kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Алкены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Алкены»

Цель: расширить представления учащихся о классе углеводородов на примере алкенов, рассмотреть гомологический ряд, изомерию, номенклатуру, свойства, применение, основные способы получения.

Оборудование: шаростержневые модели молекул алкенов.

Ход и содержание урока.

I. Организационный момент.

II. Рассмотрение материала урока.

Кроме алканов существуют ещё классы углеводородов, которые нам предстоит изучить, но в прошлом учебном году мы с ними немного знакомились.

Тема сегодняшнего урока: Алкены.

? Какие вещества называют алкенами? (слайд 1)

? Какова общая формула класса алкенов?

Как и алканы, алкены образуют собственный гомологический ряд.

? Что называют гомологическим рядом? (слайд 2)

? Что такое гомологи?

Номенклатура алкенов: (слайды 3-4)

а) для линейных молекул

Название главной углеродной цепи – суффикс – ен – Х

(X - номер атома углерода при двойной связи)

Главную цепь нумеруют с той стороны, где ближе расположена двойная связь.

б) для разветвлённых молекул

Х – название бокового – название главной – суффикс – ен – У

радикала углеродной цепи

Х – номер атома углерода при боковом радикале

У – номер атома углерода при двойной связи.

Задание № 1. Дайте названия веществам, формулы которых вам предложены.

  • CH2 = CH – CH2 – CH2 – CH3 Ответ: пентен - 1
  • CH2 = CH – CH –CH3 Ответ: 3-метилбутен - 1

ç

CH3

  • CH2 = C – CH2 – CH – CH3 Ответ: 2,4-диметилпентен - 1

ç ç

CH3 CH3

? Какие виды изомерии можно ожидать в классе алкенов? (слайд 5)

Выслушать предполагаемые ответы учащихся. Обучающиеся, хорошо освоившие курс органической химии 9 класса обязательно дадут ответ: изомерия углеродного скелета и изомерия положения кратной связи. Далее объясняет учитель.

Структурная изомерия.

1) Изомерия углеродного скелета

2) Изомерия положения кратной связи

3) Межклассовая изомерия.

Пространственная изомерия.

- цис-изомер,

- транс-изомер.

Задание: С помощью шаростержневых моделей покажите возможные изомеры для пентена – 2

Ответ: CH3 – CH = CH – CH2 – CH3 пентен - 2

1) CH3 – C = CH –CH3

ç

CH3 2-метилбутен - 2

2) CH2 = CH – CH2 – CH2 – CH3 пентен – 1

3) CH2 − CH − CH3

| |

CH2 − CH2 метилциклобутан

4) CH3 С2Н5

\ ?

C = C

? \

H H цис-изомерпентена - 2

CH3 Н

\ ?

C = C

? \

H С2Н5 транс-изомерпентена - 2

Физические свойства: (слайд 6)

С2 – С4 – газы

С5 – С16 – жидкости

С17 и далее – твердые вещества.

Плохо растворимы в воде.

Строение алкенов (слайд 6)

H – C = C – H H : С :: С : Н

ç ç ? ? ? ?

H H Н Н

Механизм образования двойной связи (слайд 7)

Химические свойства (слайд 8)

Обусловлены наличием в молекуле непрочной p-связи. Она легко разрывается и возможно протекание реакций присоединения, окисления.

Реакции присоединения: (слайд 9)

  1. Галогенирование

CH2 = CH2 + Cl2 → CH2Cl – CH2Cl

CH2 = CH – CH3 + Cl2 → CH2Cl – CHCl – CH3

  1. Гидрирование

Ni,t0

CH2 = CH2 + H2 → CH3 – CH3

Ni,t0

CH2 = CH – CH3 + H2 → CH3 – CH2 – CH3

  1. Гидратация (слайд 10)

H+

CH2 = CH2 + H2O→ CH3 – CH2 - OH

H+

CH2 = CH – CH3 + H2O → CH3 – CH – CH3 (по правилу Марковникова)

ç

OH

  1. Гидрогалогенирование (слайд 11)

CH2 = CH2 + HCl→ CH3 – CH2 - Cl

CH2 = CH – CH3 + HCl → CH3 – CH – CH3 (по правилу Марковникова)

ç

Cl

  1. Полимеризация (слайд 12)

CH2 = CH2 + CH2 = CH2 + CH2 = CH2 +…→ -CH2-CH2-CH2-CH2-CH2-CH2 - …

Схема реакции:

n (CH2 = CH2) → (-CH2 - CH2 -)n

6) Реакции окисления: (слайд 13)

  1. Горение алкенов – горят желтым, светящимся пламенем.

CH2 = CH2 + 2O2 → CO2 + 2H2O

  1. Окисление водным раствором перманганата калия (реакция Вагнера)

CH2 = CH2 + [O] + H2O → CH2 - CH2

ç ç

OH OH этиленгликоль

[O] ← KMnO4

Домашнее задание: (слайд 14)

§ 4

Выписать: способы получения алкенов, применение алкенов.

Повторить виды изомерии алкенов.

Упр. № 2, 3 стр. 38

Используемая литература:

  1. Артеменко А.И. Органическая химия: Теорет. основы: Углубл. курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. изуч. предмета. – М.: Просвещение, 1997. – 384 с.
  2. Химия. 10 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин ; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005. – 314 с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Алкены" »

Тема урока: «Алкены»



Цель: расширить представления учащихся о классе углеводородов на примере алкенов, рассмотреть гомологический ряд, изомерию, номенклатуру, свойства, применение, основные способы получения.

Оборудование: шаростержневые модели молекул алкенов.



Ход и содержание урока.



I. Организационный момент.

II. Рассмотрение материала урока.

Кроме алканов существуют ещё классы углеводородов, которые нам предстоит изучить, но в прошлом учебном году мы с ними немного знакомились.

Тема сегодняшнего урока: Алкены.

? Какие вещества называют алкенами? (слайд 1)

? Какова общая формула класса алкенов?

Как и алканы, алкены образуют собственный гомологический ряд.

? Что называют гомологическим рядом? (слайд 2)

? Что такое гомологи?



Номенклатура алкенов: (слайды 3-4)

а) для линейных молекул

Название главной углеродной цепи – суффикс – ен – Х

(X - номер атома углерода при двойной связи)

Главную цепь нумеруют с той стороны, где ближе расположена двойная связь.

б) для разветвлённых молекул

Х – название бокового – название главной – суффикс – ен – У

радикала углеродной цепи

Х – номер атома углерода при боковом радикале

У – номер атома углерода при двойной связи.



Задание № 1. Дайте названия веществам, формулы которых вам предложены.

  • CH2 = CH – CH2 – CH2 – CH3 Ответ: пентен - 1



  • CH2 = CH – CH –CH3 Ответ: 3-метилбутен - 1

ç

CH3



  • CH2 = C – CH2 – CH – CH3 Ответ: 2,4-диметилпентен - 1

ç ç

CH3 CH3



? Какие виды изомерии можно ожидать в классе алкенов? (слайд 5)

Выслушать предполагаемые ответы учащихся. Обучающиеся, хорошо освоившие курс органической химии 9 класса обязательно дадут ответ: изомерия углеродного скелета и изомерия положения кратной связи. Далее объясняет учитель.



Структурная изомерия.

1) Изомерия углеродного скелета

2) Изомерия положения кратной связи

3) Межклассовая изомерия.

Пространственная изомерия.

- цис-изомер,

- транс-изомер.

Задание: С помощью шаростержневых моделей покажите возможные изомеры для пентена – 2

Ответ: CH3 – CH = CH – CH2 – CH3 пентен - 2

1) CH3 – C = CH –CH3

ç

CH3 2-метилбутен - 2





2) CH2 = CH – CH2 – CH2 – CH3 пентен – 1

3) CH2 − CH − CH3

| |

CH2 − CH2 метилциклобутан



4) CH3 С2Н5

\ ∕

C = C

∕ \

H H цис-изомерпентена - 2



CH3 Н

\ ∕

C = C

∕ \

H С2Н5 транс-изомерпентена - 2





Физические свойства: (слайд 6)

С2 – С4 – газы

С5 – С16 – жидкости

С17 и далее – твердые вещества.

Плохо растворимы в воде.



Строение алкенов (слайд 6)

H – C = C – H H : С :: С : Н

  ∙ ∙ ∙ ∙

H H Н Н



Механизм образования двойной связи (слайд 7)





Химические свойства (слайд 8)

Обусловлены наличием в молекуле непрочной -связи. Она легко разрывается и возможно протекание реакций присоединения, окисления.



Реакции присоединения: (слайд 9)

  1. Галогенирование

CH2 = CH2 + Cl2 → CH2Cl – CH2Cl

CH2 = CH – CH3 + Cl2 → CH2Cl – CHCl – CH3



  1. Гидрирование

Ni,t0

CH2 = CH2 + H2 → CH3 – CH3

Ni,t0

CH2 = CH – CH3 + H2 → CH3 – CH2 – CH3



  1. Гидратация (слайд 10)

H+

CH2 = CH2 + H2O→ CH3 – CH2 - OH

H+

CH2 = CH – CH3 + H2O → CH3 – CH – CH3 (по правилу Марковникова)

OH



  1. Гидрогалогенирование (слайд 11)

CH2 = CH2 + HCl→ CH3 – CH2 - Cl

CH2 = CH – CH3 + HCl → CH3 – CH – CH3 (по правилу Марковникова)

Cl

  1. Полимеризация (слайд 12)

CH2 = CH2 + CH2 = CH2 + CH2 = CH2 +…→ -CH2-CH2-CH2-CH2-CH2-CH2 - …

Схема реакции:

n (CH2 = CH2) → (-CH2 - CH2 -)n



6) Реакции окисления: (слайд 13)

  1. Горение алкенов – горят желтым, светящимся пламенем.

CH2 = CH2 + 2O2 → CO2 + 2H2O

  1. Окисление водным раствором перманганата калия (реакция Вагнера)

CH2 = CH2 + [O] + H2O → CH2 - CH2

 

OH OH этиленгликоль

[O] ← KMnO4





Домашнее задание: (слайд 14)

§ 4

Выписать: способы получения алкенов, применение алкенов.

Повторить виды изомерии алкенов.

Упр. № 2, 3 стр. 38





Используемая литература:

  1. Артеменко А.И. Органическая химия: Теорет. основы: Углубл. курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. изуч. предмета. – М.: Просвещение, 1997. – 384 с.

  2. Химия. 10 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин ; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005. – 314 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Алкены"

Автор: Вергизова Мария Геннадьевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Химические свойства алкенов" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-khimichieskiie-svoistva-alkienov"
    ["file_id"] => string(6) "242358"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445444860"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Конспект урока на тему: Алканы. Гомологический ряд, изомеры. Номенклатура алканов. Строение алканов. Нахождение в природе и получение алканов. Свойства алканов."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_alkany_gomologhichieskii_riad_izomiery_nomienklatura_al"
    ["file_id"] => string(6) "399445"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489312530"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по химии на тему "Алкены" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "101811"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402454813"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Ненасыщенные углеводороды." "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-nienasyshchiennyie-ughlievodorody"
    ["file_id"] => string(6) "242362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445445276"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока по химии "Алканы""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt_uroka_po_khimii_alkany"
    ["file_id"] => string(6) "344716"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474365822"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства