Конспект урока на тему: "Химические свойства кислот"
Конспект урока на тему: "Химические свойства кислот"
Цели урока:
Образовательные:
- изучить химические свойства кислот; ввести понятие «индикаторы», объяснить их использование для определения кислотности среды. Дать понятие учащимся об электрохимическом ряде напряжений металлов, показать принцип работы с ним. Ознакомить с применением кислот в быту.
Развивающие:
-Развивать практические навыки и умения составлять уравнения химических реакций.
Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
-Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации.
-Учить выделять причинно-следственные связи.
Воспитательные:
-Развивать интерес к предмету.
-Развивать взаимосвязь между предметами.
Тип урока: изучение нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Химические свойства кислот"»
Тема. Химические свойства кислот.
Цели урока:
Образовательные:
- изучить химические свойства кислот; ввести понятие «индикаторы», объяснить их использование для определения кислотности среды. Дать понятие учащимся об электрохимическом ряде напряжений металлов, показать принцип работы с ним. Ознакомить с применением кислот в быту.
Развивающие:
-Развивать практические навыки и умения составлять уравнения химических реакций.
Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
-Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации.
-Учить выделять причинно-следственные связи.
Воспитательные:
-Развивать интерес к предмету.
-Развивать взаимосвязь между предметами.
Тип урока:изучение нового материала.
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.
Форма проведения: урок - игра
Оборудование: ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы.
Учитель. Тема нашего урока «Химические свойства кислот».
Предлагаю провести наше занятие необычно. Представим себе, что наш лицей – это научно – исследовательский институт, а кабинет химии – это исследовательская лаборатория. В ней работают такие отделы:
- Теоретической химии;
- Отдел информации;
- Отдел экспериментальной химии;
- Отдел практической химии.
Слово предоставляется научному руководителю лаборатории.
Научный руководитель. Уважаемые коллеги! Наша лаборатория получила государственный заказ – исследовать свойства кислот, определить, что такое индикаторы, объяснить их использование для определения кислотности среды, научиться пользоваться электрохимическим рядом напряжения металлов при составлении уравнений реакций. А также мы должны определить сущность реакций обмена, и изучить правила ТБ при работе с кислотами.
Предлагаю наши исследования провести по плану:
Состав кислот, названия.
Физические свойства кислот.
ТБ при работе с кислотами.
Химические свойства кислот.
Составление уравнений реакций.
ІІІ. Актуализация учебной деятельности
Учитель. Слово предоставляется руководителю теоретического отдела.
Руководитель теоретического отдела. Прежде чем исследовать химические свойства кислот, давайте дадим ответы на такие вопросы:
Какие вещества называются кислотами?
Какой состав имеют кислоты?
Напишите формулы кислот, назовите их.
Чтобы проверить ваши умения пользоваться классификацией кислот, предлагаю вам игру «Третий лишний».
Задание. Какое вещество лишнее, назовите его, ответ объясните.
HCl; HBr; HNO3
HCl; HNO3; HClO4
H2SO4; H3PO4; H2CO3
HBr; HCl; H2CO3
4.Какие физические свойства имеют кислоты?
IV. Изучение нового материала
Учитель. Чтобы изучить химические свойства кислот предлагаю вам прослушать информацию о найболее распространенных кислотах, а для этого мы отправляемся в информационный отдел и слушаем представителей этого отдела. Заслушиваются сообщения учащихся об основных теориях кислот, соляную, серную, азотную, и фосфорную кислоты.
Учитель. Теперь пройдем в экспериментальный отдел
- Стойте, стойте!- голос из- за двери
Учитель. Но кто, же это?
- Я сотрудник экспериментального отдела, инженер – инструктор с техники безопасности.(Изучаются основные правила ТБ при работе с кислотами)
1. Концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей.
По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела, кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: царская водка (смесь азотной и соляной кислот). Азотная кислота, уксусная кислота (90 – 100%), молочная кислота, щавелевая кислота и т.д. очень опасны ожоги хромой смесью. Сильное раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз оказывают концентрированные соляная и азотная кислоты.
2.Кислоты вызывают локальный химический ожог.
3. Концентрированные кислот опасны еще и тем, что могут выделять едкие пары. Например, азотная кислота с концентрацией выше 63% выделяет физиологически активные оксиды азота. От концентрированной серной кислоты воздух загрязняет оксидами серы. Ледяная уксусная и муравьиная кислоты сильно раздражают дыхательные пути и слизистые оболочки глаз, являются легковоспламеняющимися жидкостями.
4. Концентрированные кислоты хранят под тягой. Переливают их также под тягой, пользуясь индивидуальными средствами защиты (очки или защитная маска, резиновые перчатки, халат, резиновый фартук).
5. При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась наверху.
Опыты с концентрированными кислотами должны демонстрироваться учителем или лаборантом в защитной спецодежде и очках (маске).
При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кислоту большей концентрации; при изготовлении смеси кислот необходимо вливать жидкость большей плотности в жидкость с меньшей плотностью.
6.В случае пролива кислоты ее необходимо убрать. Лучший способ уборки – засыпать лужу сухим кварцевым песком. Его перемешивают на месте разлива, а затем, собрав в совок, выбрасывают или зарывают в землю. После уборки песка место разлива обрабатывают 10 – 15 %-ым раствором соды, а затем моют водой.
Первая помощь. Пораженный участок кожи промывают сильно скользящей струей холодной воды в течение 10 – 15 мин. после промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой
тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.
При попадании капель кислоты в глаза их промывают проточной водой в течение 15 мин. и после этого – 2%-м водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение.
Отработанные кислоты собирают в отдельные сосуды и сливают в канализацию только после их нейтрализации. В крайнем случае можно, предварительно открыв кран, медленно вылить реактив по стенке раковины. После этого вода должна литься еще 1 – 2 минуты.
Учитель. Спасибо. Теперь мы можем начать эксперименты.
Экспериментаторы – учащиеся.
Эксперимент № 1.
Цель: мы должны убедиться, что большинство кислот имеют кислый вкус.
Учитель: А как же выражение: «В химической лаборатории ничего нельзя пробовать на вкус?
Экспериментатор: «И это действительно так, в кабинете химии ничего нельзя пробовать на вкус, но сегодня мы сделаем исключение из правил. Разрешаю вам попробовать щавель, который содержит щавелевую кислоту, лимон - лимонную кислоту. Яблоко - яблочную». Учащиеся пробуют эти продукты, формулируют выводы, делают записи в тетрадях.
Вывод: Большинство кислот кислые на вкус.
Учитель. Но есть исключение: дает попробовать салициловую кислоту(приобретенную в аптеке): салициловая – сладкая, никотиновая – горькая.
Эксперимент № 2.
Кислоты дружат с индикаторами (выходят 3 ученика с табличками индикаторов)
Демонстрируется опыт: действие кислот на индикаторы. Учащиеся формулируют вывод и записывают в тетради.
Вопрос. Братцы – индикаторы, а почему вы так называетесь?
Ученик. Индикаторы – это вещества, которые изменяют окраску в различных средах.(учащиеся записывают в тетради)
Учитель. Видите! Метиловый оранжевый и лакмус дрожат перед кислотами. Метиловый оранжевый изменяет цвет на розовый, лакмус – на красный. Не боится кислот только фенолфталеин, он не изменяет цвет в кислой среде.
Эксперимент № 3. Кислоты химически активные.
Учитель. Давайте проверим, как кислоты относятся к металлам.
Выходят учащиеся с карточками металлов.
Опыт. Взаимодействие кислот с металлами.
Учащиеся – металлы:
1. Я – магний. Я очень активный металл и быстро взаимодействую с кислотами. Вот, посмотрите.(проводит опыт, записывает уравнение реакции)
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2↑
2. Я – цинк. Я менее активный металл. Так как стою в ряде активности металлов правее магния, н оя также взаимодействую с металлами. (проводит опыт, записывает уравнение реакции).
Zn + 2HCl= ZnCl2 + H2↑
3.Ой, а я лентяйка, малоактивная, так как стою в ряде активности металлов правее водорода. И, следовательно, с растворов кислот его не вытесняю, реакция между нами не происходит.(проводит опыт, записывает уравнение реакции).
Cu + HCl ≠
Учитель вводит понятие о ряде активности металлов, демонстрирует его.
Ряд активности металлов Н.Н. Бекетова
Учитель: Этот ряд называют еще вытеснительным рядом металлов или рядом Н.Н. Бекетова – по имени нашего русского ученого, в XX веке изучавшего взаимодействие металлов со сложными веществами.
Запомните, что металлы стоящие до водорода вытесняют его из растворов кислот. Чем левее стоит металл, тем активнее он вытесняет водород.
Задание для учащихся: (работаем по таблице):
1.Может ли выделить водород из раствора соляной кислоты алюминий и почему?
2.Может ли выделить водород из раствора соляной кислоты серебро и почему?
Эксперимент № 4.
Экспериментатор: «Кто это еще пришел к нам в гости»?
Ученик: «Я оксид меди (ІІ). Я взаимодействую с кислотами и сейчас я вам это докажу, смотрите(проводит опыт)
CuО+2HCl = CuCl2 + H2О
Ученик: «Видите. Раствор изменяет цвет, т.к. произошла реакция».
Вводится понятие о реакции обмена.
Эксперимент №5
Учащийся. А я хочу показать вам фокус(демонстрирует реакцию нейтрализации)
К 2-3 мл. раствора гидроксида натрия добавляем 2-3 мл. раствора фенолфталеина. Как изменилась окраска?
- Стала малиновой.
По каплям добавляем раствор соляной кислоты и следим за исчезновением окраски . Что происходит при постепенном приливании раствора кислоты?
- Происходит нейтрализация раствора – малиновый цвет исчезает.
Записывает уравнение реакции:
HCl+NaOH=NaCl+H2O
Учитель. Такие реакции в результате которых происходит обменное взаимодействие кислоты и щелочи с нейтрализацией называют реакциями нейтрализации.
Эксперимент№ 6.
Учитель. Теперь предлагаю вам самим поэкспериментировать(работа в группах).
На ваших столах есть пробирка с гидроксидом меди(II) голубого цвета. Прилейте к ней небольшое количество серной кислоты.
Что произошло с осадком гидроксида меди(II)?
- Он растворился, значит кислоты взаимодействуют с нерастворимыми основаниями.
Уравнение реакции:
Cu(OH)2+H2SO4→ CuSO4+2H2O
Учитель: Какие выводы мы можем сделать по итогам нашего урока?
Учащиеся формулируют выводы.
V. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Учитель. Вот мы и исследовали химические свойства кислот. Выяснили, что они взаимодействуют с металлами, с оксидами металлов, основаниями, индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот.
В нашей лаборатории работает еще один отдел – практический., внимание на доску(написаны задания для самостоятельной работы) - работа с учебниками
Задание стр. 155, № 3,4., затем происходит взаимопроверка.
VI. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно потому, что…
VII. Домашнее задание
Прочитать параграф 45, упражнение2,5, составить сенкан на тему «Кислоты», написать эссе на тему: «Кислоты в нашей жизни»(по желанию)