kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Углерод"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Углерод» 9 класс Цель: Ознакомление учащихся со свойствами углерода. Задачи: обучающие - повторить строение атом, аллотропию на примере углерода, познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическим значением, разобрать химические свойства углерода; развивающие – продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов своих собственных исследований, развивать познавательную активность учащихся в работе, самостоятельность в работе с учебником, художественными произведениями; воспитывающие – соблюдать технику безопасности при проведении химического эксперимента, воспитывать чувство взаимоуважения и взаимопомощи. Методы и методические приемы: объяснительно- иллюстративные (рассказ, беседа), репродуктивные (работа с книгой), проблемно- сообщающие (объяснение причин различия в подобных процессах), частично-поисковые (беседа, ведущая к выводу, поиск примеров на основе явлений, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся ), исследовательские (лабораторный опыт).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Углерод" »

Урок по теме «Углерод»

9 класс

Цель: Ознакомление учащихся со свойствами углерода.

Задачи:

обучающие - повторить строение атом, аллотропию на примере углерода, познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическим значением, разобрать химические свойства углерода;

развивающие – продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов своих собственных исследований, развивать познавательную активность учащихся в работе, самостоятельность в работе с учебником, художественными произведениями;

воспитывающие – соблюдать технику безопасности при проведении химического эксперимента, воспитывать чувство взаимоуважения и взаимопомощи.



Методы и методические приемы: объяснительно- иллюстративные (рассказ, беседа), репродуктивные (работа с книгой), проблемно- сообщающие (объяснение причин различия в подобных процессах), частично-поисковые (беседа, ведущая к выводу, поиск примеров на основе явлений, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся ), исследовательские (лабораторный опыт).

Оборудование: модели кристаллических решеток алмаза и графита, фотографии сокровищ Алмазного фонда, образцы изделий из графита и сажи, древесный уголь, таблетки карболена, растворы чернил, вишневого компота, сока свеклы, стеклянная трубочка (или воронка), штатив, вата, речной песок, стакан, противогаз.

Литература:

Габриелян О.С. Химия. 9 класс – М.: Дрофа,2011.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс – М.: Дрофа, 2002

Химия. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», № 16, 1997

Ход урока.

I. Организационный момент ( разъяснение целей и задач урока). Взаимоопрос по пройденной теме «Соединения фосфора». Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Критерии оценок: все правильно – «5», 5 вопросов из 6 – «4», 2,3 или 4 – «3», 1 вопрос или ни одного – «2» (оценки в журнал не выставляются, но можно и выставить, если доверительные отношения).

Вопросы:

  1. Какие соединения фосфора вам известны? (Р2О5 , Н 3РО4 , соли).

  2. Укажите характер оксида фосфора (кислотный оксид).

  3. Охарактеризуйте состав и свойства фосфорной кислоты (трехосновная, кислородсодержащая, нелетучая, средней силы).

  4. Сколько рядов солей дает фосфорная кислота? (три ряда: гидрофосфаты, дигидрофосфаты, фосфаты).

  5. Назовите качественный реактив на РО43- . ( Ag+) желтый осадок).

  6. Назовите известные вам фосфорные удобрения. (суперфосфаты, преципитат, фосфоритная мука, аммофосы – два питательных элемента азот и фосфор).

II. Изложение нового материала ( беседа).

Привлекательна цель: знаете ли вы что такое бриллианты, алмазы и из чего они состоят?

  1. Строение атома углерода.

  2. Окислительно - восстановительные свойства углерода.

4Al + 3C→ Al 4C3 C+ O2→ CO2

2H2 + C → CH4 C +2F2→ CF4

(Соответствующие уравнения учащиеся записывают самостоятельно).

  1. Аллотропия.

Учащиеся вспоминают определение этого явления и называют его причины: для углерода – различное строение кристаллических решеток (Демонстрация моделей кристаллических решеток алмаза и графита).

а) алмаз имеет объемную тетраэдрическую атомную решетку;

б) графит – плоскостную атомную кристаллическую решетку;

в) карбин – линейную;

фуллерен – экзотическая модификация.

Алмаз – (рассказ учителя с демонстрацией фотографий сокровищ Алмазного фонда).

Графит – (рассказ учителя с демонстрацией изделий из графита).

«Аморфный углерод» - мелкокристаллический графит. Сорта этого углерода – сажа, кокс, древесный уголь.

  1. Лабораторный опыт (работа в парах).

Адсорбция углем раствора медного купороса, раствора марганцовки, вишневого компота, сока столовой свеклы, чернил.

Описание опыта: в стеклянную трубочку или воронку помещают рыхлый слой ваты, порошок растертого карболена (таблетки активированного угля ) и небольшой слой промытого и высушенного речного песка. Трубку или воронку укрепляют в штативе и наливают в неё разбавленные растворы веществ. Под трубку помещают стакан. В него стекает прозрачная, бесцветная жидкость.

Вывод: активированный уголь способен адсорбировать различные вещества.

  1. Химические свойства углерода.

Учащиеся их прогнозируют сами: с металлами, водородом (как окислитель), с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами ( как восстановитель ) и записывают уравнения химических реакций:

2 С + Са = СаС2 С + О2 = СО2

С + 2Н2 = СН4 С + 2СuO = CO2 + 2Cu

III. Закрепление ( Вопросы с использованием художественной литературы).

№1. В произведении И.А.Ефремова «Алмазная труба» описаны свойства алмаза: « В Сибири геологи обнаружили месторождение алмазов. На белом листе рассыпались мелкие кристаллы – столбчатые, призматические, многоугольные красного, бурого, черного, голубого, зеленого цвета. Это были сопутствующие амельменит, пироксен, оливин и другие стойкие минералы. А среди них, подобно кусочкам стекла, но все же не сходные с ним своим сильным блеском, выделялись мелкие кристаллы алмазов. Здесь были белые, чистой воды камни, были и покрытые шероховатой бурой корочкой. Некоторые кристаллы имели розовый или зеленый оттенок. Чурилин отделил спичкой зеленый двенадцатигранник. Этот вид алмаза отличается необыкновенной даже для этого камня твердостью…».

Вопрос: Что же обуславливает такие свойства алмаза? Почему алмаз и графит отличаются по свойствам?

Ответ: Причина – различие во внутреннем строении веществ, в строении их кристаллических решеток, вызванное, в частности, условиями их образования в земной коре.

№ 2. У писателя И.А. Ефремова в книге «Лезвие бритвы» есть следующий отрывок: « …Южная Африка. Здесь находятся крупнейшие залежи алмазов. Здесь вспучиваются земные недра, залегающие под гранитной корой, тяжелые, рассланцованные давлением породы из особой разновидности гранита – эклогиты. Оттуда сквозь трещины пробиваются под гигантским давление струи раскаленного и сжатого до предела газа, несущие драгоценные алмазы…»

Вопрос: для технических целей сейчас получают искусственные алмазы, но и в этих процессах воспроизводятся естественные условия – высокие температура и давление. Сырье для этого производства – графит. Почему именно графит? В чем заключается сущность процесса?

Ответ: При указанных условиях происходит перестройка кристаллической решетки графита.

№ 3.В произведении Ж. Верна «таинственный остров» говорится: « … Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых, - ответил инженер, - и природа как – будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод».

Вопрос: Древесный уголь после нагревания без доступа воздуха сохраняет тонкопористое строение древесины и имеет большую поверхность, благодаря этому уголь обладает особыми свойствами. Какими?

Ответ: Адсорбционными.

№ 4.Интересно одно из специфических свойств угля, с которым мы знакомимся в сказке Владимира Федоровича Одоевского (1803 -1869) «Мороз Иванович» : «…между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница : коли вода не чистая, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в неё воды, а вода- то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…».

Вопрос: Какие методы очистки воды использует Рукодельница?

Ответ: Методы очистки веществ – фильтрование, адсорбция ( поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества).

IV. Домашнее задание (три уровня).

  1. Подготовить рассказ о каком – либо из известных аллотропных видоизменениях углерода – «3».

  2. Упражнение: подберите и запишите примеры, имеющие отношение к данной в задании группе:

а) С + 2CuO = CO2 + 2Cu C + 2F2 = CF4

б)3C + 4Al = Al4C3 C + 4Na = Na4C - «4»

  1. Рассмотрите записанные вами реакции в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах – «5».

V. Итог урока. Оценивание учащихся.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Углерод"

Автор: Филоненко Ольга Августовна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока Многоликий углерод "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-mnogholikii-ughlierod"
    ["file_id"] => string(6) "127327"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415292776"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "184596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072825"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по химии в 9 классе "Великий углерод". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-vielikii-ughlierod"
    ["file_id"] => string(6) "213474"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432059494"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Углерод и его соединения""
    ["seo_title"] => string(40) "konspekt_uroka_uglerod_i_ego_soedineniia"
    ["file_id"] => string(6) "552115"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590950846"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  химии "Кислородные соединения углерода" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-khimii-kislorodnyie-soiedinieniia-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "127489"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415306637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства