kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии по теме "Электролитическая диссоциация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить основные сведения об электролитах и неэлектролитах, сильных и слабых электролитах, показать универсальность теории электролитической диссоциации, её применимость и для неорганических, и для органических веществ.ение интереса обучающихся к химической науке, к применению знаний в повседневной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме "Электролитическая диссоциация"»

ХИМИЯ

11 класс

Базовый уровень

Электролиты и неэлектролиты

2-ой урок в системе уроков по теме №3 «Электролитическая диссоциация».

На изучение отводится 1 час.

Цель работы: Углубить и закрепить знания обучающихся об электролитах и неэлектролитах.

Задачи урока:

  • Повторить основные сведения об электролитах и неэлектролитах, сильных и слабых электролитах.

  • Совершенствовать умение обучающихся применять знания на практике.

  • Показать универсальность теории электролитической диссоциации, т.е. её применимость и для неорганических, и для органических веществ.

  • Формирование химической картины мира

  • Повышение интереса обучающихся к химической науке, к применению знаний в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

  • Знать основные понятия урока.

  • Умение записывать уравнения диссоциации неорганических и органических электролитов.

  • Подготовить учащихся к написанию уравнений химических в свете теории электролитической диссоциации.

Техническое обеспечение урока:

Компьютер, интерактивная доска, прибор длят определения электропроводности, химические стаканы, дистиллированная вода, растворы кислот, щелочей и солей.

Методическое и дидактическое обеспечение урока:

Презентация, учебник, таблица растворимости кислот, оснований, солей.

Если нет технической возможности демонстрации опыта, предлагаю учебное видео https://www.youtube.com/watch?v=XPdTaVIVYbE

Содержание урока:

План:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Основная часть урока:

  • Электролиты и неэлектролиты.

  • Сильные и слабые электролиты.

  • Уравнения диссоциации электролитов.

  • Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

  1. Закрепление изученного материала

  2. Итоги урока. Рефлексия.

Конспект:

Учитель: приветствует обучающихся, настраивает на работу

«Хмурое дождливое утро. На остановке толпится народ. Подходит троллейбус. Люди начинают заходить в салон. И вдруг одна женщина вскрикивает «Ой-ой-ой, током бьет!»

Что произошло? Как такое возможно? Каким образом ток «ДОШЁЛ» до пассажирки?

Обучающиеся: высказывают предположения

Из диалога учитель выводит их на название ТЕМЫ и ЦЕЛЬ урока, подчеркивая, что с темой «Электролитическая диссоциация» обучающиеся знакомились в 9 классе, а на сегодняшнем уроки они обобщают и углубляют свои знания по данной тем, в том числе показывая универсальность теории электролитической диссоциации, т.е. её применимость и для неорганических, и для органических веществ.

Обучающимся предлагается записать тему и предоставляется план урока.

  1. Электролиты и неэлектролиты.

  2. Сильные и слабые электролиты.

  3. Уравнения диссоциации электролитов.

  4. Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

Учитель: Давайте обратимся к истории. 1837 год. Лондон. Лаборатория Королевского института. В выдающихся ученых Гемфри Деви и Майкл Фарадей начали исследования в области электричества и ввели основные понятия. Эти понятия используются и в наше время. Давайте вспомним!

«Закончите предложение только одним словом».

1. Положительно заряженный электрод называется … (анод).

2. Отрицательно заряженный электрод называется … (катод).

3. Направленное движение заряженных частиц – это … (электрический ток).

4. Положительно заряженные частицы – это … (катионы).

5. Отрицательно заряженные частицы – это … (анионы).

6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества называется … (диссоциациация).

Учитель: Попробуем воспроизвести опты Деви и Фарадея. Они определяли электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена

Объяснение устройства прибора.

Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

Демонстрационный опыт

Проведем эксперимент. Исследуем электрическую проводимость некоторых веществ: сухой поваренной соли, раствора поваренной соли, раствора гидроксида натрия, расплава гидроксида натрия, раствора медного купороса, дистиллированной воды, раствора спирта, раствора глюкозы.

Учитель: Ребята, как выдумаете, когда, при каких условиях вещества проводят электрический ток?

Идет обсуждение и обучающиеся вспоминают, что вещества, проводящие электрический ток, существуют в виде ионов в растворах и расплавах. Прохождение тока за счёт переноса ионов, а не электронов. Из физики вспоминают понятие «проводники второго рода», тогда как металлы – проводники первого рода.

Учитель:

- Как называются вещества, расплавы и водные растворы которых проводят электрический ток? (электролиты)

- А какие вещества называем неэлектролитами?

(вещества, которые не проводят эл. ток)

Учитель: Все вещества по свойству проводимости электрического тока условно поделены на две группы: электролиты и неэлектролиты.

- Давайте вспомним и приведем примеры электролитов! В этом нам поможет Таблица растворимости кислот, солей и оснований.

Обучающиеся работают с таблицей растворимости (ТР)

- А какие примеры нелектролитов вы можете привести!

Обучающиеся работают с таблицей растворимости (ТР)

Как итог данного вида работы – обсуждение таблицы, внесение своих примеров.



- Как называется процесс распада электролита на ионы?

(электролитическая диссоциация)

Это явление впервые объяснил в 1887 году шведский химик Сванте Аррениус.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! 1889 год. Аррениус приезжает в Лейпциг к профессору местного университета Вильгельму Оствальду, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований был накоплен огромный теоретический материал. Однако Аррениус не смог полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и утверждал, что в водном растворе находятся свободные ионы.

Однако, его теория заинтересовала других учёных. Долго у всех оставался вопрос, а с какими частицами реагирует вода? Ответить на него помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. Русские химики И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский независимо друг от друга предположили, что ионы электролитов реагируют с молекулами воды, т.е. происходит гидратация ионов.

Таким образом, И в 1889-1891 годах. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов. А В.А. Кистяковский в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.

Учитель: Вернемся к нашему прибору! Проверим на электрическую проводимость растворы поваренной соли и уксусной кислоты

Демонстрационный опыт

Проведем эксперимент. Исследуем электрическую проводимость концентрированного раствора поваренной соли, концентрированного раствора уксусной кислоты. Сравним интенсивность горения лампочки! Добавим к раствору уксусной кислоты дистиллированную воду (разбавим). Несколько раз! Что наблюдаете? (лампочка прибора по мере разбавления раствора начинает светиться ярче) Проверим, влияет ли разбавление раствора хлорида натрия на яркость свечения лампочки? (нет)

Учитель: Почему разбавление раствора хлорида натрия НЕ влияет на яркость свечения лампочки?

Обучающиеся совещаются в парах и приходят к заключению: хлорид натрия даже в конц. растворе диссоциирует на ионы полностью, а молекулы уксусной кислоты в конц. растворе почти не диссоциируют. При разбавлении же диссоциация кислоты увеличивается.

Учитель: В зависимости от степени диссоциации электролиты можно условно разделить на сильные и слабые. Составим схему с примерами:

ЭЛЕКТРОЛИТЫ


Сильные Слабые

- при растворении в воде практически полностью распадаются на ионы.

1.Все соли

2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)

3.Неорганические кислоты.


- частично распадаются на ионы. Их растворы содержат ионы и нераспавшиеся молекулы.

1. Гидроксиды d-элементов.

2. Амфотерные гидроксиды

3.Органические кислоты.

4. Неорганические кислоты: HF, H2CO3, H4SiH4, HClO, H3PO4

Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что сильные электролиты диссоциируют необратимо и сразу, а слабые – обратимо и ступенчато:

Например:

Диссоциация сильных электролитов:

Cu(NO3)2 → Cu2+ + 2 NO3-

H2SO4 → 2H+ + SO42-

Диссоциация слабых электролитов:

СH3COOH → CH3COO- + H+

H2S ↔ H+ + HS-

HS- ↔ H+ + S2-

Задание (письменно, самостоятельно)

Запишите уравнения диссоциации растворов следующих веществ:

Гидроксида натрия, хлорида железа (III), нитрата серебра, ацетата хрома (II), сульфата калия, угольной кислоты, ацетата натрия, бромида алюминия, формиата кальция

(взаимопроверка)

Учитель: Думаю, что после записи данных уравнений вы легко дадите определения кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

Обучающиеся формулируют определения

основания-это вещества, диссоциирующие в водном растворе с образованием анионов одного вида - гидроксид - ионов ОН-

кислоты-это вещества, диссоциирующие в водном растворе с образованием катионов одного вида - катионов водорода Н+

соли - это вещества, которые в водном растворе диссоциируют с образованием катионов металлов и анионов кислотного остатка.

В качестве закрепления предлагается выполнить тест

1. Элек­три­че­ский ток не про­во­дит

1) рас­плав хло­ри­да на­трия

2) рас­плав ок­си­да крем­ния

3) рас­твор азот­ной кис­ло­ты

4) рас­твор хло­ри­да цинка

2. Элек­тро­ли­том не яв­ля­ет­ся

1) 

2) 

3) 

4) 

3. Элек­три­че­ский ток про­во­дит

1) рас­твор хло­ро­во­до­ро­да

2) рас­плав серы

3) рас­плав ок­си­да крем­ния

4) рас­твор глю­ко­зы

4. В вод­ном рас­тво­ре пол­но­стью дис­со­ци­и­ру­ет на ионы

1) азот­ная кис­ло­та

2) се­ро­во­до­род

3) гли­це­рин

4) эти­ло­вый спирт

5. К ани­о­нам от­но­сит­ся каж­дая из двух ча­стиц:

1) 

2) 

3) 

4) 

6. Пра­вая часть урав­не­ния элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции суль­фи­та калия:

1) 

2) 

3) 

4) 

7. Пра­вая часть урав­не­ния элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции нит­ра­та же­ле­за(II):

1) 

2) 

3) 

4) 

8. Пра­вая часть урав­не­ния элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции хло­ри­да же­ле­за(III):

1) 

2) 

3) 

4) 

9. К элек­тро­ли­там от­но­сит­ся

1) 

2) 

3) 

4) 

10. К силь­ным элек­тро­ли­там не от­но­сит­ся

1) 

2) 

3) 

4) 

11. Хло­рид-ионы об­ра­зу­ют­ся при элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции

1) 

2) 

3) 

4) 

12. Суль­фид-ионы об­ра­зу­ют­ся при элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции

1) 

2) 

3) 

4) 

13. Силь­ным элек­тро­ли­том яв­ля­ет­ся

1) уголь­ная кис­ло­та

2) се­ро­во­до­род­ная кис­ло­та

3) сер­ная кис­ло­та

4) са­ха­ро­за

14. К силь­ным элек­тро­ли­там от­но­сит­ся каж­дое из двух ве­ществ

1)  и 

2)  и 

3)  и 

4)  и 

15. Оди­на­ко­вое число по­ло­жи­тель­ных и от­ри­ца­тель­ных ионов об­ра­зу­ет­ся при элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции

1) хло­ри­да калия

2) хло­ри­да бария

3) кар­бо­на­та на­трия

4) суль­фа­та алю­ми­ния

Итоги урока:

Рефлексия

Учитель: выберите начало фразы из рефлексивного экрана и закончите фразу

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Домашнее задание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока химии по теме "Электролитическая диссоциация"

Автор: Спасенкова Ольга Владимировна

Дата: 07.02.2018

Номер свидетельства: 455519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  на тему "Классы неорганических веществ". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "147398"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419370412"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок по теме "Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории ЭДС" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-tiemie-obobshchieniie-svoistv-osnovnykh-klassov-nieorghanichieskikh-soiedinienii-v-svietie-tieorii-eds"
    ["file_id"] => string(6) "113362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410008057"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока химии в 9 классе по теме "Свойства серной кислоты" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-svoistva-siernoi-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "137475"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417357146"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-khimii-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "216316"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432927912"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по химии в 9 классе"Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-sil-nyie-i-slabyie-eliektrolity-stiepien-dissotsiatsii"
    ["file_id"] => string(6) "126468"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415183218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства