Методическая разработка урока химии по теме: Гидролиз солей.
Методическая разработка урока химии по теме: Гидролиз солей.
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме "Гидролиз солей" (УМК О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, учебник «Химия» 9 класс О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, Из-во: Просвещение 2019) составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Разработан урок с применением технологии развивающего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Разработан урок с применением технологии развивающего обучения.
Тема урока : "Гидролиз солей» ( раздел: Химические реакции в растворах)
Цель:
Образовательные: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение процесса гидролиза солей.
Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, лабораторным оборудованием
Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в группах, воспитание экологической культуры.
Задачи:
Сформировать у обучающихся понятие гидролиз солей
Составить в группах на основе текста учебника, лабораторного опыта характеристику гидролиза солей разного типа
Научиться определять тип соли, тип гидролиза
Научиться составлять уравнения гидролиза солей, определять реакцию среды растворов.
Тип урока – Урок открытия новых знаний, приобретения новых умений и навыков.
2) использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно – следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) использование различных источников для получения химической информации.
Личностные: развить самостоятельное мышление, повысить интерес к обучению, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Оборудование: компьютер, проектор, реактивы растворы HCl; NaOH; Zn(NO3)2; Να2СО3, NaCl, универсальная индикаторная бумага и лабораторное оборудование – штатив для пробирок, пробирки, пинцет;таблица растворимости кислот, оснований, солей, шкала рН и окраска универсального индикатора в разных средах, ватман, фломастеры.
Список литературы для учителя и учащихся:
Пособие по химии для старших классов. 8-11 классы. Н.Е. Кузьменко. В.В. Ерёмин. В.А.Попков. М. Оникс 21 век. 2003.
Химия-9 Учебник для общеобразовательных учебных заведений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков; М: Просвещение 2019
Энциклопедия для детей Аванта+, том 17 Химия; ИЗ-во: Аванта+2001
5.Какие вещества можно определять с помощью индикаторов?
6.Как меняют окраску индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, универсальный индикатор) в разных средах?
7. При наличии каких ионов в растворах кислот и оснований индикаторы изменяют окраску?
Создание проблемной ситуации
Работа в парах
Формулирование познавательной задачи: Почему в растворах некоторых солей происходит изменение окраски индикатора?
Объяснение учителя
Изучение процесса гидролиза солей.
При растворении солей в воде происходит не только процесс диссоциация, но и гидролиз. Гидролиз (от греч. Hydro - вода, lysis - разложение) означает разложение веществ водой. Гидролиз соли –это обратимое взаимодействие соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита.
Слайд №8
Работа в парах
Отвечают на поставленные вопросы, в ходе обсуждения высказывают предположения, делают выводы:
Изменение окраски индикатора в растворах кислот происходит из-за наличия в растворе ионов Н+ , а растворах растворимых оснований – ОН-
Слайд №4
Учащиеся определяют растворы каких веществ находятся в пронумерованных пробирках №1-5 с помощью универсального индикатора. Слайд №5
По результатам опытов учащиеся делают вывод, что в пробирках №1 и №3 находятся кислоты, так как индикатор изменил окраску на красный цвет, а в пробирках №2 и №4 находятся щёлочи, так как цвет индикатора поменялся на синий? В пробирке №5 окраска индикатора не изменилась.
Учитель называет, какие вещества находились в пробирках: №1 - HCl; №2 -NaOH; №3 –Zn(NO3)2; №4 –Να2СО3 , №5 - NaCl
Слайд № 6
Учащиеся в тетрадях записывают уравнения диссоциации данных веществ:
Учащиеся объясняют, что в пробирках №1 и №2 изменение окраски индикатора обусловлено наличием ионов Н+ и ОН-.
Решение ситуационной задачи
Работа учащихся с таблицей №1
п. 9 стр. 49. Отвечают на вопрос:
На какие четыре группы делят соли
Прием «Открытый микрофон»
Обсуждение в парах, высказывание мнений.
Слайд №9
Называют тему урока.
Составляют план урока:
1. Изучить гидролиз солей четырёх типов
2. Составлять уравнения гидролиза
3. Определять реакцию среды раствора соли.
Принятие по форме и по содержанию ситуации обучения и предъявленной учебной задачи.
Выявление проблемы. Объяснить изменение окраски индикаторов в растворах Zn(NO3)2 , Να2СО3 учащиеся не могут.
Используя источник информации, определяют четыре группы солей в зависимости от силы кислот и оснований.
Формирование групп по темам:
Группа №1 «Гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой»
Группа №2 «Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой»
Группа №3 «Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой»
Интерактивный
Работа в группах
Задание: Изучив материал учебника и дополнительную информацию (таблицы) объясните процесс гидролиза на примере выданной соли, составьте схему гидролиза (состав указанной соли, уравнение гидролиза, определение реакции среды раствора соли).
Группа №1 рассматривает гидролиз нитрата цинка
Группа №2 рассматривает гидролиз карбоната натрия
Группа №3 рассматривает гидролиз сульфида алюминия
Слайд № 10
Поиск решения учебной задачи внутри группы.
Освоение правил учебного сотрудничества. Включение в групповое взаимодействие.
Прием «Измерение температуры»
Учащиеся выполняют работу в группах, учитель останавливает ход урока и задает вопросы обучающимся:
1.На каком этапе выполнения работы вы находитесь?
2.Что еще предстоит сделать для достижения цели?
3.Нужно ли внести, какие-то корректировки в заранее намеченный план работы?
Работа в группах
Составление схем, в которых отражена характеристика гидролиза
Подготовка внутригруппового решения, выбор варианта его предъявления и защиты
Составление группой опорной схемы по своему вопросу
Интерактивный
Организация «тендера решения» с включением всех участников в процесс поиска оптимального варианта разрешения поставленной задачи
Группы презентуют свою работу, обмениваются вопросами и закрепляют схемы на доске.
Предъявление групповых решений, их сравнение и оценка, т.е. объктивация представленных вариантов.
Прием «Минута говорения»
Учащиеся высказывают свое мнение. Делают выводы.
Отвечают на вопрос: Почему в растворе хлорида натрия окраска индикатора не изменяется?
Учащиеся предлагают алгоритм составления проекта
Что такое гидролиз солей?
Какие типы солей подвергаются гидролизу?
Какие соли гидролизуются по аниону?
Какие соли гидролизуются по катиону?
Какие соли гидролизуются по аниону и катиону?
Какие соли не гидролизуются?
Почему индикаторы изменяют свою окраску в растворах некоторых солей?
Как связан гидролиз и реакция среды раствора соли?
Приведите примеры гидролиза солей всех типов и запишите уравнения гидролиза
Слайд №11
Во время выступлений составление в тетрадях опорных схем, которые объединят выступления всех групп.
Составление учащимися проекта «Гидролиз солей»
в виде кластера
Рефлексивный
Обеспечение возможности представить мнение по поводу учебной и коммуникативной задачи занятия
Рефлексия «Микрофон» Оцените свои достижения на уроке, что нового вы узнали, какие умения приобрели?
Учитель предлагает оценить вклад каждого в работу группы.
Конструктивная актуализация мнения по поводу форм и содержания проведенного занятия.
Учащиеся оценивают свою деятельность
Развитие групповых и личностных навыков рефлексии, формирование позитивных групповых процессов