Конспект урока по физике "Агрегатные состояния вещества"
Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме «Агрегатные состояния вещества»
Задачи:
учебные:
сформировать знания основных положений МКТ;
проверить знания учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»;
познакомить с агрегатными состояниями вещества, с условиями перехода из одного агрегатного состояния в другое;
воспитательные:
показать значение одного из признаков диалектического познания, подчеркнув обобщение различных систем в единстве внутреннего и внешнего.
развивающие:
познакомить со структурными элементами приема обобщения.
развивать умение анализировать и систематизировать знания;.
Оборудование: компьютер, демонстрационный проектор, презентация, видео, раздаточный материал, формулы потенциальной и кинетической энергии, таблица с температурой плавления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: лекция, беседа, демонстрация, работа с раздаточным материалом.
План урока
Актуализация знаний учащихся:
Учитель зачитывает цитату из лекций Р. Фейнмана: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза: все тела состоят из атомов – маленьких телец, которые находятся в беспорядочном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения»
Учитель: Попытайтесь доказать утверждение Р. Фейнмана, используя имеющиеся у вас знания.
Повторение ранее изученных знаний
Объяснить формулы потенциальной и кинетической энергии.
Назовите основные положения МКТ.
Как доказываются эти положения?
Вопрос: Какие агрегатные состояния вещества Вы знаете?
Изучение нового материала:
Видео из мультфильма: «Фиксики»
Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу:
Агрегатное состояние вещества
Основные положения МКТ
Изменение формы и объёма
Расстояние и взаимодействие частиц
Характер движения
Порядок расположения
Что же отличает одно состояние вещества от другого?
Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
Показ видеофрагмента Три состояния вещества (С 3-46)
При демонстрации видео студенты проверяют свои знания и заполняют таблицу.
1. В разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно;
2. Внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.
Твёрдое состояние
Вещество находится в твёрдом состоянии, если средняя потенциальная энергия притяжения молекул много больше их средней кинетической энергии
Жидкое состояние
Вещество находится в жидком состоянии, если средняя кинетическая энергия молекул соизмерима со средней потенциальной энергией их притяжения
Газообразное состояние
Вещество находится в газообразном состоянии, если средняя кинетическая энергия молекул превышает их среднюю потенциальную энергию
Существует ещё одно состояние вещества: Плазма
Вещество находится в состоянии плазмы, если средняя кинетическая энергия молекул значительно превышает их среднюю потенциальную энергию.
Большая кинетическая энергия молекул при столкновении приводит к выбиванию из атомов электронов (не упругий удар) что приводит к ионизации
Ионизация – процесс образования ионов из атомов
Существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Показ видеофрагмента – плавление
Работа с графиком:
АВ - нагрев льда; t>>; U>>.
BC - плавление льда ; t= const; U>>.
CD - нагревание воды;t >>; U>>.
DE – охлаждение воды; t<<; U<<.
EF – кристаллизация воды; t=const; U<<.
FK –охлаждение льда ;t<<; U<<.
а) Температура, при которой происходит переход твердого вещества в жидкое называется температурой плавления.
б) Во время процесса плавления температура остается постоянной, хотя телу передается количество теплоты, т.е. внутренняя энергия увеличивается.
в) Вещество отвердевает при той же температуре, при которой плавится.
tпл = tкр
Закрепление:
1.Ответить на вопросы:
1.Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий?
2. Какой из металлов самый тугоплавкий?
3.Какой из двух металлов алюминий или медь, вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду годную для расплавления в ней другого металла?
4.Какой из кусков стальной или вольфрамовый останется твердым, если будет брошен в расплавленное железо?
5.Будет ли плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь?
6.Олово переведено из одного состояния в другое. Так что внутренняя энергия уменьшилась. Затвердело оно или расплавилось?
7.Вода или водяной пар. Если массы их одинаковы. Обладают при 100оС наименьшей внутренней энергией? Почему?
Работа с таблицей:
Объясните внешние свойства вещества в разных агрегатных состояниях на основе знаний основных положений МКТ.
Студенты по заданию преподавателя объясняют.
Давайте обсудим особенности веществ, близких по строению (алмаза и графита). Учитель показывает структуру алмаза и графита. Учащиеся получают инструкционный лист с планом обсуждения и обобщения:
План исследования
Описать структурное соединение, т.е. указать количество атомов, образующих его; представить в пространстве модель вещества, состоящую из молекул, атомов, ионов.
Выделить общее в рассматриваемых структурных соединениях.
Выявить различие внешних свойств алмаза и графита
Укажите, какие особенности структуры рассматриваемых веществ определяют различие их свойств.
Обратите внимание на порядок атомов при компоновке их в молекулы; укажите различие в порядке компоновки.
(Студенты проводят исследования совместно с преподавателем)
Итог работы
Учитель: план проведенного вами исследования представляет в упрощенном виде путь поиска ученых к созданию веществ с определенными свойствами. Исследование свойств веществ все время приводит к открытию новых и новых явлений.
Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Основная задача, которую решают ученые, - это создание веществ, свойства которых определены заранее. Путь к решению ее длинный и сложный. Прежде чем использовать ту или другую закономерность, необходимо научиться ее выделять и изучать. Здесь можно применить прием обобщения, которым мы и воспользовались при сравнении структур алмаза и графита
Решение задач
Организация домашнего задания
Повторить основной материал по конспекту
Подготовиться к физическому диктанту по вопросам учебника
Индивидуальное задание: познакомиться с особенностями теплового расширения воды
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Агрегатные состояния вещества"»
ГБОУ СПО РК «Техникум дорожного строительства»
Методическая разработка урока физики
«Агрегатные состояния вещества»
Выполнил:
преподаватель физики
Тришкин А. В.
г Петрозаводск
2016
Методическая разработка урока физики
«Агрегатные состояния вещества»
Цель урока:Сформировать новые знания и умения по теме «Агрегатные состояния вещества»
Задачи:
учебные:
сформировать знания основных положений МКТ;
проверить знания учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»;
познакомить с агрегатными состояниями вещества, с условиями перехода из одного агрегатного состояния в другое;
воспитательные:
показать значение одного из признаков диалектического познания, подчеркнув обобщение различных систем в единстве внутреннего и внешнего.
развивающие:
познакомить со структурными элементами приема обобщения.
развивать умение анализировать и систематизировать знания;.
Оборудование: компьютер, демонстрационный проектор, презентация, видео, раздаточный материал, формулы потенциальной и кинетической энергии, таблица с температурой плавления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: лекция, беседа, демонстрация, работа с раздаточным материалом.
План урока
Актуализация знаний учащихся:
Учитель зачитывает цитату из лекций Р. Фейнмана: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза: все тела состоят из атомов – маленьких телец, которые находятся в беспорядочном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения»
Учитель: Попытайтесь доказать утверждение Р. Фейнмана, используя имеющиеся у вас знания.
Повторение ранее изученных знаний
Объяснить формулы потенциальной и кинетической энергии.
Назовите основные положения МКТ.
Как доказываются эти положения?
Вопрос: Какие агрегатные состояния вещества Вы знаете?
Изучение нового материала:
Видео из мультфильма: «Фиксики»
Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу:
Агрегатное состояние вещества
Основные положения МКТ
Изменение формы и объёма
Расстояние и взаимодействие частиц
Характер движения
Порядок расположения
Что же отличает одно состояние вещества от другого?
Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
Показ видеофрагмента Три состояния вещества (С 3-46)
При демонстрации видео студенты проверяют свои знания и заполняют таблицу.
1. В разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно;
2. Внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.
Твёрдое состояние
Вещество находится в твёрдом состоянии, если средняя потенциальная энергия притяжения молекул много больше их средней кинетической энергии
Жидкое состояние
Вещество находится в жидком состоянии, если средняя кинетическая энергия молекул соизмерима со средней потенциальной энергией их притяжения
Газообразное состояние
Вещество находится в газообразном состоянии, если средняя кинетическая энергия молекул превышает их среднюю потенциальную энергию
Существует ещё одно состояние вещества: Плазма
Вещество находится в состоянии плазмы, если средняя кинетическая энергия молекул значительно превышает их среднюю потенциальную энергию.
Большая кинетическая энергия молекул при столкновении приводит к выбиванию из атомов электронов (не упругий удар) что приводит к ионизации
Ионизация – процесс образования ионов из атомов
Существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Показ видеофрагмента – плавление
Работа с графиком:
АВ - нагрев льда; t; U.
BC - плавление льда ; t= const; U.
CD - нагревание воды;t ; U.
DE – охлаждение воды; tU
EF – кристаллизация воды; t=const; U
FK –охлаждение льда ;tU
а) Температура, при которой происходит переход твердого вещества в жидкое называется температурой плавления.
б) Во время процесса плавления температура остается постоянной, хотя телу передается количество теплоты, т.е. внутренняя энергия увеличивается.
в) Вещество отвердевает при той же температуре, при которой плавится.
tпл = tкр
Закрепление:
1.Ответить на вопросы:
1.Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий?
2. Какой из металлов самый тугоплавкий?
3.Какой из двух металлов алюминий или медь, вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду годную для расплавления в ней другого металла?
4.Какой из кусков стальной или вольфрамовый останется твердым, если будет брошен в расплавленное железо?
5.Будет ли плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь?
6.Олово переведено из одного состояния в другое. Так что внутренняя энергия уменьшилась. Затвердело оно или расплавилось?
7.Вода или водяной пар. Если массы их одинаковы. Обладают при 100оС наименьшей внутренней энергией? Почему?
Работа с таблицей:
Объясните внешние свойства вещества в разных агрегатных состояниях на основе знаний основных положений МКТ.
Студенты по заданию преподавателя объясняют.
Давайте обсудим особенности веществ, близких по строению (алмаза и графита). Учитель показывает структуру алмаза и графита. Учащиеся получают инструкционный лист с планом обсуждения и обобщения:
План исследования
Описать структурное соединение, т.е. указать количество атомов, образующих его; представить в пространстве модель вещества, состоящую из молекул, атомов, ионов.
Выделить общее в рассматриваемых структурных соединениях.
Выявить различие внешних свойств алмаза и графита
Укажите, какие особенности структуры рассматриваемых веществ определяют различие их свойств.
Обратите внимание на порядок атомов при компоновке их в молекулы; укажите различие в порядке компоновки.
(Студенты проводят исследования совместно с преподавателем)
Итог работы
Учитель: план проведенного вами исследования представляет в упрощенном виде путь поиска ученых к созданию веществ с определенными свойствами. Исследование свойств веществ все время приводит к открытию новых и новых явлений.
Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Основная задача, которую решают ученые, - это создание веществ, свойства которых определены заранее. Путь к решению ее длинный и сложный. Прежде чем использовать ту или другую закономерность, необходимо научиться ее выделять и изучать. Здесь можно применить прием обобщения, которым мы и воспользовались при сравнении структур алмаза и графита
Решение задач
Организация домашнего задания
Повторить основной материал по конспекту
Подготовиться к физическому диктанту по вопросам учебника
Индивидуальное задание: познакомиться с особенностями теплового расширения воды