1. На основе ранее усвоенных понятий о химических реакциях и электролитической диссоциации сформировать представление о реакциях ионного обмена.
  2. Организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления ионных уравнений.
  3. Сформулировать условия необратимости реакций в растворах.
  1. Выделять существенные признаки реакций ионного обмена.
    2. Развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов.  
   3. Анализировать полученную из проводимого эксперимента информацию.  
  1. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.
  2. Воспитывать культуру интеллектуального труда, навыки работы в группах.
  3. Продолжить воспитание основ экологической культуры.  
            | № | Этап урока | Цель | Универсальные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Инструмент оценивания (ссылка) | Время (в мин.) | ЭОР (ссылка) | 
  | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 
  | 1. | Мотивация к учебной деятельности | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Личностные: -определять общие для всех и индивидуальные правила работы Метапредметные: Регулятивные УУД -умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их Коммуникативные УУД -слушать и понимать речь других | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщает эпиграф урока “Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицей, –
 Пока идешь за кем-то вслед,
 Дорога не запомнится,
 Зато, куда б ты ни попал
 И по какой распутице,
 Дорога та, что сам искал,
 Вовек не позабудется”. Н.Рыленков
 | Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования и реактивов | презентация к уроку слайд 2 | 1 | 
 | 
  | 2. | Актуализ-ация (повторение) знаний 
 | Актуализация и фиксирова-ние индивидуаль-ных затруднений в выполнении способов действий, соответствую-щих мыслитель-ных операций | Личностные: -формирование готовности и обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: Коммуникативные УУД -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других. 
 | Контролирует правильность выполнения заданий, обращая внимание учащихся на понятия: реакции ионного обмена, молекулярные уравнения, полные ионно-молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения. | Проверка домашнего упражнения.(№2 стр.157) Коррекция ошибок и самооценка- заполнение таблицы в листе самоконтроля   
 | электронное приложение к учебнику тренажер по теме Само-контроль по образцу с критериями оценки 
 слайд3 | 4 | 
 | 
  | 3. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 
 | Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний. Обозначить цели и задачи урока Выявить условия, при которых реакции в растворах идут практически до конца. 
 | Личностные: -формирование готовности обучающихся к самообразованию Метапредметные: Регулятивные УУД: -принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий Познавательные УУД: -осознавать учебно-познавательную задачу | Говорит о том, какие опыты сейчас продемонстрируети просит учеников предположить результаты экспериментов.   Демонстрирует взаимодействие между хлоридом натрия и нитратом серебра, хлоридом натрия и нитратом калия.   Какая проблема возникла в ходе эксперимета? 
 
 
 | Проговаривают предположительные результаты экспериментов.       
 Наблюдают.             Формулируют проблему.   
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 слайд4 | 3 | 
 | 
  | 4. | Изучение нового материала | Экспериментально выявить условия, при которых реакции в растворах идут практически до конца. Отработка навыков проведения химического эксперимента. 
 Совершен-ствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лаборатор-ных опытов. Продолжить формирова-ние химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения. 
 
 
 | Личностные: -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач Познавательные УУД - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; - использование основных интеллектуальных операций: обобщение, выявление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.    Предметные: - овладение понятийным аппаратом урока; умение давать определения   изученных понятий: реакции ионного обмена. - приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования ; - умение проводить и описывать демонстрационные и самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя и язык химии; - умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей | Обозначает цели урока: выявить условия, при которых реакции в растворах идут практически до конца и помогает их реализовать. 
 
 | Работают в группах, выполняя лабораторный опыт№9, соблюдая основные правила ТБ при выполнении лабораторных опытов. (Каждая группа выполняет 1 из 3 заданий работы)   
 | слайд | 7 | 
 | 
  | 5. | Первичное закрепление 
 | Предлагает сформулировать условие протекания реакций ионного обмена, изученное группой. | Презентуют всему классу свою часть работы.   Делают выводы. 
 | слайд оценивание совместной работы по критериям: вклад в работу группы и взаимодействие с группой.   
 
 | 10 | Видеоопыт «Реакции ионного обмена, протекающие с выделением газа» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/229725f8-bad5-1fd7-cbe8-a1bfc1d8a6a9/?fullView=1 ) 
 Видеоопыт «Реакции нейтрализаци» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f43c6517-fae4-e2bc-4b6e-f85da4b4ed23/?fullView=1 ) 
 | 
  | 6. | Систематизация. | 
 | Предлагает остальным сформулировать общий вывод о том, при каких условиях реакции ионного обмена проходят до конца. | Анализируют работу других групп. Делают общий вывод. 
 Записывают в тетрадях: Реакции ионного обмена - это реакции   ………( в растворах электролитов) - с образованием ………( осадка ( ), газа (  )или малодиссоциирующего вещества (H2O)) | слайд | 5 | 
 | 
  | 7. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Закрепить новые знания | Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Метапредметные: Регулятивные УУД -умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Познавательные УУД - использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; - использование различных источников для получения химической информации | Короткое сообщение о значении реакций ионного обмена. | Записывают в дневники §44, упр2,3. Индивидуальное задание: презентация «Ионные реакции в жизни человека | слайд | 2 | 
 | 
  | 8. | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Оценить практическое значение реакций ионного обмена.   Научиться использовать полученные знания в жизни. 
 | Личностные: -формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; -формирование коммуникативной компетентности. Метапредметные: Регулятивные УУД: -определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач; Познавательные УУД: - использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; -формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ Коммуникативные УУД: -формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах   Предметные: -анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, предлагать способы решения экологических проблем, связанных с переработкой веществ и др. 
 | Корректирует и направляет работу учащихся | 
 Решают экологическую задачу-проект (для каждой группы своя). 
 Задача1. Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы. 
 Задача2. В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Ca2+ . Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов.   Задача3. Поваренная соль часто содержит примеси сульфатов. Как можно проверить наличие их в предложенном образце?   
   Предлагают пути решения отражающее суть заданий. 
 Слушают и оценивают практическое значение реакций ионного обмена. 
 Оценивают свою деятельность при решении экологических задач.   | 
 
 
 
 
 слайд 
 
 
 
 
 
 
 
 слайд 
 
 
 
 
 
 
 слайд 
 
 
 
 
 
 
 
 
 слайд | 8 | 
 | 
  | 9. | Рефлексия   | Оценить свою деятельность на уроке | Личностные: -формирование ответственного отношения к учению. Метапредметные: Регулятивные УУД: -оценивать результаты решения поставленных задач; -давать оценку деятельности на уроке Коммуникативные УУД: -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения | Предлагает оценить свою деятельность на уроке, а также работу других учеников- соседей по парте и всех учащихся класса (само- и взаимооценка)свою деятельность на уроке.   
 | Оценивают свою деятельность на уроке, продолжив любое из предложений - Сегодня на уроке мне было… - Знания, полученные на уроке, мне пригодятся… - Сегодня я… - Мне было легко… - Мне было сложно… - О том, что я узнал(а), я расскажу;.  а также работу других учеников- соседей по парте и всех учащихся класса (взаимооценка) | слайд 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 слайд | 4 | 
 | 
  | 10. | Подведение итогов занятия | Оценить деятельность учащихся на уроке, мотивируя их на дальнейшее сотрудничество.   | 
 | Благодарит учащихся за работу. В качестве подарка «дарит» стихотворение Химик "правила обмена" Не забудет никогда: В результате - непременно Будет газ или вода, Выпадет осадок – Вот тогда порядок! 
 | 
 | слайд | 1 | 
 |