2) Проверка домашнего задания. - А сейчас вы проверите, как вы справились с домашним заданием, то есть усвоили изученный материал. - Для этого выполним упражнение: из списка неорганических соединений выпишите только формулы кислот и дайте им название. - Проверьте правильность выполнения и оцените себя по критериям. | Учитель демонстрирует учащимся на доске формулы веществ: Н3PO4, Cu(NO3)2, KOH, HBr, Fe(OH)2, H2SiO3, BaO, P2O5, H2S, HgCI2, Fe2O3, CO2, HCl, Mg(OH)2, H2SO4, Ag3PO4, HNO3. | Вспоминают формулы и названия кислот. Записывают в тетрадь формулы тех кислот, которые приведены на доске. Н3PO4 фосфорная HBr бромоводородная H2SiO3 кремниевая H2S сероводородная HCl хлороводородная H2SO4 серная HNO3 азотная |
3) Проверка записанных формул, оценивание собственной подготовки к уроку. Сами проверяют, сверяют свой вариант с верным. Самооценка: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки – «3» 4 и более ошибок – «2». - Вспомнили ли вы формулы кислот? (Выслушиваются ответы). | Открывает доску с формулами кислот, предлагает учащимся оценить свои знания. Настраивает учащихся на работу именно с классом кислот. | Проверка записанных формул самостоятельно, с опорой на знания, которые они должны были повторить, выполняя домашнее задание. Затем сравнивают формулы, записанные ими в тетради с правильным вариантом на доске. Выставляют себе оценки. |
- Что мы повторили? (Класс кислот.) - А всё ли мы знаем о кислотах? - А химия это наука о чём? (Химия это наука о веществах и их превращениях.) - Значит, о чём мы сегодня будем говорить? (О превращениях, о взаимодействии веществ, то есть о химических свойствах кислот.) - А это мы изучали? (Нет) - Значит, какова тема сегодняшнего урока? - А цель урока? | Помогает детям правильно сформулировать тему урока. Записывает её на доске. После обсуждает цель урока. | Самостоятельно формулируют тему урока на основе выполненного задания. Ставят цель, которую им необходимо достичь на уроке. |
1) Подготовка к получению новых знаний. Мотивация. - А как мы изучаем новое? (Наблюдение, опыт, чтение текстов.) - Что мы должны сделать, чтобы узнать свойства кислот? (Проделать опыты). - Посмотрите внима-тельно в свои лотки с реактивами. Какие вещества вам даны? - Прежде чем приступить к опытам, что мы должны повторить? (Технику безопасности) Итак, Опыт №1: «взаимодействие кислоты с металлами» (с цинком и медью) - Берём две пробирки, наливаем в них соляную кислоту, в одну опускаем кусочек цинка, в другую кусочек меди. - Что увидели? (Реакция с цинком прошла, а с медью не прошла.) - А как поняли, что реакция с цинком прошла? (Выделился газ – это признак химической реакции.) - Почему с медью реакция не прошла? (Не было признака реакции) - Посмотрите, на ряд напряжений металлов, что вы можете сказать о положение цинка и меди в этом ряду? (В электрохимическом ряду напряжений металлов цинк стоит до водорода, а медь после водорода.) - Значит, с какими металлами кислоты взаимодействуют? (С металлами, стоящими в электрохимическом ряду до водорода.) Опыт №2: «взаимодействие кислоты с оксидом металла» - Насыпаем в пробирку оксид меди (II) и добавляемт соляную кислоту. - Что увидели? (Реакция прошла, так как изменился цвет раствора – это признак химической реакции) Опыт №3: «взаимодействие кислоты с основанием» - В пробирку с малиновым раствором гидроксида натрия добавляем соляную кислоту. - Что увидели? (Реакция прошла, так как раствор обесцветился – это признак химической реакции) Опыт №4: «взаимодействие кислоты с солью» - В пробирку наливаем карбонат натрия и добавляем соляную кислоту. - А как поняли, что реакция прошла? (Выделился газ – это признак химической реакции.) | На столе учащихся: соляная кислота, металлы: цинк и медь, оксид меди (II) (порошок), гидроксид натрия, окрашенный индикатором фенолфталеин, карбонат натрия. Предлагает проделать и рассмотреть реакции кислоты с металлами (учит пользоваться электрохимическим рядом напряжений), после обсуждения результатов, записывает вместе с учениками уравнения реакций на доске. Опыт №1: а) 2HCl + Zn → ZnCl2 + H2↑ (признак реакции – …) б) НCl + Cu → реакция не идёт (нет признака реакции), т.к. Cu после водорода в ряду напряжений. Предлагает проделать и рассмотреть реакцию кислоты с оксидом металла, после обсуждения результатов, записывает вместе с учениками уравнения реакций на доске. Опыт №2: 2HCl + CuО → CuCl2 + H2О (признак реакции – …) Предлагает проделать и рассмотреть реакцию кислоты с основанием, после обсуждения результатов, записывает вместе с учениками уравнения реакций на доске. Опыт №3: HCl + NaОH → NaCl + H2О (признак реакции – …) Предлагает проделать и рассмотреть реакцию кислоты с солью, после обсуждения результатов, записывает вместе с учениками уравнения реакций на доске. Опыт №4: 2HCl + Na2СО3 → 2NaCl + H2СО3 (признак реакции – …) | Предлагают варианты изучения нового материала. Повторяют технику безопасности. Делают опыты, обсуждают результат, записывают уравнения соответствующих реакций в тетрадь. Опыт №1: а) 2HCl + Zn → ZnCl2 + H2↑ (признак реакции – выделение газа) б) НCl + Cu → реакция не идёт (нет признака реакции), т.к. Cu после водорода в ряду напряжений. Делают опыт, обсуждают результат, записывают уравнение соответствующей реакции в тетрадь. Опыт №2: 2HCl + CuО → CuCl2 + H2О (признак реакции – изменение цвета) Делают опыт, обсуждают результат, записывают уравнение соответствующей реакции в тетрадь. Опыт №3: HCl + NaОH → NaCl + H2О (признак реакции – изменение цвета) Делают опыт, обсуждают результат, записывают уравнение соответствующей реакции в тетрадь. Опыт №4: 2HCl + Na2СО3 → 2NaCl + H2СО3 (признак реакции – выделение газа) |
2) Запись химических свойств кислот в тетрадь в виде схемы. - Сделайте вывод, с чем взаимодействуют кислоты? (Металлами, оксидом металлов, основаниями, солями.) - Записываем выводы. - Расскажите друг другу о химических свойствах кислот по полученным схемам. | Вместе с учениками записывает изученное правило в виде схемы на доске. Кислоты взаимодействуют с: металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода → соль и H2↑. оксидами металлов → соль и H2О; основаниями → соль и H2О; солями → новая кислота и новая соль. | Преобразуют полученную в виде правил информацию в схему, записывают её в тетрадь с доски. Еще раз, читая схему, повторяют свойства кислот. |
Задание №1 «выборка металлов для реакций» - Проверьте себя, оцените. | Раздаёт карточки с заданием: выберите из списка те металлы, с которыми будет реагировать сероводородная кислота, запишите соответствующие реакции: Mg, Hg, Li, Ag. | Записывают те реакции, которые осуществимы, пользуясь электрохими-ческим рядом напряжений металлов. 1) Н2S + Mg → MgS + H2↑ 2) Н2S + 2Li → Li2S + H2↑ Поверяют свои реакции, оценивают себя. |
Задание №3 «выборка веществ для реакции» - Проверьте себя, оцените. | Раздаёт карточки с заданием: из списка веществ выберите те вещества, с которыми будет взаимодействовать серная кислота, запишите соответствующие реакции: Mg, Ca(OH)2, HNO2, Na2S, Hg, Li2O, N2O5. | Читают задание, объясняют его. Записывают уравнения осуществимых реакций. 1) Н2SО4 + Mg → MgSО4 + H2↑ 2) Н2SО4 + Ca(OH)2→ CaSО4 + 2H2О 3) Н2SО4 + Na2S → Na2SО4 + H2S 4) Н2SО4 + Li2O → Li2SО4 + H2O Поверяют свои реакции, оценивают себя. |