Тема: «Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогенны и загрязнители).
ЦЕЛЬ: раскрыть роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представления о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях техногенного воздействия металлов или их соединений на биологические системы; раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать основные источники и степень загрязненности.
Развивающие: развивать умения учащихся самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, выделять главные, проводить исследовательские процедуры, формулировать выводы обобщать информацию.
Воспитательные: формировать интерес к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создать положительную психологическую атмосферу; формировать у учащихся наблюдательность, внимание, инициативу и культуру эксперимента, умения и навыки комплексного осмысления знаний по химии, биологии и экологии.
Тип урока: комбинировааный.
Методы урока: наглядные, частично-поисковые, исследовательсеие.
Оборудование урока: ноутбук, презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Орг – момент (1-2 мин)
Приветствие, настрой на урок.
II. Контроль знаний учащихся (10-15 мин)
Индивидуальная работа возле доски. Рассказывает про способы получения металлов.
Индивидуальная работа по карточке.
III. Изучение нового материала (15- 20 мин)
Постановка темы и цели урока.
Здоровье – это состояние полного духовного, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. И состояние нашего здоровья на 20 процентов зависит от состояния окружающей среды.
Слагаемые здоровья
образ жизни - 50%
наследственность - 20%
окружающая среда - 20%
здравоохранение -10%
Сегодня мы поговорим о роли металлов в природной среде, их значении для организма человека.
Самостоятельная, исследовательская деятельность учащихся по добыванию необходимой информации из разных источников знаний.
Ответьте на вопросы:
- Разделите металлы на 2 группы по их действию на организм, оформите в виде таблицы:
Металлы, оказывающие положительное действие на организм
Металлы, оказывающие токсическое действие на организм.
- Изучите роль металлов в природе и их оказываемое ими действие на организм человека. Результаты оформите в виде таблицы.
Биологическая роль металлов, токсичность.
Название металла
Биологическое значение
Токсичность
Натрий
Калий
Кальций
Магний
Железо
Свинец
Ртуть
Кадмий
Медь
Хром
Алюминий
Дополнительная информация.
Металлы способны вступать во взаимодействие с белками организма и образовывать с ними металлорганические соединения, ионы металлов непременные участники биохимических процессов; они стимулируют, нормализуют обмен веществ в организме, оказывают положительное действие на рост и размножение, иммунобиологическую активность и продолжительность жизни, участвуют в кроветворении, окислительно-восстановительных процессах; стабилизируют и активируют ферменты, ионы металлов создают разность потенциалов на клеточных мембранах, чем обеспечивают жизнедеятельность клетки.
Чтобы обеспечить многие функции нашего организма в метаболизме участвуют различные металлы и их ионы, обратимся к таблице. Говоря о значении металлов, мы не можем не обратить внимание на их токсичность. Что же это за свойство?
Токсичность – свойство химических веществ, способность вызывать отравление (интоксикацию) организма. Она характеризуется дозой вещества, вызывающего определенную степень отравления. При установлении вредного воздействия загрязняющего вещества на организм необходимо учитывать 3 фактора:
- Токсичность вещества зависит от его состояния (нерастворимые в воде соединения практически не подвергаются превращениям в организме)
- В природных условиях относительно безвредное вещество может перейти в высокотоксичное соединение, например под воздействием кислотных дождей
- В природной среде токсичное вещество может постепенно накапливаться в цепи питания, его концентрация в высших звеньях может в 1000 раз превышать концентрацию данного вещества в природной цепи, обратимся к схеме
Токсичность
Низкая
Средняя
Высокая
Очень высокая
Cu, Fe, Mn, Zn, Ni, Ge, Sr, Kb, Cs
Cr, Ag, A1
Sb, As, Ba, Se
Be, Cd, Pb, Ho, Tl
Высокая концентрация токсичных веществ может стать причиной смерти. Обратимся к таблице, рассмотрим организмы- накопители некоторых элементов (Презентация 2)
Рассмотрим: же значение металлов для человека. Обратите внимание, что в наш организм металлы попадают как с животной, так и с растительной пищей, водой например картофель нам дает Fe,Cu, Rb, Mn, Zn, Al, Ni. Какое же значение некоторых металлов мы рассмотрим, выясним их положительное и токсическое влияние на наш организм, разделим на группы по биологическим свойствам.
Биологические свойства:
- образование важных для организма веществ (Са2+, Mn2+, Fe2+)
- обеспечение функций клеток (Nа, К, Са)
- токсичность (Hq, Pb)
- бактерицидное действие (Ag)
- поражающее облучение тканей, клеток (U, Pu, Sr)
Биологическая роль железа.
Железо содержится в живых организмах. В теле взрослого человека имеется 4-5 г железа, 65 % которого находится в гемоглобине крови. Гемоглобин придает крови красную окраску и осуществляет траснпортировку кислорода от органов дыхания к различным тканям.
Ионы железа необходимы для нормальной деятельности многих ферментов, для процесса кроветворения и для протекания обмена веществ в организме. Железо принимает участие в реакциях, протекающих при фиксации атмосферного азота и при фотосинтезе в растениях.
Недостаток железа в крови плохо отражается на здоровье человека, возникает малокровие. связанное железо содержится во многих пищевых продуктах: ржаном хлебе, картофеле, яблоках, абрикосах, гречневой крупе. необходимо вводить эти продукты в рацион питания для профилактики малокровия.
Биологическая роль алюминия (смотрите уч. с.160)
IV. Закрепление (7-10 мин)
1. Игра «Да-нетка»
Рядом с правильным высказыванием поставь «+», рядом с неправильным «-».
1. Натрий является основой костной ткани.
2. В организме человека содержится до 1 кг кальция – в костях, зубной эмали.
3. Алюминий находится во всех органах и тканях.
4. Источниками калия служат молоко и молочные продукты.
5. В теле взрослого человека содержится до 4 г железа, 65% которое находится в гемоглобине крови человека.
6. Связанное железо содержится во многих пищевых продуктах: ржаном хлебе, картофеле, яблоках, абрикосах, гречневой крупе.
7. Все металлы и их ионы губительно действуют на организм человека.
8. К токсичным металлам относят: калий, натрий и железо.
9. Первое отравлением медью было названо «болезнью Минамата».
10. К основным источникам загрязняющим окружающую среду относятся тепловые электростанции и предприятия черной металлургии.
Правильные ответы: 1. - ; 2. +; 3. +; 4. - ; 5. +; 6. +; 7. -; 8. -; 9. -; 10.+
2. Если останется время решить задачу по сборнику 7-28, с.80.
V. Подведение итогов урока (1-2 мин)
VI. Домашнее задание (1-2 мин)
1) Конспект в тетради, решить задачи по сборнику зад. 7-29 с. 80, 11-45 с.93.
2) Решение задач с экологическим содержанием.
1. Вы – заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий, более дешевую и яркую, чем без кадмия, которая есть на фабрике. В результате её использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите? Ответ обоснуйте.
- Согласитесь с директором на покупку новой краски;
- будете против этого решения;
2. В комнате был случайно разбит медицинский термометр.
- Предложите возможные способы удаления разлившейся ртути.
- Как зависит токсичность ртути от её химического состояния?
3.В молочной продукции известной компании, выпускающей детское питание, были обнаружены ионы свинца. Каким образом они могли попасть и как решить эту проблему?
Рефлексия (1-2 мин)
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне особенно запомнилось…
Меня удивило…
Я считаю…
Урок мне…
Оцените по 5-ти бальной системе свою работу сегодня на уроке.