kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока физики 8 класс: "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

Урок

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание.

 

8 класс

 

 

 

 

 

 

учитель физики

МБОУ «Горская ООШ»

Буракова Инесса Владимировна

Тема:  «Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация».

Цели: Изучить понятие агрегатного состояния вещества на основе МКТ, фазовых переходов.

 

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать четкое представление о агрегатных состояниях вещества.
  • ввести понятие  агрегатные состояния, плавления, отвердевания, температуры плавления и кристаллизации
  • наблюдать различные фазовые переходы.

Развивающие:

  •  научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;
  • находить кинематические закономерности;
  • понимать влияние условий на характер протекания физических процессов;
  • формировать умение проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные:

  •  воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету;
  • расширять кругозор, формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.

Оборудование:

  • ПК, мультимедиа-проектор, свинец, стальная ложка, горелка, лед, вода, горячая вода.

 

 

Ход  и структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии 

 

Время

 

1.

 

Орг. момент 

Приветствует учащихся. Предлагает записать д.з.

 Сегодня мы рассмотрим понятия агрегатного состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

П.12-14, упр.7(4,5)

 

3 мин

2

Объяснение материала. Агрегатное состояние вещества.

 Вы знаете, что вещество может находиться в трех состояниях: например вода в жидком, твердом и газообразном состоянии.  

Чем можно объяснить различные состояния вещества?

Формулирует дополнительно:

Молекулярно-кинетическая теория строения вещества — одно из величайших достижений физической науки — основана на трех утверждениях: Слайд 2.

1.     всякое вещество состоит из частиц — молекул или атомов;

2.     частицы (молекулы, атомы) совершают беспорядочное тепловое движение;

3.     частицы (молекулы, атомы) взаимодействуют друг с другом.

Эта теория позволяет понять множество самых разнообразных явлений и в их числе факт существования вещества в трех, как говорят, агрегатных состояниях — твердом, жидком, газообразном.

 Схема на доске:

твердое тело-   жидкость     газ                   при нормальных условиях

Почему же совокупности совершенно одинаковых частиц, например молекул воды (H2O), могут образовать такие столь непохожие друг на друга тела, как лед, вода, водяной пар?

Тепловое движение молекул характеризуется их средней кинетической энергией. Она, как известно, определяет температуру тел. 

   Молекулы движутся и взаимодействуют одновременно, и, следовательно, они обладают и кинетической и потенциальной энергией. Поэтому быть ли телу твердым, жидким или газообразным, зависит от соотношения обоих видов энергии. А изменение этого соотношения и приводит к переходу вещества из одного состояния в другое. Твердое состояние — это состояние, в котором потенциальная энергия Еp взаимодействия молекул подавляюще велика по сравнению с кинетической Еk:  Демонстрирует  кристаллическую решетку.

 Еp>>Еk . (запись на доске под тв. телом)

Какие свойства характерны твердому телу?

 

 

Как можно изменить это соотношение?

  Таким образом можно добиться того, чтобы кинетическая энергия стала примерно равной потенциальной. Тогда и произойдет переход из твердого состояния в жидкое, для которого характерно примерное равенство Еp и Еk:

 Еp≈Еk .

В этом состоянии потенциальная энергия еще достаточно велика, чтобы молекулы не могли разлететься друг от друга, а кинетическая энергия уже достаточно велика, чтобы молекулы приобрели определенную подвижность, то есть возможность перемещаться внутри объема.

Назовите св-ва жидкости

Если будем дальше нагревать, теперь уже жидкость?

Будем продолжать поставлять энергию, нагревая теперь уже жидкость. Кинетическая энергия молекул будет расти и в какой-то момент превзойдет потенциальную энергию их взаимодействия настолько, что ею (потенциальной энергией) можно будет пренебречь:

 Еp<<Еk .

 Назовите свойства газа.

  •  

 Итак, какие переходы из одного состояния в другое или как еще называют, фазовые переходы возможны?  Слайд 3

 

Твердом, жидком и газообразном.

 

 

Обсуждают, выдвигают гипотезы, делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарисовывают схему и дополняют ее по ходу объяснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохраняет форму и объем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположение.

Например, нагревая твердое тело.

 

 

 При нагревании увеличивается кинетическая энергия частиц тела,  .

 

 

 

 

 

 

Отвечают:  жидкость сохраняет свой объем, но становится текучей и поэтому не сохраняет своей формы.

 

Газ не сохраняет не форму не объем.

 

 Слушают учителя.

 

Проблемные технологии

20 мин

3.

Физкультминутка

Учитель предлагает проделать 3 упражнения на разминку.

Учащиеся  выполняют упражнения

здоровьесберегающие

3мин

4.

Плавление  и отвердевание.

 

   Демонстирует опыт с нагреванием и плавлением свинца. Ученики выходят и смотрят опыт. Учитель обращает внимание на технику безопасности, при проведении опыта.

        

 Предлагает учащимся самостоятельно записать, что же такое плавление.   

Температура, при которой тело плавится наз. температурой плавления.

Видео плавление металлов

 

 Температура, при которой тело отвердевает наз. температурой кристаллизации t 0пл=t 0кр 

 

 

Наблюдают, слушают учителя.

Записывают самостоятельно определения в тетрадь:

Плавление переход вещества из твердого тела в жидкость

 

10 мин

5.

График плавления и отвердевания льда

  Интересное происходит при переходе из твердого состояния в жидкое. Давайте посмотрим на примере графика плавления льда

График плавления смотри в учебнике. Стр.33 рис.16

Рассматриваем переходы, обращая внимание, на что расходуется энергия при плавлении .

Предлагает учащимся самостоятельно описать плавление льда  по Слайду 4

  

Работают с учебником. Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Озвучивают самостоятельно

 

5 мин.

6.

Закрепление материала

 Подводим итоги. 1. Вы познакомились с тремя агрегатные состояниями вещества…

2. Переход из твердого состояния в жидкое наз. ..

3. Температура, при которой вещество плавится наз. …

4. Температура, при которой вещество кристаллизуется, наз. …Слайд 5

 

 

Твердое, жидкое газообразное плавлением

 

температурой плавления

 

 температурой кристаллизации

 

2мин.

7.

Рефлексия  

Что запомнилось на уроке

 Оценки за урок

 

Отвечают

Дают дневники

 

2 мин.

Просмотр содержимого презентации
«8_klass_grafiki»

Обобщение по теме:  «Агрегатные состояния вещества» 8 класс

Обобщение по теме:

«Агрегатные состояния вещества»

8 класс

Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду? Свинец Олово Свинец Ртуть Ртуть Олово

Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?

Свинец

Олово

Свинец

Ртуть

Ртуть

Олово

На рисунке представлен график охлаждения и кристаллизации твёрдого тела. Какому процессу соответствует участок ВС? t, C Охлаждение А Плавление B C D Кристаллизация t, мин

На рисунке представлен график охлаждения и кристаллизации твёрдого тела. Какому процессу соответствует участок ВС?

t, C

Охлаждение

А

Плавление

B

C

D

Кристаллизация

t, мин

Для какого вещества представлен график плавления и нагревания? t, C Лёд 100 Олово  50 t, мин Цинк 0 2 4 6 10 -50

Для какого вещества представлен график плавления и нагревания?

t, C

Лёд

100

Олово

50

t, мин

Цинк

0

2

4

6

10

-50

Определите по графику, какое количество теплоты потребуется для нагревания и плавления 2 кг твёрдого вещества. t, C 400 кДж 100 890 кДж  50 t, мин 1200 кДж 0 2 10 6 4 -50

Определите по графику, какое количество теплоты потребуется для нагревания и плавления 2 кг твёрдого вещества.

t, C

400 кДж

100

890 кДж

50

t, мин

1200 кДж

0

2

10

6

4

-50

В каком варианте ответа верно указаны окончания для каждой из фраз? Температура кипения жидкости … Температура испарения жидкости … Температура конденсации жидкости … … с ростом атмосферного давления увеличивается … с ростом атмосферного давления уменьшается. … не зависит от атмосферного давления. 1-а, 2 – в, 3 – а 1 – а, 2 – б, 3 – а 1 – а, 2 – а, 1 – б, 2 – в, 3 - в

В каком варианте ответа верно указаны окончания для каждой из фраз?

  • Температура кипения жидкости …
  • Температура испарения жидкости …
  • Температура конденсации жидкости …
  • … с ростом атмосферного давления увеличивается
  • … с ростом атмосферного давления уменьшается.
  • … не зависит от атмосферного давления.

1-а, 2 – в, 3 – а

1 – а, 2 – б, 3 – а

1 – а, 2 – а,

1 – б, 2 – в, 3 - в

Возможно ли такое явление: от тела отнимается энергия. А температура его при этом не изменяется?

Возможно ли такое явление: от тела отнимается энергия. А температура его при этом не изменяется?

Постройте график изменения температуры тела со временем по следующим данным: Кусок льда, взятого при температуре -25 С, поместили в банку и стали нагревать на газовой горелке. Через некоторое время лёд расплавился, образовавшаяся вода нагрелась и некоторое время кипела. Отметьте буквами на графике следующие участки: АВ – нагревание льда; ВС – плавление льда; CD – нагревание воды; DE – кипение воды.

Постройте график изменения температуры тела со временем по следующим данным:

Кусок льда, взятого при температуре -25 С, поместили в банку и стали нагревать на газовой горелке. Через некоторое время лёд расплавился, образовавшаяся вода нагрелась и некоторое время кипела.

Отметьте буквами на графике следующие участки: АВ – нагревание льда; ВС – плавление льда; CD – нагревание воды; DE – кипение воды.

Вода нагревается от 20 С до 100 С. Какой из графиков отражает этот процесс? 100 100 А 20 Б А Б 100 В 20 20 Г Г В

Вода нагревается от 20 С до 100 С. Какой из графиков отражает этот процесс?

100

100

А

20

Б

А

Б

100

В

20

20

Г

Г

В

Использованные ресурсы: www.fizika.ru В.С. Лебединская Диагностика предметной обученности Н.И. Зорин контрольно-измерительные материалы. Физика. 8 класс А.Е. Марон Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие Учитель Банченко Н.П. МКОУ «ООШ № 2» Г. Лиски, Воронежская область

Использованные ресурсы:

  • www.fizika.ru
  • В.С. Лебединская Диагностика предметной обученности
  • Н.И. Зорин контрольно-измерительные материалы. Физика. 8 класс
  • А.Е. Марон Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие

Учитель Банченко Н.П.

МКОУ «ООШ № 2»

Г. Лиски, Воронежская область


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Буракова Инесса Владимировна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 120036

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства