1 | Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке. |
Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать.
- приветствие учащихся, проверка отсутствующих; - проверка подготовленности учащихся к учебному занятию; - организация внимания школьников. | - Учащиеся настраиваются на работу. |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | Учитель: - Исходя из положения элементов в ПС, скажите, что общего в строении их атомов? | - На внешнем энергетическом уровне – 1электрон, это S-элементы. |
5 | Первичная проверка понимания | Выявление качества знаний, установление причин недостатков. | Учитель: Составить схемы строения, электронные формулы для Li, Na, K. Что же собой представляют щелочные металлы по физическим свойствам? (демонстрация) (Li, Na, К - металлы серебристо-белого цвета). Литий, натрий, калий, рубидий в свободном состоянии серебристо-белые металлы, цезий имеет золотисто-желтый цвет. Все металлы очень мягкие и пластичные. Наибольшей твердостью обладает литий, остальные металлы легко режутся ножом и могут быть раскатаны в фольгу. В кристаллическом состоянии все они имеют объемоцентрированную кристаллическую решетку с металлическим типом химической связи, что обуславливает их высокую тепло- и электропроводность. Все щелочные металлы имеют небольшую плотность, самый легкий металл – литий, его плотность составляет всего 0,53 г/см3. Металлы имеют достаточно низкие температуры плавления и кипения, причем с увеличением порядкового номера элемента температура плавления металла понижается. Все металлы очень активны, поэтому их хранят в запаянных ампулах, под слоем вазелинового масла или керосина. Характерной для щелочных металлов является окраска, придаваемая каждым из них бесцветному пламени. Na+ - желтый K+ - фиолетовый Li+ -малиновый Rb + - красный Cs+ - фиолетово-синий 1) На воздухе они окислятся. 4Li + O2 = 2 Li 2O 2 Na + O2 = Na 2 О2 2 Na 2О2 + 2Na = 2Na 2О 4Na + О2 = 2Na 2О 2) с галогенами при соприкосновением щелочных металлов с Вг2 они взаимодействуют другом; В атмосфере F2 и С12 при наличии влаги щелочные металлы воспламеняются; с I2 реагируют только при t. 2 Na + C12 = 2Na C1 К образовавшимся растворам прилить 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Что же там образовалось? (Щелочь). Почему же металлы 1 группы главной подгруппы называются щелочными? 2Na + 2Н 2О = 2NaOH+ Н2 2Li + 2Н 2О = 2 Li ОН + Н2 4) с кислотами Что собой представляют кислоты? А что в них является растворителем? Так с чем же будут, прежде всего, вступать в реакцию щелочные металлы с Н 2О или с кислотой? Посмотрим опыт. В колбу с НС1 прибавляем несколько капель фенолфталеина и добавляем небольшой кусочек Na. Что наблюдаете? 2 Na + 2Н 2О = 2NaOH +Н2 NaОН + HC1 = NaCl+ Н 2О 2Na + 2HC1 = 2NaCl+ Н2 5) c водородом при t, образуя гидриды. 2Na+ Н2 = 2NaН | Ученики записывают в тетради. - Растворы окрашиваются в малиновый цвет. - Т.к. при взаимодействии с водой образуются щелочи. - Это растворы. - Вода. - С водой - Ничего не происходит, так как среда будет нейтральной. |
6 | Первичное закрепление | Организовать первичное закрепление знаний. | Вариант 1. Na - NaОН - NaС1 -- Na Вариант 2. К - КОН - КС1 -- К. Загадки: 1. Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде, В природе, помните, отныне, Свободным нет его нигде, В солях открыть его возможно Желтеет пламя от него И получить из соли можно Как Дэви получил его. О каком элементе идет речь? (Na) 2. Он энергично вытесняет Из влаги - чистый водород, Его при этом заменяет И вяжет прочно кислород. Тот элемент в растеньях скрыт По фиолетовому цвету Он может быть в солях открыт. О каком элементе идет речь? (К). | Ученики работают в карточках. |
8 | Рефлексия | Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности | Мне было понятно (не понятно) … Мне было интересно (не интересно), потому что… Сегодня на уроке я узнал (а)… Я хотел (а) бы продолжить изучение вопроса … | Ученики отвечают на листочках. |