kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока (+презентация) по теме: "Классификация химических реакций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • обобщить представления о классификации химических реакций;
  • закрепить умения учащихся записывать уравнения химических реакций в неорганической химии и характеризовать их;
  • продолжить формирование практических умений проводить эксперимент, соблюдая правила техники безопасности, и анализировать наблюдения;
  • способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности и умению общаться в группе, коллективе.

Планируемые результаты урока:

  • учащиеся должны уметь называть типы химических реакций;
  • определять тип химической реакции по уравнению;
  • составлять уравнения химических реакций различного типа;
  • проводить наблюдения за признаками реакций, анализировать и делать выводы,
  • соблюдать правила техники безопасности при выполнении демонстрационных опытов.

Тип урока: урок - практикум

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ»

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия__________________________________Имя___________________________


I. Теоретическая часть

Заполните таблицу

Типы химических реакций

Примеры

I тип По изменению степени окисления (ОВР)

РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ

1.

2.

3.

РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ

1.

2.

3.

РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ

1.

2.

3.

II тип По числу и составу исходных и образующихся веществ

РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ

1.

2.

3.

РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ

1.

2.

3.

РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ

1.

2.

3.

РЕАКЦИИ ОБМЕНА

1.

2.

3.

III По тепловому эффекту

ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИЕ


ЭНДОТЕРМИЧЕСКИЕ


IV По признаку обратимости

НЕОБРАТИМЫЕ


ОБРАТИМЫЕ



II. Химический практикум


Проведите химические реакции, доказывающие влияние условий на их протекание, запишите свои наблюдения в таблицу.

Реактивы – металлы - магний, железо, медь, цинк; серная кислота (разбавленная (1:10) и концентрированная (1:5)), соляная кислота (разбавленная), оксид меди (порошок), карбонат кальция, пробиркодержатель, спиртовка.


Исходные вещества

Условия реакций

Признаки реакций

Уравнения реакций

Тип реакции
































III. Первичная проверка знаний (тест). Выберите один правильный ответ и отметьте его в тесте.


I вариант

1) Реакция, уравнение которой 2KOH + H2SO4K2SO4 + 2H2O, является:

А. Эндотермической, обмена; В. Обмена, экзотермической;

Б. Обмена, каталитической; Г. Гетерогенной, обмена.

2) Укажите обратимую реакцию:

А. 2Al + 3O2Al2O3 Б. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

В. N2 + 3H2 → 2NH3 Г. C3H8 + 5O2 → 3CO2 + 4H2O

3) Верно утверждение, что реакция нейтрализации – это реакция:

А) окислительно-восстановительная; Б) обмена;

В) всегда обратимая; Г) каталитическая.

4) С наименьшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:

А. Fe и H2SO4(р-р); Б. AgNO3(р-р) и NaCl(р-р);

В. Cu и O2; Г. C2H5OH и Na.


II вариант

1) Экзотермической является реакция:

А) МgCO3 MgO + CO2; Б) 2 H2O2 O2 + 2Н2О

В) S+O2SO2; Г)2 H2O → O2 + 2Н2

2) К окислительно-восстановительным относится реакция, уравнение которой:

А. Al2O3+ 6HCl →2AlCl3+ 3H2O; Б. CaO + H2OCa(OH)2;

В. H2O + SO2 ↔ H2SO3; Г. Zn+ Cu(NO3)2 → Zn(NO3)2 + Cu

3) Скорость химической реакции зависит от:

А. природы реагирующих веществ; Б. температуры реакции;

В. присутствия катализатора; Г. от каждого из перечисленных факторов

4) Необратимой является реакция:

А) разложения угольной кислоты;

Б) получения сернистой кислоты из оксида серы(IV) и воды;

В) разложения гидроксида меди (П);

Г) получения аммиака из простых веществ.


Взаимопроверка: обменяйтесь тестами с соседом по парте


IV. Рефлексия

Сделай вывод:

Что было трудно запомнить на уроке

Что нового узнал

на уроке

Что вызвало интерес на уроке


Подумай, кого из одноклассников ты бы отметил за работу на уроке?

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»












Классификация химических реакций

(урок-практикум с применением ИКТ)





Автор: Горячкина Ирина Анатольевна

учитель химии высшей категории

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы,

Самарской области





2015г

Цели урока:

  • обобщить представления о классификации химических реакций;

  • закрепить умения учащихся записывать уравнения химических реакций в неорганической химии и характеризовать их;

  • продолжить формирование практических умений проводить эксперимент, соблюдая правила техники безопасности, и анализировать наблюдения;

  • способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности и умению общаться в группе, коллективе.


Планируемые результаты урока:

  • учащиеся должны уметь называть типы химических реакций;

  • определять тип химической реакции по уравнению;

  • составлять уравнения химических реакций различного типа;

  • проводить наблюдения за признаками реакций, анализировать и делать выводы,

  • соблюдать правила техники безопасности при выполнении демонстрационных опытов.


Тип урока: урок - практикум

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование и реактивы:

2) мультимедиапроектор;

2) мультимедийная презентация;

3) рабочий лист учащегося;

4) реактивы - металлы (магний, железо, медь), серная кислота (разбавленная и концентрированная), соляная кислота (разбавленная), оксид меди (порошок), карбонат кальция, пробиркодержатель, спиртовка.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Приветствие

  • Актуализация знаний. Опыт «Вулкан на столе»

Вопрос: Как вы думаете – о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь?

СЛАЙД 1- ТЕМА УРОКА

СЛАЙД 2 - ЦЕЛЬ УРОКА

СЛАЙД 3 – МАРШРУТ УРОКА

Вопрос: Какие типы химических реакций вам известны?

СЛАЙД 4- КЛАССИФИКАЦИЯ РЕАКЦИЙ

  • Объявление темы и целей урока (проецируется на слайде).


II. Этапы урока.

I. Теоретическая часть

Задание 1.

А) Используя материал §11 (стр. 43 – СХЕМА 3), распределите предложенные окислительно – восстановительные реакции согласно их типу:

2AgNO3 → 2Ag + 2NO2+ O2

Si + 2CI2 → SiCI4

2Na +2H2O→2NaOH + H2

2Ва + O2 → 2BaO

C+4HNO3 CO2+4NO2+2H2O

2KCLO3→2KCL + 3O2

C + CO2 → 2CO

2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2

2KMnO4K2MnO4 + MnO2 + O2↑.

Б) В каком уравнении реакции отсутствуют коэффициенты? Найдите его и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

В) Почему реакции ионного обмена нельзя отнести к реакциям ОВР?

(не происходит изменения степеней окисления элементов)

Задание 2.

А) Используя материал §11 (стр. 45 – СХЕМА 4), распределите предложенные реакции согласно их типу:

Ba(HCO3)2 → BaCO3 + CO2 + H2O

H2 + CuO → Сu + H2O

Li2CO3 + 2HCI → 2LiCI + CO2↑ + H2O

As2O5 + 3H2O → 2H3AsO4

(NH4)2Cr2O7 → Cr2O3+ N2+ 4H2O.

2Аl + Fe2O3→ 2Fе + Аl2О3

CO + Cl2 ↔ COCl2

2KOH + H2SO4 → K2SO4 + 2H2O

Mn(OH)2→ MnO + H2O

NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3

K2O + H2O → 2KOH

2КСIO3+ I2 → 2KIO3+ Сl2

Вопрос: По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции?

Выделение теплоты, выпадение осадка, появление запаха и т.д. (показываю на слайде, после ответа уч-ся)

Б) Выберите из предложенных реакций обмена реакцию нейтрализации и запишите полное и краткое ионное уравнение данной реакции.


Задание 3.

Для классификации реакций по тепловому эффекту и признаку обратимости воспользуйтесь реакциями из задания 2.

А) Выберите из предложенных реакций одну экзотермическую и одну эндотермическую, запишите их в «Рабочий лист учащегося» (реакции соединения или обмена; реакции разложения или замещения)

Б) Выберите из предложенных реакций одну обратимую реакцию и одну необратимую, запишите их в «Рабочий лист учащегося» (Ba(HCO3)2BaCO3 + CO2 + H2O. т.к. угольная кислота, как только образуется, сразу разлагается, поэтому реакция может идти обратимо);

Необратимая – это реакции ионного обмена (осадок, газ, вода)).


Вопрос: Какие условия необходимы для протекания химической реакции? (температура, измельчение веществ и т.д.- на слайде).


II. Химический практикум

Задание: Проведите химические реакции, доказывающие влияние условий на их протекание. Запишите свои наблюдения в таблицу.

Реактивы – металлы - магний, железо, медь, цинк; серная кислота (разбавленная (1:10) и концентрированная (1:5)), оксид меди (порошок), карбонат кальция, соляная кислота (разбавленная), пробиркодержатель, спиртовка.



Исходные вещества

Условия реакций

Признаки реакций

Уравнения реакций

Тип реакции


























Видеоролик – влияние катализатора и ингибитора на протекание химической реакции.

III. Коррекция знаний (обобщение результатов работы в группах) и первичная проверка знаний (тест).

А) Проверьте «Рабочий лист учащегося».

Б) Выполните тест на закрепление темы.

I вариант

1) Реакция, уравнение которой 2KOH + H2SO4K2SO4 + 2H2O, является:

А. Эндотермической, обмена; В. Обмена, экзотермической;

Б. Обмена, каталитической; Г. Гетерогенной, обмена.

2) Укажите обратимую реакцию:

А. 2Al + 3O2Al2O3 Б. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

В. N2 + 3H2 → 2NH3 Г. C3H8 + 5O2 → 3CO2 + 4H2O

3) Верно утверждение, что реакция нейтрализации – это реакция:

А) окислительно-восстановительная; Б) обмена;

В) всегда обратимая; Г) каталитическая.

4) С наименьшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:

А. Fe и H2SO4(р-р); Б. AgNO3(р-р) и NaCl(р-р);

В. Cu и O2; Г. C2H5OH и Na.


II вариант

1) Экзотермической является реакция:

А) МgCO3 MgO + CO2; Б) 2 H2O2 O2 + 2Н2О

В) S+O2SO2; Г)2 H2O → O2 + 2Н2

2) К окислительно-восстановительным относится реакция, уравнение которой:

А. Al2O3+ 6HCl →2AlCl3+ 3H2O; Б. CaO + H2OCa(OH)2;

В. H2O + SO2 ↔ H2SO3; Г. Zn+ Cu(NO3)2 → Zn(NO3)2 + Cu

3) Скорость химической реакции зависит от:

А. природы реагирующих веществ; Б. температуры реакции;

В. присутствия катализатора; Г. от каждого из перечисленных факторов

4) Необратимой является реакция:

А) разложения угольной кислоты;

Б) получения сернистой кислоты из оксида серы(IV) и воды;

В) разложения гидроксида меди (П);

Г) получения аммиака из простых веществ.

Взаимопроверка: обменяйтесь тестами с соседом по парте

Итак, подведем итог урока: что мы сегодня повторили на уроке? (ВЕРНУТЬСЯ НА СЛАЙД № 4 – КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ)

Добились ли мы поставленной цели?

III. Рефлексия

Сделай вывод:

Что было трудно запомнить на уроке

Что нового узнал

на уроке

Что вызвало интерес на уроке


Подумай, кого из одноклассников ты бы отметил за работу на уроке?







Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Классификация химических реакций

Классификация химических реакций

Цель урока:  обобщить знания о классификации химических реакций по разным признакам, привести примеры соответствующих реакций из неорганической химии

Цель урока:

обобщить знания о классификации химических реакций по разным признакам, привести примеры соответствующих реакций из неорганической химии

Маршрут урока

Маршрут урока

  • повторение классификации химических реакций
  • химический практикум
  • проверка знаний (тест)
  • рефлексия
Окислительно – восстановительные реакции 2AgNO 3 → 2Ag + 2NO 2 + O 2 ↑  Si + 2CI 2 → SiCI 4 C + CO 2 → 2CO 2Na +2H 2 O→2NaOH + H 2 ↑ C+HNO 3 → CO 2 +NO 2 +H 2 O 2KCLO 3 →2KCL + 3O 2 ↑ 2 Ва + O 2 → 2BaO 2Al + 3H 2 SO 4 → Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 ↑  2 KMnO 4 → K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ↑

Окислительно – восстановительные реакции

2AgNO 3 → 2Ag + 2NO 2 + O 2

Si + 2CI 2 → SiCI 4

C + CO 2 → 2CO

2Na +2H 2 O→2NaOH + H 2

C+HNO 3 CO 2 +NO 2 +H 2 O

2KCLO 3 →2KCL + 3O 2

2 Ва + O 2 → 2BaO

2Al + 3H 2 SO 4 → Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2

2 KMnO 4 K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

Ba(HCO 3 ) 2 → BaCO 3 + CO 2 + H 2 O (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 → Cr 2 O 3 + N 2 + 4H 2 O H 2 + CuO → С u + H 2 O CO + Cl 2 → COCl 2 NaCl + AgNO 3 → AgCl↓ + NaNO 3 2КС IO 3 + I 2 → 2 KIO 3 + С l 2 Li 2 CO 3 + 2HCI → 2LiCI + CO 2 ↑ + H 2 O  2 А l + Fe 2 O 3 → 2F е + А l 2 О 3 Mn(OH) 2 → MnO + H 2 O As 2 O 5 + 3H 2 O → 2H 3 AsO 4 2KOH + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + 2H 2 O K 2 O + H 2 O → 2KOH

Ba(HCO 3 ) 2 → BaCO 3 + CO 2 + H 2 O

(NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 → Cr 2 O 3 + N 2 + 4H 2 O

H 2 + CuO → С u + H 2 O

CO + Cl 2 → COCl 2

NaCl + AgNO 3 → AgCl↓ + NaNO 3

2КС IO 3 + I 2 → 2 KIO 3 + С l 2

Li 2 CO 3 + 2HCI → 2LiCI + CO 2 ↑ + H 2 O

2 А l + Fe 2 O 3 → 2F е + А l 2 О 3

Mn(OH) 2 → MnO + H 2 O

As 2 O 5 + 3H 2 O → 2H 3 AsO 4

2KOH + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + 2H 2 O

K 2 O + H 2 O → 2KOH

Признаки реакции 1. Выпадение или растворение осадка 2. Выделение или поглощение газа (запаха) 3. Изменение цвета (окраски) вещества 4. Повышение или понижение температуры 5. Появление пламени, излучение света, взрыв

Признаки реакции

1. Выпадение или растворение осадка

2. Выделение или поглощение газа (запаха)

3. Изменение цвета (окраски) вещества

4. Повышение или понижение температуры

5. Появление пламени, излучение света, взрыв

Условия, влияющие на скорость реакции: 1. Природа реагирующих веществ 2. Концентрация реагирующих веществ 3. Температура, при которой протекает реакция 4. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ 5. Присутствие катализатора* / ингибитора**

Условия, влияющие на скорость реакции:

1. Природа реагирующих веществ

2. Концентрация реагирующих веществ

3. Температура, при которой протекает реакция

4. Поверхность соприкосновения реагирующих

веществ

5. Присутствие катализатора* / ингибитора**

Проверка теста I вариант II вариант В В Б В В Г Г В

Проверка теста

I вариант

II вариант

  • В
  • В
  • Б
  • В
  • В
  • Г
  • Г
  • В

Рефлексия Сделай вывод:  Что было трудно запомнить на уроке  Что нового узнал на уроке  Что вызвало интерес на уроке Подумай, кого из одноклассников ты бы отметил за работу на уроке?

Рефлексия

Сделай вывод:

Что было трудно запомнить на уроке

Что нового узнал

на уроке

Что вызвало интерес на уроке

Подумай, кого из одноклассников ты бы отметил за работу на уроке?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока (+презентация) по теме: "Классификация химических реакций"

Автор: Горячкина Ирина Анатольевна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по химии"Получение и свойства кислот" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-poluchieniie-i-svoistva-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "168567"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423245511"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока «Аминокислоты» (технология коллективных способов обучения)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-aminokisloty-tiekhnologhiia-kolliektivnykh-sposobov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308458"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458582541"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по биологии в 8 классе "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-8-klassie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "196898"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428140722"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока с презентацией по теме "Химические свойства кислот" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "212446"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431854855"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  по биологии "Значение витаминов в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokapobiologhiiznachieniievitaminovvzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "327115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463393560"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства