В данной разработке представлены конспект и презентация по теме "Неметаллы".
Цель:
• Используя антитезу ( противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов а ПС и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности.
• Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а, следовательно рассмотреть и их физические свойства.
• Показать роль неметаллов. Изучить состава воздуха.
Просмотр содержимого презентации
«неметаллы разряд»
Домашнее задание: § 15 упр. 5
Уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность
Cl
Fe
O
S
P
Берите лишний элемент, который
Общая характеристика неметаллов.
9 класс
Свойства вещества
Тип кристаллической решётки
Тип химической связи
Строение атома
Образовательный портал"Мой университет"-www.moi-universitet.ru Факультет "Реформа образования"-www.edu-reforma.ru
Положение неметаллов в ПСХЭ
группы
1
I
H
периоды
III
2
3
IV
4
B
V
5
C
VI
Si
VII
N
6
VIII
P
O
S
He
As
F
Cl
Se
Ne
Te
Ar
Br
I
Kr
Xe
At
Rn
Особенности атомного строения неметаллов
На внешнем уровне 4-8 электронов
Небольшой атомный радиус
Проявляют окислительные свойства
Как изменяются неметаллические свойства в периодах и в главных подгруппах?
Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств
O
C
N
F
Электроотрицательность – это свойство атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары (мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства).
H Si P C S Br Cl N O F
у с и л е н и е ЭО
Химическая связь простых веществ неметаллов
Ковалентная неполярная связь
Пример:
Схема образования молекулы: F 2 - фтора
Вариант 1
Структурная формула
0
0
F
F
F
F
F
F
F
F
+
N 2 , H 2, O 2 ,Cl 2 - ковалентная неполярная связь
10
Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?
1) ионная;
2) атомная;
3)металлическая;
4)молекулярная.
Типы кристаллических решеток
Частицы в узлах решетки
Молекулярная решетка
Атомная решетка
Молекулы
Связь между частицами
Атомы
Слабые межмолекулярные взаимодействия
Примеры
Физические свойства
Прочная ковалентная связь
Кислород Азот
Малая прочность
Фосфор Сера
Углерод (алмаз)
Кремний
Йод
Низкие температуры кипения и плавления
Высокие температуры кипения и плавления
Бор
Высокая летучесть
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ
Изучите коллекцию неметаллов, фотографии и учебник стр. 89 -90.
Дайте характеристику физических свойств неметаллов
- Агрегатное состояние (примеры неметаллов)
- Цвет неметаллов
- Металлический блеск
- Электро- и теплопроводность
Агрегатное состояние
Газы
Жидкие
Твердые
I 2 , P 4 , C,
Br 2
Si, B, S 8
Не, N 2 , Н 2 ,
Cl 2 , O 2 , O 3
Цвет неметаллов
ЧЕРНЫЙ
БЕЛЫЙ
ФОСФОР
ФОСФОР
ГРАФИТ
ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ
ХЛОР
Цвет неметаллов
КРАСНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ
ФИОЛЕТОВЫЙ
ФОСФОР
СЕРА
ЙОД
БЕСЦВЕТНЫЙ
УГЛЕРОД
?
В чем причина
разнообразия физических свойств
у неметаллов ?
?
?
Аллотропия – способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ
Причины аллотропии
Различный тип кристаллической решётки
Разный состав молекул
Аллотропия
- Разное типы кристаллических решеток
Р - фосфор
Красный фосфор - атомная
Белый фосфор - молекулярная
Аллотропия
- Разная структура кристаллических решеток
С - углерод
Тетраэдр
Слоистая
Аллотропия
О - кислород
Кислород О 2
Озон О 3
Озон О 3
- Светло - синий газ с сильным запахом
- Имеет запах свежести
- Появляется после грозы
Озон в природе
Содержится в воздухе сосновых лесов и морского побережья
Значение озона для Земли
- Задерживает ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов
- Озоновый слой расположен на высоте 20 – 25 км
В конце 18 века А-Л. Лавуазье
установил, что воздух –
не простое вещество.
а смесь газов
Состав воздуха
Постоянные составные воздуха
Переменные составные воздуха
Случайные составные воздуха
Свойства вещества
Тип кристаллической решётки
Тип химической связи
Строение атома
Тест
Ответы к тесту
1 Вариант
2 Вариант
1. б, в, г
1. г
2. а
3. в
2. б
4. в
3. б, в, г
4. в
5. б
6. в
5. б, г
7.б, в
6. б
7. в
Нет ошибок – «5»;
1 ошибка – «4»;
2-3 ошибки – «3»
Спасибо за урок.