Цель: актуализировать, обобщить, дополнить (расширить) знания учащихся о неметаллах.
Задачи:
- Рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ.
- Изучить особенности электронного строения неметаллов, изменение их свойств в периодах и группах.
- Актуализировать знания учащихся об ЭО и аллотропии.
- Повторить и обобщить знания учащихся о физических свойствах неметаллов.
- Рассмотреть состав воздуха, его значение.
Оборудование: модели кристаллических решёток алмаза, графита. Образцы неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод, бром. Ряд ЭО, ПСХЭ. Мультимедийное оборудование; компьютер; презентации; раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Проверка готовности к уроку; настрой на работу; результаты контрольной работы, комментарии.
II. Самоопределение к деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднений; постановка учебной задачи:
С целью актуализации знаний учитель зачитывает цитату из книги Ганты Тибор « Жизнь и ее происхождение».
«Прежде чем приступить к разговору об интересной истории образования Земли, нам необходимо ознакомиться с элементарным составом Вселенной. Если бы нам удалось каким-то образом получить усредненный образец материала, из которого построена Вселенная, подсчитать и сгруппировать все отдельные атомы, мы с удивлением обнаружили бы, что атомы самого легкого элемента являются самыми распространенными, а также в первенстве ему не уступают еще три химических элемента, которые являются важнейшими компонентами живой материи…»
? Как вы, думаете, о каких химических элементах идет речь? (H, C, N, O)
? Как они называются одним словом? (Неметаллы)
Попробуйте определить тему, которую мы будем изучать. (Неметаллы)
? Какие ассоциации возникают у вас с понятием неметаллы? Зачем их изучать?
Так как изучение данной темы рассчитано на 26 уроков и изучать мы её будем долго и основательно, с чего же нам стоит начать рассматривать неметаллы? (С общей характеристики)
Запишите тему урока в тетради «Общая характеристика неметаллов». (Слайд 1)
? Какая будет цель нашего урока? (Обобщить и расширить знания о неметаллах как элементах и простых веществах; сравнить с металлами) (Слайд 2)
? В чём могут возникнуть затруднения? (Что-то забыли; нужен план – алгоритм)
III. Построение проекта выхода из проблемной ситуации:
Выведем план (алгоритм), который поможет дать общую характеристику неметаллам.
План:
- Определить, где расположены неметаллы в ПТХЭ.
- Охарактеризовать особенности строения атомов, простых веществ-неметаллов.
- Рассмотреть физические свойства неметаллов.
- Сравнить металлы и неметаллы (их общие характеристики).
В помощь §5,6,15 (стр. 88-91 до воздуха). (Слайд 3)
IV. Первичное закрепление учебного материала (выполнение действий по алгоритму):
Заполняют конструктивную таблицу, в которой коротко фиксируют в сравнении общую характеристику металлов и неметаллов по выведенному алгоритму. (Каждому выдать напечатанную таблицу)
Параметры сравнения
Металлы
Неметаллы
1
Количество в таблице
Атомный радиус (какой?)
Количество электронов на внешнем уровне
4
Расположение в таблице,
в группах
5
Характер заполнения электронами внешнего или предвнешнего энергетического уровня (s,p,d-элементы)
6
Значения электроотрицательности (низкие, высокие)
7
Изменение свойств в периодах и группах
8
Чем являются в реакциях?
9
Тип связи в простых веществах
10
Агрегатное состояние
11
Цветовая палитра
12
Температуры плавления
13
Тип кристаллической решётки
Проверка заполнения таблицы, используя слайды презентации и демонстрацию неметаллов и кристаллических решёток. (Слайд 4-18)
Так как в состав воздуха входят неметаллы, то, пользуясь текстом §15 (стр. 91-93), записать в тетради составные части воздуха, М (возд.) = 29 г/моль; ρ (возд.) = 1,29 г/л. Проверка записи составных частей, а также о значении воздуха на слайдах презентации. (Слайд 19-26)
V. Самостоятельная работа с самопроверкой:
Выполнение теста из пяти заданий по вариантам.
- вариант
1. К неметаллам относится:
А) хлор; Б) кальций; В) калий; Г) хром.
2. Число электронов на внешнем уровне неметалла:
А) 0-1; Б) 4-8; В) 2-3; Г) 1-2.
3. Для кислорода характерно:
А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) газообразное состояние при обычных условиях; Г) электропроводность.
4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:
А) O, S, Se; Б) N, O, F; В) N, C, B; Г) F, Cl, Br.
5. Относится к переменным составным частям воздуха:
А) углекислый газ; Б) азот; В) кислород; Г) аргон.
- вариант
1. Не является неметаллом:
А) свинец; Б) фосфор; В) селен; Г) бор.
2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:
А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) гелий.
3.Является жидкостью при обычных условиях:
А) хлор; Б) йод; В) бром; Г) астат.
4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:
А) Br, I, As; Б) C, N, S; В) S, P, Si; Г) C, N, O.
5. Относится к случайным составным частям воздуха:
А) аргон; Б) озон; В) оксид азота; Г) водяные пары.
Самопроверка с выставлением оценок:
Ответы к тесту (Слайд 27)
«Общая характеристика неметаллов»
1 вариант 2 вариант
1 в 1 а
2 б 2 б
3 в 3 в
4 б 4 г
5 а 5 в
VI. Рефлексия, итоги урока:
Рефлексивный тест: (Слайд 28)
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 «+», затем тех, у кого 4 и 3 «+». Это именно те оценки, которые учащиеся поставили учителю за урок.
VII. Домашнее задание:
§15, 16, записи в тетради. (Слайд 29)