kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии в 8 классе "Витамины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 8 классе

Тема урока: Витамины.

Тип урока :комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала данной темы

Цели урока: изучить роль витаминов в обмене веществ, классификацию витаминов, рациональное использование витаминов.

Задачи образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов, истории открытия, содержании в продуктах питания; выявить признаки основных авитаминозов, происходящих в организме, познакомить с основными правилами сохранения витаминов в пище при их приготовлении.

развивающие: формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий,стимулировать развитие логического мышления, памяти при заполнении таблицы.

воспитательные: создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в паре, группе.

Оборудование: таблицы, презентация, карточки с рефлексией

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.  Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только одно тело. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

     2. Актуализация знаний.

Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем обменные процессы в организме.

Проверка домашнего задания по теме: «Обмен веществ»,фронтальный опрос

                        1.Какие вещества и как поступают в наш организм? (Вместе с пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы).

                        2.Зачем они нужны в организме? (Они служат строительным материалом и источником энергии).

                        3.Что такое обмен веществ? Как он называется по другому? (Обмен веществ или метаболизм – это совокупность процессов поступления, преобразования и выделения веществ организмом).

                        4.Какие стадии включает обмен веществ? (Обмен веществ включает подготовительную, основную и заключительную стадии).

                        5.Какие виды обмена составляют основную стадию? (Основная стадия состоит из пластического и энергетического обмена).

                        6.Что такое пластический обмен? (Совокупность реакций образования органических веществ и клеток называется пластический обмен).

                        7.В чем суть и значение энергетического обмена? (Энергетический обмен даёт организму энергию, которая выделяется при окислении веществ, поступивших в клетку).

                        8.Как связаны между собой пластический и энергетический обмен? (В результате пластического обмена синтезируются ферменты, которые ускоряют все химические реакции в клетке, в том числе и реакции окисления, в результате которых, выделяется энергия, необходимая для синтеза веществ).

                        Заполнение таблицы

                   Пищевые

                   продукты

                   Органы пищеварительного канала

                   Пищеварительные

                   Железы,    ферменты

                   Конечные продукты

                   Сложные углеводы

                   (крахмал)

                   Белки

                   Жиры

                         

1.Постановка проблемы.

Молодцы, ребята. Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.

О каком веществе можно сказать : «Мал золотник, да дорог!»

Да, конечно же,это витамины. Запишите тему сегодняшнего урока:«Витамины».

Учитель пишет  тему урока на доске.

2.Объяснение новой темы:

В настоящее время известно более 25 витаминов их обозначают латинскими буквами: А,В,С,Д и т.д.

Некоторые из них образуют целые группы, например витамины группы В.

Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые (учитель записывает схему на доске, ученики в тетрадь)

Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.

Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.

В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли открыть.

Сообщение ученика об истории открытия витаминов.

Ваша задача –  записать определение витаминов в тетради, кто и когда их открыл.

Витамины – низкомолекулярные органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Были открыты Н. И. Луниным в 1880 г.(запись в тетрадь)

Презентация Витамины

Объяснения учителя по ходу показа слайдов, заполнение учащимися таблицы

Витамин

Биологическое действие

Продукты

Авитаминозы

Суточная потребность

Человека в витамине

         С

Участвует в энергетическом обмене, улучшает иммунитет

Цитрусовые, капуста, перец, шиповник

цинга

50-100 мг

          В

Участвует в проведении нервного импульса

Хлебобулочные

Изделия из муки грубого помола, бобовые печень

Бери-бери

0,2 мг

          Д

Стимулирует

Обмен кальция и фосфора

Рыбий жир,яйца,

синтезируется в коже

рахит

2,5 мг

          А

Влияет на зрение и рост

Мясные продукты,яйца,в растениях предшественник витамина А -красный пигмент каротин

Куриная слепота

1мг

При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз

                        Что означает приставка «а»? (Отсутствие витаминов в пище).

При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья – заболевания.

                        Что означает приставка «гипо»? (Малое, недостаточное количество витаминов в пище). При этом серьёзных заболеваний не возникает, но человек быстро утомляется, понижается работоспособность, повышается раздражимость, снижается сопротивляемость к инфекциям.

                        Что означает приставка «гипер»? (Сверх, избыток витамина в организме)

Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма.

Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

На слайде мифы о витаминах

МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.(Витамины нужны постоянно).

МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. (В зимний период большая часть витаминов в овощах и фруктах уже разрушена).

МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. (Гипервитаминоз грозит только при неправильном приёме витаминов).

МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет. (Это всего лишь рекламный ход).

МИФ 5. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные.(Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.).

При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Как сохранить витамины ? Сообщение ученика.

4. Первичное закрепление.

Фронтальный опрос

- Что такое витамины?

- Почему витамины называют «Чудесная азбука здоровья»? Чем они полезны?

- Почему нельзя выпить сразу весь пузырёк, что бы запастись витаминами впрок? (Может возникнуть гипервитаминоз, который опасен не менее авитаминоза).

- Как помочь больным рахитом не используя витамин D?

- Почему молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике?

- В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

5.Работа в парах. Составить рецепт весеннего салата, сказать какие витамины находятся в пищевых продуктах

Домашнее задание: § 37.Дописать в таблице витамины Е,К,В12,В6

4. Рефлексия:

 Поднять карточки с солнышком, если урок понравился и все понятно.

Карточка тучи, если не все ясно и есть вопросы

Карточка дождь,много неясных вопросов

Я благодарю вас за работу на уроке.(Выставление оценок). «Для здоровья и силы принимайте витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С. До свидания!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 8 классе "Витамины" »

Конспект урока по биологии в 8 классе

Тема урока: Витамины.

Тип урока :комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала данной темы

Цели урока: изучить роль витаминов в обмене веществ, классификацию витаминов, рациональное использование витаминов.

Задачи образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов , истории открытия, содержании в продуктах питания; выявить признаки основных авитаминозов, происходящих в организме, познакомить с основными правилами сохранения витаминов в пище при их приготовлении.

развивающие: формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий ,стимулировать развитие логического мышления, памяти при заполнении таблицы.

воспитательные: создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в паре, группе.

Оборудование: таблицы, презентация, карточки с рефлексией

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только одно тело. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

2. Актуализация знаний.

Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем обменные процессы в организме.

Проверка домашнего задания по теме: «Обмен веществ»,фронтальный опрос

  • 1.Какие вещества и как поступают в наш организм? (Вместе с пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы).

  • 2.Зачем они нужны в организме? (Они служат строительным материалом и источником энергии).

  • 3.Что такое обмен веществ? Как он называется по другому? (Обмен веществ или метаболизм – это совокупность процессов поступления, преобразования и выделения веществ организмом).

  • 4.Какие стадии включает обмен веществ? (Обмен веществ включает подготовительную, основную и заключительную стадии).

  • 5.Какие виды обмена составляют основную стадию? (Основная стадия состоит из пластического и энергетического обмена).

  • 6.Что такое пластический обмен? (Совокупность реакций образования органических веществ и клеток называется пластический обмен).

  • 7.В чем суть и значение энергетического обмена? (Энергетический обмен даёт организму энергию, которая выделяется при окислении веществ, поступивших в клетку).

  • 8.Как связаны между собой пластический и энергетический обмен? (В результате пластического обмена синтезируются ферменты, которые ускоряют все химические реакции в клетке, в том числе и реакции окисления, в результате которых, выделяется энергия, необходимая для синтеза веществ).

  • Заполнение таблицы

    • Пищевые

    • продукты

    • Органы пищеварительного канала

    • Пищеварительные

    • Железы, ферменты

    • Конечные продукты

    • Сложные углеводы

    • (крахмал)

    • Белки

    • Жиры

1.Постановка проблемы.

Молодцы, ребята. Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.

О каком веществе можно сказать : «Мал золотник, да дорог!»

Да, конечно же ,это витамины. Запишите тему сегодняшнего урока:«Витамины».

Учитель пишет тему урока на доске.

2.Объяснение новой темы:

В настоящее время известно более 25 витаминов их обозначают латинскими буквами: А,В,С,Д и т.д.

Некоторые из них образуют целые группы, например витамины группы В.

Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые (учитель записывает схему на доске, ученики в тетрадь)

Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.

Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.

В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли открыть.

Сообщение ученика об истории открытия витаминов.

Ваша задача – записать определение витаминов в тетради , кто и когда их открыл.

Витамины – низкомолекулярные органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Были открыты Н. И. Луниным в 1880 г.(запись в тетрадь)

Презентация Витамины

Объяснения учителя по ходу показа слайдов, заполнение учащимися таблицы

Витамин

Биологическое действие

Продукты

Авитаминозы

Суточная потребность

Человека в витамине

С

Участвует в энергетическом обмене, улучшает иммунитет

Цитрусовые, капуста, перец, шиповник

цинга

50-100 мг

В

Участвует в проведении нервного импульса

Хлебобулочные

Изделия из муки грубого помола, бобовые печень

Бери-бери

0,2 мг

Д

Стимулирует

Обмен кальция и фосфора

Рыбий жир,яйца,

синтезируется в коже

рахит

2,5 мг

А

Влияет на зрение и рост

Мясные продукты,яйца,в растениях предшественник витамина А -красный пигмент каротин

Куриная слепота

1мг


При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз

  • Что означает приставка «а»? (Отсутствие витаминов в пище).

При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья – заболевания.

  • Что означает приставка «гипо»? (Малое, недостаточное количество витаминов в пище). При этом серьёзных заболеваний не возникает, но человек быстро утомляется, понижается работоспособность, повышается раздражимость, снижается сопротивляемость к инфекциям.

  • Что означает приставка «гипер»? (Сверх, избыток витамина в организме)

Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма.

Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

На слайде мифы о витаминах

МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.(Витамины нужны постоянно).

МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. (В зимний период большая часть витаминов в овощах и фруктах уже разрушена).

МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. (Гипервитаминоз грозит только при неправильном приёме витаминов).

МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет. (Это всего лишь рекламный ход).

МИФ 5. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные.(Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.).

При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Как сохранить витамины ? Сообщение ученика.

4. Первичное закрепление.

Фронтальный опрос

- Что такое витамины?

- Почему витамины называют «Чудесная азбука здоровья»? Чем они полезны?

- Почему нельзя выпить сразу весь пузырёк, что бы запастись витаминами впрок? (Может возникнуть гипервитаминоз, который опасен не менее авитаминоза).

- Как помочь больным рахитом не используя витамин D?

- Почему молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике?

- В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

5.Работа в парах. Составить рецепт весеннего салата, сказать какие витамины находятся в пищевых продуктах

Домашнее задание: § 37.Дописать в таблице витамины Е,К,В12,В6

4. Рефлексия:

Поднять карточки с солнышком, если урок понравился и все понятно.

Карточка тучи, если не все ясно и есть вопросы

Карточка дождь ,много неясных вопросов

Я благодарю вас за работу на уроке.(Выставление оценок). «Для здоровья и силы принимайте витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С. До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии в 8 классе "Витамины"

Автор: Никонорова Ирина Владимировна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 196898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по биологии 8 класс"Витамины" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-biologhii-8-klass-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "190555"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427192334"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  по биологии "Значение витаминов в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokapobiologhiiznachieniievitaminovvzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "327115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463393560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Конспект урока "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(24) "konspiekt-uroka-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "190544"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427191233"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства