Конспект урока по химии "Общая характеристика неметаллов"
Конспект урока по химии "Общая характеристика неметаллов"
Урок предполагает выполнение учащимися мини - исследования с использованием реактивов и текстовых источников из другой образовательной области (история).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Общая характеристика неметаллов"»
Тема урока «Общая характеристика неметаллов»
Цель: рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ и особенности их электронного строения, исследовать некоторые физические свойства неметаллов. Формировать умение применять при изучении материала основных методов научного познания.
Технология: элементы исследовательской технологии, здоровьесберегающая (технология зрительных горизонтов), частично-поисковый метод.
Предметные результаты:
Знать:
─ положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
─ строение атомов неметаллов, их физические свойства;
Уметь:
─ давать характеристику элементам - неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
─ сравнивать неметаллы с металлами;
─ делать обобщения, выводы.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Оборудование и реактивы: Коллекция неметаллов (сера, кристаллический йод, углерод, красный фосфор), кислота, цинк, пробирка, штатив.
Орг. момент
Изучение нового материала.
Тема урока «Общая характеристика неметаллов»
Учитель: Мы закончили изучение темы «Металлы». Вспомните, с чего мы начинали изучать эту тему. (Положение в таблице, строение атома, физические свойства). Вот по такому плану мы и сегодня будем работать на уроке.
В настоящий момент известно 118 химических элементов. Скажите, на какие 2 большие группы условно делятся все Х.Э.?
Где в периодической таблице находятся неметаллы?
А теперь выполните задание №1.
Задание №1
Найдите ошибку в распределении электронов по уровням в атомах неметаллов. Заряды ядер атомов указаны верно.
N+7 3e-, 4e-
С +6 1е- 1е- 4е-
Сl+17 1е- 9е- 7е-
O+8 6е- 2е-
Обоснуйте сделанные вамиизменения. Сформулируйте особенности строения атомов неметаллов.
Учитель: Давайте их запишем в тетрадь. Особенности атомного строения элементов – неметаллов: небольшой атомный радиус, большее число электронов на внешнем уровне. Отсюда тенденция к приёму недостающих электронов, т.е. окислительные свойства. Вспомните, какая связь образуется между атомами в молекуле простого вещества – неметалла.
Теперь переходим к изучению физических свойств некоторых неметаллов.
(учащиеся работают в малых группах по два человека).
Задание №2. Используя полученное оборудование и реактивы, а также текстовый материал, составьте таблицу, отражающую физические свойства некоторых неметаллов. (Реактивы, оборудование, тексты все лежит на столах учащихся)
Тексты для учащихся:
Техника безопасности. Никакие вещества нельзя пробовать на вкус! Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
Хлор
Употребление ядовитых газов во время мировой войны ведет свое начало с 22 апреля 1915 года, когда германцы сделали первую газовую атаку, с применением баллонов с хлором, давно и хорошо известного газа. Естественно, что первое чувство, которое внушил газовый способ войны, был ужас. Потрясающее описание впечатления газовой атаки мы находим в статье О. С. Уоткинса (Лондон). "После бомбардировки города Ипра, продолжавшейся от 20 до 22 апреля, — пишет Уоткинс, — среди этого хаоса вдруг появился ядовитый газ. Когда мы вышли на свежий воздух, чтобы отдохнуть несколько минут от душной атмосферы окопов, наше внимание было привлечено очень сильной стрельбой на севере, где фронт занимали французы. Очевидно, шел горячий бой, и мы энергично принялись исследовать местность нашими полевыми биноклями, надеясь уловить что-нибудь новое в ходе сражения. Тогда мы увидали зрелище, заставившее остановиться наши сердца, — фигуры людей, бегущих в смятении через поля. "Французов прорвали", вскричали мы. Мы не верили своим глазам… Мы не могли верить тому, что услыхали от беглецов: мы приписывали их слова расстроенному воображению: зеленовато-серое облако, спустясь на них, становилось желтым по мере своего распространения и опаляло на своем пути все, до чего касалось, заставляя растения гибнуть. Никакой самый мужественный человек не мог устоять перед подобной опасностью. Среди нас, шатаясь, появились французские солдаты, ослепленные, кашляющие, тяжело дышащие, с лицами темно-багрового цвета, безмолвные от страданий, а позади их в отравленных газом траншеях остались, как мы узнали, сотни их умирающих товарищей. Невозможное оказалось только справедливым." "Это самое злодейское, самое преступное деяние, которое я когда-либо видел".
4. Как вы думаете, знания о физиологическом действии хлора могут вам пригодиться в повседневной жизни? (правила безопасности с хлорсодержащими чистящими средствами)
5. Мы рассмотрели с вами положение неметаллов в периодической таблице, строение атомов неметаллов, и некоторые физические свойства. Я извлекла из разных источников определение понятия «Неметаллы». Как вы думаете, на ваш взгляд, какое определение более точно подходит к понятию «неметаллы»?
Неметаллы – это химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов.
Неметаллы – это простые вещества, в которых атомы связаны между собой ковалентными (или межмолекулярными) связями.
Неметаллы– это химические элементы, которые образуют в свободном состоянии простые вещества, не обладающие физическими и химическими свойствам металлов.
Неметаллы - это химические элементы, для атомов которых характерна способность принимать электроны до завершения внешнего слоя благодаря наличию, как правило, на внешнем электронном слое четырех и более электронов и малому радиусу атомов по сравнению с атомами металлов.