Технологическая карта урока.
Предмет
биология
Класс
5
Тип урока
Изучение нового материала
Тема
Химический состав клетки
Цель
- Обучающая
Формирование знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.
- Воспитательная
Осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма.
- Развивающая
Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности.
Основные понятия
Неорганические вещества, органические вещества, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты.
Планируемый результат Создание возможного состава клетки
Предметные умения
Личностные УУД: понимание общности химического состава клеток всех живых организмов. Осознание роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности собственного организма.
Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. Биология. введение в биологию. 5 класс. Учебник - навигатор.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, СД диск (электронное приложение к учебнику), электронные учебники.
Лабораторное оборудование: семена подсолнечника, картофель, кусочки марли и бумаги, раствор йода, пипетка, салфетка.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Домашнее задание
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Коммуникативные
:планирование учебного сотрудничества.
Приветствует обучающихся.
Настраивает на успешную работу на уроке.
Приветствуют учителя.
Актуализация опорных знаний и умений
Предметные:
способность к решению познавательных задач по биологии.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
умение структурировать знания, умение произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
регулятивные:
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
1. Проводит инструктаж по выполнению теста с использованием электронного учебника.
Обращает внимание на лист самоконтроля.
2. Использует СД диск для проверки знаний, выбирая правильный ответ.
1. Включают электронные учебники, выполняют тест, записывают свой результат в лист самоконтроля, выданный учителем.
2. Называют правильные ответы на вопросы теста.
Постановка учебной проблемы
Предметные:
осознание того что предстоит освоить в ходе урока.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
выделение и формулирование познавательной цели;
регулятивные:
планирование последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Слово учителя:
Сегодня мы, выступим в роли учёных – исследователей и поможем мальчику Васе восстановить съеденные гусеницами слова!
Посмотрите на слайд!
Демонстрирует интерактивы про органические и неорганические вещества.
Слушают учителя, настраиваются на работу по изучению нового материала.
Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Личностные:
установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы, цели урока.
Слово учителя:
Ребята, скажите пожалуйста, из чего состоят все живые организмы?
(из клеток)
Верно!
А кто из вас знает из чего состоят клетки живых организмов?
Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учитель слушает ответы ребят, вносит коррективы, выбирает наиболее верный ответ.
Отвечают на вопросы. формулируют тему урока.
Открытие нового знания
Предметные:
Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
осознание учащимися того, что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу.
познавательные:
выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Проверьте правильность своих догадок. Найдите параграф 6 в электронном учебнике. используйте оглавление. Прочитайте название параграфа, запишите тему урока в тетрадь.
"Химический состав клетки"
1. Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 34, ответьте на вопрос на какие две группы делят ученые вещества?
Ответ:
(неорганические, органические)
Верно!
2. Составьте в тетради схему.
Хим. состав клетки
Неорг. Орган.
Вода Белки
Минеральн.соли Жиры
Углеводы
Нуклеиновые кислоты
3. Слово учителя:
А сейчас ребята мы с вами докажем, что в клетках действительно содержатся органические вещества жиры и белки.
Поработайте в группе. Мы откроем нашу виртуальную лабораторию в электронном учебнике. Найдите лабораторную работу "Крахмал и жиры в клетках растений"
Записывают в тетрадях тему урока.
1.Рассматривают рисунок в учебнике. Отвечают на вопрос учителя.
2. Составляют таблицу в тетрадях.
3. Формируют группы. Выполняют лабораторную работу.
Первичная проверка понимания
Слово учителя:
Внимательно рассмотрите результаты опыта с йодом в виртуальной лаборатории. Используя слова для вставки "отсутствует", "присутствует" запишите правильные ответы в электронном учебнике.
Зеленый цвет - ответ верный.
Запишите свой результат в карточку самоконтроля (Приложение)
Учитель проверяет правильность выполнения заданий в лабораторной работе, используя СД диск.
Выполняют задание.
Результат записывают в лист самоконтроля.
Называют правильные ответы.
Применение учебных знаний
Предметные:
способность к решению познавательных задач по биологии.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения знаний.
познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; преобразование информации из текста в схему.
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Слово учителя
Ребята, давайте поможем мальчику Васе восстановить съеденные гусеницами слова!
Учитель использует интерактив про органические и неорганические вещества.
Работают с электронным учебником, вставляют пропущенные слова.
Рефлексия учебной деятельности
Личностные:
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
коммуникативные:оценка собственных действий и действий партнера; умение точно выражать свои мысли.
- Что нового вы узнали?
- Что было интересным?
- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Отвечают на вопросы учителя.
Домашнее задание
Личностные:
оценивание усваиваемого содержания.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
постановка учебной задачи с учетом конечного результата.
Объясняет дифференцированное домашнее задание.
- Параграф 6. Выполните тест и интерактивное задание для проверки своих знаний.
- Дополнительно: Используя СД диск, изучите дополнительный материал по теме урока. Подготовьте сообщение. Записывают домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка самоконтроля
Ф.И.
Тест. Напиши количество верных ответов.
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"
Напиши количество верных ответов.
Карточка самоконтроля
Ф.И.
Тест. Напиши количество верных ответов.
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"
Напиши количество верных ответов.
Карточка самоконтроля
Ф.И.
Тест. Напиши количество верных ответов.
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"
Напиши количество верных ответов.
Карточка самоконтроля
Ф.И.
Тест. Напиши количество верных ответов.
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"
Напиши количество верных ответов.
Карточка самоконтроля
Ф.И.
Тест. Напиши количество верных ответов.
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений"
Напиши количество верных ответов.