План- конспект урока на тему:
" Твёрдое состояние вещества " раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел.
- рассмотреть модели и особенности их строения
- продолжить показ различий твёрдых тел от жидкостей.
Организационный момент:
2.Проверка домашнего задания: Изучение нового материала: Выявление степени понимания учебного материалаДомашнее задание:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: доска, мел, ПСХЭ Д.И,Менделеева, набор реактивов.
Ход урока:
1.Организационный момент:
2.Проверка домашнего задания:
Проверить таблицу применение газов, схему круговорот воды в природе и доклады по загрезнению атмосферы.
3.Изучение нового материала:
Записываем тему урока
Цель: Вы сегодня должны научиться отличать твердые вещества от других соединенний, строение и состав твердых веществ.
В 1912г. произошла трагедия, связанная с существованием двух разновидностей олова. Жидкое топливо, взятое экспедицией Скотта на Южный полюс, находилось в сосудах, запаянных белым оловом. При сильном морозе белое олово превратилось в свою разновидность- серый порошок. Сосуды распаялись, и топливо вылилось.
Вывод из этой трагедии напрашивается один: свойства твёрдых тел знать жизненно необходимо.
Мы живем на поверхности твердого тела – земного шара, в сооружениях, построенных из твердых тел, представляющих собой вещества в кристаллическом состоянии.
Очень важно внимательно изучить эту тему, так как в вашей профессиональной жизни вы будете ежедневно сталкиваться с продуктами питания, которые являются твердыми веществами.
В промышленности широко используют свойства твердого тела: механические, тепловые, электрические, оптические.
Наше тело, хотя и содержит 65% воды (мозг – 80%) тоже твердое. Орудия труда, машины, также сделаны из твердых тел.
-Для дальнейшей работы необходимо вспомнить и сформулировать основные свойства твёрдых тел и их существенные отличия от жидкостей. Делаются записи на доске:
Сохраняют форму
Сохраняют объём
Имеют «дальний порядок» в расположении частиц
Силы межмолекулярного взаимодействия велики (частица не может удалится от соседей на большое расстояние)
-Ознакомление с видами твёрдых тел. Рассказ учителя.
Но не ко всем твёрдым телам относится свойство имеют «дальний порядок» в расположении частиц, есть группа твёрдых тел, в которых частицы расположены неупорядоченно, следовательно, твёрдые тела можно разделить на 2 группы:
Твёрдые тела
Кристаллы
Аморфные тела
Снежинки- звёздочки- 6 лучей- состоят из отдельных иголочек. Один учёный сделал 2500 фотоснимков снежинок и все они оказались разные. В 1 м3 снега находится около 350 млн. снежинок, каждая из которых уникальна, хотя все они имеют шестиугольную форму (не бывает пятиугольных и семиугольных снежинок). Обычная снежинка весит около 1 мкг, реже 2-3 мкг, но были и исключения. В апреле 1944 года в Москве выпали снежинки, которые целиком покрывали человеческую ладонь, а формой они напоминали страусиные перья.
Толстый лёд на реке составлен из отдельных шестиугольных столбиков, похожих на шестигранные карандаши. Они бывают видны весной во время таяния льда.
И иголочки снежинок и «карандашики» льда- это кристаллы замёрзшей воды.
Слово «кристаллос» с греческого- «лёд».
«Аморфный» в переводе с греческого- «бесформенный».
-Самостоятельная работа с учебником. В §10 стр 88-90 найти основные отличия кристаллов от аморфных тел.
-Заполнение сравнительной схемы на доске и в тетради:
Кристаллы
Аморфные тела
*частицы расположены упорядоченно
*нет строгого порядка в расположении частиц
*строго определённая температура плавления
*не имеют постоянную температуру плавления
*сохраняют форму
*текучесть
-Вывод по сравнительной схеме: главное внешнее отличие- аморфные тела не имеют правильную форму, а кристаллы имеют форму правильных многогранников.
-Рассматривание и сравнение кристаллов медного купороса, поваренной соли ; аморфных тел (Дома при наличии лупы предлагается рассмотреть форму различных кристалликов поваренной соли и зарисовать их форму. Ответить на вопрос: что в них общего?)