kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме  "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов "

Образовательные цели: изучить  гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов.

Развивающие цели:

  • создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития;
  • формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию.

Воспитательные цели:

  • формирование научного мировоззрения через познаваемость химических явлений;
  • формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда;
  • развитие коммуникативных качеств  личности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала в форме лекции с элементами беседы и самостоятельной работы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Методы:

  • Словесный: эвристическая беседа
  • Наглядный: презентация, таблица.
  • Логический: обобщать, сравнивать, делать вывод.

Оборудование:

  • Слайдовая презентация, компьютер, медиапроектор;
  • Таблица «Виды изомерии алкинов».

Учащиеся должны знать:  гомологический ряд алкинов, виды изомерии, особенности номенклатуры алкинов.

Уметь:

  • Строить и записывать формулы гомологического ряда алкинов,
  • Давать название алкинам по их структурным формулам,
  • Вести расчеты по химическим формулам.

Ход урока

1. Организационный момент

* Сегодня на уроке мы продолжим изучать большой раздел “Углеводороды” (слайд 1)

Основная идея урока: “Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества”
Д.И. Менделеев  (слайд 2)

2. Актуализация знаний

Сегодня мы будем изучать материал, который базируется  на уже полученных знаниях. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из вашей памяти (фронтальная беседа по  ранее изученным вопросам)

? Какие вещества называются углеводородами? (Углеводороды – это органические соединения, которые состоят из двух элементов – углерода и водорода).

? Какие типы углеводородов вам известны? (Углеводороды бывают предельные и непредельные)

? Чем они отличаются по строению друг от друга? (Предельные углеводороды в своем составе содержат одинарные углерод - углеродные связи, а непредельные – кратные).

? Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения. (К непредельным углеводородам относятся алкены и алкадиены. У алкенов между атомами углерода существует одна двойная связь, а у алкадиенов – две двойных связи).

? Задание: Среди указанных веществ выберите вещество, которое не относится ни к одному из изученных классов углеводородов: (Слайд 3)   (Вещество под № 3 не относится к изученным классам соединений, так как 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам).  (Выбранное учениками вещество на слайде выделяется цветом)

? Какова молекулярная формула 3 вещества? (С2Н2)

Давайте выясним, каковы особенности строения этого вещества? (В молекуле  два атома углерода связаны тройной связью).

* Называется это вещество ацетилен. Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло. (Слайд 3). Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов, которые мы сегодня будем изучать на уроке.

3. Изучение нового материала.

* Тема урока: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов " (слайд 4)  (запись в тетрадях)

? Давайте вместе сформулируем цели урока (изучить  гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов) (слайд 5) 

ОБЩАЯ ФОРМУЛА АЛКИНОВ

Давайте вместе выведем общую формулу алкинов. Общая формула алканов CnH2n+2. В алкенах за счет отщепления двух атомов водорода образуется двойная связь, общая формула CnH2n. В алкинах появляется тройная связь, следовательно, они содержат на два атома водорода меньше. Значит, какую общую формулу будут иметь алкины?  (Общая формула алкинов CnH2n-2); запись в тетради.

* Давайте поиграем в хорошо известную вам игру “Крестики-нолики”. Выигрышный путь составляют формулы, которые могут соответствовать алкинам: (Слайд 6)

ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД АЛКИНОВ

Вспомните, что такое гомологи?

Что такое гомологический ряд? (запись в тетради)

? Из формул  веществ на слайде 5 составьте гомологический ряд алкинов, рядом запишите их структурные формулы (проверка правильности выполнения задания)  (слайд 7)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛКИНОВ

Давайте вместе сделаем вывод по первой части урока. Какие углеводороды называются алкинами? Сформулируйте самостоятельно определение. (Учащиеся формулируют определение алкинов, (слайд 8) , запись в тетради).  

НОМЕНКЛАТУРА АЛКИНОВ

* Кроме данных веществ известны другие углеводороды, имеющие сходное с ними строение.

? Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины    (Слайд 9) (Проверка задания. Углеводороды, которые относятся к алкинам, на слайде выделяются синим и красным цветом)

* Далее отметим особенности номенклатуры ацетиленовых углеводородов. По систематической номенклатуре алкины называют так же, как и алкены, но только вместо суффикса –ен  используется суффикс – ИН. Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.

1) В структурной формуле выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь.

2) Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь.

3) В начале названия перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны.

4) Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи.

* Назовите выписанные вами алкины.  (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверка выполняется устно, правильные варианты ответов отображаются на слайде 8)

ИЗОМЕРИЯ АЛКИНОВ

? Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (1) и (4). (На слайде они выделены красным цветом) Что у них общего и чем они отличаются по строению? (вещества 1 и 4 различаются положением тройной связи)

? Чем эти вещества являются по отношению друг к другу? (вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами)

? Вспомните, как называется такой вид изомерии? (изомерия положения кратной связи). Запись в тетради. (слайд 10)

? Какой  вид изомерии характерен для  всех углеводородов?  (Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета)

* Составьте  структурные изомеры пентина – 1 и дайте им названия. (Проверка правильности выполнения задания)  (слайд 10)

Какой класс изученных углеводородов имеет такую же общую формулу, как и алкины? (алкадиены)

Как называется вид изомерии, при котором вещества имеют одинаковую формулу, но относятся к разным классам органических веществ? (межклассовая – запись в тетради)

* Составьте межклассовый изомер для пентина–1 и назовите его по систематической номенклатуре (проверка правильности выполнения задания слайд 10).

* Давайте подведем итоги и сделаем вывод: какие виды изомерии характерны для алкинов? (работа по таблице «Виды изомерии органических соединений»)

4. Обобщение и закрепление знаний

= Заполнение таблицы (самостоятельная работа учащихся) (слайд 11); проверка правильности выполнения задания (слайд 12)

* Таким образом, углеводородов – большое множество, но все данные о них обобщены в этой таблице. Заполнив эту таблицу, мы на практике подтвердили основную идею урока  (гиперссылка на слайд 2)

= Тестовая работа на определение обученности учащихся по теме «Алкины» («Тесты по органической химии».Шмаков Ю.А. – Саратов: «Лицей») (слайд 13)   (задания  1,3 – репродуктивный уровень; 4,8,9 – прикладной уровень сложности)

= Выполнение интерактивных заданий (слайд 14)  (Креативные (творческие) компетенции: наличие своего мнения; раскованность мыслей).

5. Домашнее задание: § 10 (до Электронного строения), задания 1,2

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов" »

Урок по теме "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов "

Образовательные цели: изучить гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов.

Развивающие цели:

  • создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития;

  • формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию.

Воспитательные цели:

  • формирование научного мировоззрения через познаваемость химических явлений;

  • формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда;

  • развитие коммуникативных качеств личности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала в форме лекции с элементами беседы и самостоятельной работы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Методы:

  • Словесный: эвристическая беседа

  • Наглядный: презентация, таблица.

  • Логический: обобщать, сравнивать, делать вывод.

Оборудование:

  • Слайдовая презентация, компьютер, медиапроектор;

  • Таблица «Виды изомерии алкинов».

Учащиеся должны знать: гомологический ряд алкинов, виды изомерии, особенности номенклатуры алкинов.

Уметь:

  • Строить и записывать формулы гомологического ряда алкинов,

  • Давать название алкинам по их структурным формулам,

  • Вести расчеты по химическим формулам.

Ход урока

1. Организационный момент

* Сегодня на уроке мы продолжим изучать большой раздел “Углеводороды” (слайд 1)

Основная идея урока: “Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества”
Д.И. Менделеев (слайд 2)

2. Актуализация знаний

Сегодня мы будем изучать материал, который базируется на уже полученных знаниях. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из вашей памяти (фронтальная беседа по ранее изученным вопросам)

? Какие вещества называются углеводородами? (Углеводороды – это органические соединения, которые состоят из двух элементов – углерода и водорода).

? Какие типы углеводородов вам известны? (Углеводороды бывают предельные и непредельные)

? Чем они отличаются по строению друг от друга? (Предельные углеводороды в своем составе содержат одинарные углерод - углеродные связи, а непредельные – кратные).

? Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения. (К непредельным углеводородам относятся алкены и алкадиены. У алкенов между атомами углерода существует одна двойная связь, а у алкадиенов – две двойных связи).

? Задание: Среди указанных веществ выберите вещество, которое не относится ни к одному из изученных классов углеводородов: (Слайд 3) (Вещество под № 3 не относится к изученным классам соединений, так как 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам). (Выбранное учениками вещество на слайде выделяется цветом)

? Какова молекулярная формула 3 вещества? (С2Н2)

? Давайте выясним, каковы особенности строения этого вещества? (В молекуле два атома углерода связаны тройной связью).

* Называется это вещество ацетилен. Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло. (Слайд 3). Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов, которые мы сегодня будем изучать на уроке.

3. Изучение нового материала.

* Тема урока: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов " (слайд 4) (запись в тетрадях)

? Давайте вместе сформулируем цели урока (изучить гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов) (слайд 5)

ОБЩАЯ ФОРМУЛА АЛКИНОВ

? Давайте вместе выведем общую формулу алкинов. Общая формула алканов CnH2n+2. В алкенах за счет отщепления двух атомов водорода образуется двойная связь, общая формула CnH2n. В алкинах появляется тройная связь, следовательно, они содержат на два атома водорода меньше. Значит, какую общую формулу будут иметь алкины? (Общая формула алкинов CnH2n-2); запись в тетради.

* Давайте поиграем в хорошо известную вам игру “Крестики-нолики”. Выигрышный путь составляют формулы, которые могут соответствовать алкинам: (Слайд 6)

ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД АЛКИНОВ

? Вспомните, что такое гомологи?

? Что такое гомологический ряд? (запись в тетради)

? Из формул веществ на слайде 5 составьте гомологический ряд алкинов, рядом запишите их структурные формулы (проверка правильности выполнения задания) (слайд 7)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛКИНОВ

? Давайте вместе сделаем вывод по первой части урока. Какие углеводороды называются алкинами? Сформулируйте самостоятельно определение. (Учащиеся формулируют определение алкинов, (слайд 8) , запись в тетради).

НОМЕНКЛАТУРА АЛКИНОВ

* Кроме данных веществ известны другие углеводороды, имеющие сходное с ними строение.

? Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины (Слайд 9) (Проверка задания. Углеводороды, которые относятся к алкинам, на слайде выделяются синим и красным цветом)

* Далее отметим особенности номенклатуры ацетиленовых углеводородов. По систематической номенклатуре алкины называют так же, как и алкены, но только вместо суффикса –ен используется суффикс – ИН. Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.

1) В структурной формуле выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь.

2) Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь.

3) В начале названия перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны.

4) Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи.

* Назовите выписанные вами алкины. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверка выполняется устно, правильные варианты ответов отображаются на слайде 8)

ИЗОМЕРИЯ АЛКИНОВ

? Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (1) и (4). (На слайде они выделены красным цветом) Что у них общего и чем они отличаются по строению? (вещества 1 и 4 различаются положением тройной связи)

? Чем эти вещества являются по отношению друг к другу? (вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами)

? Вспомните, как называется такой вид изомерии? (изомерия положения кратной связи). Запись в тетради. (слайд 10)

? Какой вид изомерии характерен для всех углеводородов? (Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета)

* Составьте структурные изомеры пентина – 1 и дайте им названия. (Проверка правильности выполнения задания) (слайд 10)

? Какой класс изученных углеводородов имеет такую же общую формулу, как и алкины? (алкадиены)

? Как называется вид изомерии, при котором вещества имеют одинаковую формулу, но относятся к разным классам органических веществ? (межклассовая – запись в тетради)

* Составьте межклассовый изомер для пентина–1 и назовите его по систематической номенклатуре (проверка правильности выполнения задания слайд 10).

* Давайте подведем итоги и сделаем вывод: какие виды изомерии характерны для алкинов? (работа по таблице «Виды изомерии органических соединений»)

4. Обобщение и закрепление знаний

= Заполнение таблицы (самостоятельная работа учащихся) (слайд 11); проверка правильности выполнения задания (слайд 12)

* Таким образом, углеводородов – большое множество, но все данные о них обобщены в этой таблице. Заполнив эту таблицу, мы на практике подтвердили основную идею урока (гиперссылка на слайд 2)

= Тестовая работа на определение обученности учащихся по теме «Алкины» («Тесты по органической химии».Шмаков Ю.А. – Саратов: «Лицей») (слайд 13) (задания 1,3 – репродуктивный уровень; 4,8,9 – прикладной уровень сложности)

= Выполнение интерактивных заданий (слайд 14) (Креативные (творческие) компетенции: наличие своего мнения; раскованность мыслей).

5. Домашнее задание: § 10 (до Электронного строения), задания 1,2






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов"

Автор: Коновалова Ирина Митрофановна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока химии "Алкины" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-khimii-alkiny"
    ["file_id"] => string(6) "155920"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421338499"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Ацетиленовые". Химия 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-atsietilienovyie-khimiia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "238371"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444558429"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-obobshchaiushchiegho-uroka-po-tiemie-priediel-nyie-i-niepriediel-nyie-ughlievodorody-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193567"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427649364"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства