Учитель химии МБОУ СОШ п.Мирный Мацкевич А.В.
Цель урока: Сформировать знания учащихся о единстве химических законов, сходстве и различии основных классов органических соединений на примере алканов и алкенов. Задачи: 1. Обучающие: - обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены»; | - выявление уровня усвоения основных понятий, правил; проверка умений решать задачи на вывод МФ (молекулярной формулы) органических веществ. | 2. Развивающие: - развивать умение рационально планировать свою деятельность, продолжить формирование умений применять приемы сравнения, систематизации, составления уравнений химических реакций; - развивать монологическую речь. 3. Воспитательные: - воспитывать у школьников интерес к учению; - стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду. Тип урока: Урок – путешествие Оборудование: Таблицы с названиями станций, карта путешествия, модели молекул, опорные схемы, компьютер, предметы быта. | План урока. I. Организационный момент. II. Устный опрос. III. Обобщение и закрепление знаний. 1) Графический диктант; 2) Классификация веществ по группам; 3) Составление изомеров; 4) Решение задач; 5) Построение моделей молекул; 6) Лабораторное исследование; 7) Химические свойства алканов и алкенов; 8) Применение веществ (рассказ учащихся и выставка предметов). IV. Закрепление. V. Подведение итогов. VI. Домашняя работа. Ход урока. I. Организационный момент. Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим урок повторения и систематизации знаний по темам «Алканы» и «Алкены». Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и я вам предлагаю совершить путешествие по данным темам. Средством передвижения будет поезд. Чтобы наше путешествие началось нам надо приобрести билеты. Для этого вам надо ответить на вопросы: II. Устный опрос. 1. Кто создатель теории строения органических веществ? (Бутлеров А.М.) 2. Какова общая формула алканов? (Сn H2n+2) 3. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разные строения и свойства? (Изомеры) 4. Назовите формулу этана? (С2 Н6) 5. Какова общая формула алкенов? (СnH2n) 6. Какова формула пропена? (С3Н6) 7. Как называют вещества, имеющие сходные строение и свойства, но разный состав?(Гомологи ) 8. При перекрывании каких орбиталей образуется ?-связь в молекуле? (р-орбитали, при боковом перекрывании) 9. Какие существуют виды изомерии алканов? (Углеродного скелета – структурная изомерия) 10. Назовите валентный угол в молекулах алканов? (109028') 11. Какие органические вещества относятся к углеводородам? (Содержат атомы С и Н) 12. Назовите валентный угол в молекулах алкенов? (1200) 13. Что такое гибридизация? (Процесс выравнивания орбиталей по форме, размерам и энергии) 14. Сколько негибридных р-орбиталей в sp2-гибридизации? (Одна) Итак, в добрый путь друзья! Наша первая станция «Обзорная». III. Обобщение и закрепление знаний. Станция «Обзорная» Чтобы ничего не упустить в путешествии, мы все увиденное и услышанное будем фиксировать в путевые дневники. (В тетрадях учащиеся оформляют все задания, учитель оценивает выполнение и на следующем уроке выставляет отметки). 1.) Графический диктант. (Если алкан v, алкен - ) 1. В названиях имеют суффикс – ан. 2. Характерна sp2- гибридизация атомных орбиталей углерода. 3. В молекуле только - связи. 4. В молекулах имеется двойная связь. 5. Характерны реакции замещения. 6. Характерна sp3-гибридизация атомных орбиталей углерода. 7. В названиях присутствует суффикс – ен. 8. Характерны реакции присоединения. 9. Общая формула СnH2n. 10. Характерна реакция полимеризации. Ответ: v- v-vv- - - - 2). Классификация веществ по группам. (проверка у доски) Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к: С6Н14; С5Н8; С4Н10; С5Н10; С3Н8; С2Н2; С2Н4; С6Н6; С7Н14 Вещества выпишите в два столбика, дайте им названия 3) Изомерия. Станция «Изомерная» Учитель. Что такое изомеры? Какие виды изомерии вам известны? Какой основной вид изомерии у алканов, алкенов? Вспомните правила названия алканов, алкенов по номенклатуре ИЮПАК. А). Прочитав данные предложения, найдите в них названия предельных углеводородов и постройте если возможно по два изомера. а) Цветок Таня посадила в красивый белый горшок. б) Смета на строительство нового дома была утверждена. В). Решив задачу, составьте формулы 2хизомеров, иллюстрируя структурную изомерию и положения двойной связи, и назовите их. Алкен имеет плотность паров по воздуху 4,344. Определите молекулярную формулу непредельного углеводорода. Решение: 1.Найдем Мr (СnH2n)=4,344×29=126; 2.Найдем число атомов в алкене, составив уравнение: 12n+2n=126; 14n=126; N= 9. 3. Запишем формулу алкена: С9Н18. Учитель. Впереди станция «Строительная». Станция «Строительная» Учитель. Используя модели молекул, соберите модель этена и этана. Сравните. Учитель. Впереди у нас станция «Физическая». Станция «Физическая» Учитель. Перечислите общие закономерности изменения физических свойств алканов и алкенов. Какими способами можно собирать метан и этен. Докажите. (Рисунки). Учитель. Впереди у нас станция «Химическая». Станция «Химическая» Учитель. Вставьте пропущенные органические вещества в уравнения реакций. Назовите пропущенные вещества. Назовите тип реакции. HBr, HCl, Br2 , CH3Cl, C5H10, O2, H2 Учитель. Впереди у нас станция «Применение». (Рассказ учащихся). Занимательный опыт. Получение этилена в домашних условиях – (банан следует поместить в полиэтиленовый пакет и герметично закрыть.) Легенда. Так древний китайский садовник ускорял созревание помидоров. Почти за 2 тысячи лет до н. э. при дворе китайского богдыхана жил старик-садовник, повествует легенда. Цветы и плоды, которые он выращивал, славились во всей империи. Он умел заставлять неспелые плоды фруктов дозревать. Со смертью садовника исчез и секрет дозревания плодов. Говорили, он окуривал их ладаном. Лишь спустя несколько столетий кто-то, услышав легенду, решил испытать старинный способ. Оказалось, душистый ладан действительно оказывает на плоды волшебное действие: они дозревают, наливаются соком и желтеют. Но почему так его влияние никто не знал. Это удалось выяснить совсем недавно. Исследуя пары ладана, химики нашли в них бесцветный, легкий газ этилен. Этот газ и способствует дозреванию плодов. Во многих странах большое количество урожая пропадает из-за увядания плодов. Например, в США количество увядших, а значит, пропавших фруктов, составляет четверть всего урожая. Причина этого состоит в том, что фрукты при созревании выделяют газ этилен, который способствует их созреванию. Когда этого газа становится больше определённого количества, процесс созревания намного ускоряется как на дереве, так и в хранилище. Быстро созревший, а возможно, и уже увядший плод приводит к быстрому созреванию и даже к порче (к увяданию) всего урожая. Американские фермеры, спасая урожай от порчи, пользуются созданным несколько лет назад устройством. Оно представляет собой картридж, заполненный перманганатом калия, который поглощает этилен и предотвращает процесс увядания плодов. IV. Закрепление. Учитель. Впереди у нас станция «Конечная». 1. Заполнить таблицу. Признаки сравнения | У Г Л Е Р О Д Ы | Предельные (алканы) | Непредельные. Этиленовые (алкены) | Строение | тнтраэдрическое | плоское | Валентный угол | 109˚28′ | 120˚ | Длина С-С связи | 0,154 нм | 0,134 нм | Связи, их особенности | σ – связь | π – связь | Структурная изомерия | изомерия углеродного скелета | изомерия углеродного скелета и изомерия положения =, межклассовая изомерия | Характерные химические свойства | Р. замещения Р. изомеризации Р. дегидрирования НЕ окисляются | Р. присоединения Р. изомеризации Р. гидрирования легко окисляются Р. полимеризации |
V. Подведение итогов | Какие вопросы вами хорошо усвоены? | | | Какие вопросы были самыми трудными для вас? | | | | |