Урок в 9 классе по теме «Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации»
Эпиграф урока : Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.
Д. Хевеши
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: сформировать знания о степени диссоциации и силе электролитов.
Задачи: Обучающие
- Обучающие углубить понятия об электролитах и ЭД
- Показать влияние разбавления, температуры на степень диссоциации
- Определить понятие «степень электролитической диссоциации», сильные и слабые электролиты
Развивающие
- Развивать умение написания реакций диссоциации
- Формировать понятие диссоциированных и недиссоциированных молекул
- Умение определять силу электролита в зависимости от степени диссоциации
- развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к знаниям
- Взаимопомощь, чувство товарищества
- Коммуникабельность
- Критичность по отношению к себе и другим
- Развивать самооценку
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, тренировочные упражнения, учебная литература. Выставка веществ : кислота уксусная, лимонная(лимон, яблоко, аскорбиновая, метилоранж, соль поваренная(сухая и раствор), газированная вода(угольная кислота), лабораторное оборудование для демонстрации.
Ход урока
- Организационный момент , целеполагание. Обратимся к выставке веществ. Разделите их на две группы. Не объясняйте почему. Позже мы вернемся к тому, что вы сделали.
- Прошу вас разделиться по парам. Для этого возьмите карточки по цвету вашего настроения, они разрезаны, найдите свою половинку.
- Изучение нового материала .Работа с учебником. Стр.14-15 до слов « в зависимости…» Читаем вслух, про себя, друг другу. Пары могут занять место в классе, в лаборатории, как удобно. Время 5 минут.
Вернулись на место. На бумаге в парах изобразили схематично содержание прочитанного., формулу записали в тетрадь и проговорили в слух обозначения.
( Попробуем ответить на такой вопрос: все ли электролиты в одинаковой степени распадаются на ионы? Сравним электропроводность концентрированных растворов хлорида натрия и уксусной кислоты. В растворе соли лампочка загорается ярко, а в уксусной кислоте – очень слабо. Разбавим растворы, добавив к ним воды. Электропроводность раствора хлорида натрия не изменяется, а в растворе уксусной кислоты лампочка горит ярче. Хлорид натрия даже в концентрированных растворах диссоциируют полностью. Молекулы же уксусной кислоты в концентрированных растворах почти не диссоциируют. При разбавлении уксусной кислоты число диссоциированных молекул увеличивается, равновесие диссоциации смещается вправо:
СН3СООН СН3СОО– + Н+.
Вещества с ионной кристаллической решеткой полностью диссоциируют на ионы в водных растворах. Отношение числа диссоциированных молекул (n) к общему числу молекул (N), находящихся в растворе, называют степенью диссоциации L. Величина может принимать значения от 0 (диссоциации нет) до 1 (диссоциация полная).)
3.1 Демонстрационный опыт. В два стакана нальем по 50 мл раствора метилоранжа в ацетоне. В первый стакан добавим 1–2 капли концентрированной серной кислоты, появляется малиновое окрашивание. Чтобы во втором стакане появилась такая же окраска, придется добавить в 10 раз больше (10–20 капель) уксусной кислоты, т.к. степень диссоциации кислоты CH3COOH незначительная и концентрация ионов водорода в ней невелика.
Сделайте Вывод. Сила кислот и оснований определяется их степенью диссоциации.
3.2 Заполним таблицу: ЭЛЕКТРОЛИТЫ
(по степени диссоциации)
СЛАБЫЕ СИЛЬНЫЕ
А как составить таблицу, решите сами в парах.
3.2 Демонстрация видеоролика. Электрическая проводимость веществ. Перед демонстрацией получаем инструктивные карточки.
Демонстрируется опыт по электропроводности растворов соляной кислоты и уксусной кислоты. Растворы одинаковой концентрации, но индикаторная лампочка светит неодинаково интенсивно.
Инструкция к опыту: внимательно наблюдай за горящей лампочкой, как она светится в разных растворах?
После просмотра опыта:
Составь своё письменное объяснение произошедшему, почему при равных условиях разные электролиты обладают разной электропроводностью? (т.е. почему лампочка светиться по разному?)
Используйте следующие данные:
При одинаковой концентрации ионов электропроводность раствора будет одинаковой, при разной концентрации ионов электропроводность будет разной
3.3 Составим краткий рассказ «Степень Д.., или сила Э…»
4 .Закрепление. Просмотр презентации с осмыслением.
5.Творческое задание.
Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить сульфат меди в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим. Объясните это явление. Проделайте этот опыт Найдите сульфат меди в таблице растворимости. Напишите для него уравнение диссоциации Какой это электролит по силе?
6.Выполнение упр 2,стр 16.
6.1 Упр.4 стр 16.( на столе бутылка с минеральной водой).
7.Вернемся к выставке. Какие там представлены электролиты по силе?. Не хотите ли вы изменить состав выбранных вами веществ в группах?
8.Оцените друг друга и себя по оценочному листу.
9.Рефлексия.
Определите учебные задачи урока, которые бы ты поставил и выполнил:
1. усвоить основные понятия и законы темы
2. подготовить доклад по одной из проблем
3. хорошо подготовиться к зачету, контрольной работе
4. выполнить самостоятельные исследования по выбранной теме
5. овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений
6. углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы
7. научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами
8. проявлять и развивать свои способности
9. научиться организовывать свою учебную деятельность: уметь ставить цели, план работы, выполнять его и оценивать свои результаты
10. научиться аргументированно спорить, логически рассуждать
11. получить хорошую отметку
12. научиться решать задачи и проблемы по теме
13. Свои задачи
Объясни свой выбор.
10. Д/з.§4 стр 14-16. Упр 3, 7стр 16. привести классификацию электролитов, с примерами.