kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии в 9-ом классе по теме "Общая характеристика неметаллов" (УМК О. С. Габриеляна)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: актуализировать, обобщить, дополнить (расширить) знания учащихся о неметаллах.

Задачи:

  1. Рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ.
  2. Изучить особенности электронного строения неметаллов, изменение их свойств в периодах и группах.
  3. Актуализировать знания учащихся об ЭО и аллотропии.
  4. Повторить и обобщить знания учащихся о физических свойствах неметаллов.
  5. Рассмотреть состав воздуха, его значение.

Оборудование: модели кристаллических решёток алмаза, графита. Образцы неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод, бром. Ряд ЭО, ПСХЭ. Мультимедийное оборудование; компьютер; презентации; раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Проверка готовности к уроку; настрой на работу; результаты контрольной работы, комментарии.

II. Самоопределение к деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднений; постановка учебной задачи:

С целью актуализации знаний учитель зачитывает  цитату из книги Ганты Тибор « Жизнь и ее происхождение».

«Прежде чем приступить к разговору об интересной истории образования Земли, нам необходимо ознакомиться с элементарным составом Вселенной. Если бы нам удалось каким-то образом получить усредненный образец материала, из которого построена Вселенная, подсчитать и сгруппировать  все отдельные атомы, мы с удивлением обнаружили бы, что атомы самого легкого элемента являются самыми распространенными, а также в первенстве ему не уступают еще три химических элемента, которые являются важнейшими компонентами живой материи…»

? Как вы, думаете, о каких химических элементах идет речь? (H, C, N, O)

? Как они называются одним словом? (Неметаллы)

Попробуйте определить тему, которую мы будем изучать. (Неметаллы)

? Какие ассоциации возникают у вас с понятием неметаллы? Зачем их изучать?

Так как изучение данной темы рассчитано на 26 уроков и изучать мы её будем долго и основательно, с чего же нам стоит начать рассматривать неметаллы? (С общей характеристики)

Запишите тему урока в тетради «Общая характеристика неметаллов». (Слайд 1)

? Какая будет цель нашего урока? (Обобщить и расширить знания о неметаллах как элементах и простых веществах; сравнить с металлами) (Слайд 2)

? В чём могут возникнуть затруднения? (Что-то забыли; нужен план – алгоритм)

III. Построение проекта выхода из проблемной ситуации:

Выведем план (алгоритм), который поможет дать общую характеристику неметаллам.

План:

  1. Определить, где расположены неметаллы в ПТХЭ.
  2. Охарактеризовать особенности строения атомов, простых веществ-неметаллов.
  3. Рассмотреть физические свойства неметаллов.
  4. Сравнить металлы и неметаллы (их общие характеристики).

В помощь §5,6,15 (стр. 88-91 до воздуха). (Слайд 3)

IV. Первичное закрепление учебного материала (выполнение действий по алгоритму):

Заполняют конструктивную таблицу, в которой коротко фиксируют в сравнении общую характеристику металлов и неметаллов по выведенному алгоритму. (Каждому выдать напечатанную таблицу)

Параметры сравнения

Металлы

Неметаллы

1

Количество в таблице

Атомный радиус (какой?)

Количество электронов на внешнем уровне

4

Расположение в таблице,

в группах

5

Характер заполнения электронами внешнего или предвнешнего энергетического уровня (s,p,d-элементы)

6

Значения электроотрицательности (низкие, высокие)

7

Изменение свойств в периодах и группах

8

Чем являются в реакциях?

9

Тип связи в простых веществах

10

Агрегатное состояние

11

Цветовая палитра

12

Температуры плавления

13

Тип кристаллической решётки

Проверка заполнения таблицы, используя слайды презентации и демонстрацию неметаллов и кристаллических решёток. (Слайд 4-18)

Так как в состав воздуха входят неметаллы, то, пользуясь текстом §15 (стр. 91-93), записать в тетради составные части воздуха, М (возд.) = 29 г/моль; ρ (возд.) = 1,29 г/л. Проверка записи составных частей, а также о значении воздуха на слайдах презентации. (Слайд 19-26)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой:

Выполнение теста из пяти заданий по вариантам.

  1. вариант

1. К неметаллам относится:

                         А) хлор;    Б) кальций;     В) калий;       Г) хром.

2. Число электронов на внешнем уровне неметалла:

                         А) 0-1;      Б) 4-8;        В) 2-3;             Г) 1-2.

3. Для кислорода характерно:

А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) газообразное состояние при обычных условиях;   Г) электропроводность.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

                     А) O,  S,  Se;         Б)  N,  O,  F;          В) N,  C,  B;     Г) F, Cl,  Br.

5. Относится к переменным составным частям воздуха:

                   А) углекислый газ;     Б) азот;      В) кислород;    Г) аргон.

 

  1. вариант

1. Не является неметаллом:

                           А) свинец;     Б) фосфор;       В) селен;        Г) бор.

2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:

                           А) кислород;   Б) фтор;    В) водород;    Г) гелий.

3.Является жидкостью при обычных условиях:

                          А) хлор;    Б) йод;      В) бром;     Г) астат.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

                         А)  Br,  I,  As;            Б)  C,  N,  S;          В)  S,  P, Si;      Г) C,  N,  O.

5. Относится к случайным составным частям воздуха:

                   А) аргон;     Б) озон;      В) оксид азота;    Г) водяные пары.

Самопроверка с выставлением оценок:

Ответы к тесту (Слайд 27)

«Общая характеристика неметаллов»

1   вариант                                                           2 вариант

1 в                                                                         1 а

2 б                                                                          2 б

3 в                                                                          3 в

4 б                                                                          4 г

                                              5 а                                                                          5 в

VI. Рефлексия, итоги урока:

Рефлексивный тест: (Слайд 28)

1.         Я узнал (а) много нового.

2.         Мне это пригодится в жизни.

3.         На уроке было над чем подумать.

4.         На все возникшие у меня в ходе урока вопросы  я получил (а) ответы.

5.         На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 «+», затем тех, у кого 4 и 3 «+». Это именно те оценки, которые учащиеся поставили учителю за урок.

VII. Домашнее задание:

§15, 16, записи в тетради. (Слайд 29)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 9-ом классе по теме "Общая характеристика неметаллов" (УМК О. С. Габриеляна)»

9 класс

Тема 2. «Неметаллы» (26 часов)

Урок 1 (24). Общая характеристика неметаллов.

Цель: актуализировать, обобщить, дополнить (расширить) знания учащихся о неметаллах.

Задачи:

  1. Рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ.

  2. Изучить особенности электронного строения неметаллов, изменение их свойств в периодах и группах.

  3. Актуализировать знания учащихся об ЭО и аллотропии.

  4. Повторить и обобщить знания учащихся о физических свойствах неметаллов.

  5. Рассмотреть состав воздуха, его значение.

Оборудование: модели кристаллических решёток алмаза, графита. Образцы неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод, бром. Ряд ЭО, ПСХЭ. Мультимедийное оборудование; компьютер; презентации; раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Проверка готовности к уроку; настрой на работу; результаты контрольной работы, комментарии.

  1. Самоопределение к деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднений; постановка учебной задачи:

С целью актуализации знаний учитель зачитывает цитату из книги Ганты Тибор « Жизнь и ее происхождение».

«Прежде чем приступить к разговору об интересной истории образования Земли, нам необходимо ознакомиться с элементарным составом Вселенной. Если бы нам удалось каким-то образом получить усредненный образец материала, из которого построена Вселенная, подсчитать и сгруппировать все отдельные атомы, мы с удивлением обнаружили бы, что атомы самого легкого элемента являются самыми распространенными, а также в первенстве ему не уступают еще три химических элемента, которые являются важнейшими компонентами живой материи…»

? Как вы, думаете, о каких химических элементах идет речь? (H, C, N, O)

? Как они называются одним словом? (Неметаллы)

Попробуйте определить тему, которую мы будем изучать. (Неметаллы)

? Какие ассоциации возникают у вас с понятием неметаллы? Зачем их изучать?

Так как изучение данной темы рассчитано на 26 уроков и изучать мы её будем долго и основательно, с чего же нам стоит начать рассматривать неметаллы? (С общей характеристики)

Запишите тему урока в тетради «Общая характеристика неметаллов». (Слайд 1)

? Какая будет цель нашего урока? (Обобщить и расширить знания о неметаллах как элементах и простых веществах; сравнить с металлами) (Слайд 2)

? В чём могут возникнуть затруднения? (Что-то забыли; нужен план – алгоритм)

  1. Построение проекта выхода из проблемной ситуации:

Выведем план (алгоритм), который поможет дать общую характеристику неметаллам.

План:

  1. Определить, где расположены неметаллы в ПТХЭ.

  2. Охарактеризовать особенности строения атомов, простых веществ-неметаллов.

  3. Рассмотреть физические свойства неметаллов.

  4. Сравнить металлы и неметаллы (их общие характеристики).

В помощь §5,6,15 (стр. 88-91 до воздуха). (Слайд 3)

  1. Первичное закрепление учебного материала (выполнение действий по алгоритму):

Заполняют конструктивную таблицу, в которой коротко фиксируют в сравнении общую характеристику металлов и неметаллов по выведенному алгоритму. (Каждому выдать напечатанную таблицу)


Параметры сравнения

Металлы

Неметаллы

1

Количество в таблице




Атомный радиус (какой?)




Количество электронов на внешнем уровне



4

Расположение в таблице,

в группах



5

Характер заполнения электронами внешнего или предвнешнего энергетического уровня (s,p,d-элементы)







6

Значения электроотрицательности (низкие, высокие)



7

Изменение свойств в периодах и группах



8

Чем являются в реакциях?



9

Тип связи в простых веществах



10

Агрегатное состояние



11

Цветовая палитра



12

Температуры плавления



13

Тип кристаллической решётки



Проверка заполнения таблицы, используя слайды презентации и демонстрацию неметаллов и кристаллических решёток. (Слайд 4-18)

Так как в состав воздуха входят неметаллы, то, пользуясь текстом §15 (стр. 91-93), записать в тетради составные части воздуха, М (возд.) = 29 г/моль; ρ (возд.) = 1,29 г/л. Проверка записи составных частей, а также о значении воздуха на слайдах презентации. (Слайд 19-26)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой:

Выполнение теста из пяти заданий по вариантам.

  1. вариант

1. К неметаллам относится:

А) хлор; Б) кальций; В) калий; Г) хром.

2. Число электронов на внешнем уровне неметалла:

А) 0-1; Б) 4-8; В) 2-3; Г) 1-2.

3. Для кислорода характерно:

А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) газообразное состояние при обычных условиях; Г) электропроводность.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

А) O, S, Se; Б) N, O , F; В) N, C, B; Г) F , Cl, Br.

5. Относится к переменным составным частям воздуха:

А) углекислый газ; Б) азот; В) кислород; Г) аргон.


  1. вариант

1. Не является неметаллом:

А) свинец; Б) фосфор; В) селен; Г) бор.

2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:

А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) гелий.

3.Является жидкостью при обычных условиях:

А) хлор; Б) йод; В) бром; Г) астат.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

А) Br, I, As; Б) C, N, S; В) S, P, Si; Г) C, N, O.

5. Относится к случайным составным частям воздуха:

А) аргон; Б) озон; В) оксид азота; Г) водяные пары.




Самопроверка с выставлением оценок:

Ответы к тесту (Слайд 27)

«Общая характеристика неметаллов»

1 вариант 2 вариант

1 в 1 а

2 б 2 б

3 в 3 в

4 б 4 г

5 а 5 в

  1. Рефлексия, итоги урока:

Рефлексивный тест: (Слайд 28)

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.

5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 «+», затем тех, у кого 4 и 3 «+». Это именно те оценки, которые учащиеся поставили учителю за урок.

  1. Домашнее задание:

§15, 16, записи в тетради. (Слайд 29)





























Параметры сравнения

Металлы

Неметаллы

1

Количество в таблице




2

Атомный радиус (какой?)




3

Количество электронов на внешнем уровне



4

Расположение в таблице,

в группах



5

Характер заполнения электронами внешнего или предвнешнего энергетического уровня (s,p,d-элементы)







6

Значения электроотрицательности (низкие, высокие)



7

Изменение свойств в периодах и группах



8

Чем являются в реакциях?




9

Тип связи в простых веществах




10

Агрегатное состояние




11

Цветовая палитра




12

Температуры плавления




13

Тип кристаллической решётки





Параметры сравнения

Металлы

Неметаллы

1

Количество в таблице




2

Атомный радиус (какой?)




3

Количество электронов на внешнем уровне



4

Расположение в таблице,

в группах



5

Характер заполнения электронами внешнего или предвнешнего энергетического уровня (s,p,d-элементы)







6

Значения электроотрицательности (низкие, высокие)



7

Изменение свойств в периодах и группах



8

Чем являются в реакциях?




9

Тип связи в простых веществах




10

Агрегатное состояние




11

Цветовая палитра




12

Температуры плавления




13

Тип кристаллической решётки




  1. вариант

1. К неметаллам относится:

А) хлор; Б) кальций; В) калий; Г) хром.

2. Число электронов на внешнем уровне неметалла:

А) 0-1; Б) 4-8; В) 2-3; Г) 1-2.

3. Для кислорода характерно:

А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) газообразное состояние при обычных условиях;

Г) электропроводность.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

А) O, S, Se; Б) N, O , F; В) N, C, B; Г) F , Cl, Br.

5. Относится к переменным составным частям воздуха:

А) углекислый газ; Б) азот; В) кислород; Г) аргон.


  1. вариант

1. Не является неметаллом:

А) свинец; Б) фосфор; В) селен; Г) бор.

2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:

А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) гелий.

3.Является жидкостью при обычных условиях:

А) хлор; Б) йод; В) бром; Г) астат.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

А) Br, I, As; Б) C, N, S; В) S, P, Si; Г) C, N, O.

5. Относится к случайным составным частям воздуха:

А) аргон; Б) озон; В) оксид азота; Г) водяные пары.


  1. вариант

1. К неметаллам относится:

А) хлор; Б) кальций; В) калий; Г) хром.

2. Число электронов на внешнем уровне неметалла:

А) 0-1; Б) 4-8; В) 2-3; Г) 1-2.

3. Для кислорода характерно:

А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) газообразное состояние при обычных условиях; Г) электропроводность.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

А) O, S, Se; Б) N, O , F; В) N, C, B; Г) F , Cl, Br.

5. Относится к переменным составным частям воздуха:

А) углекислый газ; Б) азот; В) кислород; Г) аргон.


  1. вариант

1. Не является неметаллом:

А) свинец; Б) фосфор; В) селен; Г) бор.

2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:

А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) гелий.

3.Является жидкостью при обычных условиях:

А) хлор; Б) йод; В) бром; Г) астат.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

А) Br, I, As; Б) C, N, S; В) S, P, Si; Г) C, N, O.

5. Относится к случайным составным частям воздуха:

А) аргон; Б) озон; В) оксид азота; Г) водяные пары.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Найчук Оксана Владимировна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281537

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства