Дата:
Предмет: химия.
Название, тема:
Непредельные углеводороды. Алкены, их строение, номенклатура и изомерия.
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями строения алкенов, номенклатурой и изомерией.
Ожидаемый результат:
- знать и понимать особенности строения, номенклатуры и изомерии алкенов.
- уметь составлять структурные формулы алкенов; находить изомеры.
- формирование коммуникативных качеств у учащихся.
Тип урока:
Комбинированный
Задания:
- Фронтальный опрос;
- Изучение нового материала (метод Джигсо)
- Закрепление - листы заданий;
- Рефлексия
Источники, ресурсы, оборудование
Учебник 11 класса «Химия», презентация, листы с заданиями для группы, для каждого учащегося, стикеры, маркеры.
Ход урока
Этапы
Действия учителя
Действия учеников
Вводная часть
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, я очень рада снова с вами встретиться, все уже готовы к уроку, поэтому начнем.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового класса углеводородов, давайте вспомним ранее изученный очень важный класс в органической химии. Это предельные углеводороды.
Фронтальный опрос.
Знакомство с целями урока.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Основная часть
3. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, знакомиться с новым классом углеводородов вы будете самостоятельно, работая с учебником.
Непредельные углеводороды делят на три класса. Они вам уже известны из темы: "Классификация углеводородов". Назовите эти классы.
Учащиеся: называют алкены, алкодиены и алкины.
Учитель: объясняет, что эти классы мы будем изучать несколько уроков.
Деление на группы - Ребята, работать будем следующим образом (метод Джигсо):
Все вы сейчас получите карточки, которые были разрезаны, Вы должны их будете сложить и таким образом будет сформирована группа. Таким образом, вы разделитесь на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер вместе с группой.
Группы:
- Строение алкенов
- Номенклатура алкенов
- Изомерия
По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В маршрутные листы необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.
На работу в экспертных группах отводится 15 мин.
По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают – 15 мин.
- Самостоятельное чтение – работа с учебником (Инсерт);
- Обсуждения в группах;
- Саморегуляция Учащиеся работают с маршрутными листами, которые позволяют оценить работу других участников группы.
Закрепление
Учащимся раздаются задания, выполняются по очередности. Время на выполнение – 10 минут
Взаимопроверка.
Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.
Знания, полученные на уроке, учащиеся закрепляют последовательно составленных заданий, далее следует взаимопроверка.
Итог урока
- Оценивание членов групп
- Рефлексия.
Ребята, сегодня вы многое узнали о алкенах, их строении, номенклатуре и изомерии.
Я предлагаю, рефлексию урока провести следующим образом – на стикерах, что лежат у вас на столах, например - написать отзывы о пройденном уроке, по следующим вопросам:
1. Что вы узнали нового на уроке?
2. Что вы поняли?
3. С чем вы можете это сравнить?
4. Где вы это можете применить?
5. Как вы можете оценить работу на уроке?
6. Что вы можете предложить?
Учащиеся пишут отзывы и приклеивают на доску стикеры.
Домашнее задание:
Параграф 4.1, стр. 92-93 упражнения № 1-10. Учащиеся, записывают свои мысли и выводу по уроку на стикерах и вешают их на доску.
приложение 1.
Маршрутный лист
Ф.И. _________________________
Ф.И. _________________________
Номенклатура (1-3 б.)
Изомерия (1-4 б.)
Физические свойства (1-3 б.)
1 задание -
2 задание -
1 –
2 -
3 -
(сдается учителю)
приложение 2.
Задания на закрепление изученного материала
Тема: Непредельные углеводороды. Алкены, строение, номенклатура и измерия.
- Заполните таблицу (0-2 б.):
Параметры
Алкены
Определение
Общая формула
Тип гибридизации
Валентный угол, длина связи
Тип изомерии
- Напишите структурные формулы следующих соединений (0-3 б.):
- 2-метилбутен-1;
- 3-метил-5-этилгексен-2;
- 2,3-диметилпентен-1
- Составьте по три изомера для углеводородов: С5Н10 и С4Н8.(0-2б.)