная неполярная связь

10

Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов? 1) ионная; 2) атомная; 3)металлическая; 4)молекулярная.

Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?

1) ионная;

2) атомная;

3)металлическая;

4)молекулярная.

Типы кристаллических решеток Частицы в узлах решетки Молекулярная решетка Атомная решетка  Молекулы Связь между частицами  Атомы Слабые межмолекулярные взаимодействия Примеры Физические свойства Прочная ковалентная связь Кислород Азот Малая прочность Фосфор Сера Углерод (алмаз) Кремний Йод Низкие температуры кипения и плавления Высокие температуры кипения и плавления Бор Высокая летучесть

Типы кристаллических решеток

Частицы в узлах решетки

Молекулярная решетка

Атомная решетка

Молекулы

Связь между частицами

Атомы

Слабые межмолекулярные взаимодействия

Примеры

Физические свойства

Прочная ковалентная связь

Кислород Азот

Малая прочность

Фосфор Сера

Углерод (алмаз)

Кремний

Йод

Низкие температуры кипения и плавления

Высокие температуры кипения и плавления

Бор

Высокая летучесть

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА   ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ

Изучите коллекцию неметаллов, фотографии и учебник стр. 89 -90. Дайте характеристику физических свойств неметаллов

Изучите коллекцию неметаллов, фотографии и учебник стр. 89 -90.

Дайте характеристику физических свойств неметаллов

  • Агрегатное состояние (примеры неметаллов)
  • Цвет неметаллов
  • Металлический блеск
  • Электро- и теплопроводность
Агрегатное состояние Газы Жидкие Твердые  I 2 , P 4 , C, Br 2 Si, B, S 8 Не, N 2 , Н 2 , Cl 2 , O 2 , O 3

Агрегатное состояние

Газы

Жидкие

Твердые

I 2 , P 4 , C,

Br 2

Si, B, S 8

Не, N 2 , Н 2 ,

Cl 2 , O 2 , O 3

Цвет неметаллов ЧЕРНЫЙ  БЕЛЫЙ ФОСФОР ФОСФОР ГРАФИТ  ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ ХЛОР

Цвет неметаллов

ЧЕРНЫЙ

БЕЛЫЙ

ФОСФОР

ФОСФОР

ГРАФИТ

ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ

ХЛОР

Цвет неметаллов КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ФОСФОР СЕРА ЙОД БЕСЦВЕТНЫЙ УГЛЕРОД

Цвет неметаллов

КРАСНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ

ФОСФОР

СЕРА

ЙОД

БЕСЦВЕТНЫЙ

УГЛЕРОД

? В чем причина разнообразия физических свойств у неметаллов ? ? ?

?

В чем причина

разнообразия физических свойств

у неметаллов ?

?

?

Аллотропия – способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ Причины аллотропии Различный тип кристаллической решётки Разный состав молекул

Аллотропия – способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ

Причины аллотропии

Различный тип кристаллической решётки

Разный состав молекул

Аллотропия Разное типы кристаллических решеток Р - фосфор Красный фосфор - атомная Белый фосфор - молекулярная

Аллотропия

  • Разное типы кристаллических решеток

Р - фосфор

Красный фосфор - атомная

Белый фосфор - молекулярная

Аллотропия Разная структура кристаллических решеток С - углерод Тетраэдр Слоистая

Аллотропия

  • Разная структура кристаллических решеток

С - углерод

Тетраэдр

Слоистая

Аллотропия Разный состав молекул О - кислород Кислород О 2 Озон О 3

Аллотропия

  • Разный состав молекул

О - кислород

Кислород О 2

Озон О 3

Озон О 3

Озон О 3

  • Светло - синий газ с сильным запахом
  • Имеет запах свежести
  • Появляется после грозы
Озон в природе Содержится в воздухе сосновых лесов и морского побережья

Озон в природе

Содержится в воздухе сосновых лесов и морского побережья

Значение озона для Земли

Значение озона для Земли

  • Задерживает ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов
  • Озоновый слой расположен на высоте 20 – 25 км
В конце 18 века А-Л. Лавуазье установил, что воздух – не простое вещество. а смесь газов

В конце 18 века А-Л. Лавуазье

установил, что воздух –

не простое вещество.

а смесь газов

Состав воздуха

Состав воздуха

Постоянные составные воздуха

Постоянные составные воздуха

  • Азот
  • Кислород
  • Благородные газы
Переменные составные воздуха

Переменные составные воздуха

  • Углекислый газ
  • Водяные пары
  • Озон
Случайные составные воздуха

Случайные составные воздуха

  • Пыль
  • Микроорганизмы
  • Пыльца растений
  • Оксиды серы и азота
Свойства вещества Тип кристаллической решётки Тип химической связи Строение атома

Свойства вещества

Тип кристаллической решётки

Тип химической связи

Строение атома

Тест

Тест

Ответы к тесту   1 Вариант 2 Вариант 1. б, в, г 1. г 2. а 3. в 2. б 4. в 3. б, в, г 4. в 5. б 6. в 5. б, г 7.б, в 6. б 7. в Нет ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2-3 ошибки – «3»

Ответы к тесту

1 Вариант

2 Вариант

1. б, в, г

1. г

2. а

3. в

2. б

4. в

3. б, в, г

4. в

5. б

6. в

5. б, г

7.б, в

6. б

7. в

Нет ошибок – «5»;

1 ошибка – «4»;

2-3 ошибки – «3»

Спасибо за урок.

Спасибо за урок.

  • Д. З
  • § 15
  • упр. 5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока по теме "Неметаллы".

Автор: Федотова Елена Геннадьевна

Дата: 20.09.2014

Номер свидетельства: 113986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока по химии: "Периодическое изменение свойств элементов" "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-khimii-pieriodichieskoie-izmienieniie-svoistv-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "119128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413340760"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока по теме " Химические государства" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-khimichieskiie-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "112257"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408456547"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методическая разработка урока по теме "Неметаллы" "
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "113985"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411173142"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка по предмету: «Ручная дуговая сварка» Урок- игра «Отличная профессия- Сварщик!»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_po_priedmietu_ruchnaia_dughovaia_svarka_urok_ighra_o"
    ["file_id"] => string(6) "432143"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507831342"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методическая разработка урока по теме «Неметаллы»"
    ["seo_title"] => string(49) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_teme_nemetally"
    ["file_id"] => string(6) "606111"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1651583213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства