конспект урока химии 9 класс: " Реакции оионного обмена и условия их протекания"
Конспект урока химии 9 класс: " Реакции оионного обмена и условия их протекания"
Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Тип урока: Урок новых знаний.
Вид урока: Проблемно – исследовательский.
Цель урока: изучение реакций ионного обмена.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений.
Развивающие:
Продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.
Воспитательные:
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.
Метод обучения: частично-поисковый.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди (II), карбоната натрия, серная кислота, фенолфталеин).
Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока химии 9 класс: " Реакции оионного обмена и условия их протекания" »
Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Тип урока: Урок новых знаний.
Вид урока: Проблемно – исследовательский.
Цель урока: изучение реакций ионного обмена.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений.
Развивающие:
Продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.
Воспитательные:
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.
Метод обучения: частично-поисковый.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди (II), карбоната натрия, серная кислота, фенолфталеин).
Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
Ход урока:
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг.момент
2 мин
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький.
Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вы должны научиться применять полученные знания по теме «ТЭД» в новой нестандартной ситуации.
2. Актуализация опорных знаний
8 мин
Фронтальный опрос по материалам предыдущих уроков:
1.Какие вещества называются электролитами? Приведите примеры.
2. Какие вещества называются неэлектролитами? Приведите примеры.
3. В каком году и кто разработал ТЭД?
Парная работа :
1. Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты.
2.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:
KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4
Ответы учащихся:
1.Вещества, проводящие электрический ток в водных растворах или расплавах. Например: раствор или расплав поваренной соли .
2.Вещества, которые в растворенном или расплавленном состоянии не проводят электрический ток. Например: газы и орг.вещества.
3.1887г, Сванте Аррениус.
Работа в тетради, обсуждение.
3.Изучение нового материала.
5 мин
СТАДИЯ «ВЫЗОВА»
До сих пор мы рассматривали процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде; сегодня мы рассмотрим, когда в растворе присутствуют два электролита.
Тема нашего урока:
« Реакции ионного обмена и условия их протекания».
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Мы знакомы с реакциями обмена. До изучения ТЭД реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. Теперь известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы. Отсюда следует логический вывод. Реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.
Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.
При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. По каким признакам можно судить о протекании реакций?
Тема: Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Цель : отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, знать условия протекания реакций ионного обмена.
Группа 1: Взаимодействие растворов гидроксид натрия и сульфат меди (II).
Группа 2: Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.
Группа 3: Взаимодействие растворов гидроксида натрия и серной кислоты.
В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.
Исходные вещества
Признаки реакций
Уравнения реакций
Выводы
1.
Деление на группы
« Атомы- молекулы»
Работа с учебником, проведение экспериментов, составление постера, выступление групп.
Взаимооценка.
4.Вывод по теме урока:
3 мин
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Учащиеся самостоятельно формулирует вывод урока.
5.Рефлексия
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям: – "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой; – "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе; – "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.
6. Инф. О дом задании
Параграф 6 стр. 20-23, читать упр 2,5(б,в),6***.
Повторить химические свойства кислот, солей и оснований.
Запись в тетрадь или в дневник.
Парная работа :
1. Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты.
2.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:
KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4
Лабораторная работа.№1 (групповая)
Тема: Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Цель : отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, знать условия протекания реакций ионного обмена.
Группа 1: Взаимодействие растворов гидроксид натрия и сульфат меди (II).
В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.
Исходные вещества
Признаки реакций
Уравнения реакций
Выводы
1.
Лабораторная работа.№1 (групповая)
Тема: Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Цель : отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, знать условия протекания реакций ионного обмена.
Группа 2: Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.
В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.
Исходные вещества
Признаки реакций
Уравнения реакций
Выводы
1.
Лабораторная работа.№1 (групповая)
Тема: Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Цель : отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, знать условия протекания реакций ионного обмена.
Группа 3: Взаимодействие растворов гидроксида натрия и серной кислоты.
В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.
Исходные вещества
Признаки реакций
Уравнения реакций
Выводы
1.
РЕФЛЕКСИЯ.
– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________ – "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________ – "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы_______________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕФЛЕКСИЯ.
– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________ – "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________ – "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы_______________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕФЛЕКСИЯ.
– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________ – "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________ – "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы_______________________________________________________________________________________________________________________________________
СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ Правила:
1.Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.
2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.
3.Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.
4.Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.
Алгоритм составления ионного уравнения реакции
Пример
1. Записать молекулярное
уравнение реакции.
2. С помощью таблицы
растворимости определить
растворимость каждого
вещества.
3. Составить полное ионное
уравнение.
4. Составить сокращенное
ионное уравнение
(найти одинаковые ионы и
сократить их слева и справа).
3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl
Р Р Н Р
3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl
3Na+ + 3OH + Fe3+ + 3Cl = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl
3Na+ + 3OH + Fe3+ + 3Cl = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl
3OH + Fe3+ = Fe(OH)3
СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ Правила:
1.Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.
2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.
3.Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.
4.Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.