Конспект урока на тему "Экзотермические и эндотермические реакции"
Конспект урока на тему "Экзотермические и эндотермические реакции"
Тема: «Экзо- и эндотермические реакции. Составление термохимических уравнений реакций». Цели урока: Предметные: продолжить формирование представлений о классификации химических реакций. Сформировать представления о тепловых эффектах химических реакций. Научить различать экзо- и эндотермические реакции; познакомить с новым типом расчётных задач – по термохимическому уравнению реакции. Метапредметные: продолжить развивать умение наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент; совершенствовать навыки ведения наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения. Личностные: воспитывать патриотизм и чувство гордости за достижения отечественной науки на примере личности академика Г.И.Гесса, а так же способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных навыков, чувства товарищества и взаимопомощи. Оборудование: учебник, проектор, электронная презентация; иллюстрации, демонстрирующие экзотермические и эндотермические реакции; магний (порошок), растворы серная кислота, нитрат натрия, вода, штатив с пробирками, держатель; карточки с заданиями.
Тип урока: усвоение новых знаний ХОД УРОКА Организационный этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Александр Евгеньевич Гаврюшкин «Огонь свечи, огонь костра…» Огонь свечи, огонь костра, Огонь могучего пожара. Огни – они все мастера Ниспосланного людям дара. Двух мастеров прислал Господь, И Мир наш стал таким уютным. А третий – явно чёрта плоть, Беду лишь мастер нёс беспутный Свеча дарила людям свет, Костёр стал очагом в их доме. И Ада страшного ответ –Пожар рычал, как зверь в загоне. Кто скажет: что же есть огонь? Он наказание иль благо? Что означали дым и вонь В пылу горящего Рейхстага? И все же людям без огня Жить стало бы на редкость трудно…Не стоит нам, огонь виня, Жизнь делать тёмной беспробудно. Шампанское и свет свечи, Свет маяка, что нужен в море, Дрова, горящие в печи –Всё это счастье, а не горе… ―Какое ключевое слово в стихотворении? (огонь) Приём «Ассоциативный ряд». ― Назовите ассоциативные ощущения, связанные со словом огонь (свет, костёр, тепло, химические реакции) Проблемный вопрос. ― А существуют ли химические реакции, которые протекают с поглощением теплоты? (реакции разложения: разложение воды под действием эл. тока….) ― О каких реакциях пойдёт речь на уроке? Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом реакции. ―Откройте, пожалуйста, учебники, посмотрите название темы нашего урока. Давайте определим цель и задачи урока. Первичное усвоение новых знаний 1. Экзо- и эндотермические реакции. (Работа по учебнику. Смысловое чтение)― Как классифицируются реакции по тепловому эффекту? Приведите примеры соответствующих реакций. 2. Лабораторный эксперимент (или демонстрационные опыты) Опыт 1. Взаимодействие Mg с раствором серной кислоты. 1) В пробирку с порошком магния (Mg) прилить осторожно, по каплям! 0,5 мл раствора кислоты H2SO4, что наблюдаете? 2) Аккуратно! потрогайте нижнюю часть пробирки. Наблюдения и уравнение реакции записать в тетрадь Опыт 2. Растворение азотного удобрения в воде 1) В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните 2) потрогайте пробирку Наблюдения запишите в тетрадь 3. Термохимические уравнения реакций (Работа по учебнику. Смысловое чтение)― Что такое ТХУ? Какие данные нужно обязательно указывать при составлении ТХУ? 4. Рассказ о работах Г.И.Гесса Изучением теплового эффекта химических реакций занимался наш соотечественник Герман Иванович Гесс. Учёный сформулировал основной закон термохимии – «закон постоянства сумм теплот» в 1840г., который, впоследствии получил название закона Гесса, а Германа Ивановича считают основоположником термохимии. Знание о тепловых эффектах химических реакций имеет большое практическое значение. Самая мощная в мире российская ракета "Энергия". Двигатели одной из её ступеней работают на сжиженных газах - водороде и кислороде: 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж В химической промышленности тепловые эффекты нужны для расчета количества теплоты для нагревания реакторов, в которых идут эндотермические реакции. В энергетике с помощью теплоты сгорания топлива рассчитывают выработку тепловой энергии. Врачи-диетологи используют тепловые эффекты окисления пищевых продуктов в организме для составления правильных рационов питания не только для больных, но и для здоровых людей - спортсменов, работников различных профессий. По традиции для расчетов здесь используют не джоули, а другие энергетические единицы - калории (1 кал = 4,1868 Дж). 5.Рассчёты по ТХУ Решение задач у доски. При определении выделившейся или поглощенной энергии в результате химической реакции пользуются правилом: количество теплоты прямо пропорционально количеству веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся веществ в результате нее. Задача 1. Используя термохимическое уравнение реакции 2Н2О(ж) = 2Н2(г) + О2(г) – 572кДж, определите какое количество теплоты надо затратить на разложение 72г воды. Ответ: 1144кДж Задача 2. Определите тепловой эффект реакции 2SO2(г) + O2(г) = 2SO3(г) + Q, если прореагировал оксид серы (IV) объемом 67,2л (н.у.), и при этом выделилось 294 кДж теплоты. Ответ: Q=196кДж Первичная проверка понимания 1. Работа в парах. Решение задачи с последующей самопроверкой по эталону. Какой объем кислорода (при н.у.) выделится в результате реакции, термохимическое уравнение которой 2KClO3 = 2KCl + 3O2 – 91 кДж, если на разложение бертолетовой соли было затрачено 182 кДж теплоты. Ответ: объем выделившегося кислорода равен 134,4 л. 2. Самостоятельное решение задачи 1). Согласно термохимическому уравнению реакции СН4(г)+2О2(г)=СО2(г)+2Н2О(г)+802кДж количество теплоты, выделившейся при сжигании24г метана, равно: а) 1604 кДж, б) 1203 кДж, в) 601,5 кДж, г) 401 кДж. 2). В результате реакции, термохимическое уравнение которой 4NH3(г)+5О2(г)=4NO(г)+6Н2О(г)+902 кДж, выделилось 1127, кДж теплоты. Объем (н.у.) образовавшегося при этом оксида азота (II) равен: а) 112л, б) 11,2л, в) 89,6л, г) 896л Взаимопроверка по эталону. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению ОБЩЕЕ: § 2, выучить понятия, вопросы 1,2 с. 11 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ: решить задачи № 3,4 6) Рефлексия (подведение итогов занятия) Беседа: ― С реакциями, какого типа мы познакомились на уроке? ― Чем экзотермические реакции отличаются от эндотермических? ― Что такое тепловой эффект реакции? ― Какие данные нужно обязательно указывать при составлении термохимических уравнений? ― Приведите примеры экзо- и эндотермических реакций. Приём «Личный результат» Я знаю… Я умею…. Я затрудняюсь…. Мне было….
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Экзотермические и эндотермические реакции"»
Кордубан Виктория Викторовна
МБОУ «Черноморская средняя школа №3»
Учитель химии
Химия 9 класс
Тема: «Экзо- и эндотермические реакции. Составление термохимических уравнений реакций». Цели урока: Предметные: продолжить формирование представлений о классификации химических реакций. Сформировать представления о тепловых эффектах химических реакций. Научить различать экзо- и эндотермические реакции; познакомить с новым типом расчётных задач – по термохимическому уравнению реакции. Метапредметные: продолжить развивать умение наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент; совершенствовать навыки ведения наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения. Личностные: воспитывать патриотизм и чувство гордости за достижения отечественной науки на примере личности академика Г.И.Гесса, а так же способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных навыков, чувства товарищества и взаимопомощи. Оборудование: учебник, проектор, электронная презентация; иллюстрации, демонстрирующие экзотермические и эндотермические реакции; магний (порошок), растворы серная кислота, нитрат натрия, вода, штатив с пробирками, держатель; карточки с заданиями.
Тип урока: усвоение новых знаний ХОД УРОКА Организационный этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Александр Евгеньевич Гаврюшкин «Огонь свечи, огонь костра…» Огонь свечи, огонь костра, Огонь могучего пожара. Огни – они все мастера Ниспосланного людям дара. Двух мастеров прислал Господь, И Мир наш стал таким уютным. А третий – явно чёрта плоть, Беду лишь мастер нёс беспутный Свеча дарила людям свет, Костёр стал очагом в их доме. И Ада страшного ответ –Пожар рычал, как зверь в загоне. Кто скажет: что же есть огонь? Он наказание иль благо? Что означали дым и вонь В пылу горящего Рейхстага? И все же людям без огня Жить стало бы на редкость трудно…Не стоит нам, огонь виня, Жизнь делать тёмной беспробудно. Шампанское и свет свечи, Свет маяка, что нужен в море, Дрова, горящие в печи –Всё это счастье, а не горе… ―Какое ключевое слово в стихотворении? (огонь) Приём «Ассоциативный ряд». ― Назовите ассоциативные ощущения, связанные со словом огонь (свет, костёр, тепло, химические реакции) Проблемный вопрос. ― А существуют ли химические реакции, которые протекают с поглощением теплоты? (реакции разложения: разложение воды под действием эл. тока….) ― О каких реакциях пойдёт речь на уроке? Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом реакции. ―Откройте, пожалуйста, учебники, посмотрите название темы нашего урока. Давайте определим цель и задачи урока. Первичное усвоение новых знаний 1. Экзо- и эндотермические реакции. (Работа по учебнику. Смысловое чтение)― Как классифицируются реакции по тепловому эффекту? Приведите примеры соответствующих реакций. 2. Лабораторный эксперимент (или демонстрационные опыты) Опыт 1. Взаимодействие Mg с раствором серной кислоты. 1) В пробирку с порошком магния (Mg) прилить осторожно, по каплям! 0,5 мл раствора кислоты H2SO4, что наблюдаете? 2) Аккуратно! потрогайте нижнюю часть пробирки. Наблюдения и уравнение реакции записать в тетрадь Опыт 2. Растворение азотного удобрения в воде 1) В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните 2) потрогайте пробирку Наблюдения запишите в тетрадь 3. Термохимические уравнения реакций (Работа по учебнику. Смысловое чтение)― Что такое ТХУ? Какие данные нужно обязательно указывать при составлении ТХУ? 4. Рассказ о работах Г.И.Гесса Изучением теплового эффекта химических реакций занимался наш соотечественник Герман Иванович Гесс. Учёный сформулировал основной закон термохимии – «закон постоянства сумм теплот» в 1840г., который, впоследствии получил название закона Гесса, а Германа Ивановича считают основоположником термохимии. Знание о тепловых эффектах химических реакций имеет большое практическое значение. Самая мощная в мире российская ракета "Энергия". Двигатели одной из её ступеней работают на сжиженных газах - водороде и кислороде: 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж В химической промышленности тепловые эффекты нужны для расчета количества теплоты для нагревания реакторов, в которых идут эндотермические реакции. В энергетике с помощью теплоты сгорания топлива рассчитывают выработку тепловой энергии. Врачи-диетологи используют тепловые эффекты окисления пищевых продуктов в организме для составления правильных рационов питания не только для больных, но и для здоровых людей - спортсменов, работников различных профессий. По традиции для расчетов здесь используют не джоули, а другие энергетические единицы - калории (1 кал = 4,1868 Дж). 5.Рассчёты по ТХУ Решение задач у доски. При определении выделившейся или поглощенной энергии в результате химической реакции пользуются правилом: количество теплоты прямо пропорционально количеству веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся веществ в результате нее. Задача 1. Используя термохимическое уравнение реакции 2Н2О(ж) = 2Н2(г) + О2(г) – 572кДж, определите какое количество теплоты надо затратить на разложение 72г воды. Ответ: 1144кДж Задача 2. Определите тепловой эффект реакции 2SO2(г) + O2(г) = 2SO3(г) + Q, если прореагировал оксид серы (IV) объемом 67,2л (н.у.), и при этом выделилось 294 кДж теплоты. Ответ: Q=196кДж Первичная проверка понимания 1. Работа в парах. Решение задачи с последующей самопроверкой по эталону. Какой объем кислорода (при н.у.) выделится в результате реакции, термохимическое уравнение которой 2KClO3 = 2KCl + 3O2 – 91 кДж, если на разложение бертолетовой соли было затрачено 182 кДж теплоты. Ответ: объем выделившегося кислорода равен 134,4 л. 2. Самостоятельное решение задачи 1). Согласно термохимическому уравнению реакции СН4(г)+2О2(г)=СО2(г)+2Н2О(г)+802кДж количество теплоты, выделившейся при сжигании24г метана, равно: а) 1604 кДж, б) 1203 кДж, в) 601,5 кДж, г) 401 кДж. 2). В результате реакции, термохимическое уравнение которой 4NH3(г)+5О2(г)=4NO(г)+6Н2О(г)+902 кДж, выделилось 1127, кДж теплоты. Объем (н.у.) образовавшегося при этом оксида азота (II) равен: а) 112л, б) 11,2л, в) 89,6л, г) 896л Взаимопроверка по эталону. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению ОБЩЕЕ: § 2, выучить понятия, вопросы 1,2 с. 11 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ: решить задачи № 3,4 6) Рефлексия (подведение итогов занятия) Беседа: ― С реакциями, какого типа мы познакомились на уроке? ― Чем экзотермические реакции отличаются от эндотермических? ― Что такое тепловой эффект реакции? ― Какие данные нужно обязательно указывать при составлении термохимических уравнений? ― Приведите примеры экзо- и эндотермических реакций. Приём «Личный результат» Я знаю… Я умею…. Я затрудняюсь….. Мне было….