kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии по теме "Алканы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для студентов 1 курса колледжа, обучающихся по техническому профилю.Цель урока: Изучить особенности строения, гомологический ряд, изомерию, номенклатуру алканов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме "Алканы"»

Педагог (ФИО) Филиппова Людмила Викторовна_

_____________________________________________________________________________

Предмет химия

Возраст учащихся: класс (группа) 1 курс (колледж, технический профиль)


Тема урока: «Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура, физические свойства».



Цель урока: Изучить особенности строения, гомологический ряд, изомерию, номенклатуру алканов.

Задачи:

Образовательные.  Обеспечить в ходе урока усвоение первоначальных представлений о алканах (общая формула, гомологический ряд алканов, их состав и строение, физические свойства).

Сформировать умение составления названий органических соединений по номенклатуре ИЮПАК.

Воспитательные. Воспитывать желание учиться активно, с интересом прививать сознательную дисциплинированность, чёткость и организованность в работе.



Развивающие.  Продолжить развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли, применять полученные знания на практике.

По дидактической: Урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: проблемное изложение материала.

Оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, диск «Органическая химия 10 класс», презентация «Предельные углеводороды»

карточки-задания, шаростержневая модель молекулы метана, свеча, зажигалка.

Таблицы: “Строение метана”; “Строение этана и бутана”;


Литература:

Программа по химии для для профессий и специальностей технического профиля.


Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., Издательский центр «Академия» 2011.










1. Организационный момент (1 мин);

2. Опрос. Восстановление опорных знаний.(7минут)

3.   Изучение  нового материала (20 мин); 

4.    Закрепление полученных знаний (10 мин.)

5. Рефлексия. Выставление оценок. Задание на дом (2 минуты)




Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

(время 1 мин.)

Цели данного этапа:

-психологический настрой учащихся на учебную деятельность.

-обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Задачи учащегося :

Проверить свою готовность к уроку


Метод: самопроверка

взаимопроверка.


Критерий достижения цели:

Готовность и быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствие учащихся, организация внимания.


Добрый день!




Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте?


Староста группы (Иван), назовите, пожалуйста, отсутствующих.


Отмечаю отсутствующих в журнале.






Отвечают на приветствие.




Самопроверка




Староста называет фамилии отсутствующих.

2.

Опрос.

Восстановление опорных знаний.

(7минут)


Задачи учителя:

Проверка готовности учащихся к дальнейшему
изучению материала.

Задачи учащегося

актуализировать опорные знания и умения по теме: «Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова»,

Метод (приём):

Фронтальная беседа, работа с текстом







Методы:

Индивидуальная работа

Самопроверка

Взаимопровер

ка




Критерии достижения целей:

В ходе использования

оптимальности сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

учащийся должен знать основные положения теории химического строения органических веществ

уметь хорошо различать и записывать гомологи и изомеры.

Проверка знаний



Прежде чем приступить к изучению нового класса углеводородов, давайте вспомним ранее изученную тему: «Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова»



1.Экспресс опрос и работа у доски по карточкам.

-Что называется органической химией?









-Что является теоретической основой органической химии?







-Кто и когда сформулировал теорию строения органических соединений?





































Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разные строение и свойства?



-Что называют гомологами?








-Как объяснить четырехвалентность углерода в органических соединениях? (ответ запишите на доске)




















- из каких связей состоит одинарная, двойная, тройная связь?









-при перекрывании каких орбиталей образуется Пи-связь в молекуле?





-при перекрывании каких орбиталей образуется Сигма-связь в молекуле?





Работа по карточкам у доски (3-5 минут)





Подведение итогов блиц-опроса.

Критерии оценивания ответов: полнота, правильность, самостоятельность изложения или написания.



Проверка работы у доски.

Оцените свой ответ.

Всем спасибо за активную работу.










Учащиеся получают карточки (приложение 1)



-Раздел химии, изучающий строение, свойства, превращения, способы получения и области применения органических веществ.

- Основой современной органической химии является теория строения органических соединений.


теорию строения органических соединений сформулировал А.М.Бутлеров 1861 году.


Изомеры



Гомологами называют органические соединения, отличающиеся друг от друга на одну или несколько СН2-групп.

-Во всех органических соединениях атом углерода находится в возбужденном состоянии и имеет следующее электронное строение:

имеет 4 неспаренных электрона и в соединениях будет образовывать 4 связи, т. е. являться четырехвалентным.

Одинарная связь - сигма связь

Двойная связь- сигма и пи связи

Тройная связь-сигма и 2 пи связи

при боковом перекрывании

р- орбиталей.


При горизонтальном (осевом) перекрывании р-орбитали с s-орбиталью, р-орбитали с р-орбиталью,s-орбитали с s-орбиталью


Учащиеся проверяют, исправляют, поясняют, если допущены ошибки.


Самооценка

3.

Изучение нового учебного материала.

(Время 20 мин.)

Задачи учителя:

Расширить знания студентов об углеводородах на примере алканов.

Способствовать развитию знаний студентов об алканах, их строении, изомерии и номенклатуре. Продолжать формирование умений строить формулы веществ, называть органические вещества.

Задачи учащихся:

Уметь определять принадлежность орг.вещества к классу алканов по молекулярной и структурной формуле, давать им названия по сист. номенкл.



Метод обучения

Основной- проблемный



Запишите тему урока:

«Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура, физические свойства».

Исходя из названия прошу сформулировать цели данного этапа изучения нового материала.


Алканы, первый класс из всех классов органических веществ которые мы будем изучать. Поэтому определим план по которому будут изучаться все классы органических веществ.

План.

1. Определение. Формула. Состав.

2. Особенности пространственного строения предельных углеводородов.

3.Гомологический ряд. Номенклатура.

4.Виды изомерии.

5.Физические свойства.

6.Способы получения.

7.Химические свойства.

8.Применение.

(Пункты 1-5 изучаются на первом уроке, 6-8 на втором уроке.)

Учитель излагает лекционный материал в соответствии с планом.



1. Алканами, называют углеводороды, в молекулах которых атомы углерода, соеденены между собой одинарной (б-связь), а остальные валентности насыщены атомами водорода. Алканам соответствует формула С п Н2п+2



Алканы – международное название, кроме него применяются следующие названия: предельные, насыщенные, парафины, алифатические соединения.





2.Особенности пространственного строения предельных углеводородов.

Простейшим представителем класса предельных углеводородов является метан.

Преподаватель записывает на доске:

СН4 – молекулярная формула (качественный, количественный состав);

– электронная формула (ковалентная полярная связь);

– структурная формула (порядок соединения атомов в молекуле).

Учащимся предлагаются проблемные вопросы:

  • Почему молекула метана имеет такую пространственную форму?

  • Чем объясняется направление валентных связей атома углерода от центра к вершинам тетраэдра?

Ответ следует искать в электронном строении атома углерода и молекулы метана.

С 1S2 2S2 2P2–– C * 1S2 2S1 2P3

     (основное состояние)       (возбужденное состояние)

Так как на втором энергетическом уровне Р-подуровне есть свободная орбиталь, то на неё переходит один из 2S2-электронов. В результате этого атом углерода в возбуждённом состоянии имеет четыре неспаренных электрона, т.е. становится четырёхвалентным.

(негибридные электронные облака)      (гибридные электронные облака)

Облака всех четырёх валентных электронов атома углерода выравниваются, становятся одинаковыми. При этом они принимают форму вытянутых в направлении к вершинам тетраэдра восьмёрок.

Явление, при котором происходит смешение и выравнивание по форме и энергии электронных облаков, называется гибридизацией.

Так как гибридизации подвергаются один S и три Р-электрона, то такое состояние называется SP3-гибридизацией.

Несимметричное распределение электронной плотности означает, что вероятность нахождения электрона по одну сторону от ядра больше, чем по другую. Гибридные электронные облака вытянуты в пространстве под углом 109о28' к вершинам воображаемого тетраэдра, и в этом направлении они перекрываются с электронными облаками атомов водорода.

Итак, молекула метана имеет тетраэдрическое строение, что обусловлено SP3-гибридизацией атома углерода, тетраэдрическим направлением четырёх гибридных электронных облаков атома углерода.

Для активизации учащихся им предлагается рассмотреть данные таблицы слайд 6,7 и ответить на вопросы (анализ информации, заключённой в таблицах).













































3.Гомологический ряд и номенклатура алканов.

Познакомимся с

гомологическим рядом алканов

Существует много углеводов, сходных с метаном, то есть гомологов метана. В их молекулах имеются 2, 3, 4 и более атомов углерода. Каждый последующий углеводород отличается от предыдущего группой атомов СН2. Например, если к формуле СН4 прибавить группу СН2, получим следующий углеводород С2Н6 – этан – гомолог метана. Группа СН2 называется гомологической разностью.

Для предельных углеводородов характерна общая формула: СnH2n+2, где n – целое число атомов углерода. Пример:

n=5 C5Н2Х5+25Н12 – пентан

n=8 C8Н2Х8+28Н18 – октан

Для названия углеводородов используют две номенклатуры: историческую (случайные названия) и систематическую.

Для составления названия алканов по систематической номенклатуре нужно:

  1. Выбрать самую длинную неразветвленную цепь углерода.

  2. Пронумеровать эту цепь таким образом, чтобы заместители, которые в молекулах углеводородов замещают атомы водорода, были ближе к началу цепи.

  3. Указать цифрой место и название заместителя, затем название основной цепи с суффиксом –ан. Для этого нужно знать название радикалов (образуются при отщеплении атома водорода от атома углерода), которые образуются от названий соответствующих углеводородов, путём замены суффикса –ан на –ил.

СН4 - метан, СН3 - метил

С2Н6 – этан, С2Н5 – этил

С3Н8 – пропан, С3Н7 – пропил



5.Физические свойства 

(работа по тексту учебника и таблице ).

Изучите физические свойства алканов с помощью учебника и ответьте на следующие вопросы.

Каково агрегатное состояние алканов?

Как изменяется агрегатное состояние алканов по мере увеличения количества атомов углерода в гомологическом ряду и какова причина данных изменений?

Как изменяется температура кипения и плавления алканов в гомологическом ряду и от чего зависят данные изменения?



Заслушаем сообщение о физических свойствах

Пишут тему урока в тетрадь.


(слайд 1).


Формулируют цели


(слайд 2).







Записывают план изучения (слайд 3).



















Записывают в тетрадь

(слайд 4 )























(слайд 5)





Записи в тетради:



СН4 – молекулярная формула (качественный, количественный состав);

– электронная формула (ковалентная полярная связь);

– структурная формула



Работа с таблицей

(слайд 5)





С 1S2 2S2 2P2–– C * 1S2 2S1 2P3





Молекула метана имеет форму тетраэдра



валентные углы равны 109о28'.

Записывают в тетрадь

Явление, при котором происходит смешение и выравнивание по форме и энергии электронных облаков, называется гибридизацией.



Работа с таблицами слайд 6,7

Ответы учащихся

Проанализировав информацию, учащиеся делают вывод, что для алканов характерно

-тетраэдрическое строение атома углерода (SP3-гибридизация);

-одинаковое значение всех валентных углов;

-наличие С – С и С – Н химических связей.









Работа с табл.

Слайд 8



Записывают гомол.ряд алканов.





























Записывают алгоритм



Слайд 9









Называют алканы, предложенные на слайде 11.







записывают в тетрадь

слайд 14

Ответ: Первые четыре члена гомологического ряда метана – газообразные вещества, начиная с пентана – жидкости, а углеводороды с числом углеродных атомов 16 и выше – при обычной температуре твердые вещества.

Увеличение молекулярной массы приводит к увеличению температур кипения и плавления, а также к росту плотности.



Слушают сообщение учащегося. Метан – газ без цвета, запаха и вкуса. Легче воздуха. Плохо растворим в воде. В небольших количествах метан физиологически безвреден. Повышение содержания метана опасно лишь вследствие уменьшения содержания кислорода. Однако, при содержании метана 50-80 % и нормальном содержании кислорода он вызывает сильную головную боль и сонливость. С воздухом метан образует горючие и взрывчатые смеси. Наибольшей силы взрыв происходит при содержании его 9.5 %. Температура в эпицентре взрыва достигает 18750С, давление 10 атм. Воспламенение метана происходит при температуре 650-750 С. Метан обладает свойством запаздывания вспышки, состоящее в том, что его воспламенение происходит через некоторое время после возникновения контакта с источником тепла.

Этан при н. у. — бесцветный газ, без запаха и вкуса, обладает слабым наркотическим и галлюциногенным действием 

Пропан – это бесцветный газ, который слабо растворяется в воде. Точка кипения пропана - 42,1С. При контакте с воздухом пропан образует взрывоопасную смесь (при концентрации паров от 2 до 9,5%). При давлении 760 мм ртутного столба температура возгорания пропана может составить порядка 466 °С. Бутан (C4H10) —это органическое соединение, которое очень токсично и вызывает отравление организма человека при вдыхании. 

4.

Закрепление учебного материала

(время 10 мин)

Задачи учителя:

Обобщить и систематизировать знания

по теме.

Научить применять теоретические знания для решения практических вопросов.



Задачи ученика:

Закрепить умение по составлению структурных формул алканов, называть их по систематической номенклатуре.


Фронтальный опрос:

Какие углеводороды относят к алканам?

В подъездах жилых домов висят таблички «Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 04». Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения?

Какие способы позволяют обнаружить утечки в газопроводе?

В каком объёмном соотношении смесь метана с воздухомстановится взрывоопасной?

Выполнение № 1,2 (слайд 15). Приложение 2.




СпН2п+2

взрывоопасность





Для обнаружения утечек газа в воздухе вводят сильно пахнущие вещества, мыльный способ.

1V CH4 : 10V воздуха (9,5 %)

Особенно опасны взрывы в каменноугольных шахтах, заводских котельных, квартирах. Чтобы их избежать, необходимы вентиляционные устройства, датчики-анализаторы, контролирующие содержание метана в воздухе.

5.

Рефлексия.

Выставление оценок.

Задание на дом

(2 минуты)


Задачи учителя:

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей самостоятельной работы дома с целью закрепления материала урока в зависимости от уровня усвоения учащимися знаний, полученных на уроке

Добиваться

адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Дать учащимися информации о реальных результатах учения



Задачи учащегося : оценить свою работу на уроке.

Отработать навыки и умения по изученной теме.

Разобраться ,что нужно сделать дома, записать домашнее задание



Критерии:

Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку

Получена реальная оценка за работу на урок


Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Сумел(а) ли ты получить новые знания?

- Ты был(а) активен(а) на уроке?

- Что больше всего тебе запомнилось на уроке?

-Все ли было понятно тебе в теме «Алканы»?

Обобщаю и комментирую ответы.



Предлагаю оценить свою работу на уроке

Оцениваю, активно работающих учащихся во время

изучения и закрепления нового материала






Запишите домашнее задание


Домашнее задание – стр.154-157 §9.1, готовиться по плану (п 1.-5)

Выучить гомологический ряд алканов

(1-10)


Стр157 №2 (а,б,в), №3 (а,б,в)






Всем спасибо за хорошую работу,

урок окончен!



Варианты ответов:

1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому.

2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя.

3. Я понял (а) материал частично.

4. Я ничего не понял (а). и др.


Учащиеся называют оценки.













Приложение №1






Примеры карточек для работы у доски



1.Составьте структурные формулы двух изомеров состава С4Н10, и составьте формулы 2 гомологов к полученным изомерам.


2. Используя набор для составления моделей молекул, составьте модели молекул метана (СН4), этана (С2Н6), пропана (С3Н8). Что общего, в чем различия, данных веществ?



3. Выпишите:

  1. гомологи,

  2. изомеры.


1) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3, 2) СН3-СН-СН2-СН2 ,

׀

СН3

3) СН3-СН2-СН2- С Н-СН3,

׀

СН3


4) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3,




































Приложение 2

Назовите вещества по систематической номенклатуре.

Вариант 1


1. 2.


3.


4.



Вариант 2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока химии по теме "Алканы"

Автор: Филиппова Людмила Викторовна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Конспект урока на тему: Алканы. Гомологический ряд, изомеры. Номенклатура алканов. Строение алканов. Нахождение в природе и получение алканов. Свойства алканов."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_alkany_gomologhichieskii_riad_izomiery_nomienklatura_al"
    ["file_id"] => string(6) "399445"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489312530"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока на тему: "Алкены" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-na-tiemu-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "232941"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442944791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gomologhichieskii-riad-nomienklatura-i-izomieriia-alkinov"
    ["file_id"] => string(6) "101572"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402422233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока химии "Природный газ. Алканы.""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokakhimiiprirodnyighazalkany"
    ["file_id"] => string(6) "307774"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458421245"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока "Непредельные углеводороды. Алкены, их строение, номенклатура и изомерия" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-niepriediel-nyie-ughlievodorody-alkieny-ikh-stroieniie-nomienklatura-i-izomieriia"
    ["file_id"] => string(6) "126577"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197849"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства