kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии в 9 классе"Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе по теме «Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации»

 Эпиграф урока :                   Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им  наблюдаемые.
                                                      Д. Хевеши

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: сформировать знания о степени диссоциации и силе электролитов.

Задачи: Обучающие

  • Обучающие углубить понятия об электролитах и ЭД
  • Показать влияние разбавления, температуры на степень диссоциации
  • Определить понятие «степень электролитической диссоциации», сильные и слабые электролиты

Развивающие

  • Развивать умение написания реакций диссоциации
  •  Формировать понятие диссоциированных и недиссоциированных молекул
  • Умение определять силу электролита в зависимости от степени диссоциации
  • развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь.

           Воспитательные

  • Воспитывать интерес  к знаниям
  • Взаимопомощь, чувство товарищества
  • Коммуникабельность
  • Критичность по отношению к себе и другим
  •  Развивать самооценку

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, тренировочные упражнения, учебная литература. Выставка веществ : кислота уксусная, лимонная(лимон, яблоко, аскорбиновая, метилоранж, соль поваренная(сухая и раствор), газированная вода(угольная кислота), лабораторное оборудование для демонстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент , целеполагание. Обратимся к выставке веществ. Разделите их на две группы. Не объясняйте почему. Позже мы вернемся к тому, что вы сделали.
  2. Прошу вас разделиться по парам. Для этого возьмите карточки по цвету вашего настроения, они разрезаны, найдите свою половинку.
  3. Изучение нового материала .Работа с учебником. Стр.14-15 до слов « в зависимости…» Читаем вслух, про себя, друг другу. Пары могут занять место в классе, в лаборатории, как удобно. Время 5 минут.

Вернулись на место. На бумаге в парах изобразили схематично содержание прочитанного., формулу записали в тетрадь и проговорили в слух обозначения.

( Попробуем ответить на такой вопрос: все ли электролиты в одинаковой степени распадаются на ионы? Сравним электропроводность концентрированных растворов хлорида натрия и уксусной кислоты. В растворе соли лампочка загорается ярко, а в уксусной кислоте – очень слабо. Разбавим растворы, добавив к ним воды. Электропроводность раствора хлорида натрия не изменяется, а в растворе уксусной кислоты лампочка горит ярче. Хлорид натрия даже в концентрированных растворах диссоциируют полностью. Молекулы же уксусной кислоты в концентрированных растворах почти не диссоциируют. При разбавлении уксусной кислоты число диссоциированных молекул увеличивается, равновесие диссоциации смещается вправо:

СН3СООН СН3СОО– + Н+.

Вещества с ионной кристаллической решеткой полностью диссоциируют на ионы в водных растворах. Отношение числа диссоциированных молекул (n) к общему числу молекул (N), находящихся в растворе, называют степенью диссоциации L. Величина может принимать значения от 0 (диссоциации нет) до 1 (диссоциация полная).)

3.1 Демонстрационный опыт. В два стакана нальем по 50 мл раствора метилоранжа в ацетоне. В первый стакан добавим 1–2 капли концентрированной серной кислоты, появляется малиновое окрашивание. Чтобы во втором стакане появилась такая же окраска, придется добавить в 10 раз больше (10–20 капель) уксусной кислоты, т.к. степень диссоциации кислоты CH3COOH незначительная и концентрация ионов водорода в ней невелика.
 Сделайте Вывод. Сила кислот и оснований определяется их степенью диссоциации.

3.2 Заполним таблицу: ЭЛЕКТРОЛИТЫ

                                  (по степени диссоциации)

                     СЛАБЫЕ                             СИЛЬНЫЕ

А как составить таблицу, решите сами в парах.

3.2 Демонстрация видеоролика. Электрическая проводимость веществ. Перед демонстрацией получаем инструктивные карточки.

Демонстрируется опыт по электропроводности растворов соляной кислоты и уксусной кислоты. Растворы одинаковой концентрации, но индикаторная лампочка светит неодинаково интенсивно.

Инструкция к опыту: внимательно наблюдай за горящей лампочкой, как она светится в разных растворах?

После просмотра опыта:

Составь своё письменное объяснение произошедшему, почему при равных условиях разные электролиты обладают разной электропроводностью? (т.е. почему лампочка светиться по разному?)

Используйте следующие данные:

При одинаковой концентрации ионов электропроводность раствора будет одинаковой, при разной концентрации ионов электропроводность будет разной

3.3 Составим  краткий рассказ «Степень Д.., или сила Э…»

4 .Закрепление. Просмотр презентации с осмыслением.

5.Творческое задание.

Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить сульфат меди в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим. Объясните это явление. Проделайте этот опыт Найдите сульфат меди в таблице растворимости. Напишите для него уравнение диссоциации Какой это электролит по силе?

6.Выполнение упр 2,стр 16.

6.1 Упр.4 стр 16.( на столе бутылка с минеральной  водой).

7.Вернемся к выставке. Какие там представлены электролиты по силе?. Не хотите ли вы изменить состав выбранных вами веществ в группах?

8.Оцените друг друга и себя по оценочному листу.

9.Рефлексия.

Определите учебные задачи урока, которые бы ты поставил и выполнил:

1. усвоить основные понятия и законы темы

2. подготовить доклад по одной из проблем

3. хорошо подготовиться к зачету, контрольной работе

4. выполнить самостоятельные исследования по выбранной теме

5. овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений

6. углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы

7. научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами

8. проявлять и развивать свои способности

9. научиться организовывать свою учебную деятельность: уметь ставить цели, план работы, выполнять его и оценивать свои результаты

10. научиться аргументированно  спорить, логически рассуждать

11. получить хорошую отметку

12. научиться решать задачи и проблемы по теме

13.  Свои задачи

Объясни свой выбор.

10. Д/з.§4 стр 14-16. Упр 3, 7стр 16. привести классификацию электролитов, с примерами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 9 классе"Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации" »

Урок в 9 классе по теме «Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации»

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.
Д. Хевеши

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: сформировать знания о степени диссоциации и силе электролитов.

Задачи: Обучающие

  • Обучающие углубить понятия об электролитах и ЭД

  • Показать влияние разбавления, температуры на степень диссоциации

  • Определить понятие «степень электролитической диссоциации», сильные и слабые электролиты

Развивающие

  • Развивать умение написания реакций диссоциации

  • Формировать понятие диссоциированных и недиссоциированных молекул

  • Умение определять силу электролита в зависимости от степени диссоциации

  • развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к знаниям

  • Взаимопомощь, чувство товарищества

  • Коммуникабельность

  • Критичность по отношению к себе и другим

  • Развивать самооценку

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, тренировочные упражнения, учебная литература. Выставка веществ : кислота уксусная, лимонная(лимон, яблоко, аскорбиновая, метилоранж, соль поваренная(сухая и раствор), газированная вода(угольная кислота), лабораторное оборудование для демонстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент , целеполагание. Обратимся к выставке веществ. Разделите их на две группы. Не объясняйте почему. Позже мы вернемся к тому, что вы сделали.

  2. Прошу вас разделиться по парам. Для этого возьмите карточки по цвету вашего настроения, они разрезаны, найдите свою половинку.

  3. Изучение нового материала .Работа с учебником. Стр.14-15 до слов « в зависимости…» Читаем вслух, про себя, друг другу. Пары могут занять место в классе, в лаборатории, как удобно. Время 5 минут.

Вернулись на место. На бумаге в парах изобразили схематично содержание прочитанного., формулу записали в тетрадь и проговорили в слух обозначения.

( Попробуем ответить на такой вопрос: все ли электролиты в одинаковой степени распадаются на ионы? Сравним электропроводность концентрированных растворов хлорида натрия и уксусной кислоты. В растворе соли лампочка загорается ярко, а в уксусной кислоте – очень слабо. Разбавим растворы, добавив к ним воды. Электропроводность раствора хлорида натрия не изменяется, а в растворе уксусной кислоты лампочка горит ярче. Хлорид натрия даже в концентрированных растворах диссоциируют полностью. Молекулы же уксусной кислоты в концентрированных растворах почти не диссоциируют. При разбавлении уксусной кислоты число диссоциированных молекул увеличивается, равновесие диссоциации смещается вправо:

СН3СООН СН3СОО + Н+.

Вещества с ионной кристаллической решеткой полностью диссоциируют на ионы в водных растворах. Отношение числа диссоциированных молекул (n) к общему числу молекул (N), находящихся в растворе, называют степенью диссоциации (). Величина может принимать значения от 0 (диссоциации нет) до 1 (диссоциация полная).)

3.1 Демонстрационный опыт. В два стакана нальем по 50 мл раствора метилоранжа в ацетоне. В первый стакан добавим 1–2 капли концентрированной серной кислоты, появляется малиновое окрашивание. Чтобы во втором стакане появилась такая же окраска, придется добавить в 10 раз больше (10–20 капель) уксусной кислоты, т.к. степень диссоциации кислоты CH3COOH незначительная и концентрация ионов водорода в ней невелика.
Сделайте Вывод. Сила кислот и оснований определяется их степенью диссоциации.

3.2 Заполним таблицу: ЭЛЕКТРОЛИТЫ

(по степени диссоциации)

СЛАБЫЕ СИЛЬНЫЕ

А как составить таблицу, решите сами в парах.

3.2 Демонстрация видеоролика. Электрическая проводимость веществ. Перед демонстрацией получаем инструктивные карточки.

Демонстрируется опыт по электропроводности растворов соляной кислоты и уксусной кислоты. Растворы одинаковой концентрации, но индикаторная лампочка светит неодинаково интенсивно.

Инструкция к опыту: внимательно наблюдай за горящей лампочкой, как она светится в разных растворах?

После просмотра опыта:

Составь своё письменное объяснение произошедшему, почему при равных условиях разные электролиты обладают разной электропроводностью? (т.е. почему лампочка светиться по разному?)

Используйте следующие данные:

При одинаковой концентрации ионов электропроводность раствора будет одинаковой, при разной концентрации ионов электропроводность будет разной

3.3 Составим краткий рассказ «Степень Д.., или сила Э…»

4 .Закрепление. Просмотр презентации с осмыслением.

4.1Видеопрезентация(схема)

5.. Творческое задание.

Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить сульфат меди в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим. Объясните это явление. Проделайте этот опыт Найдите сульфат меди в таблице растворимости. Напишите для него уравнение диссоциации Какой это электролит по силе?

6.Выполнение упр 2,стр 16.

6.1 Упр.4 стр 16.( на столе бутылка с минеральной водой).

7.Вернемся к выставке. Какие там представлены электролиты по силе?. Не хотите ли вы изменить состав выбранных вами веществ в группах?

8.Оцените друг друга и себя по оценочному листу.

9.Рефлексия.

Определите учебные задачи урока, которые бы ты поставил и выполнил:

1. усвоить основные понятия и законы темы

2. подготовить доклад по одной из проблем

3. хорошо подготовиться к зачету, контрольной работе

4. выполнить самостоятельные исследования по выбранной теме

5. овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений

6. углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы

7. научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами

8. проявлять и развивать свои способности

9. научиться организовывать свою учебную деятельность: уметь ставить цели, план работы, выполнять его и оценивать свои результаты

10. научиться аргументированно спорить, логически рассуждать

11. получить хорошую отметку

12. научиться решать задачи и проблемы по теме

13. Свои задачи

Объясни свой выбор.

10. Д/з.§4 стр 14-16. Упр 3, 7стр 16. привести классификацию электролитов, с примерами.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по химии в 9 классе"Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации"

Автор: Сиротенко Татьяна Федоровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства