Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Химические свойства кислот" с использованием технологии деятельностного метода»
Тема:Химические свойства кислот.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте. Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. И начнем мы его со слов великого мыслителя П. Лапласа:
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
- Действительно, каждый сидящий здесь человек: ученик 8 класса, учитель и даже ученый не могут заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.
- Так, что же мы с вами уже знаем? Покажем свои знания и начнем с химической разминки.
Химическая разминка.
Обратим внимание на этот тренажер
I
II
III
IV
V
V
1
Al2O3
Zn(OH)2
BaO
H2SO4
HNO3
H2S
2
CuCI2
HCI
CaO
CuSO4
ZnCI2
HBr
3
CO2
Ba(OH)2
CO2
NaCI
ZnSO4
H2CO3
Задания: 1. Чтение химических формул, название веществ.
2. Игра «Третий лишний».
3. Подчеркните кислоты.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
- Что изучает наука химия? (записываем на доске или выводим на экран)
Я хочу предложить вам отгадать загадку, в которой речь пойдет о веществах, с которыми мы с вами уже немного познакомились.
С водорода всегда начинаюсь,
С основанием в соль превращаюсь,
Крашу лакмус в красный цвет,
А металла во мне нет. (кислота)
- Вспомним, что вы знаете о кислотах?
- Какие кислоты вам известны?
- Какие из них встречаются в природе?
- Каковы физические свойства кислоты?
- Могут ли кислоты быть опасны для человека?
- Кислота – это природный продукт или результат деятельности человека?
Попробуем из имеющихся знаний создать портрет для кислот.
- Запишем в тетрадь число и начнем создавать портрет для кислот
2) Классификация 3) Физические свойства
сильные, жидкости
слабые, H3PO4 - твердая
средние H2SiO3 - нерастворимая
бескислородные,
кислородосодержащие летучие, нелетучие
одноосновные,
Кислоты
двухосновные,
трехосновные
1) Состав 4) Химические
свойства
3. Выявление места и причин затруднения
- Как вы думаете, портрет является завершенным? (Частично)
- Чего не достает в нашем портрете?
- Для того, чтобы его завершить, что нам необходимо сделать?
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какую цель мы перед собой поставим? Изучить химические свойства кислот.
-Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? Химические свойства кислот. Давайте запишем тему урока в тетрадь.
5. Реализация построенного проекта
С целью изучения химических свойств кислот мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей.
- Что значит исследовать?
Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования.
Но прежде чем приступать к исследованию химических свойств кислот повторим правила техники безопасности. Группы работают по инструкциям в течение 5 минут, по окончании представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом, все химические свойства кислот появляются в тетради у каждого ученика.
6. Первичное закрепление во внешней речи
-С какими соединениями могут взаимодействовать кислоты?
Для того чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.
8. Включение в систему знаний и повторение. Чтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний я предлагаю вам завершить создание портрета для кислот.
2) Классификация 3) Физические свойства
сильные, жидкости
слабые, H3PO4 - твердая
средние H2SiO3 - нерастворимая
бескислородные,
кислородосодержащие летучие, нелетучие
одноосновные,
Кислоты
двухосновные,
трехосновные
1) Состав
Основания
Основные оксиды
Металлы (до Н2)
4) Химические
свойства
1. С какими из перечисленных веществ реагирует соляная кислота:
Ba(OH)2, AgNO3, Na Cl, Hg, Na2O, Fe, ZnO, CO2?
9. Рефлексия учебной деятельности
– Какую цель мы ставили на уроке?
– Вы достигли цели урока?
– Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то зеленую.
А) Тема урока мне понятна
Б) Я знаю химические свойства кислот
В)Я доволен своей работой на уроке, я работал максимально самостоятельно
- Обратимся к девизу урока:
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
- Кто согласен с этой мыслью?
- У кого есть другое мнение?
группа – Инструкция по составлению исторической справки.
Цель: подготовить справку о строении молекул неорганических кислот, их физических свойствах, историческом названии, применении. Порядок действий:
Подготовьте отчёт.
группа – Инструкция по проведению следственного эксперимента.
Цель: выяснить отношение концентрированной серной кислоты к органическим веществам.
Порядок действий:
1. Прочитайте информацию к размышлению.
2. В пробирку с концентрированной серной кислотой поместите лучинку, через минуту проверьте её состояние
3. Нанесите каплю серной кислоты на бумагу, ткань. Пронаблюдайте, что произойдёт
4. Подготовьте отчёт.
группа – Инструкция по проведению дактилоскопического исследования.
Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоту.
Порядок действий:
1.Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок - кислота. Опытным путём определите, в какой пробирке находится кислота.
Для этого используйте один из предложенных индикаторов:
лакмус,
фенол — фталеин,
метил — оранж.
2. Подготовьте отчёт.
группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с металлами — цинком и медью.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, пункт 2.
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с металлами.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт.
группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии серной кислоты с оксидом меди.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 3.
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с оксидом меди.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт.
группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 5
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с NaCI.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт.
группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о разложении некоторых кислот.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 6.