kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по химии 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расчитан для 9 класса. Изучение темы Углерод с использованием 3D проектора

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии 9 класс»

Урок по химии

Тема урока: Углерод

9 класс

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений об углероде как химическом  элементе и простом веществе, его строении, особенностях, свойствах.

Задачи урока:

  1. Способствовать дальнейшему формированию знаний о периодической системе, строении атома и свойствах простых веществ  на примере  углерода и умений применять полученные знания на практике.

  2. Развивать критическое мышление, самостоятельность к рефлексии, умение работать в атмосфере поиска, творчества.

  3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах урока, способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств вещества, выявлять общее и единичное.

Ожидаемые результаты:

  • предметные: усвоение обучающимися знаний об углероде на основании его положения в периодической системе и строения атома, аллотропных модификациях, о физических и химических свойствах и применении углерода;

  • метапредметные: развитие навыков интеллектуальной работы, умений анализировать, планировать, систематизировать учебный материал, преобразовывать словесный материал в графический;

  • личностные и коммуникативные: формирование умений работать в группе, (взаимодействовать, слушать и слышать, уважать чужую точку зрения, аргументировать свою собственную точку зрения), вести учебный диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия, впервые вводимые на уроке:

  • адсорбция

  • активированный уголь

  • фуллерены

  • карбин






Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I..Организационный момент (проверка готовности класса к уроку, настрой на работу)

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего урока.

Начать занятие я хочу со слов Конфуция: «Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я, может быть запомню, Вовлеки меня, и я пойму…”Надеюсь, что радость познания принесет вам удачу.

20 сек.

II. Определение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя (загадка).


Я предлагаю вам послушать загадку и определить тему урока.

Из меня состоит всё живое,
Я - графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.


- О каком веществе шла речь в загадке?

- Что будем изучать на уроке? Значит тема нашего урока «Углерод».

- Что узнали об углероде из загадки?

- Что еще знаете о нем? А что еще хотели бы узнать?

Сформулируйте цель урока? ( презентация опорные слова)

Из цели вытекают следующие задачи:

(опорные слова)

Знания, полученные на уроке, пригодятся при выполнении следующего домашнего задания:

A

B

C

(напечатать на листочках)

Предлагаю вам записать число и тему урока в рабочую тетрадь.( слайд с датой и темой )

2 минуты.


Учащиеся отвечают что это вещество Углерод.

Из этой загадки мы узнали что в состав живых организмов входит углерод.

Алмаз и графит являются модификациями углерода.

Мы хотели бы изучить строение, физические и химические свойства углерода, и где его применяют»


Цель урока: изучение строения, свойств и применения углерода.

Задачи :


III. Изучение нового материала.


Биологическая роль углерода.

- Ребята, послушайте следующую информацию.

Углерод играет особую роль в природе. Все без исключения живые организмы построены из соединений углерода. Особенностью атома углерода является их способность соединяться между собой, образуя сколь угодно длинные цепи, которые могут быть и разветвленными, содержащими миллионы и миллиарды атомов углерода, соединенных с атомами других элементов (самые из известных молекул - это молекулы белков, содержащих до миллиарда углеродных звеньев). Их длина может даже достигать одного метра! Углерод

является биогенным элементом.

Углерод входит не только в состав белков, но и жиров и углеводов. Один из представителей класса углеводов - обыкновенный сахар. Что бы проверить проведем с вами эксперимент.

Демонстрация опыта: “Обугливание сахара концентрированной серной кислотой”. 


Что вы увидели в ходе данного опыта?

- Чем является черное вещество?

- Какой вывод о составе сахара можно сделать?

С12Н22О11 + 2Н2S04= 2SO2 +13Н2O + 11С+ СO2

(запись в тетрадь)



3 минуты























1.Углерод –химический элемент.

Я предлагаю вам охарактеризовать строение атома углерода по плану, который находится на ваших столах. ( на экране) Напоминаю что у каждого из вас есть лист самоконтроля, отмечайте все этапы урока на нем и ставьте оценки. ( критерии напеч. На доске)

Работу у доски выполнит Кристина, а остальные работают самостоятельно. Кристина, комментируй ход своей работы.


 ! На внешнем электронном уровне углерод содержит 4 электрона и до его завершения не хватает 4 электрона. Поэтому тенденция к отдаче и принятию электрона у него выражена одинаково. Углерод склонен  к образованию слабо полярных ковалентных связей.






Ребята, сверьте свои записи с той, что находится на доске.


4 минуты

1. Используя Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева,

охарактеризуйте химический элемент углерод по плану:

  1. химический символ – С

2) положение в ПСХЭ:

а) период- 2… б) группа - .4.. в) подгруппа - главная... г) порядковый номер -6…

3) строение атома - …1s22s22p2

( ученик по желанию строение атома в обычном состояние рисует у доски)

Учитель показывает состояние в возбужденном состоянии

4) степени окисления -+4, +2,0,-4...

5) свойства атома углерода – восстановительные и окислительные

( почему объясняет учитель)


Углерод простое вещество

Ребята вспомните явление аллотропии, характерное для многих элементов – неметаллов.

Руфина пожалуйста

Вспомните с чем связано явление аллотропии?

Настя пожалуйста

Углерод образует аллотропные модификации : алмаз, графит, карбин, фуллерен. Важнейшими из них являются алмаз и графит. Послушайте следующую информацию, посмотрите на экран. (Презентация)

Вам уже известно, что алмаз обладает особой твердостью, а графит – вещество мягкое. Поэтому может возникнуть вопрос: как объяснить что углерод может образовывать вещества графит и алмаз с совершенно противоположными свойствами?

Ответ на этот вопрос вы получите самостоятельно, поработав в группах, где есть теоретики и практики. Вам необходимо заполнить таблицу которая находиться на ваших столах и сделать модель строения кристаллической решетки предложенного элемента: 1 гр.алмаз 2 гр. Графит. Пользуйтесь учебником: стр. и параграф. (Музыкальное сопровождение).

Я предлагаю вам озвучить полученные результаты. ( один от группы)


Особая твердость алмаза обусловлена тем, что в его кристаллической решетке каждый атом углерода связан ковалентными связями с четырьмя другими атомами. Эти связи по всем направлениям одинаково прочные. В графите же атомы располагаются как бы слоями и расстояние между атомами, расположенными в разных плоскостях, гораздо больше, чем между атомами в одной плоскости. Этим и объясняется резкое отличие физических свойств графита от физических свойств алмаза.

В том что графит и алмаз состоят из одного и того же элемента углерода, можно убедиться при сжигании обоих веществ. В результате сгорания образуется только оксид углерода.


Продолжим изучать модификации углерода в виде фуллерена и карбина . Предлагаю вам посмотреть фильм в формате 3D , который познакомит вас с фуллереном. Наденьте очки.

Запишите в тетрадь ф.и. ученого и структуру данного вещества.

Не мало важной аллотропной модификацией является карбин.

Он имеет линейное строение ….( презентация)


Сходное с графитом строение имеет сажа и древесный уголь, который имеет пористую структуру и поглощает газы и растворенные вещества. Такое свойство некоторых веществ называется адсорбция. Явление адсорбции было открыто русским ученым Ловицем.

Чтобы наглядно убедиться в наличии в углероде явления адсорбция, проведем с вами небольшой эксперимент. Работать будем в паре. Посмотрите на задание №3 в Инструктивных карточках .

Света прочти условие работы. Приступайте к выполнению.

Учитель рассказывает, что открытое русским химиком Ловицем явление адсорбции широко используется для очистки сахара на рафинадных заводах от веществ, придающих ему желтый цвет; для очистки спирта.

На поглотительной способности активированного угля также основано и действие противогазов – устройства для защиты от вредных примесей, имеющихся в воздухе. Первый противогаз был изобретен Н.Д.( имя отчество) Зелинским и спас жизнь тысячам солдат в период Первой мировой войны.

Проверим, что у вас получилось.

Предлагаю ответить Лизе.


Физкультминутка

Упражнения,сидя на месте

Возьмите руку в замок,

Потянулись, назад прогнулись,

Вперёд прогнулись,

Обняли себя крепко-крепко

И улыбнулись.


-Продолжаем урок.

Известно, что при обычных условиях углерод химически инертен, но при высоких температурах он становится активным. В химических реакциях углерод может проявлять как восстановительные, так и окислительные свойства.

Убедимся в этом наглядно. Предлагаю делать записи вместе со мной.

Углерод - восстановитель

Углерод - окислитель

При нагревании углерод соединяется с кислородом, образуя оксид углерода (IV), или углекислый газ:

С + O2 = CO2

При недостатке кислорода образуется оксид углерода (II), или угарный газ:

2С + О2 = 2СО

С водородом углерод соединяется только при высоких температурах и в присутствии катализаторов. В зависимости от температуры образуются различные углеводороды, например, метан:

С + 2H2 CH4

Углерод взаимодействует при нагревании с серой.

С + 2S = CS2 (сероуглерод)


С металлами или их оксидами углерод образует карбиды:

4Al + 3C = Al4C3

CaO + 2C = CaC2 + СО

При нагревании с водяным паром он вытесняет из воды водород:

Н2O + С = СО + Н2 ( синтез газ)


Углерод восстанавливает многие металлы из их оксидов:

2CuO + C = CO2 + 2Cu


Предлагаю вам сделать вывод: ввиде кластера. Вам необходимо разместить карточки на плакате.


Кластер по теме углерод (карточки, которые комментируют ученики и приклеивают к доске)


А сейчас предлагаю вам выполнить тест в форме огэ в паре в режиме онлайн.

Обратите внимание на ваши оценки на экране, поставьте лист достижений.







Подведение итогов урока. Оценивание.

- Ребята, я думаю, что знания об углероде, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни.

12.Рефлексия. Вернемся к теме урока и к цели.

  1. Закончите фразы:

- Сегодня на уроке я узнал(а) …

- Сегодня на уроке я научился(ась)…

- Особенно меня поразило…

- Мне было трудно

Можно представить что все мы химики которые ежедневно делают множество опытов. Сейчас я предлагаю вам сделать еще один опыт. На ваших столах лежат молекулы, отражающие разное настроение. Выберите ту, которая соответствует вашему состоянию. И поместите ее в колбу.



Спасибо за урок. Удачи вам во всем, пусть знания полученные вами сегодня пригодятся вам в жизни.

























3 минуты

Учащиеся: Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ. Эти простые вещества называются – аллотропными видоизменениями или модификациями.

Причина этого явления состоит в разном строении кристаллических решеток 











































































Ученик зачитывает инструкцию и переходят выполнению задания в паре.

Делают выводы









\\










2 минуты


Ученик зачитывает инструкцию и переходят выполнению задания в паре.

Делают выводы







5 м инут











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока по химии 9 класс

Автор: Губайдуллина Лейсан Фанировна

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока химии по теме: «Изменения, происходящие с веществами»  8 класс "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimii-po-tiemie-izmienieniia-proiskhodiashchiie-s-vieshchiestvami-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "226625"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440399643"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Методическая разработка урока химии по теме: Гидролиз солей."
    ["seo_title"] => string(61) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_khimii_po_teme_gidroliz_solei"
    ["file_id"] => string(6) "554642"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1594405547"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Методическая разработка урока химии 8 класс "Реакции обмена""
    ["seo_title"] => string(62) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_khimii_8_klass_reaktsii_obmena"
    ["file_id"] => string(6) "540575"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582223916"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Методическая разработка урока химии  с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов» "
    ["seo_title"] => string(160) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimii-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-10klassie-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "216786"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433152959"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока химии в 10 классе  с ИКТ на тему:"Алканы" и "Алкены" "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimii-v-10-klassie-s-ikt-na-tiemu-alkany-i-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "135608"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416938497"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства