kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метапредметный урок. Тема "ЖИРЫ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  интегрированный урок – химия + биология

Форма урока: коллективное изучение нового материала с элементами критического мышления.

Тема урока:   «Жиры»

Цели урока:

  • познавательные:
  1. рассмотреть состав и строение жиров;
  2. вспомнить классификацию жиров;
  3. изучить физико-химические свойства жиров;
  4. охарактеризовать биологическую роль жиров;
  5. сформулировать представление о способах переработки и применении жиров.
  • развивающие:

используя интегрированный подход

  1. развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать и обобщать;
  2. способствовать развитию логического мышления, коммуникативных и оценочных умений.
  • воспитывающие;
  1. формировать научное мировоззрение, целостную картину мира;
  2. развивать чувство коллективизма, ответственность при выполнении работы в группах;
  3. способствовать повышению интереса к предмету через реализацию межпредметной  связи «химия – биология».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок. Тема "ЖИРЫ". »

Тип урока: интегрированный урок – химия + биология

Форма урока: коллективное изучение нового материала с элементами критического мышления.

Тема урока: «Жиры»

Цели урока:

  • познавательные:

  1. рассмотреть состав и строение жиров;

  2. вспомнить классификацию жиров;

  3. изучить физико-химические свойства жиров;

  4. охарактеризовать биологическую роль жиров;

  5. сформулировать представление о способах переработки и применении жиров.

  • развивающие:

используя интегрированный подход

  1. развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать и обобщать;

  2. способствовать развитию логического мышления, коммуникативных и оценочных умений.

  • воспитывающие;

  1. формировать научное мировоззрение, целостную картину мира;

  2. развивать чувство коллективизма, ответственность при выполнении работы в группах;

  3. способствовать повышению интереса к предмету через реализацию межпредметной связи «химия – биология».

Методы и приёмы обучения:

  1. Информационно – развивающие (беседа)

  2. Репродуктивные (работа с учебником, дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы по инструкции)

  3. Словесно-репродуктивные (выполнение тестовых заданий)

  4. Творчески-воспроизводящие (подготовка индивидуальных домашних заданий)

  5. Частично-поисковые (наблюдения)



Средства обучения:

  1. учебники, дидактические задания для проверки усвоения материала;

  2. таблица по биологии «Органы пищеварения»

  3. мультимедийный комплекс

  4. набор пробирок, фарфоровая чашка, фитиль, спички, образцы жиров (подсолнечное масло, свиной жир, маргарин), держатель, KMnO4 р-р, H2O (дистил.), C2H5OH, NH4OH р-р, Na2CO3 р-р.


ХОД УРОКА.

Организационные моменты (приветствие, доклад дежурного)

Стадия вызова:

Учитель биологии: Объектом нашего исследования станет особая группа веществ.

Именно их использовал первобытный человек для освещения своих пещер.

Они придают пище приятный вкус, вместе с белками и углеводами являются компонентом здорового питания, но в тоже время имеют плохую репутацию, так как избыток или недостаток их провоцирует тяжелые заболевания ( Слайд 1) Как вы, наверное, догадались речь пойдет о … ( жирах)

Итак, тема урока «Жиры». (слайд 2)

Начнём мы с вами работу на уроке с восточной мудрости (слайд 3)

Учитель химии А теперь обратите внимание на следующий слайд (слайд 4) и попробуйте определить цели нашего урока (ответы обучающихся).

Да, вы совершенно правы, сегодня на уроке мы рассмотрим состав жиров, строение, познакомимся с их видами, исследуем некоторые свойства. Узнаем какую роль они играют в живом организме и где используются. (слайд 5)

Учитель биологии: Ну что-же приступим. Сегодня вам предстоит работать в группах. Это …. (ответ детей: ( - технологи

- биологи

- теоретики)

На столах в каждой группе лежит оценочный лист, в котором вы будете отмечать все понятные и непонятные моменты урока, а в конце нашей работы сдадите их.

Учитель химии. Давайте подумаем над вопросом. Что же такое жир? Взгляните на следующий слайд – он вам поможет (слайд 6)

(Предполагаемый ответ = сложный эфир). Уточните (беседа) сложный эфир трёхатомного спирта, глицерина и карбоновых кислот. Хочу обратить ваше внимание на то , что кислоты входящие в состав жиров содержат более 10 атомов углерода – это ВКК. Их ещё называют жирными. Ну а теперь давайте сформулируем определение (ответ обучающегося). (слайд 7)

На предыдущем занятии мы рассматривали сложные эфиры. Ребята, вспомните, как называется реакция получения сложных эфиров (этерификация). Так как жиры это сложные эфиры, то может быть, попробуем составить уравнение получения тристеаратглицерина.

(ответ у доски)

Учитель биологии: А все ли жиры одинаковы? (нет = животные и растительные)

Да, вы правы, жиры можно классифицировать. (слайд 8,9) проектор закрыть

Учитель химии. (раздаёт задания)

Теперь настало время исследовать физико-химические свойства жиров. Каждая группа получает своё задание. Выполните их, соблюдая правила техники безопасности. (работают по инструктивным картам) не забывайте вносить пометки в листы самоконтроля Группа №1. (теоретики)

Исследуйте физические свойства жиров. (агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, растворимость).

Группа №2. (биологи) – даём литературу

Так как жиры являются разновидностью сложных эфиров, то для них характерен процесс гидролиза. Охарактеризуйте этот процесс с биологической точки зрения и запишите уравнение реакции на примере тристеарата глицерина. (на доске – уравнение)+устный ответ

Группа №3. (технологи) Каждый слышал расхожую фразу: «При физической нагрузке человек сжигает жир». Выражение образное, но не лишено смысла. Объясните биологический и химический смысл выражения. (2 ребёнка: 1 – демонстрационный опыт,

Учитель биологии : до 19 века для освещения улиц и домов использовали китовый жир и сало. Это явилось одной из причин массового истребления редких животных.

(2-ой – объяснение биологического смысла) открыть проектор


Учитель биологии: Насколько эта проблема серьёзна, как правильно относиться к потреблению жиров, расскажет нам Мяснянкина К., которая работает нал проектом: «жиры – зло или благо?». (слайд 10,11) листы самоконтроля

Учитель химии. Мы знаем, что состав и строение определяют свойства вещества. Как вы думаете, в чем различие между жидким и твердым жиром? (Слайд 12) Поэтому для жиров, которые содержат остатки непредельных кислот характерен процесс гидрирования.

Гидрирование растительных масел – важнейший промышленный процесс. Он стал возможен благодаря работам французского химика Поля Сабатье (слайд 13 ), который нашёл катализатор этого процесса – мелкоизмельчённый никель или платина. За это открытие в 1912г. Сабатье был удостоен Нобелевской премии. В результате этого процесса получается твёрдый эфир – саломас, идущий на изготовление маргарина и заменителей сливочного масла.

Сейчас много недобросовестных производителей и сливочное масло подделывают очень часто, добавляя к нему маргарин. Оказывается подделку можно обнаружить и без дорогостоящих анализов, в домашних условиях. Я предлагаю вам провести аналогичный опыт. У вас на столах лежат инструктивные карты, (они желтого цвета) воспользуйтесь ими.

(ответ – если раствор обесцветится – то сливочное масло качественное, если не обесцветится – то маргарин, т.к он содержит только насыщенные карбоновые кислоты.)

Помимо производства маргарина жиры используют и для производства мыла.

Так, если нагреть жир с раствором щелочи, то процесс будет необратимым и гидролиз пойдёт до конца. В результате образуются соли КК – то есть мыла, поэтому реакция называется «омыление» (слайд 14, уравнение омыления)

Кроме того жиры используют как сырье и для других отраслей промышленности.(слайд 15) уч.биологии

Подведение итогов урока.( оценки)

Домашнее задание.

Тест. (Слайд 16) ( если есть взаимопроверка, то напомнить про листы самоконтроля). Уч.химии

На предыдущем уроке вы получили несколько тем мини-проектов, желает ли кто познакомить нас с результатами своей работы.

Проект «Лекарственное применении жиров» (Клочкова К.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метапредметный урок. Тема "ЖИРЫ".

Автор: Семенихина Елена Викторовна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-griby"
    ["file_id"] => string(6) "177789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424707754"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока  "Химический состав клетки" "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "117206"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412729000"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока по математике 5 класс (Виленкин)"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-5-klass-vilienkin"
    ["file_id"] => string(6) "254778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447818120"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока «Приготовление обеда в походных условиях»"
    ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaprighotovlieniieobiedavpokhodnykhusloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "313388"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459483106"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "253626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства