kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Химический состав клетки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.

Предмет 

биология

Класс

5

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Химический состав клетки

Цель

  • Обучающая

Формирование  знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.

  • Воспитательная

Осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма.

  • Развивающая

Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности.

Основные понятия

Неорганические вещества, органические вещества, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты.

Планируемый результат      Создание возможного состава клетки

Предметные умения

 

Личностные УУД: понимание общности химического состава клеток всех живых организмов. Осознание роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности собственного организма.

Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. Биология. введение в биологию. 5 класс. Учебник - навигатор.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, СД диск (электронное приложение к учебнику), электронные учебники.

Лабораторное оборудование: семена подсолнечника, картофель, кусочки марли и бумаги, раствор йода, пипетка, салфетка.

 

 

 

 

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Домашнее задание

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного  поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Коммуникативные

:планирование учебного сотрудничества.

Приветствует обучающихся.

Настраивает на успешную работу на уроке.

Приветствуют учителя.

Актуализация опорных знаний и умений

Предметные:

способность к решению познавательных задач по биологии.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

умение структурировать знания, умение произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

регулятивные:

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

1. Проводит инструктаж по выполнению теста с использованием электронного учебника.

Обращает внимание на лист самоконтроля.

2. Использует СД диск для проверки знаний, выбирая правильный ответ.

1. Включают электронные учебники, выполняют тест, записывают свой результат в лист самоконтроля, выданный учителем.

2. Называют правильные ответы на вопросы теста.

Постановка учебной проблемы

Предметные:

осознание того что предстоит освоить в ходе урока.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели;

регулятивные:

планирование последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Слово учителя:

Сегодня мы, выступим в роли учёных – исследователей и  поможем мальчику Васе  восстановить съеденные гусеницами слова!

Посмотрите на слайд!

Демонстрирует интерактивы про органические и неорганические вещества.

 

Слушают учителя, настраиваются на работу по изучению нового материала.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Личностные:

установление  связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы,  цели урока.

Слово учителя:

Ребята, скажите пожалуйста, из чего состоят все живые организмы?

(из клеток)

Верно!

А кто из вас знает из чего состоят клетки живых организмов?

Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель слушает ответы ребят, вносит коррективы, выбирает наиболее верный ответ.

Отвечают на вопросы. формулируют тему урока.

Открытие нового знания

Предметные:

Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осознание учащимися того, что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу.

познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

 

Проверьте правильность своих догадок. Найдите параграф 6 в электронном учебнике. используйте оглавление. Прочитайте название параграфа, запишите тему урока в тетрадь.

"Химический состав клетки"

1. Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 34, ответьте на вопрос на какие две группы делят ученые вещества?

Ответ:

(неорганические, органические)

Верно!

2. Составьте в тетради схему.

Хим. состав клетки

Неорг.                   Орган.

Вода                        Белки

Минеральн.соли    Жиры

                          Углеводы  

         Нуклеиновые    кислоты                                               

3. Слово учителя:

А сейчас ребята мы с вами докажем, что в клетках действительно содержатся органические вещества жиры и белки.

Поработайте в группе. Мы откроем нашу виртуальную лабораторию в электронном учебнике. Найдите  лабораторную работу "Крахмал и жиры в клетках растений"

Записывают в тетрадях тему урока.

1.Рассматривают рисунок в учебнике. Отвечают на вопрос учителя.

2. Составляют таблицу в тетрадях.

3. Формируют группы. Выполняют лабораторную работу.

Первичная проверка понимания

Слово учителя:

Внимательно рассмотрите результаты опыта с йодом в виртуальной лаборатории. Используя слова для вставки "отсутствует", "присутствует"  запишите правильные ответы в электронном учебнике.

Зеленый цвет - ответ верный.

Запишите свой результат в карточку самоконтроля (Приложение)

Учитель проверяет правильность выполнения заданий в лабораторной работе, используя СД диск.

Выполняют задание.

Результат записывают в лист самоконтроля.

Называют правильные ответы.

Применение учебных знаний

Предметные:

способность к решению познавательных задач по биологии.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения знаний.

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; преобразование информации из текста в схему.

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слово учителя

Ребята, давайте поможем мальчику Васе  восстановить съеденные гусеницами слова!

Учитель использует интерактив  про органические и неорганические вещества.

Работают с электронным учебником, вставляют пропущенные слова.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные:оценка собственных действий и действий партнера; умение точно выражать свои мысли.

  • Что нового вы узнали?
  • Что было интересным?
  • Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

постановка учебной задачи с учетом конечного результата.

Объясняет дифференцированное домашнее задание.

  • Параграф 6. Выполните тест и интерактивное задание для проверки своих знаний.
  • Дополнительно: Используя СД диск, изучите дополнительный материал по теме урока. Подготовьте сообщение. Записывают домашнее задание.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

 

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.

 

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.

 

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.

 

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Химический состав клетки" »

Технологическая карта урока.

Предмет

биология

Класс

5

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Химический состав клетки

Цель

  • Обучающая

Формирование знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.

  • Воспитательная

Осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма.

  • Развивающая

Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности.

Основные понятия

Неорганические вещества, органические вещества, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты.

Планируемый результат Создание возможного состава клетки

Предметные умения


Личностные УУД: понимание общности химического состава клеток всех живых организмов. Осознание роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности собственного организма.

Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. Биология. введение в биологию. 5 класс. Учебник - навигатор.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, СД диск (электронное приложение к учебнику), электронные учебники.

Лабораторное оборудование: семена подсолнечника, картофель, кусочки марли и бумаги, раствор йода, пипетка, салфетка.








Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи


Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Домашнее задание

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.


























Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Организационный





Коммуникативные

:планирование учебного сотрудничества.

Приветствует обучающихся.

Настраивает на успешную работу на уроке.



Приветствуют учителя.


Актуализация опорных знаний и умений

Предметные:

способность к решению познавательных задач по биологии.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

умение структурировать знания, умение произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

регулятивные:

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

1. Проводит инструктаж по выполнению теста с использованием электронного учебника.

Обращает внимание на лист самоконтроля.





2. Использует СД диск для проверки знаний, выбирая правильный ответ.

1. Включают электронные учебники, выполняют тест, записывают свой результат в лист самоконтроля, выданный учителем.


2. Называют правильные ответы на вопросы теста.

Постановка учебной проблемы

Предметные:

осознание того что предстоит освоить в ходе урока.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели;

регулятивные:

планирование последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Слово учителя:

Сегодня мы, выступим в роли учёных – исследователей и поможем мальчику Васе восстановить съеденные гусеницами слова!

Посмотрите на слайд!

Демонстрирует интерактивы про органические и неорганические вещества.


Слушают учителя, настраиваются на работу по изучению нового материала.



Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Личностные:

установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы, цели урока.

Слово учителя:

Ребята, скажите пожалуйста, из чего состоят все живые организмы?

(из клеток)

Верно!




А кто из вас знает из чего состоят клетки живых организмов?

Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель слушает ответы ребят, вносит коррективы, выбирает наиболее верный ответ.

Отвечают на вопросы. формулируют тему урока.

Открытие нового знания

Предметные:

Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал.



Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осознание учащимися того, что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу.


познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.


коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками.


Проверьте правильность своих догадок. Найдите параграф 6 в электронном учебнике. используйте оглавление. Прочитайте название параграфа, запишите тему урока в тетрадь.

"Химический состав клетки"


1. Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 34, ответьте на вопрос на какие две группы делят ученые вещества?

Ответ:

(неорганические, органические)

Верно!




2. Составьте в тетради схему.


Хим. состав клетки


Неорг. Орган.

Вода Белки

Минеральн.соли Жиры

Углеводы

Нуклеиновые кислоты



3. Слово учителя:

А сейчас ребята мы с вами докажем, что в клетках действительно содержатся органические вещества жиры и белки.

Поработайте в группе. Мы откроем нашу виртуальную лабораторию в электронном учебнике. Найдите лабораторную работу "Крахмал и жиры в клетках растений"








Записывают в тетрадях тему урока.




1.Рассматривают рисунок в учебнике. Отвечают на вопрос учителя.








2. Составляют таблицу в тетрадях.










3. Формируют группы. Выполняют лабораторную работу.


Первичная проверка понимания


Слово учителя:

Внимательно рассмотрите результаты опыта с йодом в виртуальной лаборатории. Используя слова для вставки "отсутствует", "присутствует" запишите правильные ответы в электронном учебнике.

Зеленый цвет - ответ верный.



Запишите свой результат в карточку самоконтроля (Приложение)

Учитель проверяет правильность выполнения заданий в лабораторной работе, используя СД диск.

































Выполняют задание.

Результат записывают в лист самоконтроля.











Называют правильные ответы.

Применение учебных знаний

Предметные:

способность к решению познавательных задач по биологии.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения знаний.


познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; преобразование информации из текста в схему.


коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.










Слово учителя

Ребята, давайте поможем мальчику Васе восстановить съеденные гусеницами слова!

Учитель использует интерактив про органические и неорганические вещества.


Работают с электронным учебником, вставляют пропущенные слова.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.


коммуникативные:оценка собственных действий и действий партнера; умение точно выражать свои мысли.

  • Что нового вы узнали?


  • Что было интересным?


  • Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?


Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

постановка учебной задачи с учетом конечного результата.


Объясняет дифференцированное домашнее задание.

  • Параграф 6. Выполните тест и интерактивное задание для проверки своих знаний.

  • Дополнительно: Используя СД диск, изучите дополнительный материал по теме урока. Подготовьте сообщение.

Записывают домашнее задание.

















ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.


Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.


Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.


Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.


Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.


Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.


Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.


Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.


Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.


Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"

Напиши количество верных ответов.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Химический состав клетки"

Автор: Свирская Евгения Владимировна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка урока по теме: «Химический состав клетки» 5 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_tiemie_khimichieskii_sostav_klietki_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "376465"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483881106"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(28) "khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "108747"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403843607"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическая разработка урока "Обобщение по теме "Металлы". "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "193396"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427634643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Нуклеиновые кислоты" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "238625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444593382"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока "Табакокурение и его влияние на организм" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-tabakokurieniie-i-iegho-vliianiie-na-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "139003"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417628677"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства