Ребята вспомните явление аллотропии, характерное для многих элементов – неметаллов. Руфина пожалуйста Вспомните с чем связано явление аллотропии? Настя пожалуйста Углерод образует аллотропные модификации : алмаз, графит, карбин, фуллерен. Важнейшими из них являются алмаз и графит. Послушайте следующую информацию, посмотрите на экран. (Презентация) Вам уже известно, что алмаз обладает особой твердостью, а графит – вещество мягкое. Поэтому может возникнуть вопрос: как объяснить что углерод может образовывать вещества графит и алмаз с совершенно противоположными свойствами? Ответ на этот вопрос вы получите самостоятельно, поработав в группах, где есть теоретики и практики. Вам необходимо заполнить таблицу которая находиться на ваших столах и сделать модель строения кристаллической решетки предложенного элемента: 1 гр.алмаз 2 гр. Графит. Пользуйтесь учебником: стр. и параграф. (Музыкальное сопровождение). Я предлагаю вам озвучить полученные результаты. ( один от группы) Особая твердость алмаза обусловлена тем, что в его кристаллической решетке каждый атом углерода связан ковалентными связями с четырьмя другими атомами. Эти связи по всем направлениям одинаково прочные. В графите же атомы располагаются как бы слоями и расстояние между атомами, расположенными в разных плоскостях, гораздо больше, чем между атомами в одной плоскости. Этим и объясняется резкое отличие физических свойств графита от физических свойств алмаза. В том что графит и алмаз состоят из одного и того же элемента углерода, можно убедиться при сжигании обоих веществ. В результате сгорания образуется только оксид углерода. Продолжим изучать модификации углерода в виде фуллерена и карбина . Предлагаю вам посмотреть фильм в формате 3D , который познакомит вас с фуллереном. Наденьте очки. Запишите в тетрадь ф.и. ученого и структуру данного вещества. Не мало важной аллотропной модификацией является карбин. Он имеет линейное строение ….( презентация) Сходное с графитом строение имеет сажа и древесный уголь, который имеет пористую структуру и поглощает газы и растворенные вещества. Такое свойство некоторых веществ называется адсорбция. Явление адсорбции было открыто русским ученым Ловицем. Чтобы наглядно убедиться в наличии в углероде явления адсорбция, проведем с вами небольшой эксперимент. Работать будем в паре. Посмотрите на задание №3 в Инструктивных карточках . Света прочти условие работы. Приступайте к выполнению. Учитель рассказывает, что открытое русским химиком Ловицем явление адсорбции широко используется для очистки сахара на рафинадных заводах от веществ, придающих ему желтый цвет; для очистки спирта. На поглотительной способности активированного угля также основано и действие противогазов – устройства для защиты от вредных примесей, имеющихся в воздухе. Первый противогаз был изобретен Н.Д.( имя отчество) Зелинским и спас жизнь тысячам солдат в период Первой мировой войны. Проверим, что у вас получилось. Предлагаю ответить Лизе. Физкультминутка Упражнения,сидя на месте Возьмите руку в замок, Потянулись, назад прогнулись, Вперёд прогнулись, Обняли себя крепко-крепко И улыбнулись. -Продолжаем урок. Известно, что при обычных условиях углерод химически инертен, но при высоких температурах он становится активным. В химических реакциях углерод может проявлять как восстановительные, так и окислительные свойства. Убедимся в этом наглядно. Предлагаю делать записи вместе со мной. Углерод - восстановитель | Углерод - окислитель | При нагревании углерод соединяется с кислородом, образуя оксид углерода (IV), или углекислый газ: С + O2 = CO2 При недостатке кислорода образуется оксид углерода (II), или угарный газ: 2С + О2 = 2СО | С водородом углерод соединяется только при высоких температурах и в присутствии катализаторов. В зависимости от температуры образуются различные углеводороды, например, метан: С + 2H2 CH4 | Углерод взаимодействует при нагревании с серой. С + 2S = CS2 (сероуглерод) | С металлами или их оксидами углерод образует карбиды: 4Al + 3C = Al4C3 CaO + 2C = CaC2 + СО | При нагревании с водяным паром он вытесняет из воды водород: Н2O + С = СО + Н2 ( синтез газ) | | Углерод восстанавливает многие металлы из их оксидов: 2CuO + C = CO2 + 2Cu | | Предлагаю вам сделать вывод: ввиде кластера. Вам необходимо разместить карточки на плакате. Кластер по теме углерод (карточки, которые комментируют ученики и приклеивают к доске) А сейчас предлагаю вам выполнить тест в форме огэ в паре в режиме онлайн. Обратите внимание на ваши оценки на экране, поставьте лист достижений.
Подведение итогов урока. Оценивание. - Ребята, я думаю, что знания об углероде, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни. 12.Рефлексия. Вернемся к теме урока и к цели. Закончите фразы: - Сегодня на уроке я узнал(а) … - Сегодня на уроке я научился(ась)… - Особенно меня поразило… - Мне было трудно Можно представить что все мы химики которые ежедневно делают множество опытов. Сейчас я предлагаю вам сделать еще один опыт. На ваших столах лежат молекулы, отражающие разное настроение. Выберите ту, которая соответствует вашему состоянию. И поместите ее в колбу.
Спасибо за урок. Удачи вам во всем, пусть знания полученные вами сегодня пригодятся вам в жизни.
|