Методическая разработка урока химии по теме: «Изменения, происходящие с веществами» 8 класс
Методическая разработка урока химии по теме: «Изменения, происходящие с веществами» 8 класс
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Изменения, происходящие с веществами» представляет собой модель урока по химии в соответствии с системно-деятельностным подходом,с использованием готовых электронных образовательных ресурсов и системы контроля и мониторинга качества знаний. Разработка включает в себя технологическую карту урока. Урок разработан в контексте введения ФГОС ООО
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии по теме: «Изменения, происходящие с веществами» 8 класс »
Методическая разработка урока химии по теме:
«Изменения, происходящие с веществами»
8 класс
2014-2015 учебный год
Составила учитель химии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» г. Курска
Панченко Ирина Борисовна
АННОТАЦИЯ.
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Изменения, происходящие с веществами» представляет собой модель урока по химии в соответствии с системно-деятельностным подходом,с использованием готовых электронных образовательных ресурсов и системы контроля и мониторинга качества знаний. Разработка включает в себя технологическую карту урока. Урок разработан в контексте введения ФГОС ООО.
План урока
Цель урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, проверка глубины усвоения знанийо классификации химических веществ, типах химических реакций, умений производить расчѐты по химическим уравнениям.
Образовательная: контроль и самоконтроль изученных понятий по теме «Изменения, происходящие с веществами».
Задачи урока:
Обучающие: актуализировать имеющиеся знания учащихся о химических реакциях, их классификации, об основных законах химии (закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава). Умения исследовать и описывать условия, влияющие на скорость реакции. Закрепить навыки составления уравнений химических реакций, решения расчетных задач.
Развивающие: продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливать причинно-следственные связи между ними, делать выводы. Наблюдать, объяснять и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии.
Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважения между школьниками, их адекватной самооценке. Способствовать созданию положительной психологической атмосферы в классе.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Методы и методические приѐмы: словесный, наглядный, ведение проблемного диалога, поиск решения поставленных задач;
Средства обучения:
1. Учебно-материальные: компьютер, проектор,экран, презентация PowerPoint; нетбук для учащихся, учебник, рабочая тетрадь, программное обеспечениесистемы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, взаимопроверка, самоконтроль по эталону, тестовые задания.
Межпредметные связи:
Физика – физические свойства веществ, физические явления, количество вещества.
Биология – химические реакции в живых организмах.
География – образование, выветривание горных пород.
Математика – вычислительные навыки.
Экология – охрана окружающей среды.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты:
Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
Регулятивные результаты
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные результаты
Умение формулировать высказывание.
Умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные результаты
Умение называть вещества изученных классов, составлять уравнения химических реакций.
Умение решать расчетные задачи.
Технологическая карта к уроку «Изменения, происходящие с веществами»
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Организационный
(1 минута)
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает положительную психологическую атмосферу в классе, желает учащимся успеха
Слушают учителя, реагируют на его слова
Личностные:
умение управлять своей познавательной деятельностью
2
Мотивация
(3 минуты)
Ккакие явления вам известны?
Демонстрирует различные явления
1.Подводит учащихся к формулировке основной цели урока, создает условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу")
2. Актуализирует требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо").
3. Устанавливает тематические рамки
Вступают в обсуждение,
высказывают свою точку зрения, аргументируют выводы, точно выражают свою мысль.
Формулируют цель и задачи урока.
Взаимодействуют с учителем
Адекватно оценивают свои возможности
Познавательная:
Структурирование знаний
Личностные:
Мотивационная основа учебной деятельности
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно).
Анализ условий достижения цели прогнозирование результата и оценивания уровня достижения результата учебной
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество
3
Актуализация и подготовка мышления учащихся
(6 минут)
Организует повторение
контролируемых способов деятельности.
Актуализирует мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольного тестирования
Организует фронтальную работу с учащимися. Ставит вопросы:
1. Какие еще физические и химические явления окружают Вас в повседневной жизни? Где они находят свое применение? Благодаря какому процессу происходит химическое явление?
В виде чего можно представить химический процесс?
В чем проявляется итог химической реакции?
По каким признакам мы можем судить, что произошла химическая реакция?
Какие условия необходимо создать, чтобы произошла химическая реакция?
Ставит проблемный вопрос: В реторту с зажимом поместили медную стружку, после чего зажим закрыли и сосуд прокалили.
Изменилась ли масса реторты после прокаливания?
Как изменилась масса реторты после того, как открыли зажим?
Запишите уравнения происходящей реакции.
Устанавливают причинно-
следственные связи
Приводят примеры, выясняют значимость физических и химических явлений (на основе физических явлений получают в промышленности нужные человеку изделия и чистые вещества.Когда говорим, думаем, радуемся, печалимся, за этим скрываются миллионы химических реакций)
Дают понятие о химическом уравнении
Делают вывод: благодаря процессам, называемым химические реакции, возникло все многообразие химических веществ.
Вспоминают признаки (изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение
теплоты)
Называют условия (увеличить соприкосновение веществ; измельчить (растворить) вещества; нагреть; использовать катализатор; пропустить электрический ток)
Высказывают свою точку зрения, аргументируют выводы на основе атомно-молекулярного учения и закона сохранения массы веществ (масса в первом случае не изменилась, во втором случае – увеличилась из-за проникшего в реторту воздуха)
Осознают потребность к
к контролю и самоконтролю результата. Проводят взаимопроверку
2Cu+O2=2CuO
Познавательные:
Определение понятий
Умение структурировать знания.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Умение устанавливать причинно-следственные знания
Личностные:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные: познавательная инициатива
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
4
Самоконтроль, взаимоконтроль
(8 мин )
Организация тестовой самостоятельной работы
Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите их тип (на примере свойств воды):
Организует физкультминутку
Какие математические действия мы можем производить по формулам и химическим уравнениям?
Работают с использованием ИКТ
Выполняют тестовые задания
Контролируют и оценивают свои знания
Принимают участие в физкультминутке
Вспоминают формулы по которым производятся расчеты
Регулятивные:
Контроль
Коррекция
Коммуникативные:
Управление поведением
5
Самооценка
(10 мин)
Предлагает решить практико-ориентированные задачи по вариантам. Консультирует, помогает.
Предоставляет возможность учащимся провести самооценку решения задачи по заранее обоснованному критерию (раздает эталон ответа задачи с критерием оценки)
Решают задачу.
Сравнивают результаты своей работы и корректируют при необходимости
Познавательная:
Использование общих приемов решения задач
Выбор наиболее
эффективных способов решения задач
Использование знаково-символических средств
Личностные:
Развитие регуляторов морального
поведения
Регулятивные:
Осуществление самоконтроля по результату и способам действия
Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
6
Контрольное тестирование
(12 мин)
Организует
индивидуальную деятельность учащихся, проводит тестирование с помощью программного обеспечения
Воспринимают зрительно и на слух вопросы теста, выбирают правильный ответ, нажимают его на пульте
Регулятивные:
Контроль
Коррекция
Волевая саморегуляция
Коммуникативные:
Управление поведением
7
Рефлексия
(3 мин)
Показывает итоги тестирования с помощью отчета программы системы
Фиксирует степень соответствия поставленной цели
контрольной деятельности и ее результатов. Применяет прием «Для меня сегодняшний урок…»
Получает оценку за контрольное тестирование на основе установленных ранее критериев
В индивидуальной карточке, подчеркивает слово напротив фраз, характеризующих его работу на уроке
Познавательные:
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные:
Внутренняя позиция школьника
Самооценка на основе критерия успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества
8
Домашнее задание
(2 мин)
Определяет задание для самоподготовки (занимательные вопросы, практико-ориентированные задачи, задания творческого и опережающего характера) Комментирует
Получает задание в распечатанном виде, выбирает задание(я).
Личностные:
Личностное самоопределение
Литература для учителя:
1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: Задачи и истории
3. Долгань Е.K. Инновации и современные технологии в обучении химии. Kалининград: Изд-во KГУ, 2000
4. Карасѐва Т.В. Современный урок. Моделирование и анализ урока.
5. Передовые педагогические практики. Химия: Методическое пособие для учителя. – М.: ГК «ActiveEducation» (ООО «Бизнес- Меридиан»), 2013
Литература для учащегося:
1.О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2014
2. Гаврусейко Н.П. Задания для самостоятельной работы учащихся по химии. (8 класс).
3. Тесты для подготовки к ГИА.
Электронные образовательные ресурсы:Интерактив. Химические свойства воды (N 125005) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4cc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_33_01.swf