Конспект урока химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Конспект урока химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Повторить основные сведения об электролитах и неэлектролитах, сильных и слабых электролитах, показать универсальность теории электролитической диссоциации, её применимость и для неорганических, и для органических веществ.ение интереса обучающихся к химической науке, к применению знаний в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Если нет технической возможности демонстрации опыта, предлагаю учебное видео https://www.youtube.com/watch?v=XPdTaVIVYbE
Содержание урока:
План:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Основная часть урока:
Электролиты и неэлектролиты.
Сильные и слабые электролиты.
Уравнения диссоциации электролитов.
Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.
Закрепление изученного материала
Итоги урока. Рефлексия.
Конспект:
Учитель: приветствует обучающихся, настраивает на работу
«Хмурое дождливое утро. На остановке толпится народ. Подходит троллейбус. Люди начинают заходить в салон. И вдруг одна женщина вскрикивает «Ой-ой-ой, током бьет!»
Что произошло? Как такое возможно? Каким образом ток «ДОШЁЛ» до пассажирки?
Обучающиеся: высказывают предположения
Из диалога учитель выводит их на название ТЕМЫ и ЦЕЛЬ урока, подчеркивая, что с темой «Электролитическая диссоциация» обучающиеся знакомились в 9 классе, а на сегодняшнем уроки они обобщают и углубляют свои знания по данной тем, в том числе показывая универсальность теории электролитической диссоциации, т.е. её применимость и для неорганических, и для органических веществ.
Обучающимся предлагается записать тему и предоставляется план урока.
Электролиты и неэлектролиты.
Сильные и слабые электролиты.
Уравнения диссоциации электролитов.
Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.
Учитель: Давайте обратимся к истории. 1837 год. Лондон. Лаборатория Королевского института. В выдающихся ученых Гемфри Деви и Майкл Фарадей начали исследования в области электричества и ввели основные понятия. Эти понятия используются и в наше время. Давайте вспомним!
«Закончите предложение только одним словом».
1. Положительно заряженный электрод называется … (анод).
2. Отрицательно заряженный электрод называется … (катод).
3. Направленное движение заряженных частиц – это … (электрический ток).
4. Положительно заряженные частицы – это … (катионы).
5. Отрицательно заряженные частицы – это … (анионы).
6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества называется … (диссоциациация).
Учитель: Попробуем воспроизвести оптыДеви и Фарадея. Они определяли электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена
Объяснение устройства прибора.
Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.
Учитель: Ребята, как выдумаете, когда, при каких условиях вещества проводят электрический ток?
Идет обсуждение и обучающиеся вспоминают, что вещества, проводящие электрический ток, существуют в виде ионов в растворах и расплавах. Прохождение тока за счёт переноса ионов, а не электронов. Из физики вспоминают понятие «проводники второго рода», тогда как металлы – проводники первого рода.
Учитель:
- Как называются вещества, расплавы и водные растворы которых проводят электрический ток? (электролиты)
- А какие вещества называем неэлектролитами?
(вещества, которые не проводят эл. ток)
Учитель: Все вещества по свойству проводимости электрического тока условно поделены на две группы: электролиты и неэлектролиты.
- Давайте вспомним и приведем примеры электролитов! В этом нам поможет Таблица растворимости кислот, солей и оснований.
Обучающиеся работают с таблицей растворимости (ТР)
- А какие примеры нелектролитов вы можете привести!
Обучающиеся работают с таблицей растворимости (ТР)
Как итог данного вида работы – обсуждение таблицы, внесение своих примеров.
- Как называется процесс распада электролита на ионы?
(электролитическая диссоциация)
Это явление впервые объяснил в 1887 году шведский химик Сванте Аррениус.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! 1889 год. Аррениус приезжает в Лейпциг к профессору местного университета Вильгельму Оствальду, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований был накоплен огромный теоретический материал. Однако Аррениус не смог полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и утверждал, что в водном растворе находятся свободные ионы.
Однако, его теория заинтересовала других учёных. Долго у всех оставался вопрос, а с какими частицами реагирует вода? Ответить на него помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. Русские химики И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский независимо друг от друга предположили, что ионы электролитов реагируют с молекулами воды, т.е. происходит гидратация ионов.
Таким образом, И в 1889-1891 годах. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов. А В.А. Кистяковский в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.
Учитель: Вернемся к нашему прибору! Проверим на электрическую проводимость растворы поваренной соли и уксусной кислоты
Демонстрационный опыт
Проведем эксперимент. Исследуем электрическую проводимость концентрированного раствора поваренной соли, концентрированного раствора уксусной кислоты. Сравним интенсивность горения лампочки! Добавим к раствору уксусной кислоты дистиллированную воду (разбавим). Несколько раз! Что наблюдаете? (лампочка прибора по мере разбавления раствора начинает светиться ярче) Проверим, влияет ли разбавление раствора хлорида натрия на яркость свечения лампочки? (нет)
Учитель: Почему разбавление раствора хлорида натрия НЕ влияет на яркость свечения лампочки?
Обучающиеся совещаются в парах и приходят к заключению: хлорид натрия даже в конц. растворе диссоциирует на ионы полностью, а молекулы уксусной кислоты в конц. растворе почти не диссоциируют. При разбавлении же диссоциация кислоты увеличивается.
Учитель: В зависимости от степени диссоциации электролиты можно условно разделить на сильные и слабые. Составим схему с примерами:
ЭЛЕКТРОЛИТЫ
Сильные Слабые
- при растворении в воде практически полностью распадаются на ионы.
1.Все соли
2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)
3.Неорганические кислоты.
- частично распадаются на ионы. Их растворы содержат ионы и нераспавшиеся молекулы.